Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 13.02.2015

Как отыскать земной рай?

                                                                 Впечатления от встречи

                                                     с писателем Юрием Нечипоренко в Орле

 

В Орле в галерее Курнакова, прошла встреча с писателем, учёным Юрием Нечипоренко. Высокий, энергичный, на столе – его книги, можно брать, листать. Вот «Ярмарочный мальчик» – так просто и занимательно о Гоголе написано! А вот – совсем недавно изданная – «Золотой петушок»…

 

Постепенно перебирая книжное богатство, я, наконец, открыла, то есть, попала в книгу «Начальник связи» – с добрым, умным предисловием Олега Шишкина.

У многих мечта – написать о себе маленьком, да чтоб об этом узнали другие. Казалось бы, легко: описал прошлые события, вспомнил всё, что было хорошего, а может, плохого – и доволен. Детство рядом, заспиртованное, словно зародыш. А ты попробуй сохранить живым, это ушедшее детство. Став одновременно и ребёнком и взрослым, написать так, как малыш ещё не может выразить на бумаге, но может чувствовать, воспринимать. Взрослый помогает ребёнку, ребёнок – взрослому. В повести «Мой отец – начальник связи» мчащиеся на мотоцикле люди делают ветер, двигают его. Самые обычные вещи оборачиваются чудом, если посмотреть на это непосредственно! Задумалась: «А если кто отравился ядом – можно его мёдом спасти?» Казалось бы, детский, наивный вопрос, а психологически очень интересный. Важные, философские мысли ненавязчиво живут в строчках, воздействуя на мировосприятие читателей – и детей и взрослых. И тянет заглянуть, как автор, вглубь себя, ощутить связь всего и внутри и снаружи – в реальной жизни. И я вдруг обнаруживаю, что мне уже не скучно в моём тихом городке. Происходящее наполняется смыслом, цельностью, образностью. На полузамёрзших лужах – гусиные лапки льда, а по ним гордо топают собачьи – забавно! Вспоминается уют моего детства, а ведь оно сплетено со мной теперешней. Отпирается дверка внутри. Правильно говорил Юрий Нечипоренко на встрече: «Книга – это ключик» и разложил на столе свистульки, да игрушки – входите в детство, у каждого разное – и всё же одно на всех!

Небольшие главки текут, как ручейки. В нужный момент эти ручейки сливаются в один красивый водоём – «В одной связке» и снова бегут дальше. На встрече писатель говорил о музыке, пробуждающей чувства. Мне кажется, именно эта глава-озерцо наиболее поэтична, даже сюрреалистична. И вся музыка течёт к ней. Сочетание глубоко личного и, в тоже время, выход за пределы личности, взгляд со стороны…

В рассказах отца тоже есть эмоциональное озерцо из ручьёв. В «Эмигранте» – музыка достигает кульминации. Позиция автора – над ситуацией. Похоже на Пушкинское: «Мчатся, сшиблись в общем крике…» Шаржированность и даже симпатия в описании обеих сторон. Казалось бы, при такой позиции должно было вкрасться бесстрастие. Но читаешь и переживаешь, будто рядом находишься и больше сочувствуешь любви, она – ценность, даже если все уже погибли и никого не осталось.

Читала как-то роман писателя Сергея Соловьёва «Адамов мост». Там тоже музыка, личное сплетено с трансцендентным. Поиск рая на земле через красоту, образы. Правда, сложно читается, не для детей, точно. Многие ищут рай на земле, начиная с поиска цельности, связи всего внутри своей души и, кажется, находят. Мне сдаётся, Юрий Нечипоренко – тоже искатель такого рая. И, с его лёгкой руки, не одолевая горы толстенных томов, не только он сам, но и читатели – дети и взрослые могут ощутить наслаждение каждой деталью, каждым событием жизни. А всё потому, что внутри развивается творческий наблюдатель, который всё вокруг интересней, живее делает. Если понаблюдать за скворцом, то оказывается, что он и мяукать может. Чемоданы оживают – «могут ускакать», машина хлопает в ладоши от счастья. Если слово «начальник» ассоциируется с началом, то можно и своё что-то выдумать, творчески мыслить начинаешь. Такие неологизмы, как «свиновнук», «человеколовилка», «укротители чемоданов» и свежие, необычные образы – «дядя напоминает мне тарелку борща» и потом, дальше – «маленькая тарелка борща делается из большой тарелки двора» ещё сильнее будят креативность. А когда главные герои расширяются до размеров «дядиной тарелки», становятся важными и загадочными, вот тогда начинается тайна. Всё в мире становится не случайным, ценным, космическим. И это действительно так, просто в суете не замечаешь. «Давайте ценить друг друга!» – сказал на встрече в галерее Юрий Нечипоренко. Ощущение ценности, внутреннее тепло по отношению к другим напрямую связано с «мирозрением»– как выразилась одна художница.

Вот это идея – преобразовать, дополнить детство! Проявить непроявленный диалог с отцом, отправить в прошлое внимание, любовь к родителям.


Ольга СОКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования