Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 26.01.2007

ВАЛЕРИЯ, ГДЕ ВАШИ ИДЕИ?

     Спорить с Валерией Пустовой очень сложно. Потому что не с чем. У неё не имеется никакой позиции, никаких предложений в отношении совершенствования нашего бытия. Разберёмся на примерах.
     «Не исключено, что новые писатели… просто новые люди посвежевшего культурного самосознания в самом деле построят новую духовную, насыщенную смыслом реальность». Это разговор ни о чём. Потому что: конечно же, не исключено, как не исключено и то, что ничего они не построят, как вообще ничего нельзя исключать, поскольку всё может быть! Что есть «посвежевшее культурное самосознание»? Откуда оно берётся? Чем характеризуется его свежесть и в силу чего свежеет? Что оно из себя представляет? Что есть «насыщенная смыслом реальность»? За какой смысл реальности вы, Пустовая, ратуете? И что обществу нужно делать, чтобы прийти к данному смыслу?
     «Новое культурное сознание – это вам не просто веяние моды… Это смена целого мировоззренческого комплекса…» Во как! Ну, и что на что поменяли?
     Определяя «новый реализм» как направление современной словесности, характеризуя его особенности, Пустовая замечает: «Это – мироощущение нового человека, героя новой культурной эпохи. Он реалист по жизни, но совсем не в том смысле старого реализма (см. когда-то тоже молодого критика Писарева)… который тыкал человека лицом в землю… заставляя его убедиться, что предел его познания – прах, и периметр его интересов – плинтус». Речь в этом фрагменте идёт о Дмитрии Писареве, который, например, писал: «Истинным можно назвать только такое развитие, которое ведёт нас к нравственному совершенству и заставляет нас находить счастие в самом процессе самосовершенствования». Рассуждение о развитии – это что, тыканье в землю? Нравственное самосовершенствование – прах и плинтус? С какою лёгкостью, походя, Пустовая разделывается со старым реализмом! Писарев, между прочим, являлся властителем дум, глашатаем целого поколения. Он выступал с концепцией научного постижения мира, призывал молодёжь к активной исследовательской деятельности, к кропотливому накоплению знаний и продвижению, внедрению их в повседневный труд и быт народа. Выдающийся физиолог Иван Павлов, например, именно начитавшись Писарева, выбрал своей судьбой стезю учёного-естествоиспытателя.
     Новый реализм, определяет наш критик, – «это реализм, возвышающий над реальностью». А разве «Герой нашего времени» Лермонтова, например, «Отцы и дети» Тургенева или – ближе к нашему времени – «Разгром» Фадеева не возвышают над реальностью, не приводят к нравственному самосовершенствованию читателя?
     «…герои молодых писателей вдруг обнаруживают себя в открывшейся оппозиции к современному им, одичавшему миру». А разве Печорин – не был в оппозиции к современному ему миру?! Тот же Писарев отмечал, что Тургенев и Писемский находятся в оппозиции и к миру, и к жизни, и к властям.
     «Включение человеческой воли в факторы реальности – вот новость нового реализма»! Как будто Печорин не проявлял по отношению к реальности своей человеческой воли… А Базаров? Который даже сам себе отдавал отчёт в том, что он самоломанный! О героях «Разгрома» вообще говорить не приходится, поскольку в этом романе описываются обстоятельства, которые, кажется, только на одной воле и держатся – на воле людей отстоять своё право на жизнь. Так что и с этой точки зрения новый реализм ничем не отличается от старого.
     «Чумной разгул, питаемый бациллами гнило понятой свободы, – констатируете вы, – сегодня один из главных демонов, бьющихся за молодые души с ангелами творчества и жизни». А в чём же состоит гнилость, неправильность понимания свободы? Каково должно быть правильное понимание её? И каким образом оно должно формироваться в жизни? – Почти все ваши высказывания порождают вопросы подобного характера, свидетельствующие об отсутствии у вас ясного жизненного направления, – так что можно понимать ваши суждения по-разному. Здесь, например, лично мне подумалось, что чумной разгул питается совсем другими бациллами – микробами бесперспективности развития общества, экономически и социально основанного на принципе: «человек человеку – волк», и понимание свободы здесь ни при чём.
     Вот уж действительно, говоря вашими словами, «игра с чужими идеями занятие интересное, но создание собственных идей не в пример более продуктивно»! Где же ваши идеи?
     

Александр ТУРЧИН г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования