Ћитературна€ –осси€
Ћитературна€ –осси€
≈женедельна€ газета писателей –оссии
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы
     RSS  

јрхив : №17-18. 29.04.2005

¬џЅ≈–» —¬ќ… Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–!

 Ќ»√» Ч —ќЅџ“»я

¬џЅ≈–» —¬ќ… Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–

 –»“» ј

Ќ≈ —“–≈Ћя…“≈ ¬ ѕ–ќЎЋќ≈ »« ѕ»—“ќЋ≈“ј...

ќ сложном, неоднозначном мироощущении в годы войны хорошо, образно написал в своЄм дневнике ¬севолод »ванов: Ђћне почему-то усиленно предлагаетс€ Ђвеликий постї, но никогда € не вижу ѕасхиї. Ђ¬еликий постї Ч это трудные будни службы литературы, это необходимость воздержани€ от всего, что может Ђотвлекатьї писател€ и читател€ от главного Ч борьбы с врагом, работы на победу, это жЄстка€ жанрова€, стилистическа€ дисциплина, известное упрощение задач литературы, устремлЄнность на конкретный результат, это посто€нное ощущение себ€ в боевом строю...


Ќ≈“»ѕ»„Ќџ≈ Ђ—ќ¬–≈ћ≈ЌЌ» »ї

Ћет п€ть назад в одной из статей в газете Ђƒень литературыї Ќиколай ѕере€слов посетовал, что в журналах патриотического направлени€ мало печатают молодых авторов, нет у них такого журнала, как Ђ ольцо јї, большей частью отданного начинающим. «а п€ть лет многое изменилось, и хот€ журнала молодых пока не по€вилось (перспективным, правда, в этом плане может оказатьс€ в патриотическом лагере Ђ–усский колоколї), но редко в каком номере ЂЌашего современникаї, Ђћосквыї, Ђћосковского вестникаї не случаетс€ дебюта, по€влени€ нового имени. ’от€, признатьс€, открыва€ любой из этих журналов, наталкива€сь взгл€дом на новое им€, в итоге находишь то, что ожидал. ћожет, кого-то это устраивает, радует, мне же становитс€ скучно и грустно.


 ”Ћ№“”–ј

Ђћј“”Ў ј-–”—№ї: √ќ—ѕќ∆ј »Ћ№ –јЅј?

–.–ождественского, ≈.≈втушенко, Ќ.»ванова и других авторов, а также песни поэта и композитора ¬ладимира ¬олкова. —пектакль рассказывает нам о нелЄгкой судьбе –оссии в еЄ самые трудные и противоречивые годы, во времена войн и потр€сений, начина€ с гражданской войны и заканчива€ последними событи€ми в „ечне. ¬о врем€ просмотра спектакл€ просыпаетс€ чувство гордости за нашу страну, сумевшую


«ќЋќ“ќ, Ѕ–»Ћ№яЌ“џ » ћј–ЎјЋ№— »… ∆≈«Ћ

Ќа прошлой неделе в ћузее археологии ћосквы открылась выставка Ђ—окровища –оссии. »з века в векї, организованна€ √охраном –оссии, –усским национальным музеем и музейным объединением


„“ќ — –џ¬ј≈“ ‘ј—јƒ

“еатр имени ћоссовета продолжает традицию, начатую им более дес€ти лет постановкой рок-оперы Ёндрю Ћлойда ”эббера Ђ»исус ’ристос Ч суперзвездаї. Ќа сцене по€вилс€ новый музыкальный спектакль Ђ—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айдаї. ћюзикл ‘.”айлдхорна и Ћ.Ѕрикусса основан на одноименной повести –.—тивенсона. ƒоктор √енри ƒжекил изобретает чудодейственную инъекцию, позвол€ющую разделить в человеке доброе и злое начала. ќтделить их одно от другого, а затем и (кто знает?)


"Ѕ”ћј∆Ќџ… ƒќћ" —“»’ќ¬ » “¬ќ–„≈— »’ Ћёƒ≈…

‘естиваль детских литературных студий... ћожно представл€ть себе собрание юных поэтов и писателей, сид€щих в кружке, чтени€ в молчании и изысканную критику мастеров и мэтров словесности.


 ”ћ»–

“ј  —“–≈Ћяё“ ‘–ќЌ“ќ¬» »

ѕроход€т дес€тилети€, но эти восемь строк неизменно волнуют и заставл€ют помнить о серьЄзных вещах. ƒумаю, эти строки Ч бессмертны. я дорожу беседами с хорошими, умными писател€ми. Ћюблю брать у них интервью. ¬ своЄ врем€ немало их по€вилось на страницах разных изданий. ќдно из первых было интервью с ¬асилием ≈фимовичем —убботиным. ќно оказалось уникальным, подобное ещЄ случалось несколько раз, но в чистом виде такое уже не повторилось никогда.


ƒ–јћј Ќј—“–ќ≈Ќ»…

∆≈Ќ” ЌјЎ®Ћ Ќј ‘–ќЌ“≈

 ому не известны строки: Ђ¬ойна Ч жесточе нету словаї. ќднако ни дл€ кого не секрет, что и на войне люди остаютс€ людьми. » всегда были те, чьи судьбы св€зывались в семьи именно благодар€ войне. “акие мысли пришли мне в голову после интервью с »ваном  ононовичем и Ћидией ѕетровной —ладковскими. ќба они из того поколени€, чь€ молодость пришлась на годы ¬еликой ќтечественной. »х воспоминани€, воспоминани€ всех, прошедших ту войну, Ч это то, что сегодн€ необходимо нам, чтобы подобна€ трагеди€ никогда не повторилась. 22 июн€ на украинской земле


јЋ№ћјЌј’ ЂЋ»“–ќ—ї

ЌјЎ» ёЅ»Ћя–џ

¬ ƒ¬”’ —“–ќ ј’

«наменитый французский режиссЄр ѕатрис Ўеро на дн€х в течение полутора часов читал на сцене ÷ентра имени ћейерхольда в ћоскве Ђ«аписки из подполь€ї ‘Єдора ƒостоевского. ѕора б и русским режиссЄрам научитьс€ читать самого трагического писател€ XIX века.


»—“ќ–»я

ѕ–ќўјЌ»≈ ¬ ƒ≈Ќ№ «Ќј ќћ—“¬ј

¬асилий ”Ѕќ√»… ¬ечной пам€ти всех моих п€ти д€дей, которые вовсе и не ”богие, посв€щаетс€.


ЋёЅ»ћ≈÷ ј–ћ»» » Ќј–ќƒј

’леб весенней земли € слезою солю, Ќо ни тризне, ни траурной рамке не верьте: Ќа пути генерала Ч ружейный салют » бессрочна€ командировка в бессмертье.


—¬≈“ ¬ ќ ќЎ ≈

ѕервый раз побывал € в “олмачЄве скорбным днЄм: ≈вгений »ванович Ќосов хоронил отца. — кладбищенского взгорка, ещЄ во времена земства обозначенного глубокой канавой, глазу широко открывалс€ раздольный пойменный луг со старицей возле самых дворов и тЄмной гребЄнкой леса вдали по-за речкой. ћесто дл€ могилы было выбрано на чабрецовом взлобке и вблизи от кра€ кладбища, куда из-за песчаной сухости не так рь€но подступала одичала€ густель сирени.


ƒќЅ–џ≈ ¬≈—“» »« Ўј”Ћяя

ѕосле кончины старшего брата отца среди разных бумаг обнаружилась тоненька€ пачка из открыток и писем, заполненных знакомым остроконечным почерком. Ёто были письма моей мамы, јнны ‘оминичны ќстровецкой, его жене, ≈вгении јлександровне  уштовской, которые должны были остатьс€ семейными бумагами, если бы не врем€ переписки, сделавшее их документами. ѕерва€ открытка отправлена из Ћитвы в ћоскву за полтора мес€ца до окончани€ ¬еликой ќтечественной войны. Ќа всех открытках и конвертах стоит штамп Ђѕросмотрено военной цензуройї и п€тизначный номер. –азумеетс€, это обсто€тельство в определЄнной мере отразилось на содержании писем, и возникла необходимость в некоторых комментари€х. ћой отец в 1941 году был командирован на литовско-немецкую границу, где должен был заниматьс€ проектированием и строительством мостов, а также пограничных сооружений. ћестом жительства ему был определЄн город “ауроген, куда и выехала к нему мо€ мама. ѕрибыла она к месту назначени€ 17 июн€ 1941 года с грудным ребЄнком на руках, ничего не веда€ о скорой войне.


ѕ»—№ћј „»“ј“≈Ћ≈…

‘јћ»Ћ№Ќјя ƒ–ј√ќ÷≈ЌЌќ—“№

ќт неЄ осталось только фото. Ќецветна€ карточка в самодельной дерев€нной рамке. Ќа фотографии моей прабабушке лет восемнадцать, как мне сейчас.  ака€ же она из€щна€ в лЄгком светлом ситцевом платье с вырезом Ђлодочкойї и тонким по€ском, расклешЄнном книзу. Ёто платье она сшила себе сама, сама сплела кружево дл€ воротничка, на левой стороне под по€сом сделала маленький кармашек дл€ платочка и украсила его разноцветной вышивкой. ” неЄ были Ђзолотые рукиї с длинными музыкальными пальцами. Ёто платье на ней прекрасно сидело. Ќа ногах чулки телесного цвета и белые кожаные туфельки на невысоком широком каблуке с закруглЄнными носами, какие носили в то врем€.


ѕ–ќ¬»Ќ÷»јЋ№Ќџ≈ ќ“ –ќ¬≈Ќ»я

 огда-то, во времена былых веков, здесь проходил ¬еликий ЎЄлковый путь, соедин€€ јзию с ≈вропой. Ќекогда кишаща€ вс€кой рыбой благодатна€ дельта ѕрикаспи€ манила в эти места из многих уголков –оссии богатых купцов, рыбопромышленников и бедноту, ищущую работу на рыбных промыслах. ћало что изменилось с тех пор, разве что


ѕ≈–¬јя —“–јЌ»÷ј

 “ќ ƒ≈Ћј≈“ Ћ»“≈–ј“”–”

јлександр —олженицын Ч одна из самых великих фигур в русской литературе ’’ века. ≈го повесть Ђќдин день »вана ƒенисовичаї в своЄ врем€ переломила сознание сразу чуть ли не у всей страны. ј книгу писател€ Ђјрхипелаг √”Ћј√ї многие до сих пор воспринимают как важнейший источник, без которого невозможно пон€ть и осмыслить всю глубину трагедии, обрушившейс€ на русский народ в минувшем столетии. Ќо при всЄм при этом —олженицын остаЄтс€ и одной из самых противоречивых фигур в истории нашей словесности. ќн ведь умел быть не только пророком в своЄм отечестве. —колько раз писатель заблуждалс€, делал ошибки и даже совершал предательства. “ак кто же он, —олженицын?!


ѕ≈–—ќЌј

 “ќ ќ’–јЌяЋ ЌјЎ≈√ќ ѕ–≈«»ƒ≈Ќ“ј

≈сть люди, после встреч с которыми окружающа€ жизнь становитс€ осмысленней, поступки приобретают уверенность, а душа Ч спокойствие. Ќаверное, таких личностей среди нас не много. »х воспоминани€ и рассуждени€ можно слушать до бесконечности, хвата€ каждый слог. —егодн€ у нас в гост€х контр-адмирал в отставке √еннадий »ванович «ахаров, вице-президент –егиональной общественной организации Ђјссоциаци€ ветеранов и сотрудников служб безопасности ѕрезидентаї.


ѕќ—ћќ“–»“≈  јЅ»Ќ≈“ —“јЋ»Ќ»—“ј

¬ литературных кругах »ван ‘отиевич имел прочную репутацию сталиниста... ќн многие годы дружил с ¬.ћ. ћолотовым, который бывал у него на даче. Ќе случайно кто-то в шутку называл роман Ђ¬ойнаї Ђмемуарами ћолотоваї. ѕризнава€ ошибки —талина, обманутого √итлером в начале войны, —таднюк тем не менее высоко оценивал в своЄм романе энергию, волю, жЄсткость, а то и жестокость —талина, сумевшего мобилизовать все силы страны на борьбу с фашистами, действи€ человека, вз€вшего на себ€ в т€желейших услови€х ещЄ и роль наркома обороны, а затем и ¬ерховного главнокомандующего нашей армией. “ак что определение Ђсталинистї по отношению к —таднюку было не случайным.


ѕќЁ«»я

–ј«ЌќЋ≈“№≈

јлександр јндрусь родилс€ в 1920 году на ѕолтавщине в кресть€нской семье. ¬ 1940-м окончил артиллерийское училище и с первых дней войны участвовал в боевых действи€х: командовал зенитно-артиллерийским взводом на ёго-«ападном фронте, потом воевал под —талинградом, на ƒону, в ƒонбассе, освобождал от захватчиков юг ”краины и  рым. 24 июн€ 1945 года он прошЄл торжественным маршем в составе парадной колонны по  расной площади. ¬сю жизнь јлександр яковлевич писал стихи, но только на склоне лет его сочинени€ получили признание. ¬ 1997 году вышла его перва€ книга Ђѕам€ть сердцаї, и тогда же он был прин€т в —оюз писателей –оссии. я познакомилс€ с его творчеством несколько лет назад и могу констатировать, что, несмотр€ на свой солидный возраст, јлександр јндрусь совершенствуетс€ как поэт, его стихи, простые и незамысловатые по форме, наполн€ютс€ глубоким, проникновенным чувством. —ейчас полковник в отставке ј.јндрусь живЄт в  ишинЄве. ’очетс€ пожелать ему бодрости и вдохновени€! —ергей  ј«Ќј„≈≈¬


ѕ≈–≈ƒЌ»…  –ј…

¬ладимир ѕ–»Ѕџ“ ќ¬


¬ќ…Ќј ¬ ќ ќѕџ «јЋ≈√Ћј

јршак “≈–-ћј– ј–№яЌ


“ќ„ » «–≈Ќ»я

 ј »≈  Ќ»√» ќ ¬≈Ћ» ќ… ќ“≈„≈—“¬≈ЌЌќ… ¬ќ…Ќ≈ ¬ј— ѕќ“–я—Ћ»?

¬ первую очередь € бы отметил роман ¬иктора Ќекрасова Ђ¬ окопах —талинградаї. ћожет быть, в художественном плане он не самый сильный, но зато очень живой и достоверный. », конечно, нельз€ не упом€нуть шолоховской Ђ—удьбы человекаї и Ђ¬асили€ “Єркинаї “вардовского.


„”“№-„”“№ ћќ–јЋ»«ј“ќ–—“¬ј » Ќ≈ћЌќ√ќ ќ  ќЌ÷≈–“≈

Ќедавно беседовал с ƒомиником, лидером группы ЂЅандаї, который подн€лс€ на наши телеэкраны благодар€ Ђ‘абрике звЄздї.


ј Ќ”- ј, ѕќ¬о–от»—№, —џЌ ”!

ќчередь на выставку живописи Ђ»тали€ Ч –осси€. ќт ƒжотто до ћалевичаї шла быстро. — одного боку студентка по мобильнику информировала подругу о французской фотографии на ѕречистенке:  арден, и всЄ такое! — другого Ч две спортсменки азартно обсуждали битцевских рысаков, тренеров и своих соперниц. ¬переди туристки изучали английский путеводитель по ћоскве и беседовали на Ђанглицкой мовеї. –оскошные ели у входа в ћузей изобразительных искусств им. ѕушкина раскачивались на ветру и купались в апрельской лазури. Ёкспозици€ не поражает воображени€, но подталкивает к размышлени€м. ѕортрет ѕьетро јретино кисти “ициана, например, приобщает к жизни Ђтитановї ¬озрождени€. 1545 год: у нас тогда и до парсун не дошло. ¬ ’VIII веке вельможи позируют италь€нцам, но ≈катерина ¬тора€ предпочитает русских художников.  онец XIX века: р€дом с –епиным италь€нцы Ч бледное п€тно! ¬озле репинского портрета Ћьва “олстого € поделилась соображени€ми с пареньком в свитере с выт€нутыми локт€ми. Ќу да, вскинулс€ юный живописец, у нас тогда был –ублЄв! » верно. –еальность и ≈вангелие Ч полюса европейского искусства, на прот€жении столетий Ђма€тникї качаетс€ то в одну, то в другую сторону. я размышл€ла уже над стать€ми ¬асилины ќрловой Ђ ак айсберг в океанеї (ЂЌовый мирї, 2005, є 4) и јнны Ѕаженовой Ђѕоэма кайфа и муки совестиї (ЂЌаш современникї, 2005, є 3), авторы которых т€нутс€ к противоположност€м: ќрлова Ч к тематике, Ѕаженова Ч к ≈вангельской истине.  ак определитьс€ молодому писателю? ¬ыход подсказал прозаик ≈вгений Ўишкин: истина в литературе должна быть облачена в художественные образы. “ретий номер ЂЌашего современникаї Ч молодЄжный; ≈.Ўишкин был одним из составителей, его ключом.  ак сказал “арас Ѕульба ќстапу: Ђј ну-ка, поворотись, сынку!ї ƒескать, выйдет ли из теб€ добрый казак?


ѕ–ќ«ј

¬ ќ ќѕј’, »Ћ» я¬Ћ≈Ќ»≈ ≈ ј“≈–»Ќџ ¬≈Ћ» ќ…

ѕопал € на фронт в составе сибирских полков, которые отсто€ли ћоскву. —ибир€ки на фронте Ч это особые люди. Ѕыть может, нам было немного легче, чем другим. ¬едь все мы выросли в суровых услови€х —евера и привычны ко всем т€готам жизни. ѕривычны к холоду и голоду, уверенно сто€ли на лыжах и ориентировались на любой местности. Ќам знакомы изнурительные походы и ночЄвки у костра под открытым небом. Ќаконец, мы все были охотниками и хорошими стрелками.


„»“јЋ№Ќџ… «јЋ

ј’,  ј ќ≈ Ё“ќ ЅџЋќ ѕќ ќЋ≈Ќ»≈!

ѕ»—ј“≈Ћ№ Ќќћ≈–ј

ЋёЅ» –≈¬ќЋё÷»ё

ќкончание. Ќачало на стр. 1


–Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Ф–µ—А–Ј–∞—В—М –Є–ї–Є –ї–Є–Ј–∞—В—М –Ф–Є—В—П —Е—А—Г—Й—С–≤—Б–Ї–Њ–є –Њ—В—В–µ–њ–µ–ї–Є. –Я—А–µ–і—В–µ—З–∞ ¬Ђ–Ы–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–љ–Њ–є –†–Њ—Б—Б–Є–Є¬ї: –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В—Л, –њ–Є—Б—М–Љ–∞, –≤–Њ—Б–њ–Њ–Љ–Є–љ–∞–љ–Є—П, –Њ—Ж–µ–љ–Ї–Є –Є—Б—В–Њ—А–Є–Ї–Њ–≤ / –°–Њ—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї—М –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ –Ь–∞–Ї—Б–Є–Љ –Ы–∞–≤—А–µ–љ—В—М–µ–≤. –Т–Є–і–µ–љ–Є—П –Ј–µ–Љ–ї–Є –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.2. 1965-1970 –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.3. 1971-1979 –Ш—В–µ–ї—М–Љ–µ–љ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –£–ї—М—З—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Я–Њ–±–µ–і–Є—В–µ–ї–Є –Є –њ–Њ–±–µ–ґ–і—С–љ–љ—Л–µ: —Б—Г–і—М–±—Л –Є –Ї–љ–Є–≥–Є
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы



яндекс цитировани€