Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 15.12.2006

ПРОДАЁТСЯ ТРЕБОВЕЦ

     Меня часто волновал вопрос: почему я пишу только положительные рецензии? И другой: почему идея рубрики «Книга – провал» кажется мне абсурдной? Ответы на эти вопросы тесно связаны с ролью литературной критики в литературном процессе.
     Современная литературная критика имеет два адресата. Первый адресат – массовый читатель, анонимный потребитель литературного рынка. Критика подобного рода информирует читателей о новом продукте , участвует в формировании читательских предубеждений в отношении этого продукта, стимулирует спрос на него и, следовательно, коммерческую прибыльность.
     Очевидно, что в отношении любого произведения возможны две позиции – положительная и отрицательная. Критика вообще возникает на оппонировании – продвижении одних продуктов и оттеснении других. Ни та, ни другая позиция не исключает объективности: не бывает произведений без недостатков и без достоинств, как не бывает физиономий без примет. Таким образом, на литературном рынке, как на бирже, возможны две стратегии – «игра на повышение» и «игра на понижение». Соответственно, существуют две разновидности литературных брокеров – «быки» и «медведи».
     Критик-бык выступает в роли «промоутера»: создаёт литературные бренды, «накачивает» их рыночную стоимость, инициирует ажиотаж вокруг произведений. Критик-медведь жаждет додавить автора как дождевого червяка, потирает руки, приговаривая: «На крепкий сук – острый топор!»
     В условиях вкусовщины, регулируемой невидимой рукой рынка, всякое упоминание, в том числе негативное, является скрытой рекламой. Всякое упоминание работает на игру спроса и предложения, а знаки «плюс» или «минус» тонут в информационных метеопомехах. Напротив, наиболее эффективна «стратегия скандала», когда степень читательского интереса только подогревается отрицательным мнением критического сообщества.
     Играть на понижение на литературном рынке может лишь тот, кто знает, что будет выслушан, а это подразумевает либо авторитет, которым никто из современных критиков не обладает, либо массового квалифицированного читателя, существующего разве что в литературных утопиях. Потому негативное суждение имеет силу только в условиях регулирования литературного процесса нерыночным механизмом. В тоталитарных обществах, как известно, негативная критика отражалась не только на судьбе произведений, но и на судьбе их авторов…
     Второй адресат литературной критики – производитель литературного рынка. Критический отзыв на любое произведение имеет, по крайней мере, одного внимательного читателя – автора этого произведения. Критика даёт уникальную возможность публичного обращения к писателю, способствует установлению личного контакта с главным «ньюс-мейкером» литературного процесса. Львиная доля так называемой «литературной критики» представляет собой реверансы, с недвусмысленным желанием быть замеченным. «А ещё у меня есть претензия, что я не ковёр, не гортензия», – цитирует критик Введенского и подмигивает… Сухой остаток от этой критики – личные контакты между критиками и писателями и дальнейшее сотрудничество на почве информационного взаиморасчёта. Лишь в очень редких случаях критика, ориентированная на писателя, имеет целью указание на действительно сильные или слабые стороны произведения.
     Таким образом, в современных условиях остаётся единственная разновидность игры на понижение – умолчание. Имеет значение не тот, кого критик ругает, а о ком умалчивает…
     
     
     Михаил БОЙКО
     
     А вы что думаете? Стоит нам продолжать рубрику «Книга – провал» или имеет смысл её упразднить?
     




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования