Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 13.02.2015

Швейк призывает «сложить оружие и задуматься»

К своему юбилею, 85-й годовщине создания, Центральный академический театр Российской Армии подготовил несколько интересных спектаклей. Среди них – «Похождения бравого солдата Швейка». Роман Ярослава Гашека стал шедевром мировой литературы. К нему не раз обращались деятели искусств. Помню, с каким интересом я смотрел в детстве чехословацкий кукольный фильм известного режиссёра Иржи Трнка. В героях Гашека, как правило, выделяется одна черта характера, и её можно воплотить в кукольном персонаже. Мне довелось увидеть в Нижнем Новгороде яркий спектакль кукольного театра по этому роману. С успехом шёл в нашей стране чехословацкий фильм, где артист Грушински неподражаемо сыграл Швейка. Актёр вернулся к этому образу в советско-чехословацком фильме «Большая дорога», где он играет прототипа Швейка, друга Ярослава Гашека. Но я, старый театрал, не помню, чтобы на московской сцене шёл спектакль о Швейке. И кому как не театру Армии нужно было поставить его сейчас?

Инсценировал роман сам режиссёр-постановщик Андрей Бадулин. Казалось бы, роман Гашека не очень-то и сценичен. Но режиссёр почувствовал, что «Швейк» по литературной форме – собрание новелл, объединённых общим героем и единством авторской мысли. И Бадулин придумал интересный ход, сделав основным местом действия трактир «У чаши», где старый Швейк рассказывает завсегдатаям этого заведения о своих похождениях в молодые годы. Умным и добрым человеком предстаёт перед зрителями пожилой Швейк в исполнении Александра Чутко. Прихлёбывая за столиком пиво, он наблюдает за собой в молодости, комментируя события и поступки. Молодой Швейк (арт. К.Денискин) – благодушный и вроде бы наивный человек, не сатирическая маска, а живой, реалистический образ. Как и у Гашека, он отчасти и плут. От народа он унаследовал здравый смысл, поэтому Швейк Денискина не трепещет перед портретом австрийского императора, осознаёт, что фельдкурат Отто Кац – не служитель бога, а пьяница и развратник, поэтому с удовольствием выполняет просьбу мертвецки пьяного Каца надавать ему пощёчин. Не менее ретиво Швейк выполняет приказ поручика Лукаша осуществлять в его отсутствие все желания его легкомысленной пассии. Сцена соблазнения Швейка этой любвеобильной особой решена в спектакле по-театральному ярко, без тени пошлости. Герой ловко дурачит своих господ, и это позволяет сравнить его с диккенсовским Сэмом Уэллером, с Фигаро, Иванушкой-дурачком, но это чешский народный герой, хотя в нём и много общечеловеческого. В этой постановке Швейк не комический, а скорее трагикомический персонаж, терпящий притеснения, лишения, но никогда не впадающий в отчаяние. Это подчёркивается не только игрой артиста, но и самим жанром спектакля. Он решён в жанре кабаре, где есть песни, танцы, пантомима, теневой театр, кинохроника и конферансье – пожилой Швейк. Многие артисты мгновенно перевоплощаются в других персонажей. Всё это делает спектакль ярким, живым, динамичным. Этому способствует и оформление художника-постановщика Михаила Смирнова: одна сцена сменяется другой с помощью выдвигающихся то справа, то слева книжных заставок – известных иллюстраций к роману чешского художника Йозефа Лады. Эмоциональному восприятию спектакля помогает и музыка Рубена Затикяна, где ощущаются и чешские фольклорные традиции, и лирическая грусть, и веселье. Танцы, поставленные хореографом Алексеем Молостовым, удачно подчёркивают гротескный характер героев Гашека. По воле режиссёра, герои появляются то в ложе, то на балконе, то проходят по залу, здороваясь со зрителями, что вызывает смех и аплодисменты. Словом, над спектаклем работал слаженный коллектив единомышленников.

Мне показалось, что сцена с пьяным фельдкуратом неоправданно затянута, хотя его и превосходно играет Ю.Сазонов. Это лишает спектакль присущей ему динамичности. Я заметил, что не всем зрителям понравилась сцена убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, решённая слишком «балаганно», но, думаю, она оправдана жанром спектакля.

Юлиус Фучик отмечал, что Швейк, «хотя не всегда вполне сознательно, помогает ломать здание гнёта и произвола», иными словами, подтачивает режим угнетения и насилия народа. Верно сказано. В спектакле (как и в романе) Швейк стремится «откосить» от армии, не желая быть «пушечным мясом» в ненужной народу войне. Невольно возникает ассоциация с современными призывниками на Украине. А отчаянный призыв Швейка в этом спектакле – «Сложить оружие и задуматься» – разве не актуален? Здесь же герой Гашека замечает, что человеку свойственно всегда надеяться на лучшее. Этими словами и заканчивается спектакль, безусловная удача театра.


Александр МАКЕЕВ,
кандидат филологических наук




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования