Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 27.03.2015

Ласковый телок

Глубокая ночь. Телефонный звонок. Орлуша продирает глаза с похмелья, пытается понять, кому он нужен и что случилось.

– Алло... Алло, твою мать...

Знакомый голос с лёгким заокеанским акцентом произносит:

– Доброй ночи.

– Ой, здрасьте. Простите, не признал вас, долго жить будете.

– Такое дело... Немцова убили.

Долгая пауза.

– Как убили?

– Я сам всех подробностей не знаю... То есть, знаю, конечно, но не в этом суть...

– Борю... Бореньку нашего...

– Я говорю, не в этом суть, отклик нужен!

– Боря... Боренька...

– Я говорю, писать в состоянии?

Орлуша срывается на визг:

– Борька, на кого ты нас оставил...

Голос в телефоне тяжело вздыхает:

– Сколько?

– ....тысяч долларов.

– Ого, аппетиты.

– Кризис, санкции, сами понимаете…

– Ладно. Но ты сделай, чтоб с надрывом, чтобы про весну, про Кремль. Всё, как ты умеешь.

– А можно я, – начинает с воодушевлением, – про небесную сотню? Можно?

– Можно.

– А про антимайдановских мотокрыс можно?

– Можно. Но чтоб с намёком на длинные руки Путина. Только фамилию президента пока не трогай, а то...

– Что ж я, первый раз замужем, что ли.

– Молодец. Давай, работай.

– Понял.

– И пошустрее там, нам ещё баннеры печатать...

Короткие гудки.

 

Конечно, это фантазия на тему. Скорее всего, Орлуше никто не звонил, или голос был без заокеанского акцента, или это был внутренний голос. Но нюанс в том, что история, приведённая выше, в отношении Орлуши не кажется такой уж неправдоподобной. Почему? Ну, давайте по порядку.

Стихотворение, так оперативно написанное им на смерть Бориса Немцова, к поэзии, безусловно, никакого отношения не имеет. Это в чистом виде агитка, слепленная на скорую руку. Здесь уместно будет напомнить, что в среде либеральной интеллигенции достаточное количество хороших и талантливых поэтов. Взять, хотя бы, Дмитрия Быкова. Причём, Быков также умеет работать в режиме конвейера (проект «Гражданин Поэт» прямое тому подтверждение), но нет, не взялся Дмитрий Львович писать стихотворный отклик. Потому что в любом контексте от подобной оперативности будет за версту смердеть нестиранным бельём. К убийству Бориса Немцова можно относиться по-разному. Можно жалеть покойного и скорбеть о нём (как большинство вышедших на траурный марш), можно равнодушно констатировать факт смерти бабника, карьериста и русофоба (как автор этих строк), можно даже (зажмурившись, на грани святотатства) вздохнуть с облегчением. Всё это в рамках человеческих эмоций. Но использовать смерть человека для собственного пиара и разжигания ненависти – это, безусловно, мерзость.

Нет надобности разбирать качество и модальность опуса, речь не об этом. Отсылки к «небесной сотне» прямо говорят о вторичности и даже паразитировании на известной теме. Но это ведь и не стихи в привычном смысле слова, это знамя борьбы, агитка, плакат. Не хватает винтовки и барабана на шее. А так, хоть сейчас на коня и в бой, на Кремль, за вашу и нашу свободу… Вы чувствуете, как воняет? Это запах пошлости. И больше всего пугает, что тысячи людей, вышедшие на марш, поднявшие над головой плакаты Немцова, как знамя, как хоругвь (да простится мне это сравнение) не почувствовали этого запаха. У них плотно заложен нос или отключены обонятельные рецепторы. Они промаршировали в плотном чаду пошлости и не заметили этого.

Ещё, кажется, нигде не проговорён, но витает в воздухе вопрос: почему Орлушин опус – это квинтэссенция пошлости, а «Смерть поэта» Лермонтова – шедевр? Формальное сходство, казалось бы, налицо. Отвечаю.

Во-первых, Немцов – не Пушкин.

Во-вторых, Орлуша – не Лермонтов.

Первых двух пунктов уже достаточно, но продолжим.

В-третьих, Михаил Юрьевич знал, что за распространение своего стихотворения может быть арестован (что и случилось спустя 2–3 недели), и не побоялся; Орлуша точно знает, что ничего ему не грозит.

В-четвёртых, гешефт. Даже если Орлуша написал стихотворение бесплатно (что нельзя окончательно исключать), концертная и гастрольная аудитория после опуса увеличится, а это мгновенно увеличит гонорар.

В-пятых, художественная правда. Для её звучания нужен прочный фундамент. Гибель Пушкина была таким фундаментом; убийство Немцова – фундамент очень сомнительный.

В-шестых, смелость. В 1837 году (опять 37-й год!) о причинах дуэли шептались многие – стихотворение написал один Лермонтов. Сейчас же только ленивый не обвиняет Кремль в социальных сетях и в средствах массовой информации. Демократия, чё.

В-седьмых… Я долго могу перечислять. Пошлость Орлуши стопроцентная, железобетонная и не может вызвать ничего, кроме чувства гадливости.

В дополнение к звучащей рефреном «небесной сотне» позволю себе процитировать Виктора Топорова: «Поэтически бесплоден, оказывается, национализм сам по себе <…> как постоянное – и главное – состояние души». Я бы добавил ещё – и ненависть. Это, скорее, объясняет бесплодность и беззубость современной украинской литературы, чем вялость орлушиных строчек, но мысль эта важна для понимания состояния общества в целом.

А что же Орлуша? Что же наш герой? Кто он вообще? Рыцарь без страха и упрёка? Пламенный борец с «кровавым режимом»? К счастью (или к сожалению) нет. Конформизм человека проявляется на всех уровнях. «Википедия» в статье о нём заявляет, что Орлуша в своё время участвовал в создании программы партии «Единая Россия». Так это или нет, мы на сто процентов не знаем, поэтому комментировать не будем. Просто отметим для себя эту информацию. Но что мы знаем совершенно точно, так это то, что Орлуша в своё время агитировал всех голосовать за В.В. Путина. Есть видеозапись его стихотворного выступления, где он в привычной скользкой манере говорит, что, де, кандидатов достойных нет, выбирать-де, не из кого, поэтому – все за Путина. В частности, есть там такие строчки:

 

Мне лично Путин греет душу

И дарит темы для стихов.

 

И упрекать вроде бы не за что. Мы живём в капиталистическом мире с его ценностями выгоды и наживы. Каждый ищет, где теплее и всё такое. Но вы-то сами после всего верите Орлуше? Ласковый телок двух маток сосёт. Как до недавнего времени государственность жовто-блакитной страны, судьбе которой мы все сочувствуем. Пожелаем Орлуше не захлебнуться.


Дмитрий ФИЛИППОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования