Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 24.11.2006

ЗНАКОВОЕ СОБЫТИЕ

     Издательство «Ковчег» в Ростове-на-Дону порадовало всех нас выходом в свет новой, уникальной по содержанию и форме книги – «Антологии ингушской поэзии», в которой широко и основательно, с научным тщанием и эмоциональной взволнованностью представлены наиболее примечательные образцы творчества ингушских поэтов прошлого века.
     Книга даёт широчайшую перспективу развития ингушской поэзии прошлого века, живописует систему нравственных ценностей народа, непреложных законов служения Истине и Красоте в отстаивании и укреплении национальной самобытности. Вместе с тем читатель получает возможность убедиться в том, что ингушской поэзии всегда была свойственна толерантность и чужды ксенофобские тенденции воспевания своей национальной исключительности, что ингуши открыты для всего доброго и хорошего, для искренней дружбы и плодотворного сотрудничества со всем цивилизованным миром на базе взаимообогащающего обмена культурными ценностями при условиях сохранения своей этнической независимости.
     Составителем и вдохновителем «Антологии» является видный учёный и общественный деятель профессор Арсамак Мартазанов.
     В России всегда любили и ценили искусство ингушей, уделяя немало внимания переводу на русский язык лучших образцов поэзии и прозы. Так, в 1959 году, после восстановления на государственном уровне статуса Чечено-Ингушской АССР, в издательстве «Художественная литература» вышел сборник «Поэзия Чечено-Ингушетии». Самый тёплый отклик на эту книгу принадлежит легендарному автору «Гренады» Михаилу Светлову, который в своём сборнике «Беседа» под названием «Приглашение» опубликовал восторженную рецензию (издательство «Молодая гвардия», 1969 год).
     В 1981 году в Чечено-Ингушском книжном издательстве была опубликована ещё одна «Антология Чечено-Ингушской поэзии», но рецензируемая «Антология ингушской поэзии – ХХ век» стоит в этом ряду на особом месте как по тщательности отбора материала, так и по уровню его представления с использованием всех достижений современной полиграфической техники.
     Позволим себе небольшую ретроспективу основных этапов ингушской поэзии, уходящей в седую древность. Фундаментом формирования письменной ингушской поэзии, несомненно, была фольклорная, переходящая из уст в уста. В этой связи нельзя не упомянуть таких народных поэтов-сказителей Ингушетии, как Мокыз, Саи, Эльмарз и других, сумевших в богатейших традициях устного народного творчества конгеиально воспеть идеалы и чаяния своего народа, выразить его характер и душу через звучащее поэтическое слово. Именно певцы-импровизаторы прошлого были в истоках младописьменной ингушской поэзии, особенно активно и плодотворно начавшей развиваться со дня выхода в свет 1 мая 1923 года газеты «Сердало» («Свет») – первой газеты на родном языке.
     30-е годы прошлого века характеризовались активным ростом литературных сил в ингушской поэзии, становлением новых поэтических жанров. Духовное раскрепощение личности, мажорные мотивы, светлые, яркие образы новой действительности обогатили национальную литературу новыми идеями интонациями, формами, именами таких поэтов, как Джемалдин Яндиев, Ахмед Хамхоев, уже упомянутые Хаджи-Бекир Муталиев и Салман Озиев. Эти авторы особенно ярко сумели проявить свою творческую индивидуальность в годы Великой Отечественной войны.
     Чёрный период ингушской поэзии с 1944 по 1957 год был вызван беззаконной депортацией народа в Среднюю Азию и Казахстан, эти горестные даты обозначили насильственное приостановление роста профессиональной культуры многострадального ингушского народа.
     С восстановлением государственного суверенитета Ингушетии появились новые возможности дальнейшего развития национальной литературы. Был сформирован Союз писателей Республики Ингушетия, стали издаваться журналы «Литературная Ингушетия», «Ингушский Парнас», газеты «Сердало», Ингушетия», детский журнал «Радуга». Выход в свет новой «Антологии ингушской поэзии» – ещё одно подтверждение непрерывности поэтической летописи ингушского народа.
     Особо хочу отметить включённую в антологию драматическую поэму Саида Чахкиева «Чаша слёз». Она ещё в 1986 году была представлена в сценическом воплощении в Русском Государственном драмтеатре имени М.Ю. Лермонтова. Режиссёр постановки тогда же приводил в своём интервью слова В.Белинского применительно к творческому подвигу автора спектакля: «Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии и венец искусства».
     Низкий Вам за это поклон, Саид Идрисович, я рад, что для Ваших новых книг поэзии перевёл на русский язык более полутора тысяч строк прекрасных ингушских стихов!
     

Глан ОНАНЯН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования