Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 04.07.2008

Фейерверки русской истории

     О книге Дмитрия Зелова «Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII вв. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы»
     

     Когда-то мне попались под руку «Записки» академика Якоба фон Штелина, жившего в России в XVIII столетии и сотрудничавшего с Ломоносовым. Фактически это было первое подробное исследование искусств, развивающихся в нашем государстве, причём созданное иностранцем. Меня поразил более всего тот факт, что огромное значение тогда придавалось фейерверкам и иллюминациям, тому, что мы сегодня не относим к чему-то «серьёзному», называем простым словом – «салют». Однако в те времена при дворе не было «салютов». Каждая красочная шумовая постановка на природе готовилась месяцами, для её осуществления приглашались лучшие и самые дорогие режиссёры. Авторами подробно описываемых сценариев и предварительных изображений празднества в виде картин – были самые известные деятели литературы и искусства страны. Например, регулярно созданием фейерверков занимался академик Ломоносов, и считал этот творческий труд за честь.
     Но как же мало и не подробно написано об этом в нашей исторической и научно-популярной литературе! Вот почему, когда я увидел книгу историка Дмитрия Зелова, то порадовался не на шутку. Ведь этими проблемами традиционно занимались искусствоведы или этнографы. Но вот изучение праздничной культуры фейерверков в её различных проявлениях стало теперь в центре внимания историков.
     Труд Зелова вошёл в круг чтения студентов, изучающих отечественную культуру, особенно конца XVII и начала XVIII столетий. Они тут могут найти немало новой информации, а также – нестандартных подходов к освещению проблемы. Автор впервые свёл воедино и тщательно проанализировал источники, среди которых много записок, дневников, писем, донесений, реляций и других архивных документов. Перед нами открывается поразительная картина проведения и организации пышных светских торжеств той эпохи, связанных с важнейшими внешне и внутриполитическими событиями. Мы видим, что тогда существовал официальный светский праздничный календарь, по которому регламентировалась жизнь двора. Дмитрий Зелов с особой тщательностью рассказывает о фейерверочных представлениях и триумфальных шествиях, сведения о которых были довольно разрозненны.
     Читатель знакомится с таким не очень понятным нам понятием, как эортология (наука об истории и теории праздников). Оказывается, умение отдыхать и веселиться уже с тех времён воспринималось как некий вид искусства. И эпоха барокко оставила нам великие образцы этой культуры, над которыми трудились лучшие люди того времени. Именно преобразования Петра Великого, по мнению автора, привнесли в светский быт новую волну официальных праздников. А ведь из них потом вырастал, например, русский театр, включая и музыкальный.
     Эффектные зрелища словно показывали мощь русского государства. Для того чтобы всесторонне оценить их культурологическую и историческую значимость, Дмитрий Зелов рассматривает события с необычной точки зрения. Он удачно пытается совместить казалось бы несовместимое: искусствоведение, литературоведение, историю архитектуры и даже музыковедение. История предстаёт перед нами в красках, она словно оживает. «Фейерверки и триумфы» (так тогда называли эти торжества) перестают быть просто проектами или рисунками, которые дошли до нашего времени, изображая всё в статичном виде. Мы как будто чувствуем «запах пороха» от взрывающихся световых бомб и ракет. Перед нами открываются некоторые тайны барочного миросозерцания.
     Эпоха становления российского абсолютизма требовала особых форм выражения в массовых мероприятиях. Грандиозные праздники стали тогда впервые доступны для обозрения широкой городской аудиторией, красочность и шумность представлений, некоторая ярмарочность – сближала их с народными праздниками. Власть с помощью таких торжеств умело демонстрировала своё могущество и авторитет перед изумлёнными подданными, а также представителями иностранных держав.
     Авторское видение необычных культурологических проблем русской истории эпохи, связанной с именем Петра I и более поздних, отличает работу Дмитрия Зелова. Его книга представляет научный и просветительский интерес для самого широкого круга читателей, а также для всех, кого волнуют судьбы нашей отечественной истории.
     
     


      Константин КОВАЛЁВ,
     историк, писатель, культуролог




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования