Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 26.01.2007

Закон толпы и формула носорога

     Выставку картин Павла Филонова под названием «Очевидец незримого» из Санкт-Петербурга привезли в Москву, на Волхонку, в «Музей личных коллекций». Уверена, что большинство экспозиций такого уровня делают своевременно. Поэтому хочется, чтобы она поехала и в Таллинн, и в Ригу, и далее по списку.
     Филонов пришёл к нам почти в одночасье со спектаклем театра «Мастерская Петра Фоменко» «Носорог», поставленным Иваном Поповски по пьесе Эжена Ионеско. И прославленный драматург, и Павел Филонов, так показалось, говорили об одном и том же, правда, из разных времён и с разной долей оптимизма. Хоть один предчувствовал фашизм, другой – его вспоминал, предостерегал от повторения.
     Павел Филонов, которого называли «помешанным врагом рабочего класса», давал человеку возможность остаться человеком. В 1914 году он пишет свою знаменитую картину «Крестьянская семья» («Святое семейство»). До абсолюта загромождено пространство – цветами, листьями, животными и птицами, и будто из мирового хаоса проступают фигуры мужчины, женщины и их ребёнка. Человек и в природе, и выделяется из неё. Немного, но выделяется. В 1979 году Франко Дзеффирелли поставил «Гамлета». Сцена была захламлена разнородными материалами и лишними предметами. За счёт этого усиливалось значимость каждого слова. У Филонова безвоздушное, скукоженное пространство во всех картинах. Сначала смотришь на них, и кажется, что перед нами то ли калейдоскопные видения, то ли зеркало разбитое, а может быть, кривое. Наверное, сначала художник создал мир красивым, людей – радостными, а зверей – добрыми, как из райского сада, без угрожающего оскала. Потом взял, потряс эти полотна, смешивая всех в единый фантастический микс, и отдал нам свою «формулу Вселенной». Догадывайтесь, какими вы были задуманы, и смотрите, какими получились на выходе. Поражает полотно «Мужчина и женщина» (1912 – 1913). Его изможденное, высохшее тело. Её треугольное лицо… Струйки потёкшей краски, как будто раны кровоточат. Так выглядела Россия Филонова после «кровавого воскресенья». Одна картина так и называется «Россия после 1905», она словно охвачена пожаром, и из тьмы повылазили бесы.
     В этот же период мастер создал полотно «Кому нечего терять». Перед нами – блоковские работники фабрики. У них дутые спины, уши прилеплены ниже положенного, негнущиеся трубы-руки. Напоминают африканские скульптуры, у которых вместо глаз – щели, похожие на миндаль. Но у тех пластический символ заменяет реальный образ, у обескровленных, изломанных людей Филонова, похожих на обрубки деревьев, пустые глаза – это пустая душа, которая никогда не возродится. Страшно.
     Тот же приём во Франции использовал Амедео Модильяни. Вспомним портреты и Жанны Эбютерн, и Жана Кокто… Их непрорисованные или ненарисованные глаза – это не мёртвая душа, а ускользающая, непонятая.
     Парижане Ионеско превратились в носорогов, герои Филонова превращаются не в зверей даже, они превращаются в ничто. Художник в 30-е годы создаёт «Людей и зверей», «Нарвские ворота», «ГОЭЛРО». Советская действительность сжирает не только интеллигенцию и пролетария, но и самого Ленина, в растерянности развёл он руки. От вождя остался только абрис. Жизнь завалена, как написано в аннотации, «беспорядочной грудой рисованных примитивных построек, напоминающих производственные здания, а не обиталища человека». На выставке есть работы, где человек исчезает. Вернее, он есть, но чтобы его увидеть, нужно взглядом раздвинуть эту свалку из линий, зигзагов, пятен и осколков и, если повезёт, угадать профиль или облако, по форме напоминающее того, кто был когда-то. Да вышел весь.
     

Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования