Ћитературна€ –осси€
Ћитературна€ –осси€
≈женедельна€ газета писателей –оссии
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы
     RSS  

јрхив : №51. 17.12.2004

¬џЅ≈–» —¬ќ… Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–!

¬џЅ≈–» Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–

 ”–№≈–

„≈„Ќя ќƒЌј, ј ¬ќ…Ќџ –ј«Ќџ≈

ѕолковник ¬ладимир  очергин в „ечне был п€ть раз, из них четыре Ч в первую чеченскую. ќт неЄ осталось одно чувство Ч государство их кинуло. ЂЌам не нужен ≈льцин, нам не нужен √рачЄв, нам не нужна эта война, Ч говорит он. Ч Ќам не нужны эти чеченцы с автоматами и с пулемЄтами. ” нас возникло братство, потому что все мы были как изгоиї. ¬тора€ война Ч друга€, освободительна€. » участвовали в ней другие силы Ч подготовленные, прошедшие всЄ, имеющие опыт. ¬роде бы всЄ нормально. ¬роде бы... ¬роде бы наконец заговорили о войне. ¬роде бы и честь воздали. ¬от только... почему пьют эти видавшие многое мужчины? ѕо обе стороны Ч мальчики ...


Ѕџ¬Ў»’ —ѕ≈÷Ќј«ќ¬÷≈¬ Ќ≈ Ѕџ¬ј≈“

ƒо чего же хороши извилистые арбатские переулки c непохожестью уютных особн€ков и нерастраченным духом старой ћосквы! Ќевдалеке Ч шумна€ студенческа€ √несинка, толпы экскурсантов, идущих к бронзовому √оголю, присевшему в глубоком раздумье на каменном кресле. «десь же Ч не характерные дл€ центра столицы тишина и покой. » двум машинам бывает не разойтись. ѕо таким улочкам люб€т неторопливо прохаживатьс€ влюблЄнные, прогуливаютс€ бабушки с внучатами. ¬ одном из переулков, в четырЄхэтажном здании несколько лет назад обосновалось частное предпри€тие. Ёх, знали бы жители и гости столицы, сколько неверо€тных историй могли бы порассказать работающие в нЄм сотрудники, столь много сделавшие, чтобы сохранить жизнь и безопасность тыс€ч людей. ј самим им приходилось рисковать жизнью часто, как во времена военного лихолеть€. Ќе будем дальше интриговать читател€. ќб одном из них, легендарном спецназовце, √ерое —оветского —оюза, генерал-майоре в отставке, руководителе частного охранного предпри€ти€ Ђјгентство безопасности Ђјльфа-95ї √еннадии Ќиколаевиче «айцеве, только что ставшем лауреатом премии Ђ–оссии верные сыныї, и пойдЄт наш разговор.


 ”Ћ№“”–ј

ћќЋќƒќ… Ч Ќ≈ ¬—≈√ƒј Ќј„»Ќјёў»…

¬ начале декабр€ в ѕеределкине прошло п€тое совещание молодых московских писателей, организованное —оюзом писателей ћосквы. ¬прочем, Ђмолодыеї как синоним слова Ђначинающиеї в данном случае порой неуместно: среди участников совещани€ попадались люди вполне зрелые и даже известные Ч например, прозаик јлексей »ванов, работавший заместителем главного редактора журнала ЂЋитературна€ учЄбаї (правда, на сей раз он выступил в качестве драматурга). ќсновной же кост€к Ђпеределкинскихї поэтов, прозаиков и драматургов составл€ли недавние выпускники и студенты Ћитературного института


ћ≈“ј‘»«» » » ћ≈“јЋ»–» »

¬ малом зале ÷ƒЋ состо€лс€ вечер метафизического реализма, заседание секции, больше похожей на секту, на котором по инициативе ведущего вечера —ерге€ —ибирцева было решено преобразовать начинание в клуб.


ƒќћ  јЌ“≈Ћ≈

 арельский государственный ансамбль песни и танца Ђ антелеї Ч один из старейших творческих коллективов –оссии. ћенее чем через два года Ђ антелеї отметит 70-летний юбилей. ¬ этом году в жизни ансамбл€ произошло важное событие. ”казом главы –еспублики  арели€ —ерге€  атанандова Ђќ мерах государственной поддержки профессионального искусстваї коллектив в течение п€ти лет будет получать дополнительное бюджетное финансирование на реализацию проекта Ђƒом  антелеї. ќ проекте рассказывает директор Ђ антелеї заслуженный работник культуры  арелии Ћили€ јлексеевна —“≈ѕјЌќ¬ј.


јЋ№ћјЌј’ ЂЋ»“–ќ—ї

ƒ≈Ќ№ –ќ∆ƒ≈Ќ№я “ќЋ№ ќ –ј« ¬ √ќƒ”

¬ ƒ¬”’ —“–ќ ј’

ѕќ—¬яўј≈“—я ћ»’ј»Ћ” ЎќЋќ’ќ¬”

 раснодарское краевое отделение —оюза писателей –оссии совместно с краевым институтом педагогического образовани€ провели семинар кубанских учителей-словесников, приуроченный к 100-летию со дн€ рождени€ ћ.Ўолохова, на базе одной из лучших школ ”сть-Ћабинского района Ч в станице Ћадожской.


ћ≈∆ƒ” ћјЌƒ≈Ћ№Ў“јћќћ » ќЅЁ–»”“јћ»

¬ этом году ни одна из п€ти премий Ђ“риумфї не досталась писател€м. Ћауреатами стали художник и сценограф —ергей Ѕархин, театральный режиссЄр  ама √инкас, балерина ”ль€на Ћопаткина, дирижЄр ¬иктор ѕопов и кинорежиссЄр ћарлен ’уциев.  аждый из них получит по 50 тыс€ч долларов.


“јЋјЌ“џ,  ќ“ќ–џћ» √ќ–ƒ»“—я –ќ——»я

≈сть премии, о награждении которыми мечтают многие писатели, как маститые, так и молодые. »менно строка Ђ–ќ——»» ¬≈–Ќџ≈ —џЌџї, принадлежаща€ перу замечательного русского поэта Ч геро€ ќтечественной войны 1812 года ‘Єдору √линки, дала название одной из них, учреждЄнной известным русским промышленником ¬иктором —толповских и вручаемой за литературный талант, обращЄнный на службу –одине, короче Ч за патриотизм.


ќ“Ћќ∆≈ЌЌјя Ћ»÷≈Ќ«»я

¬ладимир —орокин вновь отличилс€. Ќа этот раз как сценарист. »ль€ ’ржановский сн€л по его сценарию фильм-фантом Ђ„етыреї.


»—“ќ–»я

Ѕ–≈ћя ¬Ћј—“»

ƒо самого недавнего времени свою родословную по материнской линии ∆илкин почти не знал. »звестно было только, что род старинный, казачий. ј сн€лс€ он с насиженного места Ч из черно€рского села —тарицы Ч в 1925 году, когда прокатилась по едва оклемавшейс€ от потр€сений гражданской войны –оссии волна повторных репрессий. ∆елезный кулак пролетариата добивал белую кость...


”Ћ»„Ќџ≈ √јЋЋ»÷»«ћџ

 огда мы слышим слово Ђгаллицизмї, сразу вспоминаем и пушкинские времена, и галантный XVIII век Ч Ђпозвольте ангажировать ¬асї, Ђтребую сатисфакцииї, Ђговорить комплиментыї и прочие салонные и великосветские выражени€. Ќо ведь великосветские салоны находились не в вакууме, слова, которые там употребл€лись, слышала прислуга, и галлицизмы попадали сначала в лакейскую, а потом на улицу, где приобретали уже не из€щный и утонченный, а грубый и насмешливый оттенок.


¬Ћј—“№ » «ј ќЌ

ќ“ –џ¬ ј Ч   —“ј√Ќј÷»»

¬ декабре чуть ли не в дес€ти регионах –оссии народ в последний раз выбирает своих губернаторов. — будущего года вольницы уже не будет: губернаторов станут назначать сверху. » вот напоследок вдруг управл€емые выборы преподнесли сюрприз: в ѕскове неожиданно победил не ставленник власти ≈вгений ћихайлов, а его €рый оппонент ћихаил  узнецов. „то же произошло?


—”ƒ№я Ќ≈ ѕќƒƒјЋ—я Ќј“»— ” ѕ–ќ ”–ќ–ќ¬

22 окт€бр€ 2004 года € писал в ЂЋ–ї о преследовани€х, которым подвергаюсь вот уже в течение двух лет со стороны судебных и прокурорских эшелонов ƒагестана. ”головное дело, заведенное на мен€ по ст. 129, ч. 3 ”  –‘ (Ђ левета...ї), стало логическим завершением этой атаки. ƒело было инициировано —оветской прокуратурой ћахачкалы, котора€ по завершении следстви€ передала его в ћировой суд. ѕроцесс в нЄм состо€лс€ осенью этого года, и мировой судь€ –.ћудунова вынесла мне оправдательный приговор. ѕрокуратура молниеносно предъ€вила апелл€ционное представление в —оветский федеральный суд, где 6 декабр€ дело о клевете было рассмотрено судьЄй √.ƒжунайдиевым. Ќижеследующий текст Ч это отчЄт об этом процессе (такие отчЄты € делаю практически со всех процессов, в которых участвую, как по искам, предъ€вленным ко мне лично, так и по делам обратившихс€ в отдел граждан). я хочу поблагодарить поддержавшую мен€ в трудную минуту ЂЋит.–оссиюї Ч еЄ публикаци€ сыграла в моей победе немалую роль.  роме того, серьЄзный вклад в мою победу внес проректор Ћитинститута Ћев —кворцов, согласившийс€ изучить судебный очерк, ставший причиной предъ€вленного обвинени€ и дать по нему экспертное заключение. “очные, безупречные в профессиональном и нравственном смысле формулировки и оценки профессора внесли полную €сность в содержание исследуемого текста, показав заказной, умышленный характер этого дела. Ѕлагодарю Ћьва »вановича —кворцова, а также всех, кто поддержал мен€ словом и делом.


ѕ≈–¬јя —“–јЌ»÷ј

ƒмитрий √алковский: ¬ойна в бесконечном тупике

–асследование ¬итали€ ѕетушкова


Ё“ќ Ќјƒќ —ћќ“–≈“№

—¬ќ… ’–јћ » —¬ќя  –≈ѕќ—“№

¬ладимир Ѕурмистров возглавл€ет архитектурную фирму Ђ—тилистикаї, само название которой говорит о двух очевидных вещах: €ркой индивидуальности и отточенном мастерстве. —пециализаци€ фирмы Ч архитектурное и инженерное проектирование с непременным учЄтом окружающего пространства, что просто об€зано быть впечатл€юще грандиозным. Ќо вовсе не это главное. „то может быть желаннее дл€ художника, чем возможность воплощени€ его самых смелых, самых дерзких и почти немыслимых проектов. Ёто получаетс€ далеко не всегда. Ќо порой судьба всЄ-таки делает такие подарки.


ѕ≈–—ќЌј

¬—јƒЌ»  „≈—“»

¬ день 90-лети€ јлима ѕшемаховича  ешокова снова и снова хочетс€ с гордостью говорить, что его произведени€ свидетельствуют о большом таланте, глубоком знании действительности, секретов литературного мастерства, неисс€каемых ресурсов родного €зыка.


Ќќ— ѕќ ¬≈“–”

¬ »нституте мировой литературы имени ј.ћ. √орького произошли большие перемены: ‘еликс  узнецов, которого ещЄ вчера многие литфункционеры воспринимали как бессменного вожд€, сдал пост директора јлександру  уделину. Ќаверное, нынешн€€ литературна€ молодЄжь даже не представл€ет себе, кто такой  узнецов. ј ведь ещЄ лет двадцать назад он вершил судьбы сотен, если не тыс€ч писателей и входил в узкий круг лиц, определ€вших в стране литературную политику.


ѕќЁ«»я

¬ ѕ–≈ƒƒ¬≈–№≈ —“–јЎЌќ√ќ —”ƒј

Ќиколай «»Ќќ¬№≈¬


ћј–√ј–»Ќќ¬јя »—“ќ–»я

¬ладимир Ѕ≈Ћя≈¬


“ќ„ » «–≈Ќ»я

Ќ≈ѕќ√јЎ≈ЌЌџ… ќ√ќЌ№

 огда окидываешь взором пле€ду творческих знаменитостей последних ста лет, то невольно т€нет схватитьс€ за голову: боже мой, да ведь большинство хвалЄных фигур этого самого мирового художественного процесса есть величины чудовищно преувеличенные по значению, а то и просто-напросто дутые! ƒостаточно пробежатьс€ глазами по списку лауреатов Ќобелевской, Ћенинской, √осударственной и прочих премий, чтобы убедитьс€ в справедливости вывода.


Ќ≈ —ќЌ » Ќ≈ ћ≈„“ј

ѕо следам NON FICTION є 6 ¬первые в современной литературоведческой практике наше издание идЄт на публикацию нового жанра внекритического анализа текста. ”словное название этого метода Ч Ђсамообъ€снение текстаї. ћетод базируетс€ на понимании художественной литературы как Ч в конечном итоге Ч формы авторского самоанализа, попытке объ€снить в первую очередь себ€, а не что-то или кого-то. ѕредметом такого анализа стало произведение, где автором намеренно смешаны пласты реального и выдуманного, действительного и желаемого. Ёто роман-мистери€ Ќикола€ ƒежнева ЂЅелый городокї, только что выпущенный издательством Ђ¬рем€ї и презентованный на €рмарке NON FICTION є 6. ¬ предлагаемом ниже тексте нет ни одного слова, кроме тех, из которых составлено художественное произведение ЂЅелый городокї. ѕо мнению автора внекритического метода, других объ€снений Ч не требуетс€. “екст способен объ€снить себ€ сам, как бы изнутри...


—ƒ≈Ћј“№ „“ќ-Ќ»Ѕ”ƒ№  –ј—»¬ќ≈

Ёто был своего рода суд прис€жных: отвечали на вопросы неспециалисты Ч политики, публицисты, телезвЄзды и т.п. » оценивали эти респонденты нынешнюю градостроительную политику почти единогласно положительно. ¬се говорили, что ћосква очень Ђобновиласьї, была Ђсеройї Ч стала Ђцветнойї, и вообще она не уступает теперь лучшим европейским городам. ќдин политик Ч кстати, крупный московский чиновник Ч ответил так: € только что был в Ћондоне и, возвратившись в ћоскву, практически не сумел отличить еЄ, матушку, от английской столицы Ч тот же архитектурный стиль, то же обилие неона и прочее. » никто из них нимало не усомнилс€: а хорошо ли, что ћосква развиваетс€ по каким-то чужим и чуждым стандартам? а, может быть, напротив, это бедствие дл€ нашей столицы, дл€ отечественной архитектурной традиции? может быть, когда-нибудь ћоскву так же придЄтс€ очищать от этого апологического стил€ Ђпод ≈вропуї, как теперь от Ђхрущобї?


ѕ–ќ«ј

ќ Ќј

¬ среду в два часа тридцать одну минуту, как показывала плашка с цифрами на компьютерном меню, в офисе на  расностуденческом проезде молодой риэлтер ƒенис »ванов сошЄл с ума. “ак же просто, как утром отправл€лс€ в туалет, в ванную, как поедал из пластикового корытца пластиковую лапшу Ђƒоширакї, одевалс€, ехал на работу, покупал газету, выпивал чашку кофе, как съедал положенный свой обед вс€кий раз в определЄнное врем€, он сошЄл с ума, съехал с катушек, сп€тил с глузду, свихнулс€, повредилс€ в рассудке, попросту сказать Ч помрачилс€ своим молодым риэлтерским разумом.


’ќ„” Ѕџ“№ ѕ–≈«»ƒ≈Ќ“ќћ

ѕишет ¬ам гражданин –оссии јпкали »диотуллин, проживающий по  олдобинной улице в деревне ѕопрошайкино. ¬ы мен€, может быть... нет, совсем даже не знаете, но € ¬ас хорошо знаю.  аждый день по телеку смотрю. » не перестаю удивл€тьс€ ¬ашей неутомимости. √де только не бываете в гост€х! “о у ненцев, то у немцев. “о в истребителе летаете, то в подлодку ныр€ете. ¬ижу ¬ас то в лыжном костюме, то в €понском кимоно.  руто! ћне бы тоже хотелось во всЄм походить на вас.


„»“јЋ№Ќџ… «јЋ

»Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ≈ ƒ≈“≈ “»¬џ Ђ»«ƒј“≈Ћ№—“¬ј ќЋ№√» ћќ–ќ«ќ¬ќ…ї

ќльга ћорозова не новичок в издательском деле. ѕод еЄ непосредственным руководством в издательстве ЂЌезависима€ газетаї был осуществлЄн целый р€д проектов и выпуск книг, ставших культовыми, таких, как Ђ¬олхвї ƒжона ‘аулза, Ђ√ений ћестаї ѕетра ¬айл€, Ђ’роники заводной птицыї ’аруки ћураками и другие. ѕоэтому совсем не удивительно, что человеку с таким опытом и вкусом пришла иде€ открыть собственное дело. Ђ»здательство ќльги ћорозовойї функционирует не так давно, но уже осуществило многие свои планы. ’очетс€ заметить, что особенно внимательно в новом издательстве относ€тс€ не только к подбору зарубежной литературы, но и к тем, кто будет


”ћ—“¬≈ЌЌјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я Ђ≈≈ї

Ќедавно состо€лась презентаци€ нового проекта под названием ЂEmergency Exitї, и представл€ли его такие известные люди, как ј.Ѕитов, ј.Ѕергер, —.Ўумейкин, ƒ.“онконогов и др. ¬ процессе действа читатели и зрители имели возможность ознакомитьс€ с ЂЋитературным театромї, а именно Ч послушать, как актриса ≈лена ћорозова читает отрывки из книг ново€вленного издательства ЂEmergency Exitї, которое в дальнейшем мы будем именовать дл€ простоты Ђ≈≈ї.


»Ќ—“»“”“  Ќ»√» ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћя≈“

— €нвар€ 2004 года в  ракове действует учреждение, созданное ћинистерством культуры –еспублики ѕольша, само создание которого говорит о том, какое внимание удел€етс€ в стране развитию литературы. Ёто »нститут книги. ќсновной целью »нститута можно назвать попул€ризацию книги и чтени€, но это далеко не всЄ


 ≈Ќ“ ЧѕќЌя“»≈ Ћ»“≈–ј“”–Ќќ≈

¬ –оссии хорошо знают о подвиге немецкого слависта ¬ольфганга  азака, многие годы своей жизни посв€тившего созданию лексикона русской литературы ’’ века. » куда меньше известны у нас усили€ профессора ¬роцлавского университета “адеуша  лимовича. ћежду тем ещЄ в 1996 году  лимович издал во ¬роцлаве достаточно внушительный по объЄму Ђѕутеводитель по новой руской литературе и еЄ окрестност€мї. ¬ отличие от большинства западных славистов  лимович не стал ограничиватьс€ лишь какой-то обоймой имЄн. —реди его героев есть имена, которые вот уже как лет 20 услаждают слух западных культурологов, но есть и их оппоненты. ќн не забыл ни почвенников, ни западников.


Ѕ≈«  Ћё ¬џ

»м€ ¬ладимира ’отиненко сегодн€ у всех на слуху. ≈щЄ бы! Ёто он сделал культовый фильм Ђ72 метраї о подводниках. «а основу картины режиссЄр вз€л одноимЄнный роман јлександра ѕокровского. ƒва слова о ѕокровском. ќн родилс€ в 1952 году. ќкончил Ѕакинское высшее военно-морское училище. ƒослужилс€ до звани€ капитана 2-го ранга. ѕисать стал ещЄ в перестройку. ¬ 1994 году наделала шума книга его рассказов Ђ–асстрел€ть!ї


 ќЌ ”–—

¬Ќ»ћјЌ»≈, Ћ»“≈–ј“”–Ќџ…  ќЌ ”–— Ђ—“”ѕ≈Ќ»-2ї!

—ѕќ–“

ƒјћј —  ЋёЎ ќ…

»стори€ женского хокке€ берЄт своЄ начало на Ѕританских островах во второй половине XIX века и во многом св€зана с по€вившимс€ тогда мощным движением эмансипации женщин. ’оккей на траве считалс€ привилегированным, элитным видом спорта, поэтому английские джентльмены не допускали к нему слабый пол.


Ѕ”ƒ≈ћ —ѕќ–»“№

“џ ћЌ≈, я “≈Ѕ≈

¬ –оссийской госбиблиотеке прошло чествование лауреатов премии ЂЋучшие книги и издательства 2004 годаї. ќдним из организаторов этих торжеств €вл€етс€ –усский биографический институт, которым руководит писатель —в€тослав –ыбас. —реди новоиспечЄнных лауреатов Ч генпрокурор –оссии ¬ладимир ”стинов, журналист ¬италий “реть€ков, политик √еннадий —емигин и юрист ќлег  утафин. ѕравда, многие эксперты смущены отбором имЄн.


–Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Ф–µ—А–Ј–∞—В—М –Є–ї–Є –ї–Є–Ј–∞—В—М –Ф–Є—В—П —Е—А—Г—Й—С–≤—Б–Ї–Њ–є –Њ—В—В–µ–њ–µ–ї–Є. –Я—А–µ–і—В–µ—З–∞ ¬Ђ–Ы–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–љ–Њ–є –†–Њ—Б—Б–Є–Є¬ї: –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В—Л, –њ–Є—Б—М–Љ–∞, –≤–Њ—Б–њ–Њ–Љ–Є–љ–∞–љ–Є—П, –Њ—Ж–µ–љ–Ї–Є –Є—Б—В–Њ—А–Є–Ї–Њ–≤ / –°–Њ—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї—М –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ –Ь–∞–Ї—Б–Є–Љ –Ы–∞–≤—А–µ–љ—В—М–µ–≤. –Т–Є–і–µ–љ–Є—П –Ј–µ–Љ–ї–Є –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.2. 1965-1970 –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.3. 1971-1979 –Ш—В–µ–ї—М–Љ–µ–љ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –£–ї—М—З—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Я–Њ–±–µ–і–Є—В–µ–ї–Є –Є –њ–Њ–±–µ–ґ–і—С–љ–љ—Л–µ: —Б—Г–і—М–±—Л –Є –Ї–љ–Є–≥–Є
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы



яндекс цитировани€