Ћитературна€ –осси€
Ћитературна€ –осси€
≈женедельна€ газета писателей –оссии
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы
     RSS  

јрхив : №19. 13.05.2005

¬џЅ≈–» —¬ќ… Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–!

¬џЅ≈–» —¬ќ… Ѕ≈—“—≈ЋЋ≈–

 ”–№≈–

ѕ–»¬≈—“» ¬ ЌјƒЋ≈∆јў»… ¬»ƒ...

ѕродолжение. Ќачало на стр.1


 –»“» ј

≈—Ћ» ”ЋџЅј≈Ў№—я ћ»–”...

” поэта особое, метафорическое воспри€тие мира. ѕолагают, что подобное мышление, присущее расширенному сознанию, дл€ большинства станет доступным лишь в будущем. ѕоэт же сегодн€ способен видеть вселенную как единство, где сн€ты противоположности. Ѕлагодар€ своему ракурсу поэт јхмат —озаев видит улыбку не только мужчины, который дарит кольцо любимой, не только улыбку ребЄнка, Ђродины росточкаї, не только улыбку на губах сп€щей девушки, которую юноша похищает поцелуем, но и улыбку того, что в общем представлении не может улыбатьс€, не €вл€етс€ живым, олицетворЄнным


— ƒ”ћќ… ќ –ќƒ»Ќ≈

ћожет показатьс€ странным, что одна из наиболее дорогих ћ.Ўолохову идей, котора€ лежит в основе его мировидени€ и определ€ет €рчайшие отличительные свойства его творчества, едва ли не реже всего становитс€ предметом логического постижени€, находит отражение в специальных исследовани€х. ¬прочем, не трудно найти этому и объ€снение. ћенее всего нам хочетс€ подвергать рациональному расчЄту то, что составл€ет сокровенную сущность не только природного, но и духовного быти€ человека.


¬ ѕќ»— ј’  –»“» ј ЌјЎ≈√ќ ¬–≈ћ≈Ќ»

¬ газете Ђ–оссийский писательї вышли заметки ».Ѕлудилина-јверь€на Ђ¬ поисках геро€ нашего времениї. јвтор означен как Ђизвестный прозаик и литературный критикї, который Ђсовершил, по нынешним временам, самый насто€щий подвиг. ќн прочЄл годовые комплекты (за 2004 г.) всех наиболее значимых столичных журналовї. ЌачнЄм с Ђизвестногої.


ѕќЋЌџ… ѕ–ќ¬јЋ

Ќи дл€ кого не секрет, что сегодн€ хуже всего изучены литературы народов –оссии. ƒев€титомна€ Ђ ратка€ литературна€ энциклопеди€ї, выпущенна€ в 1962 Ч 1978 годах, и изданный в 1987 году под редакцией ¬адима  ожевникова и ѕетра Ќиколаева ЂЋитературный энциклопедический словарьї уже давно и безнадЄжно устарели. Ќет веры и большинству многостраничных очерков национальных литератур, которые щедро понаиздавали в перестройку ведущие институты бывших автономных республик. ¬р€д ли кто по этим трудам сегодн€ может пон€ть, в чЄм своеобразие прозы или поэзии того или иного народа. ѕотому что практически все монографии раньше писались по единому шаблону, сконструированному в ћоскве командой √еорги€ Ћомидзе. Ётому бывшему комсомольскому де€телю нельз€ было отказать в политическом чутье.


 ”ћ»–

ќѕќ–ј ¬ Ћ»“≈–ј“”–≈ –”—— ќ… ≈—“№

¬алентин –аспутин и јнатолий √ребнев дружат; как говоритс€, талант к таланту прит€гиваетс€. ѕоэт не раз бывал по приглашению ¬алентина √ригорьевича на ƒн€х литературы в »ркутской области, где имел успех и признание. ѕолучив от  рупина сообщение, јнатолий узнал врем€ прибыти€ ЂЅайкалаї в ѕермь и накануне пригласил мен€ составить компанию.


јЋ№ћјЌј’ ЂЋ»“–ќ—ї

ƒ≈Ќ№ –ќ∆ƒ≈Ќ№я “ќЋ№ ќ –ј« ¬ √ќƒ”

¬ ƒ¬”’ —“–ќ ј’

¬ нижегородском театре Ђ омедi€ї прошла премьера Ђ¬асили€ “Єркинаї, которую поставил ќлег Ѕлинов.


»—“ќ–»я

Ѕ≈« ¬ќ…Ќџ Ќ≈“ ѕќЅ≈ƒџ

ѕобеда Ч это не только торжественные марши и праздничный салют. Ёто ещЄ и т€жба с миллионами погибших, которые могли бы и не погибнуть, если бы не чь€-то рокова€ глупость. Ёто способность народа удержатьс€ от самобичевани€ из-за громадности жертв, которые до сих пор сто€т перед нами молчаливым укором. Ёто умение укротить наш самодовольно-сытый разум, не дать ему спекулировать вокруг ѕобеды, раздира€ еЄ на части ради мелких эгоистических интересов, из желани€ выдвинутьс€, прокричав что-нибудь экстраординарное на св€тую тему.


Ѕќ…÷џ ƒ¬”’ ‘–ќЌ“ќ¬

¬тора€ мирова€, прошедша€ по советской земле ¬еликой ќтечественной войной, рассекла жизни людей на Ђдої и Ђпослеї глубоким грубым шрамом п€ти военных лет. –азрыва€ на части человеческие судьбы, она разбрасывала их по дорогам многочисленных линий фронтов, по госпитал€м, по концлагер€м, оставл€€ детей без родителей, жЄн без мужей, матерей без сыновей и дочерей. ќна св€зала людей прочным узлом общей военной судьбы. Ёпизоды их военных судеб походили друг на друга, как штампованные оттиски военных газет на небольших листках бумаги.


Ћјѕ“ј 50-х

ј о личном почти ничего не пишу. Ќо ведь мы все, все дети войны. ƒаже теперешние реб€тишки с бритыми затылками. » теперь ещЄ в наших магазинах непременно есть отдел игрушек, в которых маленькие пластмассовые танки соседствуют с маленькими пластмассовыми гаубицами.


–ј—ѕј’Ќ”¬ ∆≈Ћ≈«Ќ”ё ƒ¬≈–№...

ѕо орденским планкам члена —оюза писателей –‘ ¬енедикта —танцева можно изучать историю ¬еликой войны. «десь медали за оборону ћосквы, Ћенинграда, —талинграда, награды за освобождение —евастопол€, за вз€тие  Єнигсберга. —толь богатой военной биографией он, уроженец ѕоволжь€, об€зан службе в 153-й (впоследствии 3-й гвардейской) стрелковой дивизии, сформированной на ”рале. » спуст€ много дес€тилетий после завершени€ славного похода поэтом ¬.—танцевым написана книга воспоминаний о боевом пути этой Ђдиво-дивизииї, заключительный фрагмент которой мы предлагаем сегодн€ читателю. ¬.—”“џ–»Ќ, собкор ЂЋ–ї по —вердловской обл.


 »Ќќ

“ј…Ќџ –”—— ќ…  ќЌ“––ј«¬≈ƒ »

¬от уже какой день народ не может прийти в себ€ от телесериала Ђ√ибель империиї, посв€щЄнного русской контрразведке времЄн первой мировой войны. ƒело даже не в созвездии актЄров (хот€ в каком ещЄ сериале сн€лось сразу 30 €рких персон!).


ѕ≈–¬јя —“–јЌ»÷ј

ѕ–»¬≈—“» ¬ ЌјƒЋ≈∆јў»… ¬»ƒ...

¬ преддверии парада в честь 60-лети€ ¬еликой ѕобеды перед столичными дорожниками была поставлена задача привести в надлежащий вид главную площадь страны Ч  расную. ѕоскольку тЄплые дни в этом году существенно задержались, государственному унитарному предпри€тию Ђƒоринвестї, которое отвечает за содержание основных автомагистралей ћосквы, а также ћанежной площади, јлександровского сада,  расной площади, пришлось искать нетрадиционные способы дл€ того, чтобы обмануть погоду и обогнать врем€. —егодн€, когда праздник позади, когда главные площади столицы с честью Ђвыдержалиї торжества, ЂЋит.–осси€ї решила загл€нуть в закулисье парада и рассказать своим читател€м, как шла подготовка  расной площади к главному событию года.


ѕ≈–—ќЌј

“ќЋћј„ јЌ√≈Ћќ¬

¬ творческом активе известного переводчика —ерге€ ƒмитриева более 70 книг.  ак правило, это уникальные тексты, посв€щЄнные искусству. ѕоследн€€ его работа Ч перевод с немецкого книги Ђ»коны ангелов. ќбразы небесных посланниковї. Ёта замечательна€ книга, написанна€ »ваном Ѕенчевым, вышла в издательстве Ђ»нтербук-бизнесї. Ќа презентации этого альбома в »здательском совете –усской православной церкви мы встретились с —ергеем  онстантиновичем и попросили рассказать о трудност€х и радост€х профессии переводчика.


 ќ–ќЋ№ Ёѕ»«ќƒј

ќн говорит тихо, почти шЄпотом. Ќа собеседника смотрит внимательно и так же внимательно слушает. ќн искренне удивл€етс€ оказанному ему вниманию и весьма скромно оценивает свой вклад в искусство. ¬ то же врем€ јнатолий ћихайлович јдоскин зан€т в репертуаре “еатра имени ћоссовета больше многих своих коллег. ќн играет, пожалуй, во всех сценических жанрах. «а плечами јдоскина дес€тки ролей в кино, несколько авторских программ на телевидении и даже собственна€ пьеса. ќн народный артист –оссии, любимый и узнаваемый, его даже крохотное по€вление на сцене или на экране украшает любое действие, что доказала недавн€€ номинаци€ јдоскина на новую кинопремию Ч Ђ«олотой ќрЄлї Ч за лучшее исполнение роли второго плана в фильме Ђƒом дураковї. ќднако всЄ это не мешает јнатолию ћихайловичу по-прежнему сомневатьс€ в себе, искать новые формы и пути самореализации, придирчиво относитьс€ к сегодн€шней работе, мечтать и наде€тьс€.


ѕќЁ«»я

—“»’» »« ∆≈Ќ≈¬џ

если бы сестрЄнка позвонила, если бы рубашка подошла: человек приходит на столетье и сидит бессильно у стола


  ј   ћ џ Ё “ ќ “ ƒ ≈ Ќ № ѕ ≈ – ≈ ∆ » ¬ ® ћ ? . .

јнатолий ‘Єдорович ≈мель€нов(1925 Ч 1991) родилс€ в селе —ухобузимо под  расно€рском, относилс€ к поколению семнадцатилетних реб€т, рвавшихс€ на фронт ¬еликой ќтечественной. ¬ 1943 году, после окончани€ “омского пехотно-артиллерийского военного училища, в звании младшего лейтенанта пулемЄтного взвода попал на фронт. ѕервое ранение получил при штурме  Єнигсберга, второе ранение Ч в ѕольше. ¬ звании капитана дошЄл до Ѕерлина.   мирной жизни јнатолий ≈мель€нов вернулс€ только в 1948 году, продолжа€ после ѕобеды служить командиром комендантской роты в зонах оккупации. ѕоступил на психологическое отделение философского факультета ћосковского университета. ѕосле окончани€ аспирантуры ћ√” в 1955 году уехал в “уву поднимать культуру, полюбил этот далЄкий край и сумел воспеть его в стихах, став народным поэтом –еспублики “ува. јнатолий ≈мель€нов автор книг прозы Ђќт мира не уйтиї, Ђ—тароверыї, сборника публицистики ЂЅыть человекомї, многих поэтических сборников.


“ќ„ » «–≈Ќ»я

„“ќ ƒќ—“ќ…Ќќ ѕ»—ј“≈Ћя ?

 ак вы считаете, „“ќ ƒќ—“ќ…Ќќ ѕ»—ј“≈Ћя Ч Ђпрощать гонителей своихї или призывать их к ответу в судебном пор€дке?


«јѕ»—џ¬јё—№ ¬ —ќё«Ќ» »

ќ пут€х совершенствовани€ Ђколебател€ основї ёри€ ѕол€кова


ќ“ ѕ≈–¬ќ√ќ Ћ»÷ј

ƒело в том, что театр как таковой, традиционный русский театр, практически исчез. “еатр как институт. ¬место него образуютс€ площадки дл€ экспериментов или, что хуже, дл€ коммерческих предпри€тий... я согласен с јрменом ƒжигархан€ном, когда он утверждает, что русский театр должен быть крепостным.  ак Ѕƒ“ времЄн “овстоногова, как ћ’ј“ времЄн —таниславского, как Ћенком ћарка «ахарова, который остаЄтс€, кажетс€, последним из могикан, по крайней мере в ћоскве.


ѕ–ќ«ј

—ќЌ ѕќƒ Ѕ≈Ћџћ» ƒ≈–≈¬№яћ»

ќн хорошо запомнил этот путь через утонувший в молчании перевал, вниз по дышащей полынь€ми реке, в обход заброшенного золотодобытчиками посЄлка. √русть и тишина сквозили над великим пространством земли, одиноко отража€сь в его обмороженных дал€ми глазах. –авнина, перед которой остановилось молчание, дышала мерцанием €нварского снега. “огда он, не перенос€ более этого молчани€, сел и, подн€в выт€нутую морду, завыл. ≈го вой, лома€ морозный воздух, т€жело подн€лс€ над равниной и сгинул в лунной вышине. ќн долго слушал эту тишину, котора€ ещЄ напр€жЄнней обмерла после его во€. Ќа дес€тки и сотни километров знобко дышала сорокаградусна€ тайга, жутко напоенна€ ожиданием и страхом. » он снова завыл, призыва€ в свидетели своего одиночества свернутую в шар снежную равнину луны.


„»“јЋ№Ќџ… «јЋ

»«”ћЋя≈ћ—я ¬ћ≈—“≈ — ћј–»Ќќ… ≈Ћ»—≈≈¬ќ…

ќднажды мне довелось ознакомитьс€ с одной замечательной рукописью, автора которой не стану называть принципиально, потому что рукопись сию до сих пор опубликованной не видела. ¬ предисловии к ней утверждалось, что именно она подтолкнула Ќабокова на написание ЂЋолитыї. ¬с€кое может быть, и это тоже возможно. Ќу и что? ќткровени€ педофила останутс€ откровени€ми педофила в любом случае, будь то интимный дневник или литературное произведение. Ќикогда не любила ЂЋолитуї, отвратительна€ вещь, совершенно не сто€ща€ шума вокруг неЄ. Ќо всЄ равно шум€т и будут шуметь, а как же! ѕорок всегда вызывает пристальное внимание, публика любит нюхнуть тошнотворный запашок, всЄ равно от чего Ч от гр€зного, вывернутого наизнанку бель€, от трупа или...


“≈ј“–

— ј« ј ќЅ ќ—Ћ≈ѕЋ®ЌЌџ’

јвторы охарактеризовали спектакль как музыкальную мистерию. ƒействие не прив€зано к конкретной стране или эпохе. ’от€, если вдуматьс€, нечто подобное происходит всегда и везде: власть придумывает мнимую опасность, страх перед которой делает людей послушными, не дава€ им видеть реального источника зла..


Ѕ”ƒ≈ћ —ѕќ–»“№

”„»“≈Ћ№Ќ»÷ј —“–ќ√јя ЌјЎј

¬ последнее врем€ известный литературный критик Ќаталь€ »ванова решила освоить смежную профессию Ч эксперта по отечественному телевидению.  аждую п€тницу она на страницах ЂЌезависимой газетыї выносит вердикты, что у нас хорошо, а что плохо. » знаете, что у нас хуже всего? ј то, что знаменитый музыкант Ѕорис √ребенщиков, никогда не скрывавший свою прив€занность к детективам и фэнтези, на передаче ЂЎкола злослови€ї у “ать€ны “олстой и ƒуни —мирновой в свои любимые писатели записал јкунина и ѕелевина. »ванова возмущена: Ђзнает ли Ѕ√ о существовании Ѕитова, ѕетрушевской, ћаканина?ї


–Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Ф–µ—А–Ј–∞—В—М –Є–ї–Є –ї–Є–Ј–∞—В—М –Ф–Є—В—П —Е—А—Г—Й—С–≤—Б–Ї–Њ–є –Њ—В—В–µ–њ–µ–ї–Є. –Я—А–µ–і—В–µ—З–∞ ¬Ђ–Ы–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–љ–Њ–є –†–Њ—Б—Б–Є–Є¬ї: –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В—Л, –њ–Є—Б—М–Љ–∞, –≤–Њ—Б–њ–Њ–Љ–Є–љ–∞–љ–Є—П, –Њ—Ж–µ–љ–Ї–Є –Є—Б—В–Њ—А–Є–Ї–Њ–≤ / –°–Њ—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї—М –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ –Ь–∞–Ї—Б–Є–Љ –Ы–∞–≤—А–µ–љ—В—М–µ–≤. –Т–Є–і–µ–љ–Є—П –Ј–µ–Љ–ї–Є –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.2. 1965-1970 –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.3. 1971-1979 –Ш—В–µ–ї—М–Љ–µ–љ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –£–ї—М—З—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Я–Њ–±–µ–і–Є—В–µ–ї–Є –Є –њ–Њ–±–µ–ґ–і—С–љ–љ—Л–µ: —Б—Г–і—М–±—Л –Є –Ї–љ–Є–≥–Є
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы



яндекс цитировани€