Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 13.02.2015

Злодей

Давайте представим на секунду, что Агата Кристи утомилась выдумывать головоломки для своего Эркюля и решила написать, ни много, ни мало, историю Великобритании. Представили? Уже улыбаетесь, да? Но пойдём дальше. Представим, что строгое консервативное общество Англии не закидало старушку мокрыми тряпками, а отнеслось всерьёз к амбициям и потугам престарелой детективщицы, то есть признало за ней право говорить от имени исторической науки. А писала бы Агата Кристи о том, как грязные и дикие англосаксы приплыли на острова, что приплыли они на плотах и с присущим им варварством стали разрушать древнюю культуру бриттов.

Теперь вопрос.

Много времени потребовалось бы англичанам, чтобы сжечь все книги мэтра детективного жанра и навсегда вычеркнуть её имя из истории своей литературы?

Впрочем, можете не отвечать.

Совсем не то у нас.

 

Ни для кого не секрет, что Борис Акунин пишет «Историю российского государства». Уже второй том вышел. Лавры Карамзина не дают писателю покоя, что видно даже из названия, но дело не в этом. Автор похождений Фандорина задумал воистину дерзкий и разрушительный проект, вся опасность которого не видна на первый взгляд. Блестящий стилист, очень хороший детективщик, мастер сюжета пишет многотомный труд. О будущих читателях автор говорит так: «Я рассчитываю на другую аудиторию – на тех, кто историю не знает и, может быть, даже не хочет знать». Своеобразная история для дилетантов, да и в академических кругах дали весьма сомнительную оценку первому тому. Притчей во языцех стали «русославяне», «бог дождя Даждьбог» и прочие ляпы. Не будем на них акцентировать внимание, они вообще не важны. Фокус в том, что к работе Акунина подходят с оценок исторической значимости и достоверности, но автору совершенно нет дела до этих критериев. Он играет по другим правилам и на другой результат. Это как если бы болельщики ругали вратаря за пропущенный гол, не зная, что он просто сливает матч и отрабатывает авансы. Приведу пример. Исследования Виктора Суворова Второй Мировой войны антинаучны, выводы притянуты за уши и носят откровенный заказной характер, но добрая половина читателей его книг свято уверены, что войну начал Сталин. Так формируется даже не общественное мнение, но картина мира в неокрепшем сознании. И вот здесь посыл»для дилетантов» приобретает зловещее значение. У самого Григория Чхартишвили превосходное историко-филологическое образование, но вот то, что большинство его читателей не имеют внятной картины истории страны – в это верится охотнее. А масштаб разрушительной работы виден тогда, когда мы перелистываем последнюю страницу и видим тираж: 45 000 экземпляров. Напомните мне, когда последний раз авторское историческое исследование выходило подобным или большим тиражом? Не знаете? Так я напомню. Тот же Виктор Суворов, 1992 год, «Ледокол» – 320 000 экземпляров. Но если сейчас мы уже понимаем, что состоялась историческая махинация, виной тому бардак 90-х и общий тренд уничтожения символов советской культуры, то акунинская «История» – это брошенные на огороде грабли, которые замаскированы под лопату. Поймёшь, что именно грабли только тогда, когда получишь по лбу.

Центральная мысль первого тома: «Древнюю Русь можно назвать неудавшимся государством». А теперь вдумайтесь: за десять лет этот человек напишет запланированные восемь томов. Плохо не то, что их прочитают около полумиллиона человек (с учётом вообще всех читающих людей в России это не маленькая цифра), но то, что на эту откровенно ангажированную историю начнут ссылаться. Сначала она проползёт в качестве дополнения к образовательным программам частных школ. Потом пролоббируют её признание в академических кругах. Но даже если всего этого, я надеюсь, не произойдёт, сам факт существования многотомного антирусского труда – это плевок в глаза на всём. А ничего, утрёмся. Первый раз, что ли?

Не правы те, кто заговорили о фальсификации Акуниным истории только сейчас. Он всем своим творчеством последовательно доказывал, что Россия – это европейский проект и счастлива может быть только в роли вассала при добром хозяине. А уж на Советский Союз Акунин реагирует, как вампир на чеснок. Его трясёт и корчит. Вы почитайте «Квест», где положительный герой Рокфеллер забрасывает в СССР диверсионную группу, чтобы выкрасть у тирана и мерзавца Сталина «сыворотку гениальности». Или роман «Шпион», в котором великолепная немецкая разведка наголову переигрывает «кровавый» НКВД и Сталин отзывает все войска от западной границы за два дня до вторжения. Но художественная проза даёт пространство для подобных фантазий. Их никто не воспринимает всерьёз. А вот историческое исследование будет претендовать на объективность.

Даже полюбившийся многим читателям Фандорин – это европейский тип героя, в нём нет ни одной национальной черты, напротив, мультикультурализм хлещет из самого образа жизни, диалогов и убеждений. На фоне вороватых и глупых чиновников царской России Фандорин кажется эдаким русским суперменом, но необходимо ясно и чётко для себя понимать: Фандорин – это квинтэссенция всего европейского и просвещённого в противовес русскому и невежественному. А сама картина общественной жизни и её институтов дана более чем предвзято.

Лучшую оценку деятельности Акунина дал Павел Басинский: «Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы – я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас – насквозь идеологичны». И оснований не верить критику нет. Несмотря на то, что сам Акунин заявляет, что собирается создать цельное представление об истории России, «не замутнённое ничьими теориями».

Мы отстаём ровно на шаг. Сейчас, когда я пишу эту статью и пытаюсь проанализировать первые два тома – Акунин уже пишет третий. И допишет до конца, можете не сомневаться, создавая замутнённую картину русской истории. Это раньше историю писали победители, а сейчас пишут те, у кого больше денег. И чем масштабнее задачу они перед собой ставят, тем дальше вырываются вперёд.

Акунин-Чхартишвили злодей. Псевдоним у него говорящий. Холёный интеллигент с мёртвой хваткой бульдога. Вглядитесь в черты его лица. Крупная, непропорциональных размеров голова с крепкой челюстью, удивительным, почти искусственным носом и высоким умным лбом. Глаза не маленькие, но очень въедливые, недобрые. Седая щетина охраняет полные вообще-то губы, сглаживает эффект этой припухлости. Не будь этой щетины, губы выдали бы обиженного на мир ребёнка. Он уже и сам не знает, кому мстит и за что. Просто выполняет свой злодейский инфернальный долг. И будет преступным заблуждением недооценивать деятельность этого человека. История (не акунинская, не карамзинская) в конечном итоге расставит всё по своим местам. Но в России за это всегда приходится платить слишком высокую цену. Страшиться этого не надо, но и глаза бы уже пора продрать. Злодей пишет свою вывернутую наизнанку «Историю», книги выходят десятитысячными тиражами, а мы всё спим, спим… Как будто морок какой висит над нами.

Всё, братцы, пора просыпаться. Пока самих себя не проспали.


Дмитрий ФИЛИППОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования