Ћитературна€ –осси€
Ћитературна€ –осси€
≈женедельна€ газета писателей –оссии
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы
     RSS  

јрхив : №51. 21.12.2001

ƒџ’јЌ»≈ ∆»¬џ’ —Ћќ¬.

јндрей ¬≈“≈–

ƒџ’јЌ»≈ ∆»¬џ’ —Ћќ¬

Ќаш огромный мир поделЄн (коварно или мудро?) на две части, кажда€ из которых прекрасна и ужасна по-своему. ќдна часть мира ведЄт жизнь, т€готеющую к традиции. ƒруга€ выбрала путь технократического развити€, которому нет дела до “радиции. “ехнократи€ накатала свою лыжню и продвигаетс€ по ней к своей цели гораздо более уверенно, чем “радици€. ¬озможно, это св€зано с тем, что у “радиции нет цели, как не может быть цели у всего, что существует в силу своей естественности. ƒерево просто растЄт, не стрем€сь захватить место, где может быть воздвигнут дом. Ќо экскаватор (как полноценный представитель “ехнократии) об€зан-таки вырвать дерево из земли, чтобы выкопать котлован дл€ будущего небоскрЄба.

Ћюди разделены духовно и материально. ћатериальное хорошо различимо глазами, духовное же остаЄтс€ невидимо. Ќо духовность не только отдел€ет нас друг от друга (чужаков), она же незримо соедин€ет нас, которые принадлежат одному миру. ƒоказать этого мы не можем, но безошибочно чувствуем эту св€зь. “ак ощущаетс€ свежесть утра Ч невидима€, необъ€снимо прекрасна€, таинственна€ и животворна€ свежесть.

Ёто невидимое рассыпано повсюду, и часть его сокрыта в литературе, ибо литература Ч таинство. Ќасто€щий литератор всегда немного шаман, потому и проникает дух его произведений в людские сердца. »ногда прочитанна€ повесть уносит нас в такие неведомые сферы, что и представить невозможно, и тогда мы вдруг осознаЄм, что нас посетило откровение. Ќикто не умеет объ€снить, в чЄм тут причина. ясно одно Ч талант (то есть сила) литератора может сравниватьс€ с силой (то есть талантом) шамана.

¬озможно, на сегодн€шний день самыми сильными шаманами в мире литературы €вл€ютс€ писатели, вышедшие из среды коренных народов. ¬ данном случае € веду речь о хантыйских авторах “ать€не ћолдановой и ≈ремее јйпине.

ќткрыв дл€ себ€ их литературу, € был по-насто€щему удивлЄн еЄ мощью, простором и пронзительной, почти безысходной тоской.

¬прочем, когда мне впервые попалась в руки повесть “ать€ны ћолдановой " асани€ цивилизации" ("ћир —евера", 1997, N 3), € поначалу немного растер€лс€. ѕричина была в том, что € ждал от этого произведени€ глубоко вскопанных этнографических пластов, но не увидел этого. ћне хотелось спросить: "√де же хантыйские церемонии, почему мне не дали узнать ничего нового о св€щенных хантыйских ритуалах? «десь написано совсем не про другое!"

ќднако уже на второй странице € пон€л, что “ать€на ћолданова пишет не этнографическую прозу, а просто прозу, жив€ при этом в том самом мире, который дл€ этнографа €вл€етс€ объектом изучени€. ƒл€ “ать€ны же изложенные на бумаге истории со всеми их детал€ми (зов умершей бабушки, обстукивание четырЄх углов дома дл€ изгнани€ непрошенных существ, голова медвед€ у ног маленького ребЄнка, правила родственного избегани€) Ч не темы дл€ научных исследований, а естественные вещи, на которых вроде бы и внимание заостр€ть не приходитс€. јвтор упоминает о них вскользь, подразумева€ тем самым, что это должно быть известно каждому.

ѕожалуй, это и есть главное в литературе, вышедшей из “радиции. Ќе изучение, не толкование, а искренний рассказ о своЄм народе, основанный на знани€х, впитанных с воздухом родного кра€. Ќароды —евера не желают чувствовать себ€ объектами изучени€. ќни просто живут, как живЄм все мы. » далеко не всегда мы желаем открыватьс€ дл€ посторонних, тем более дл€ тех, которые изначально не признают наши взгл€ды на жизнь. “айга и —евер живут вовсе не по тем законам, которые прав€т в мире “ехнократии.

 огда, например, герой ≈реме€ јйпина говорит, что все звери-птицы понимают человека, он не лукавит, не пытаетс€ говорить приторным €зыком сказок. ѕросто он знает наверн€ка, что так оно и есть. «вери вход€т в жизнь таЄжного человека не как-нибудь бочком, а во всю силу, они наполн€ют жизнь человека до краЄв, станов€тс€ полновесной часть самого человека, а потому об€заны понимать охотников и оленеводов. "Ќу, некоторые, может, не очень понимают, но всЄ равно чувствуют по голосу, о чЄм их просит человек", Ч уточн€ет автор устами своего персонажа.

“ать€на ћолданова подтверждает эту мысль: "’антыйские женщины с олен€ми разговаривают. ¬ культуре сохранилось это внутреннее, глубинное отношение к природе, к животным. ¬чера слушала, как рассказывали про реки, озЄра. «нани€, конечно, глубочайшие. «нают о каждом озере, о каждой речушке, где какой источник подпитки."

ј мы, которые в городах проз€баем, не знаем порой, откуда то или иной название улицы вз€лось, не то что о загородных реках и холмах рассуждать. Ќам в голову не приходит произнести слова благодарности свет€щей у нас над головой лампочке или гор€чей воде в кране, а уж о том, чтобы поклонитьс€ —олнцу и говорить не стоит. ћы (дети “ехнократии) ругаемс€ на плохие прогнозы метеорологов, будто это они виноваты в пасмурной погоде, мы не желаем принимать всЄ как должное. ћы ворчим по любому поводу. Ќам трудно представить, что человек может испытывать глубочайшую признательность неизвестным люд€м за то, что они оставили, покида€ избу, коробок спичек (не позабыли, а специально оставили).

” ћолдановой € обратил внимание на строку (можно сказать, скупую строку), в которой говорилось о "благодарности всем поколени€м хантыйских людей, сотворившим и сохранившим мудрый закон выживани€". –ечь шла как раз о коробке спичек и сухар€х, которые уставша€ женщина нашла в пустой избе. я могу лишь восторгатьс€ такой лаконичностью, насквозь пропитанной духом древнего разума, духом “радиции. –азумеетс€, дл€ тех, кто не знаком с “радицией, требуютс€ по€снени€ во многих местах текста.

» потому возникает вопрос: дл€ кого пишутс€ книги? ƒл€ тех, кто понимает? »ли дл€ тех, кому надо всЄ разжЄвывать? „то представл€ет собой литература? –азумеетс€, не учебник.  ниги пишутс€ дл€ желающих читать.  ниги пишутс€ дл€ прозревших, а не дл€ тех, кто швыр€ет пустую бутылку на газон и сплЄвывает шелуху семечек на пол.

Ћитература Ч не учебник. » всЄ же она помогает учитьс€.

≈сть эпохи, о которых мы, к сожалению, уже никогда не узнаем ничего достоверно. Ѕольшинство дохристианских летописей о –уси исчезло в период насильственного насаждени€ повсеместно законов пришедшей на –усь церкви, сохранились жалкие крохи. ј ведь календарь, по которому жила дохристианска€ –усь, насчитывал несколько тыс€ч лет, стало быть, истори€ была богатейшей. “еперь же дл€ нас древн€€ русска€ культура умерла. јх, если бы из тех далЄких времЄн до нас дошли литературные произведени€!

“ак же могла уйти и культура народов —евера, если бы не по€вились писатели из среды этих народов. » страшно подумать, что многие племена уже почти исчезли с лица «емли, а иные вовсе сгинули без следа, благодар€ целенаправленной политике государства. Ѕлаго, овладевшие грамотой внуки и правнуки успели порасспросить своих стариков, которым довелось повидать и вольные кочевь€ и кровавые бойни тридцатых-сороковых годов двадцатого века. » теперь мы можем узнавать из книг предани€ —евера. “еперь у нас есть возможность читать даже о тех кровавых событи€х, которые большинство людей тороп€тс€ вычеркнуть из пам€ти, чтобы облегчить неторопливый ход размеренного существовани€.

ѕроизведени€ ћолдановой и јйпина лишены праздничной мишуры и лакированной красивости. —нег в их книгах звучит по-насто€щему, слЄзы имеют горький привкус, по написанным обрывам и лесам можно пройти на самом деле. Ёти авторы говор€т исторгают крик боли, а не успокаивающий шЄпот. ќни кричат о возможной смерти “радиции и человека ѕрироды.  ричат, не задумыва€сь о том, прилично ли так кричать.  ричат, чтобы их услышали.

я вышел из среды стопроцентных представителей “ехнократической ÷ивилизации, воспитывалс€ на пропаганде самых новых технологий, но однажды € влюбилс€ в “радицию. я увидел неповторимое очарование в еЄ первобытной красоте, силе, мудрости. Ќо много ли мы отыщем таких сторонников “радиции в мире “ехнократии? ≈сли смотреть правде в глаза, то их не так уж легко отыскать и в мире “радиции, откуда молодЄжь всегда стремилась убежать к €рким огн€м больших городов. ”вы...

’антыйские писатели принадлежат народу, не утратившему свои корни и не потер€вшему св€зь с «емлЄй. ѕоэтому им есть, о чЄм поговорить с читателем. ќни знают наверн€ка, что —ила приходит к человеку от «емли.

–азумеетс€, человек “радиции, то есть человек ѕриродный, обладает гораздо более мощным потенциалом, чем человек “ехнократии, но одной “радиции мало. ≈сли т€гатьс€ с “ехнократией (а т€гатьс€ с нею необходимо), то ѕриродному человеку нужны новые знани€ Ч знани€ технократического мира, то есть посто€нно развивающейс€ науки.

—обственно говор€, без науки, без грамоты, без жажды распространени€ полученной информации “радици€ давно бы исчезла. ¬едь именно городские люди стали собирать информацию о коренных народах —ибири, именно пришлые люди, объ€тые желанием привить аборигенам привычки ÷ивилизации, записывали дл€ истории всЄ, что показывала им дика€ —ибирь.

»з этих записей, зачастую очень незамысловатых, но весьма подробных, постепенно сложилась литература особого вида, котора€ не имеет до сих пор своего названи€. ¬ основе такой литературы лежат не только общечеловеческие ценности, но и ценности (возможно, даже в первую очередь) конкретного народа. Ћитература Ч система запечатлЄнных знаков. я имею в виду не буквы, а знаки, оставленные прикосновением открывшейс€ души.

¬ произведени€х “ать€ны ћолдановой, ≈реме€ јйпина и других хантыйских писателей про€вл€ютс€ истинные ценности жизни. «десь нет стремлени€ отвоевать у кого-то место на позолоченном пьедестале под неоновыми лучами славы. ќни пишут о необходимости прилагать свои силы дл€ жизни, а не дл€ победы над кем-то.

ЌашЄл у ћолдановой такие слова: "«десь (в лесу) посто€нна€ жЄстка€ необходимость работы и работы, но эта работа приносит удовлетворение, так как ты Ч хоз€ин положени€, ты видишь, ощущаешь результаты своего труда непосредственно, напр€мую, не опосредованно. «десь ощущение, что если ты здоровый человек, то нужен труд, нужен посто€нный труд, нужно умение".

—егодн€ многие российские писатели выворачиваютс€ наизнанку, сил€сь привлечь к себе внимание. »м практически нечего сказать. —одержание их книг напоминает пр€мую линию, начертанную слабой рукой Ч всЄ пон€тно с самого начала, ничего интересного не случитс€, ничто не расцветЄт на их страницах. Ёти писатели хот€т удивить, но за душой у них ничего нет, только пустота. Ќо пустота не удивл€ет.  ое-кто ищет глубоких мыслей в классике, но это не спасает, так как насто€щие книги рождаютс€ не из чужих мыслей, а из собственных размышлений и переживаний. » несЄтс€ со стороны модных писателей: "¬округ всЄ фальшиво, противно! ∆ить не хочетс€! Ќичего насто€щего нет!"

» правильно! ќткуда меж каменных городских стен возьмЄтс€ что-то насто€щее, когда все ценности “ехнократии сконструированы искусственно! ј насто€ща€ жизнь-то совсем уж не так далеко. » о ней пишут с нежностью, любовью, печалью и болью в сердце такие авторы как ћолданова и јйпин.

— какой пронзительной нежностью они говор€т о диких животных. "ѕод разлапистым деревом сидела медведица. ¬етерок, что дул с еЄ стороны, играл густым шелковистым мехом. ќна вс€ светилась на в лучах заход€щего —олнца и казалась какой-то свежей, чистой, умытой."

— какой неповторимой трогательностью звучат их слова об огне. "—амое трудоЄмкое дело Ч это, конечно, запастись "пищей дл€ огн€". ќгонь, огонь, милый огонь. Ћишь бы не погас огонь в очаге, главный хранитель дома и жизни..."

— каким восторгом взирают они на окружающий мир. "ѕроисходило чудо. Ћучи большого жЄлтого —олнца падали на €годки, и те вспыхивали, превраща€сь во множество маленьких голубеньких —олнышек. ѕри малейшем дуновении ветерка —олнышки переливались, искрились, дот€гивались до “ани и щекотали еЄ своими голубенькими лучиками."

ќни вовсе не расхваливают и не романтизируют таЄжную жизнь, они никого не зазывают к себе. ѕохоже, они даже не очень стрем€тс€ привлечь к себе внимание читателей из мира “ехнократии, понима€, что любител€м ночных клубов предложить в мире “радиции нечего. „тобы полюбить насто€щую жизнь, о ней надо сначала что-нибудь узнать. Ќо разве есть у сторонников ÷ивилизации врем€ на познание насто€щей жизни? Ќет! ќни остервенело рвутс€ вперЄд, чтобы вырубить и выкачать побыстрее и побольше. » если за это врем€ хантыйские писатели не преодолеют сопротивление пассивно настроенных граждан, то вскоре их книги могут превратитьс€ в собрание легенд.

ќб этом и поднимает свой голос повесть " асани€ цивилизации". "¬ забытьи “ать€на услышала л€зг железных гусениц, он нарастал. „удовище, пировавшее на просеке, двигалось в их сторону. “ан€ видит, как √ромадина давит еЄ голубенькие —олнышки, сдирает белый €гель соснового бора. Ћ€зг всЄ усиливаетс€. ќн заполнил каждую клеточку еЄ тела, стал невыносим. » вот уже “ан€ чувствует, как огромные гусеницы медленно наползают на живот... Ѕоль... Ќестерпима€ боль... ’олод..."

ѕессимизм? Ќе думаю. —корее Ч готовность к худшему при сильной надежде на лучшее. »менно на этой ноте заканчиваетс€ книга ≈реме€ јйпина "’анты". "ќн почувствовал себ€ «вездой ”тренней «ари. ≈сли он не взойдЄт однажды Ч утро не придЄт, солнце не придЄт, день не придЄт. „то же тогда делать человечеству? ћожет быть, тогда ∆изнь начнЄтс€ сначала? » всЄ-всЄ начнЄтс€ сначала?! ј если вообще не начнЄтс€ и не будет начала? Ќаверное, будет ¬ечна€ Ќочь. Ќет-нет, этого нельз€ допустить."

’очу пожелать им: пусть шаман€т побольше, пусть шаман€т на литературной ниве беспрестанно, пусть принос€т нам свои голоса, звуки бубнов, шум лесов, чистоту снегов. ѕусть шаман€т! ќни умеют излечивать своими камлани€ми, у них это славно получаетс€.

јндрей ёрьевич ¬етер (ЌефЄдов) родилс€ 12 феврал€ 1960 года в ћоскве. ќкончил в 1982 году экономический факультет ћ√»ћќ и в 1991 году ¬√» . јвтор этнографо-приключенческих романов "’ребет ћира", "“ропа" и "¬ поисках своего дома".

–Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Ф–µ—А–Ј–∞—В—М –Є–ї–Є –ї–Є–Ј–∞—В—М –Ф–Є—В—П —Е—А—Г—Й—С–≤—Б–Ї–Њ–є –Њ—В—В–µ–њ–µ–ї–Є. –Я—А–µ–і—В–µ—З–∞ ¬Ђ–Ы–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–љ–Њ–є –†–Њ—Б—Б–Є–Є¬ї: –і–Њ–Ї—Г–Љ–µ–љ—В—Л, –њ–Є—Б—М–Љ–∞, –≤–Њ—Б–њ–Њ–Љ–Є–љ–∞–љ–Є—П, –Њ—Ж–µ–љ–Ї–Є –Є—Б—В–Њ—А–Є–Ї–Њ–≤ / –°–Њ—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї—М –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ –Ь–∞–Ї—Б–Є–Љ –Ы–∞–≤—А–µ–љ—В—М–µ–≤. –Т–Є–і–µ–љ–Є—П –Ј–µ–Љ–ї–Є –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.2. 1965-1970 –Ѓ—А–Є–є –Ъ—Г–Ј–љ–µ—Ж–Њ–≤. –°—В–Є—Е–Њ—В–≤–Њ—А–µ–љ–Є—П –Є –њ–Њ—Н–Љ–∞. –Ґ.3. 1971-1979 –Ш—В–µ–ї—М–Љ–µ–љ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –£–ї—М—З—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞ –Т—П—З–µ—Б–ї–∞–≤ –Ю–≥—А—Л–Ј–Ї–Њ. –Я–Њ–±–µ–і–Є—В–µ–ї–Є –Є –њ–Њ–±–µ–ґ–і—С–љ–љ—Л–µ: —Б—Г–і—М–±—Л –Є –Ї–љ–Є–≥–Є
–едакци€ |  јрхив |   ниги |  –еклама |  јвторы



яндекс цитировани€