Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 27.02.2015

Когда же время излечит варварское беспамятство?

Три года назад останки Марии Фёдоровны Достоевской – матери писателя доставили из Музея антропологии на временное хранение в одну из подмосковных церквей.

Останки планировали захоронить рядом с восстановленной могилой её мужа, отца писателя, Михаила Андреевича Достоевского. Он был похоронен у церкви в селе Моногарово, Зарайского района Московской области. Однако место его захоронения точно не установлено до сих пор. Церковный погост с его могилой уничтожили в 1920-е годы. На очень приблизительном (условном) месте его захоронения установили кенотаф (символическое надгробие) с деревянным крестом. А найдут ли вообще точное место этого захоронения и создадут ли в Даровом и в Моногарово мемориально-музейный комплекс? Я не уверен в этом.

Храм «Сошествия Святого Духа»,
территория огорожена
Храм «Сошествия Святого Духа», территория огорожена

Церковь в Моногарово сильно разрушена. Средства даже в самом минимальном объёме не поступают на проведение довольно сложных восстановительных работ, в том числе и в соседнем селе Даровое, где была усадьба Достоевских.

А вот место, где была могила М.Ф. Достоевской на Московском Лазаревском кладбище определено. Место её нахождения чётко указано в протоколе об эксгумации останков матери писателя. Я быстро нашёл это место. Оно недалеко от храма «Сошествия Святого Духа» на территории бывшего Лазаревского кладбища. Ныне на месте снесённого кладбища – территория парка «Фестивальный». Но большой земельный участок бывшего кладбища передан приходу восстановленного и действующего ныне бывшего кладбищенского храма. Церковный участок окружён металлической оградой и охраняется. Рядом с храмом – община православного сестричества. А за алтарной частью здания церкви восстановлены две могилы. Сюда приезжали журналисты из ФРГ. Они прошли по церковному участку с георадаром. Потом скажут настоятелю храма «везде в земле гробы». Найти место погребения матери писателя не трудно. Следует пройти от центра алтарной ротонды здания храма по прямой линии 40 шагов (полных). Потом повернуть направо и перпендикулярно по новой прямой линии пройти ещё 37 шагов. Почему исследователи жизни и творчества Ф.М. Достоевского и особенно те, кто составлял родословную Достоевских, аж с 16 века, не знали о существовании протокола эксгумации?

Могила Достоевской исчезла на Московском Лазаревском кладбище 80 лет назад. Антрополог и биолог Михаил Волоцкой, автор фундаментальной книги «Хроника рода Достоевских» произвёл 22 июня 1934 года изъятие (эксгумацию) останков матери писателя. Их отправили на хранение в НИИ и Музей антропологии МГУ. Там они находились до апреля 2012 года. А вот череп Достоевской таинственно исчезает в предвоенные годы.

Почему доставили останки матери писателя в Зарайский городской православный собор? Организаторы этого мероприятия объясняют причину «Где же тогда хоронить, как не в Моногарово, рядом с могилой мужа. Ведь Лазаревское кладбище снесено». Ошибочное, на мой взгляд, решение. Да, Лазаревское кладбище уничтожено, но ведь кладбищенский храм не разрушен и вокруг него нет новых строений. Эта церковь – действующая, с большим числом прихожан.

По одному церковному преданию могила М.Ф. Достоевской была примерно в 15-саженях от юго-восточного угла церкви. Читаем и другой источник, выписку из Записной тетради А.Г. Достоевской, жены писателя, 1905–1906 годы. Там сведения о том, как найти эту могилу «Позади могила Альфонского. Пройти церковь, первая аллея направо..». А в протоколе об эксгумации как раз и указано, сколько надо сделать полных шагов от алтарной стены храма. Перевод числа сделанных полных шагов в метры (один такой шаг равен примерно 0.7 метра), а метры – в сажени подтвердил в итоге данные, что от места могилы до юго-восточного угла церкви расстояние около 15 саженей.

После изъятия останков гроб вновь закопали в могилу. В земле остались рассыпанные мелкие части коленных чашек, отдельные фаланги пальцев рук, ног, остатки одежды и другие мелкие фрагменты. Какой вывод? Часть праха осталась в бывшей могиле. А гранитный памятник установленный на могиле М.Ф. Достоевской хранится уже 80 лет в подвале Московского музея – квартиры Ф.М. Достоевского. Он не является фондовой единицей. На памятнике эпитафия «Покойся милый прах до радостного утра». Полагаю, что однажды утро действительно станет радостным, когда этот памятник вновь установят на месте погребения матери писателя.

Я узнал, что Михаил Волоцкой произвёл изъятие останков и других родственников писателя. На этот раз на Дорогомиловском кладбище в Москве. Кладбище ликвидировали, как и многие другие. Волоцкой изъял останки Котельницких – предков писателя Достоевского по материнской линии. Он привёз их в НИИ и Музей антропологии МГУ. Там он работал. Эти останки принадлежат деду матери писателя, её дяде и жене дяди. Мне удалось прочитать журнал регистрации и записать инвентарные номера этих останков в Музее антропологии МГУ.

Среди этих останков и останки Василия Михайловича Котельницкого. Он был известным учёным – медиком. Его учениками были знаменитые российские врачи Н.И. Пирогов и другие, которые прославили Россию. Профессора Московского университета В.М. Котельницкого очень любили студенты. Он переводил ценные научные труды зарубежных учёных-медиков. По его пособиям для армейских врачей лечили российских воинов. Почти все останки погребённых на Дорогомиловском кладбище остались в земле после сноса кладбища. На его бывшей территории, между современным Кутузовским проспектом и набережной Москвы-реки, построили жилые элитные дома для партийных, советских и хозяйственных работников, в том числе и высших. Острословы говорили. «Обитатели этих домов и при жизни уже находились на кладбище». Во время земляных работ там повсеместно раскапывали черепа и кости. Иногда, ближе к вечеру, кто-то аккуратно складывал останки на скамейках и детских площадках. С какой целью? Вероятно не только из-за хулиганских побуждений для запугивания людей, но и для напоминания о том, что в этой земле остались тысячи погребённых, в том числе и останки знаменитых россиян! Подобное зрелище наблюдалось чаще всего у дома № 22 на Кутузовском проспекте. А в доме № 26 проживали Л.И. Брежнев и Ю.В. Андропов.

Мог ли предполагать писатель Достоевский – автор «Бесов», что после его кончины будут безжалостно уничтожены могилы его самых близких родственников? Это захоронения его родителей, первой жены, обоих сыновей, двух братьев, всех четырёх сестёр, внука, тётушек, дедушек и бабушек, племянников и других. А в заграничной Европе могилы его обеих дочерей и жены сына сохранились!

Что я предлагаю? Следует установить сохранённый памятник М.Ф. Достоевской на месте её исчезнувшей могилы на церковном участке храма «Сошествия Святого Духа». Настоятель церкви отец-игумен не возражает. А рядом с памятником захоронить останки Котельницких. Можно там же поставить и кенотаф с именами «Достоевских, Нечаевых, Котельницких». Всех тех, кто был погребён на этом кладбище. А потом и останки Марии Фёдоровны Достоевской необходимо всё же вернуть из Зарайска в Москву и похоронить на прежнем месте погребения!


Сергей ТЮЛЯКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования