Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 13.02.2015

Что позволено поэту – для министра Улюкаева стыд

В бытность свою ещё цветущим олигархом, а не краснокаменским «заложником стабильности», Ходорковский проводил еженедельные совещания по селектору в небоскрёбе ЮКОСа. Там периодически присутствовал мой случайный знакомый (тоже был присяжным заседателем, только я-то там, в Мосгорсуде повесть «насиживал»), и такой же, но более давний знакомый МБХ… Так вот, эпизодический герой повести «Идём в Процесс» поражался хватке бывшего комсомольца: строгий МБХ старался провести всё совещание за пятнадцать минут, а каждый докладывающий излагал не проблемы, но серию предпринятых мер по их решению. Так прирастала империя ЮКОСа (под закат на биллбордах они именовали себя «национальной корпорацией»). С появлением сотовой связи в середине 90-х, которой ещё не было у большинства – олигархи-то ею усиленно пользовались, – Ходорковский мог и будучи на кожаном диване в гостях у моего либерально-ветеранского персонажа (тут рядом, на Сухаревке), договариваться по мобиле: «Дашь мне дизель?» Дизель на языке олигархов – состав с цистернами. Вот так легко заключали многомиллионные сделки там, где не было государства (почешу я пятки либерал-мечтателям)… А рядом, под окнами копались мы в книжных развалах, бегали по мелкооптовым рынкам…

Нынче времена экономии и мелкооптовых рынков вернулись – но ведь и «государство вернулось», как выразился экс-президент Медведев. И государственные служащие оставляют желать лучшего – причём, сами желают жить лучше олигархов 90-х годов. Вероятно, фамилии Улюкаева мы бы и не услышали, если б не кризис – второй уже на веку нашего бессменного Стабилизатора (хотя в 2008-м, при первом кризисе президентом числился Инноватор). Улюкаев является в эфир всякий раз с плохими новостями, словно соревнуясь с Набиуллиной – ну-ка, кто напрогнозирует инфляцию побольше, пятнадцать, а может, и все шестнадцать процентов?

Странно: ведь он не спикер, он министр, вроде бы? Но почему обязанности министра сводятся к прогнозированию – в богоспасаемом заведении, которое именуется «Министерством экономического развития»? Нет, безусловно, без прогноза там, как и в упразднённом безбожно-большевистском Госплане, и делать нечего – но хочется задать вопрос голосом делового Ходорковского «а что вы сделали, чтобы решить проблему?» Может, пора уже признать, что экономику никто в правительстве Медведева и не думал развивать – она как была сырьевой, так и осталась? И многие годы вся эта элита, которая себя элитой называть не стесняется – пользовалась государственным обеспечением (куда входит служебный транспорт и ещё масса прелестей), получала баснословные оклады только чтобы, как экс-зэк Ходорковский, опустошать недра бывшей Советской родины. Только под флагом стабильности… 

Проект прихода к власти Ходорковского в 2003-м родился не случайно в уме именно нефтяного олигарха. Им всем тогда казалось, что они, научившись продавать богатства недр, смогут построить тут прекраснейшее государство – смогли же свои корпорации выстроить и даже благотворительностью занялись, стадионы строили (в Томске, например, Ходора до сих пор боготворят за это). Они заменили собой государственные институты – но не тут-то было! Пришёл Путин и… Собственно, сделал то же самое – но под знаком вставания с колен (нет, это не из Кама-Сутры). Ирония постсоветской истории именно в том: мечты Ходорковского реализовал Путин. Только не в масштабах ЮКОСа, экстраполированного на РФ, а в масштабах РФ, ставшей сырьевой (Пятой) империей – под знаменем Роснефти и примкнувшего к ней Газпрома. Кстати, если юкосовского Пичугина судили «за утюги и паяльники», а приближённые ко двору шептались в том же 2003-м, как мафиозно обходился Ходор с конкурентами, – то вот «собирание» Роснефти из уже поделенных активов совершалось таки тем же самым методом. Сечин и Богданчиков могут многое рассказать, но скамьи подходящей пока нет. Посему в лапах российского герба после этого «государствообразующего дела ЮКОСа», совпавшего с возрождением Роснефти, должны бы появиться паяльник и утюг.

Что ж, сложилась именно такая экономика – при молчаливой поддержке истощённого реформами народа. Сложились миллиардные состояния, сложилась социальная иерархия – но не в них самих кроется зло. Сложилась такая система распределения тех самых, из земли только и добываемых благ, что Россия не может развиваться. Министерство экономической деградации – вот подходящее название. И в таком заведении действительно востребован спикер, который бы еженедельно озвучивал рейтинг падающего рубля и растущей инфляции. Тут есть логика.

Советник президента Глазьев уговаривал нас, когда доллар стоил сорок рублей: потерпите, мол, всё наладится, не надо ничего менять, храните сбережения в рублях. Однако наученные уже не одним горьким кризисом 1998-го, граждане теперь ждут к концу 2015-го сорокапроцентную инфляцию – и не по законам каким-то высшим, а именно с учётом профессиональных способностей нынешних министров и Центробанка. И кто подаст пример простым трудящимся, как не элита? Вот, например, бывшая министр Скрынник, при которой сельское хозяйство сырьевой империи прямо-таки расцвело – хранит всё (или только часть?) нажитое непосильным трудом в швейцарском банке HSBC. А в 2005 году свой миллион с небольшим долларов в этот банк положила жена начальника отдела по защите гостайны Роскосмоса Александра Дегтяря Татьяна. Государственные тайны под надёжной защитой! В русском списке из 740 клиентов HSBC засветились и экс-президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, и первый зампред правления «Роснано» Андрей Раппопорт, который тогда был членом правления РАО «ЕЭС России». Суммы, которые лежали на их счетах, неизвестны.

При этом счета в швейцарском банке чиновники и бизнесмены открывали не просто так. У многих там была и остаётся недвижимость. Например, бывший вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов при открытии счёта своим адресом указал дом в фешенебельном предместье Женевы. С ним по соседству, согласно данным журналистов, расположен и трёхэтажный особняк бывшего совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко. Неподалёку живёт и его дочь Ксения.

Однако для России из уст Улюкаева и не только звучат всё более мрачные прогнозы. «Общественный контроль» обратился в правительство с предложением поддержать социально незащищённые слои населения, выдавая им специальные талоны, которыми можно будет расплачиваться в магазинах. Согласно предложению организации, финансироваться система будет из федерального бюджета. Не всё же нашу нефть, преобразованную в зарплаты менеджеров и чинуш – класть в швейцарские банки? На сайте «Общественного контроля» указано, что сумма, которую жители России платят за продукты, постоянно увеличивается. Если раньше на пропитание россияне тратили 36–40% дохода, то после резкого роста цен придётся расстаться с половиной заработка. «При сохранении тенденции в ближайшие месяцы показатель, скорее всего, превысит 50–60%», – предполагают эксперты. Ау, Улюкаев! Может, сразу уступим кабинеты Минэкономразвития товарищам из «общественного контроля» – они хотя бы выводы какие-то делают из ваших же прогнозов?

Умные люди, выступающие на волнах РСН, однако, подтверждают, скорее, прогнозы «Общественного контроля». Академик, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг полагает, что при сохранении нынешней экономической политики в некоторых регионах РФ введение карточек вполне возможно. Что ж, мы прекрасно помним итоги перестройки – «Визитные карточки покупателя» выдавались москвичам (чтоб иногородние не скупали дефицит), на мою долю тоже выпала оная. В отдел заказов можно было сходить, пару пакетов круп купить, бутылку водки, блок «Беломора». Ну, я-то ладно, молод… А вот то, что бабушке моей, общавшейся с Лениным, пришлось увидеть эти плоды горбачёвщины, выстаивать эти очереди в «Заказах» на Садово-Каретной – до сих пор стыдно. Но что мы тогда могли сделать? Шли, покупали, запасались (даже некурящие и непьющие: «рабочим дадим, натуральный обмен») – «Беломор» как раз тогда трактовался на плакатах как безусловное «преступление сталинизма», хотя реальное экономическое преступление «ускорения» в Стране Советов никто замечать не спешил.

Улюкаев зовёт нас в тёмные времена продуктовых карточек? Однако при Сталине, когда после войны работала карточная система, было ради чего затянуть пояса, ради чего выстаивать в очередях. Рекордными темпами восстанавливалась экономика, разворачивались стройки коммунизма, силы природы ставились на службу человека (как писал Борис Полевой в 1952-м году в журнале «Советский Союз», впервые проплывая по Волго-Донскому каналу, как писал и А.М. Горький, проплывая по Беломорканалу в 1933-м). Но у нас-то, в СССР карточная система была отменена уже в 1947-м, а вот в благословенной ныне для постсоветской элиты Англии карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сладкое в 1953 году, на мясо и остальные продукты в июле 1954 года. А у нас – уже Волго-Дон и зреющая водородная бомба...

Помимо затягивания поясов Улюкаев всё хочет повысить пенсионный возраст – мол, как в Европе. Но давайте уточним, какие в ЕС зарплаты и сколько там живут пенсионеры, сколько они путешествуют по миру и на какие пенсии. При таком раскладе – валяйте, повышайте! А вот если слабовата экономика – извольте-ка свои министерские пояски подтянуть. Вот какие у нас предложения, на чём можно сэкономить в первую очередь.

Резкое снижение министерских зарплат: получают они не за развитие, а за деградацию, поэтому справедливо по 40–60 тысяч на брата, больше не заработали. Мера касается всех замов министров, а так же менеджеребцов всех уровней, включая госкорпорации. Отмена всех льгот, включая пенсионные (а то у нас и опальный Лужков будет получать 300 тысяч – где это ещё видано, в какой стране, чтоб изгнанный и опозоренный мэр получал такие «ельцинские отступные»?). Каждый министр, а также его замы имеет по две дамы (секретарши), по два шофёра, кучу помощников и штатных советников, которые за всё переживают, но ни за что не отвечают, – такого при безбожных большевиках не было, не советуем и сейчас, если не хотите нашего, большевистского возращения к власти.

И впрямь: почему это госслужащие, в отличие от точно таких же слуг государства, учителей, медсестёр и продавцов хлеба, молока в магазинах, должны иметь миллион льгот? Чем они их заслужили на данный момент? Если Улюкаев или кто-то рядом готов на этот вопрос ответить – дадим полосу. Каждый день по пути в редакцию «ЛР» прохожу Министерство Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства РФ (Минстрой). Все служебные машины – чёрные «Ниссаны». Много ли Минстрой такого важного строит, чтобы разъезжать на иномарках – не пора ли пересаживаться хотя бы на «Лады»?

Господин Улюкаев определённо не справляется с должностными обязанностями. И его загадочная любовь к пугающим, размашистым устным прогнозам-выступлениям, однако, имеет объяснение. Он ведь поэт. Ну, вот по этой линии ему и светят перспективы. Журнал «Знамя», где часто печатаются вирши министра, на общих правах с прочими «толстушками» нынче вымирает. Не занять ли ему кресло тамошнего исполнительного директора? Вот это по уму – получится вытащить журнал из трясины, можно и о повышении подумать.


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования