Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 13.02.2015

Наши университеты научились только плодить проректоров

                                             Бюрократизация системы высшего образования

                                                 на фоне нищенских зарплат профессуры

 

Министр-администратор: «Два фунта придворным, а четыре в уме...

Три фунта королю, а полтора в уме. Фунт принцессе, а полфунта в уме.

Итого в уме шесть фунтиков! За одно утро! Умница».

(Е.Шварц. Обыкновенное чудо)

 

Ностальгия по советскому времени для людей старшего и среднего поколения имеет множество аспектов, одним из которых является высшее образование. Многие считали его лучшим в мире и не случайно. По крайней мере, техническое и вообще в сфере точных наук – это уж точно. Бывшие студенты советских вузов вспоминают с благодарностью своих непосредственных преподавателей, а также вышестоящее начальство: деканов, ректора и проректоров. Как не вспоминай, проректоров всегда было трое: по науке, по учебной части и по АХЧ.

Прошло двадцать лет и кое-что изменилось. Совсем недавно, в 2012 году произошло объединение двух петербургских вузов: Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭКа) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа) в единый Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). Такое объединение не проходит бесследно для управленческой структуры и приводит к неразберихе среди различных служб. Исправляют подобную ситуацию обычно одним способом: увеличением количества таких служб, при этом большинство из возникающих структур никак не связаны с учебным процессом.

Так вот, судя по сайту СПбГЭУ, в число высших менеджеров вуза входят: ректор, президент, научный руководитель, первый проректор, проректор по учебной и методической работе, проректор по научной работе, проректор по социальной и воспитательной работе, проректор-директор института управления, проректор по международным связям, проректор по развитию университетского комплекса, проректор по качеству, проректор по работе с филиалами, проректор по административной работе, проректор по режиму и безопасности.

Президента обсуждать не будем – это должность почётная и для пенсионеров. Подсчитаем остальных и получим 12 проректоров. Итак, по сравнению с советским вузом количество проректоров увеличилось на 9 штук.  

Ладно, 9 лишних кресел в институте особенно никому не повредят. Умолчим даже про их нескромные зарплаты. Проблема заключается в том, что каждый из проректоров обладает подчинённой ему и зачастую разветвлённой службой. Всего в подчинении 12 проректоров находится 59 подразделений в статусе: управлений, отделов, дирекций, центров, институтов, штабов и клубов, многие из которых в свою очередь делятся на отделы и сектора, подсчитать которые проблематично. Кроме этого, в непосредственном подчинении ректора находится 10 подразделений, которые, видимо, ему жалко отдавать на разграбление проректорам.

Интерес вызывает должность проректора по качеству. В его подчинении находится всего 2 подразделения: управление повышения квалификации персонала и управление качеством. Роль первого управления ещё можно осознать, но чем занимается второе? На сайте вуза можно обнаружить только, что управление качеством делится на 2 отдела: оценки и контроля качества образования и координации СМК.

Таинственную аббревиатуру «СМК» в итоге удалось расшифровать при помощи Всемирной паутины: оказывается это всего-навсего «система менеджмента качества». Чем она занимается понять без бутылки невозможно.

Также трудно себе представить, почему оценка и контроль качества образования находится не в ведении проректора по учебной работе. Наверное, потому, что ему подчинено, как и ректору, целых 10 служб, в состав которых входят 17 отделов (в том числе и таких неоднозначных как «обратной связи и отчётности», «мониторинга показателей деятельности вуза» и «координационно-аналитический»). Где ж ему ещё следить и за качеством образования?

Кстати, отдел мониторинга показателей деятельности вуза, находящийся в подчинении проректора по учебной работе и ведомый проректором по качеству отдел оценки контроля и качества образования, похоже, занимаются одним и тем же. Или есть другие показатели деятельности работы вуза кроме повышения качества образования?

Также глубокий интерес и тревогу вызывает департамент проректора по административной работе. Он курирует работу 7 служб разветвлённых на 13 отделов, в т.ч. наградного, подготовки документов государственного образца, обработки административно-кадровых документов и персональных данных, регистрации и контроля документов, электронного документооборота. Тяжёлая работа у проректора-администратора! Как ему сложно не заблудиться в лабиринтах кругооборота бумажных и электронных документов, наград, образцов и кабинетов!

Вернёмся к списку высших сановников вуза. Важно понять, как делят свои обязанности научный руководитель и проректор по научной работе. Оказывается, ничего сложного. Дело в том, что научному руководителю ничего не подчинено. Он как свободный художник парит в облаках. То ли дело проректор по научной работе, которого допекают сотрудники 8 отделов и 12 подотделов, в т.ч. отдела статистической отчётности и документации, который почему-то оказался за пределами хозяйства проректора-администратора.

Оставим в покое бедный СПбГЭУ. Только появился на свет, то плачет, то смеётся, то щетинится как ёж, вот и пришлось дюжину нянек нанимать. Возьмём главный питерский вуз с долгой историей и посмотрим, кто и как им управляет.

Санкт-Петербургский государственный университет основан в 1819 году. Скоро 200 лет – почтенный возраст. Кажется, пора уже наладить документооборот. И действительно, проректора по административной работе в нём нет. Но кого только в СПбГУ нет! Всего в универе, окромя ректора, одиннадцать бонз: 9 проректоров плюс 2 заместителя ректора: по безопасности и международной деятельности. На футбольную команду наберётся – видимо, ректор их тренирует.

В числе этой недоделанной сборной попадаются великолепные экземпляры. Например, проректор – руководитель Аппарата ректора. К сожалению, сайт вуза умалчивает о количестве аппаратчиков, обслуживающих непосредственно владыку.

Самая захватывающая дух проректорская должность в питерском университете звучит так: «проректор по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям востоковедение, африканистика, искусcтва и филология». Любопытно было бы сфотографировать табличку на двери этого проректора и отослать фото в книгу рекордов Гиннеса.

Перенесёмся в город-герой и одновременно столицу нашей Родины. Не успеет солнце нежным светом украсить стены древнего Кремля как на работу в МГУ на персональных и не очень автомобилях несутся ректор (в белом венчике из роз) и 12 проректоров: Матфей, Пётр, Иоанн, Андрей, Варфоломей, Иуда и далее по списку. Прямо не ректорат, а апостолитет какой-то, право слово. Такое ощущение, что скоро проректоров в российских вузах станет больше чем начинающих преподавателей-ассистентов.

Одним из главных ноу-хау российской образовательной системы стало создание федеральных университетов – безобразных монстров, призванных вывести наше образование и науку на доселе невиданные вершины. Всего, начиная с 2006 года, их создано 10. Обобщим управленческую структуру девяти из заведений, поскольку иерархия созданного в 2014 году Крымского федуниверситета в Симферополе пока не обнародована.

Так вот, по количеству проректоров лидируют Северо-Восточный (Якутск) и Северо-Кавказский (Ставрополь) университеты – в них по 10 заместителей главы вуза; главный из отстающих – Балтийский (Калининград) университет – всего 6. В Уральском (Екатеринбург) университете 57 отделов и служб не связанных непосредственно с учебным процессом и наукой. И здесь на последнем месте Калининград – здесь всего 12 таких подразделений.

Преподаватели со стажем ещё помнят времена, когда в вузах бухгалтерия занимала одну комнату, в которой находилось 4 человека: главный бухгалтер и 3 сотрудницы, первая из которых отвечала за преподавателей, вторая – за студентов и третья – за остальные сферы деятельности института. Эти немногочисленные работницы вполне справлялись с возложенными на них обязанностями. Теперь в вузах бухгалтерия занимает 5–6 кабинетов, заполненных бойцами счетоводческого труда у которых вечно не сходится дебет с кредитом. Впрочем, сальдо всегда в их пользу.

Например, только в бухгалтерии Балтийского федерального университета кроме главного бухгалтера и трёх его заместительниц действуют 4 отдела: материальный, наличных расчётов, расчётный и по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Создание новых отделов, служб, центров происходит в вузах вегетативным путём – почкованием. Часто новая структура в вузе создаётся «под ключ» для сына или дочери чиновника, занимающего высокую должность в вузе, а также для его племянников, деверей, зятьёв, пасынков и падчериц, воспитанниц, любовниц, кандидаток в фаворитки, зазноб, шуринов, своячениц, снох, золовок, свёкров и тёщ, внуков, одноклассников, собутыльников и прочих подельников. Создание дополнительных структурных подразделений может быть также инициировано городской мэрией, областной администрацией или министерством, в подчинении которого находится образовательное учреждение.

Одно дело создавать должности, а другое – выделять кабинеты под прислуживающихся в них деятелей административных искусств и наук, где бы они могли с комфортом разместиться и предаваться мечтам о зарубежных курортах или флирту с лаборантками и методистками. Количество помещений в зданиях вузов не безгранично, поэтому начинается захват всех подходящих для персонального кабинета площадей. Корпуса многих институтов и университетов в России изначально планировались архитекторами с просторными холлами на этажах, где студенты и преподаватели в перерывах между занятиями могли прогуляться и отдохнуть, посмотреть на окружающий мир из широких окон, а в тёплое время года и подышать свежим воздухом. Так вот, эти холлы начинают быстро загораживаться перегородками, за которыми размещаются всё новые и новые вьюноши и девушки неопределённых возрастов со своими компьютерами и кипами бумаг, требующими немедленной резолюции «уплочено» и штампа с печатью. Наконец, в случае недостачи пригодного для кабинета места в ход идут и учебные аудитории, поскольку образовательный процесс для акул документооборота, гиен волокиты и канцелярских шакалов стоит на последнем месте в приоритетах их жизненных интересов.

Совсем недавно, в ноябре 2014 года в Московском физико-техническом институте случились волнения из-за нищенских зарплат преподавателей. Так вот если люди обременённые честно заработанными степенями и званиями получают копейки, то доходов любого из начальников десятков мельчайших подразделений того же вуза вполне хватает на безбедное существование, ежегодное проведение отпуска за границей и покупки импортного автотранспорта.

Обычно более высокий уровень зарплат административных работников по сравнению с работающими непосредственно со студентами преподавателями руководство вуза объясняет так: кабинетные деятели, мол, работают с девяти до шести, а вы, товарищи учёные, доценты с кандидатами провели какую-то жалкую пару и свободны. Чья бы корова мычала. Для проведения лекций и семинаров нужны опыт и знания, а для административных трудов – кресло и пухлая задница. Как можно сравнивать аудиторную работу с перекладыванием бумажек из одной стопки в другую? Нет ответа.


Олег КОРНИЕНКО,
кандидат экономических наук,
г. РОСТОВ-на-ДОНУ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования