Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 30.01.2009

ЗОЛОТОЕ БРЕМЯ ПОСТОЯНСТВА

     


     Поэту Вячеславу Протасову – 60 лет

     Территория поэзии – всё, что в нас, и всё, что вокруг нас. Но рождается поэзия только в живой человеческой душе. Однако для этого надо, чтобы душа не теряла кровной связи с миром. Душа и поэзия, замкнутые на самих себе, никому не интересны – их просто нет.

     Начиналась путь-дорожка зимой…
     А весною стало ясно нам всем:
     до утра мы не вернёмся домой
     или, может, не вернёмся совсем.
     
     Оттого, что воздух в комнате сух,
     а на воле воздух свеж.
      Потому,
     что весною на тропинке в лесу
     никакого смысла нет одному!

     У поэзии много профессий. Она отражает и преображает, пристально вглядывается и предвосхищает, даёт имена всему, что было, есть и будет. И одновременно занимается сотворением иного мира, который существует в своём, четвёртом или, может быть, десятом измерении, и вне поэзии невозможен. Сугубая индивидуальность этого мира делает каждого подлинного поэта единственным: он не занимает чужого места, и никто не может потеснить его в неоглядном родственном ряду. «Скоморохи прошли, скоморохи! / Насмеялось, натешилось всласть / полсела / Села пыль у дороги. / Скоморохи… Ах, чтоб им пропасть / И пропали совсем… / незамечен, / столько долгих заплаканных лет / затерявшийся в поле бубенчик / всё звенит и хохочет им вслед».
     И это всё, и многое другое так или иначе присутствует в творчестве Вячеслава Протасова. Не случайно его приметил Валентин Курбатов – критик удивительно тонкий, умеющий не только определить нефальшивый земной голос, но и способный услышать в нём небесное эхо. В предисловии к новой книге поэта, готовящейся сегодня к изданию, критик пишет: «Кто читает Протасова давно, успел увидеть, что он не любит ходить накатанной дорогой, хотя бы там и встречали его успех и победа. Он с наслаждением писал рифмованную «Вишнёвую косточку» и достиг такой радостной свободы, что, казалось, только пиши да пиши. Но ему уже хотелось попробовать себя в переводе чудесно простой, и именно из-за простоты недосягаемо трудной Эмили Дикинсон, и он достиг там естественности молчания. А когда загляделся на Японию, взял и созоровал, сочинив высокого мастера хайку с живой биографией нечаянного уроженца Уэльса, не забывшего родовой поэтической генетики. И показал такую свободу «перевода» стихов своего мифологического героя, что японцы всполошились – не пропустили ли большого поэта?
     И вот теперь верлибр. И мы уже увидели, что он только с виду лёгок как дыхание, а на глубине так требователен, что после него рифмованный-то стих уже почти скучен и возвращение к нему похоже на отступление. Тут слово обретает действительно последнюю свободу и возвращается в райский сад, где поэзией становится простое наименование предмета, где, чтобы услышать полноту мира, довольно простого словаря, потому что нажитое в беседах с Богом чувство всеродства с миром само сложит мысль в благодарную поэму…»
     Сын фронтовика, полковника артиллерии, родившийся в Германии через четыре года после войны, за четыре года до смерти Сталина, Протасов большую часть жизни прожил на берегу Тихого океана, тридцать пять лет бессменно отработав во Владивостокском морском торговом порту.
     Это наше странное поколение… Оно как будто всю жизнь прождало своей очереди, навсегда оставшись в тени отцовской славы, и окончательно выпало из истории вместе с перекрытыми реками, ракетными подводными лодками, вместе с БАМом и Афганистаном… Всё сделанное этим поколением оказалось сегодня не нужно. Отменены идеалы, которым оно присягало, забыты песни, которые оно пело. Оно было слишком идеалистичным и доверчивым, чтобы сохраниться в огрубевшей действительности. И всё-таки… «Целят в сердце поэта враги и друзья, / и поди разберись, где расчёт, где случайность… / А поэты живут. И убить их нельзя. / Можно только любимых навек опечалить».
     
     г. ВЛАДИВОСТОК

Владимир ТЫЦКИХ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования