Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 10.04.2015

Россия ещё пишет

Начну комплиментарно: высказывания Григория Шувалова о поэзии в абсолютном своём большинстве очень интересны. Причём высказывания самых разных форматов – от записей в интернет-блогах до полноценных статей. Вот и с новой его заметкой («Россия, пиши ещё». Литературная Россия, № 11, 2015 г.) хотелось соглашаться почти до самого её финала. В разных аспектах соглашаться – и насчёт того, что День поэзии у нас совершенно искусственен, и о замечательных воспитанниках семинара Сергея Арутюнова, и про неумение организаторов литературной жизни работать с публикой…

А вот раздел о финалах поэтических премий, организованных сайтами «Стихи.ру» и «Проза.ру» вызвал возражения. И по персоналиям, и по существу.

Михаил Свищёв
Михаил Свищёв

Сперва о персоналиях. С работами награждённых прозаиков я незнаком, так что буду говорить лишь о поэтической премии. Григорий Шувалов пишет: «…творчество Свищёва – это пример того, как можно из способного поэта превратиться в поэта сетевого. Начинал Михаил многообещающе, в своё время было популярно его стихотворение «Монгольское танго…». Верно, да. Но «Танго» было именно впечатляющей удачей. В целом же уровень второй книги Свищёва, названной им «Одно из трёх» гораздо выше по сравнению с дебютным сборником. Хотя верно: определённое влияние сетевой поэзии и некоторую зависимость от мнения почитателей таланта найти можно. Но если это не в ущерб творчеству, так пусть себе. Михаил поэт вполне состоявшийся, но при этом ищущий. А поиски могут идти в самых неожиданных направлениях.

Ещё суровей Шувалов высказывается о Наде Делаланд, ставшей лауреатом главной премии: «По мне, так это стандартные современные тексты – такая добродушная смесь Кушнера с Гандельсманом.» Да, относительно более или менее выраженной усреднённости стиля Делаланд можно согласиться. Но тут, мне кажется, будет уместен пример из смежного с поэзией искусства. Разве нам неизвестны примеры певцов, обладавших весьма невыдающимся голосом, но имевших заслуженный успех благодаря вкусу, манере исполнения, харизме, в конце концов? Вот это, в определённом смысле, случай Нади Делаланд: на уровне строки она может показаться совсем обыкновенной, но почти любое стихотворение у неё внятно и узнаваемо. А уж совокупность текстов создают очень интересный мир.

И ещё вот такой момент. Допустим, решение жюри вызывает у Григория Шувалова сомнения. Отлично. Но давайте тогда предложим альтернативу. Да, на сайте Стихи.ру представлено множество очень достойных авторов, однако часть из них используют свой блог в качестве виртуального блокнота или архива, а в конкурсах, премиальном движении и прочих формах жизни этой сетевой структуры не участвуют. Среди же популярных, читаемых и активных авторов равных Свищёву и Делаланд не слишком много. И среди этих немногих равных они оказались первыми. Чего ж тут плохого?

Однако, повторю: суть не в конкретных личностях. И чтоб до этой сути дойти, предлагаю немножко вспомнить историю сайта Стихи.ру. Вернее – один её аспект. Сайт существует давно, и за время его жизни здесь раз за разом возникали объединения. В том числе такие интересные и непохожие друг на друга, как, например, «Полутона» и «Термитник». И через какое-то время участники этих объединений исходный сайт покидали, оставляя порой нелестные комментарии насчёт засилья на Стихире «бабушек, пишущих про берёзки». Эти самые мифические бабушки поневоле в какой-то момент стали визитной карточкой Стихиры и сайт действительно раз за разом упоминали в литературной прессе как синоним убежища графоманов.

К счастью, всё оказалось небезнадёжным. Несколько лет назад Стихи.ру серьёзно занялись самоорганизацией. На самом ведь деле: зачем становиться площадкой для последующего исхода талантов, когда эти таланты могут быть включены во внутреннюю структуру? Были задействованы разные средства, включая телевидение, был проведён ряд важных и весьма интересных мероприятий. В их организации, помимо администрации ресурса, участвовали самые разные люди, например, житель Израиля Павел Самсонов. В жюри конкурсов систематически приглашались известные, уважаемые литераторы, и результат оказался весьма неплохим. Даже если не брать в расчёт свежеиспечённых лауреатов, то среди призёров более ранних конкурсов мы увидим Ольгу Аникину, Сергея Ивкина, Александра Петрушкина и других интересных и признанных авторов. Конечно, зайдя на сайт и перебрав с десяток страниц, очень легко найти откровенных графоманов. Но в какой литературной структуре их нет? Тем более, когда структура эта насчитывает без преувеличения сотни тысяч участников.

Так что, на мой взгляд, Григорий Шувалов утрирует, когда пишет: «я прекрасно понимаю мотивацию пришедших, большинство из которых лелеяли мелкотравчатую надежду оказаться на сцене среди награждённых». Ну, то есть, человек, заявляющийся на конкурс по определению хочет победить, иначе зачем участвовать, но эта мотивация не единственная. Интерес к стихам всё-таки важнее.

И вот в развитии этого интереса, наверное, и заключается сверхзадача нынешней, уже довольно длительной и, кажется, успешной попытки преобразовать Стихи.ру. Сотни тысяч зарегистрированных там стихотворцев это ведь, прежде всего, потенциальная читательская аудитория. Нет, понятное дело: и те самые бабушки с берёзками, и откровенные графоманы, уверенные в своём непререкаемом величии, на сайте есть. Однако большинства они не составляют. Так что если в дополнение к уже существующим формам деятельности обновлённой Стихиры добавить ещё издательскую программу, результат может получиться интересным. А, как мы видим, эквивалентом денежного приза для лауреатов премии «Поэт года» служил именно выпуск книги. Думаю, на сайте воспоследует и презентация этих книг, и обсуждение их. В этом смысле опять-таки с персоналиями всё получилось удачно: Надя и Михаил хорошо представлены, например, в толстых журналах, отчего интерес к их творчеству у типического обитателя Стихиры, настроенного на поэтическое самообразование и рост, будет ещё заметнее.

Словом, и сайту, и лауреатам остаётся лишь пожелать удачи. При всём, ещё раз скажу, уважении к публицистике и вообще разнообразной деятельности поэта Григория Шувалова.


Андрей ПЕРМЯКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования