Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 06.03.2009

Да бу­дет ма­т­ри­ар­хат

Своё  сто­ле­тие  спра­ви­ла  Еле­на  Хо­рин­ская

  

Не враз при­пом­нит­ся дру­гое юби­лей­ное че­ст­во­ва­ние сто­лет­не­го по­эта. Раз­ве что «си­не­блуз­ни­ка»-риф­ма­ча Са­ши Крас­но­го, чуть-чуть не до­тя­нув­ше­го до «по­лу­круг­лых» ста пят­над­ца­ти, – по­жа­луй, на­вскид­ку боль­ше на­звать не­ко­го...

Дол­гую жизнь по­да­ри­ла судь­ба Еле­не Ев­ге­нь­ев­не Хо­рин­ской. В 1925 го­ду с пу­тёв­кой уп­рав­ле­ния на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния и пач­кой бук­ва­рей ше­ст­над­ца­ти­лет­няя Ле­на Кот­виц­кая уе­ха­ла в глу­бин­ку род­ной Бу­ря­тии, де­вять лет учи­тель­ст­во­ва­ла в сель­ских шко­лах, из них семь – в Хо­рин­ском ай­ма­ке /рай­о­не/, в сё­лах Ха­сур­та и Унэ­гэ­тэй. Учи­ла взрос­лых и ре­бят, жи­ла но­вью си­бир­ской де­рев­ни. Пи­са­ла сти­хи. Пе­ча­та­ла их вна­ча­ле под бе­до­вым псев­до­ни­мом «Ма­ша-кол­хоз­ни­ца», но на весь твор­че­с­кий век ос­та­ви­ла се­бе псев­до­ним Хо­рин­ская – от­звук не­уто­ми­мой по­движ­ни­че­с­кой юно­с­ти. Её де­бют­ная по­весть, вы­шед­шая от­дель­ной кни­жеч­кой в Ир­кут­ске в 1931-м, на­зы­ва­лась – знай на­ших! – «За цент­не­ры!».

Вол­ну­ю­щее, ра­до­ст­ное со­бы­тие для мо­ло­дой си­би­ряч­ки – Пер­вый съезд со­вет­ских пи­са­те­лей. 1934-й, Хо­рин­ская в чис­ле де­ле­га­тов: «Ав­густ. Моск­ва. Дом Со­ю­зов. Ко­лон­ный зал. На три­бу­не Алек­сей Мак­си­мо­вич Горь­кий. Он с на­ми все дни съез­да. И во­круг столь­ко зна­ме­ни­тых пи­са­те­лей – Алек­сей Тол­стой, Алек­сандр Фа­де­ев, Мар­шак, Чу­ков­ские, Ве­ра Ин­бер... Всё это по­мнит­ся так яр­ко, как буд­то бы­ло толь­ко вче­ра. Тем обид­нее слы­шать сей­час и не­ле­пые рас­суж­де­ния о том, ну­жен ли был этот съезд, и та­кие «вос­по­ми­на­ния», где пе­ре­пу­та­ны и да­ты, и до­кла­ды, и уча­ст­ни­ки».

В го­ды ре­прес­сий в Бу­ря­тии все пи­са­те­ли по­гиб­ли. Все до од­но­го! Еле­ну Ев­ге­нь­ев­ну спас­ло то, что в 1935 го­ду она уе­ха­ла в Сверд­ловск, ду­шев­но при­вя­зав­шись к вол­шеб­но­му ма­с­те­ро­во­му краю. «Ура­лу я обя­за­на всем: здесь вы­шли де­сят­ки мо­их книг, здесь про­шла ин­те­рес­ная жизнь со мно­же­ст­вом не­за­бы­ва­е­мых встреч, здесь бы­ла боль­шая лю­бовь...»

На­чав тру­до­вой путь с учи­тель­ст­ва, Хо­рин­ская, уже бу­ду­чи чле­ном Со­ю­за пи­са­те­лей, не ос­та­ви­ла про­све­ти­тель­скую ра­бо­ту. За­оч­но окон­чи­ла Ли­тин­сти­тут, за­ве­до­ва­ла ли­те­ра­тур­ным от­де­лом сверд­лов­ско­го До­ма ху­до­же­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния де­тей. «Хо­ро­ший был Дом, нуж­ный, – вспо­ми­на­ет пи­са­тель­ни­ца. – Ко мне шли ма­лень­кие по­эты и про­за­и­ки не толь­ко из го­ро­да, но и из об­ла­с­ти. Не­ко­то­рые из них ста­ли по­том на­сто­я­щи­ми ли­те­ра­то­ра­ми – Ев­ге­ний Фей­е­ра­бенд, Вла­ди­мир Си­би­рёв, Ми­ха­ил По­но­ма­рёв, Юрий Мя­чин. В то вре­мя мы уча­ст­во­ва­ли в со­зда­нии пер­вой ре­бя­чь­ей кни­ги «Урал – зем­ля зо­ло­тая», ко­то­рую ор­га­ни­зо­вал ком­со­моль­ский жур­на­лист Ана­то­лий Кли­мов. А в вой­ну са­ми под­го­то­ви­ли вто­рую кни­гу с под­за­го­лов­ком «Де­ти Ура­ла в дни Оте­че­ст­вен­ной вой­ны».

В пер­вом во­ен­ном но­ме­ре от 24 ию­ня 1941 го­да га­зе­та «Ураль­ский ра­бо­чий» по­ме­с­ти­ла сти­хо­тво­ре­ние Еле­ны Хо­рин­ской «От­чиз­не». За­хле­ст­нув­шее чув­ст­во люб­ви к Ро­ди­не, тре­во­ги за неё вы­ли­ва­лось в по­эти­че­с­кие стро­ки. В кон­це вой­ны в Сверд­лов­ске уви­дел свет ли­ри­че­с­кий сбор­ник по­этес­сы «Дру­зь­ям»: то­нень­кая книж­ка, се­рая бу­ма­га, си­лу­эт бой­ца на об­лож­ке. Сти­хи о му­же­ст­ве, вер­но­с­ти вы­зы­ва­ли го­ря­чие от­кли­ки в серд­цах чи­та­те­лей на фрон­те и в глу­бо­ком ты­лу. Ещё в раз­гар сра­же­ний тот же «Ураль­ский ра­бо­чий» опуб­ли­ко­вал сти­хо­тво­ре­ние Хо­рин­ской «Сол­да­ту». В чьём-то пись­ме оно по­па­ло на пе­ре­до­вую, хо­ди­ло по ру­кам, пе­ре­пи­сы­ва­лось... Кто-то пе­ре­дал сти­хи в ре­дак­цию «ди­ви­зи­он­ки»... При­ехав­ший в Сверд­ловск по­сле по­бе­ды по­эт-фрон­то­вик Ва­си­лий Суб­бо­тин при­вёз Еле­не Ев­ге­нь­ев­не эту га­зе­ту со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Сол­да­ту», на­пе­ча­тан­ным без име­ни ав­то­ра.

Креп­ко дру­жи­ла пи­са­тель­ни­ца с се­мь­ёй за­ме­ча­тель­но­го ураль­ско­го ска­зоч­ни­ка Пав­ла Пе­т­ро­ви­ча Ба­жо­ва. О его жиз­ни, твор­че­ст­ве по­ве­да­ла в ув­ле­ка­тель­ной до­ку­мен­таль­ной по­ве­с­ти «Наш Ба­жов», вы­дер­жав­шей не­сколь­ко из­да­ний.

Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант все­на­род­но лю­би­мой пес­ни «Ураль­ская ря­би­нуш­ка» с клю­че­вы­ми ре­фре­на­ми «Ой, ря­би­на ку­д­ря­вая...» и «Ой, ря­би­на, ря­би­нуш­ка...» на­пи­сан на сти­хи Еле­ны Хо­рин­ской, ком­по­зи­тор Кла­ра Кац­ман со­чи­ни­ла му­зы­ку.

«Пре­ды­с­то­рия та­ко­ва, – вспо­ми­на­ет по­этес­са. – Толь­ко что всту­пил в строй Вол­го-Дон­ской су­до­ход­ный ка­нал.   Вол­го-Дон и во вре­мя стро­и­тель­ст­ва не схо­дил с га­зет­ных по­лос, а по­сле пу­с­ка – тем бо­лее. По­эты-пе­сен­ни­ки и ком­по­зи­то­ры долж­ны бы­ли его вос­петь – бук­валь­но.

В 1953 го­ду пред­став­лен­ную на кон­курс пес­ню на­пе­ча­тал «Ураль­ский ра­бо­чий». Она уже бы­ла за­ме­че­на, её на­ча­ли петь, как вдруг ком­по­зи­тор Ев­ге­ний Ро­ды­гин од­наж­ды уви­дел у ме­ня ли­с­ток с мо­и­ми сти­ха­ми. Про­чи­тал, и тут же: бу­ду пи­сать свою му­зы­ку! И на­пи­сал. Пес­ню с ро­ды­гин­ской му­зы­кой взял Ураль­ский на­род­ный хор. Но по­том что-то пе­ре­иг­ра­ли... В ко­неч­ном ито­ге вме­с­то «Ураль­ской ря­би­ны» по­яви­лась «ря­би­нуш­ка», но со сло­ва­ми, на­пи­сан­ны­ми быв­шим урал­ма­шев­ским ком­сор­гом, а тог­да – ре­дак­то­ром об­ла­ст­ной мо­ло­дёж­ной га­зе­ты «На сме­ну!» Ми­ха­и­лом Пи­ли­пен­ко...»

О ран­ней смер­ти 38-лет­не­го Пи­ли­пен­ко в 1957 го­ду Хо­рин­ская уз­на­ла в чер­но­мор­ском До­ме твор­че­ст­ва Лит­фон­да. Из­ве­с­тие огор­чи­ло:

– Пусть бы он у ме­ня ещё не од­ну пес­ню ук­рал, но ос­тал­ся жить...

«Вот та­кая вам пе­сен­ная пре­ды­с­то­рия-ис­то­рия, – го­во­рит Еле­на Ев­ге­нь­ев­на. – С Ро­ды­ги­ным мы с тех пор не об­ща­лись... Но встре­ти­лись как-то в по­езд­ке в Ре­жев­ской рай­он, на пре­зен­та­цию од­ной ин­те­рес­ной кни­ги. Встре­ти­лись – и по­ми­ри­лись. Так что но­вая на­ша пес­ня – и знак то­го, что ста­рое за­бы­то:

 

Пусть эта пес­ня сквозь ме­те­ли

Ле­тит, как преж­де, в даль ма­ня,

И где бы вы её ни пе­ли,

Быть мо­жет, вспом­ни­те ме­ня.

 

Да, за­ду­шев­ных пе­сен в со­дру­же­ст­ве с та­лант­ли­вы­ми ком­по­зи­то­ра­ми Хо­рин­ская на­пи­са­ла не­ма­ло. Она – со­зда­тель ли­б­рет­то дет­ской опе­ры «Де­вуш­ка-се­ми­де­луш­ка», а так­же трёх опе­ретт, с ус­пе­хом шед­ших на сце­не Сверд­лов­ско­го ака­де­ми­че­с­ко­го те­а­т­ра му­зы­каль­ной ко­ме­дии.

Жаль, со­рок с лиш­ним лет не пе­ре­из­да­ва­лась чу­дес­ная книж­ка Еле­ны Ев­ге­нь­ев­ны «Па­пам и ма­мам». Мно­гие ми­ни­а­тю­ры сбор­ни­ка – за­пе­чат­лён­ные вы­ска­зы­ва­ния ре­бя­ти­шек раз­ных воз­ра­с­тов, эта­кий ураль­ский ана­лог «От двух до пя­ти» – зло­бо­днев­ны, умо­ри­тель­но-смеш­ны до­ны­не. Вот, на­при­мер, «Ари­с­то­крат­ка».

«Гос­тья энер­гич­но ма­ка­ла хлеб в са­хар­ный пе­сок и рас­ска­зы­ва­ла:

– Вы зна­е­те, мой отец был граф, да­же князь... А ма­ма бы­ла про­сто вы­ли­тая сек­тант­ская ма­дон­на...

– Сик­с­тин­ская... – ос­то­рож­но по­пра­ви­ла ма­ма.

– По-раз­но­му на­зы­ва­ют, – не рас­те­ря­лась гос­тья. – А те­перь как жить при­хо­дит­ся... Со­се­ди у ме­ня сов­сем не­куль­тур­ные... Гру­бые... Со­сед­ка так меж­до­ме­ти­я­ми и кро­ет... А муж её всё вре­мя не­цен­зур­ны­ми тер­ми­на­ми вы­ра­жа­ет­ся. Я его не­на­ви­жу все­ми шва­б­ра­ми ду­ши!

Ког­да гос­тья уш­ла, На­тка за­дум­чи­во ска­за­ла:

– Ма­ма, по­че­му эта тё­тя не ту­да сло­ва су­ёт?»

Взрос­лый чи­та­тель, пра­во, не со­ску­чит­ся в ком­па­нии «язы­ко­ве­да»-млад­ше­класс­ни­цы На­тки!

«На­тка спро­си­ла:

– А Си­мо­нов ста­рый?

– Нет, не ста­рый.

– Кра­си­вый?

– Кра­си­вый.

– А Твар­дов­ский ка­кой? А Про­ко­фь­ев? А Щи­па­чёв?

– А как ты са­ма пред­став­ля­ешь?

И ста­ла На­тка опи­сы­вать по сво­е­му пред­став­ле­нию по­этов, при­чём её опи­са­ния поч­ти все­гда ока­зы­ва­лись вер­ны­ми.

– Пра­виль­но, На­тка, толь­ко как ты оп­ре­де­ля­ешь?

– По упи­тан­но­с­ти сти­хов!»

Нын­че, ра­зу­ме­ет­ся, про­ще: по­смо­т­ри в те­ле­ящи­ке се­ри­ал – и пред­став­ляй се­бе Си­мо­но­ва, Па­с­тер­на­ка, Есе­ни­на, иных по­этов ушед­шей эпо­хи по эк­ран­ным во­пло­ще­ни­ям со­вре­мен­ных ки­нош­ных «звёзд»! И в кни­ги за­гля­ды­вать не обя­за­тель­но...

Всё же не пе­ре­ве­лись у нас кни­го­чеи, для ко­то­рых про­дол­жа­ют ра­бо­тать пи­са­те­ли. По­эзия «дет­ской» Хо­рин­ской («Спич­ка-не­ве­лич­ка», «Тая и Фая», «Два Саш­ки в од­ной ру­баш­ке», «Жу­ра­вуш­ки» и дру­гие кни­ги) при­хо­дит к ре­бён­ку од­но­вре­мен­но со сказ­ка­ми Пуш­ки­на, при­знан­ны­ми сти­хо­твор­ны­ми эта­ло­на­ми ли­те­ра­ту­ры для ма­лы­шей. И от­нюдь не те­ря­ет­ся в име­ни­том ря­ду! Её сти­хи жи­во, ос­т­ро­ум­но, в ме­ру на­зи­да­тель­но по­ве­ст­ву­ют о том, что ув­ле­ка­ет кро­ху-чи­та­те­ля (точ­нее – слу­ша­те­ля, ведь мно­гие ад­ре­са­ты твор­че­ст­ва по­этес­сы са­ми чи­тать по­ка не уме­ют), схва­ты­ва­ют­ся, за­по­ми­на­ют­ся на ле­ту. Ма­ло­лет­не­го це­ни­те­ля не об­ма­нешь: скуч­ные да то­пор­ные строч­ки кто ж под­хва­тит!

Че­ло­век под­ра­с­та­ет и встре­ча­ет­ся с оду­хо­тво­рен­ной ли­ри­кой «взрос­лой» Хо­рин­ской, про­ник­но­вен­ны­ми стро­ка­ми об ис­тин­ном и веч­ном, что все­гда с на­ми...

Ког­да Еле­на Ев­ге­нь­ев­на в пол­ном за­ле чи­та­ет сти­хи, по­жа­луй, ни­кто не до­га­ды­ва­ет­ся, что по­этес­са не ви­дит сво­их слу­ша­те­лей. Ин­ва­ли­дом по зре­нию она ста­ла ещё в вой­ну. За­то пре­крас­но чув­ст­ву­ет ау­ди­то­рию серд­цем. Бы­ва­ет, в на­ча­ле вы­ступ­ле­ния по­шу­тит, по­го­во­рит не­мно­го о жи­тей­ском, и вот уже слы­шит за­ин­те­ре­со­ван­ную, до­б­рую от­вет­ную ре­ак­цию. Кон­такт ус­та­но­вил­ся! По­это­му ей все­гда спо­кой­но на сце­не.

Неж­но, пре­дан­но лю­бят сво­е­го по­эта чи­та­те­ли всех воз­ра­с­тов, имя Еле­ны Хо­рин­ской вхо­дит в де­сят­ку са­мых чи­та­е­мых ав­то­ров-ураль­цев. Рас­кры­вая кни­гу, как пра­ви­ло, ищешь точ­ки ду­шев­но­го со­при­кос­но­ве­ния с ав­то­ром, улав­ли­ва­ешь мыс­ли, об­ра­зы, со­звуч­ные тво­им чув­ст­вам и на­ст­ро­е­нию. Не мной под­ме­че­но: пи­са­тель да­ле­ко не все­гда со­от­вет­ст­ву­ет им же про­по­ве­ду­е­мым иде­а­лам нрав­ст­вен­ной чи­с­то­ты. Хо­рин­ская – об­ра­зец твор­че­с­кой и лич­но­ст­ной цель­но­с­ти. Зна­ю­щие по­этес­су не ус­та­ют по­ра­жать­ся её ра­бо­то­спо­соб­но­с­ти, ор­га­ни­че­с­ко­му не­при­ятию пра­зд­но­с­ти, все­гдаш­не­му оп­ти­миз­му, за­до­ру, свой­ст­вен­но­му энер­гич­ной юно­с­ти, мо­ло­до­му звон­ко­му го­ло­су, уди­ви­тель­но­му сме­ху – так сме­ять­ся мо­гут лишь де­ти и очень не­мно­гие взрос­лые, чьи серд­ца не очер­ст­ве­ли, по-преж­не­му от­кры­ты лю­дям, ми­ру... «Вам бы дет­скую пе­ре­да­чу ве­с­ти!» – вос­кли­ца­ют зна­ко­мые, об­ра­ща­ясь к Хо­рин­ской.

– К не­сча­с­тью, – пе­чаль­но взды­ха­ет она в от­вет, – на на­шем об­ла­ст­ном ра­дио-те­ле­ви­де­нии те­перь нет дет­ской ре­дак­ции.

Что да­ёт си­лы? Не­со­мнен­но, до­б­рые ве­с­точ­ки дру­зей – ближ­них и да­лё­ких. Два де­ся­ти­ле­тия то­му на­зад, ког­да Еле­не Ев­ге­нь­ев­не ис­пол­ни­лось во­семь­де­сят, в её ека­те­рин­бург­ской квар­ти­ре раз­дал­ся зво­нок. Из Бу­ря­тии.

– Ал­ло, Улан-Удэ? – ото­зва­лась Хо­рин­ская.

От­вет в труб­ке оше­ло­мил:

– Нет, это Ха­сур­та. Мы – де­ти ва­ших уче­ни­ков...

Вот так, че­рез шесть­де­сят лет, со­мк­ну­лась связь вре­мён и люд­ских су­деб!

«Ко­неч­но, нет уже преж­ней уда­ли, преж­не­го жи­во­го уча­с­тия во всех де­лах, и от это­го ста­но­вит­ся гру­ст­но, – при­зна­ёт­ся ста­рей­шая рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца. – А впро­чем, нет, это не толь­ко грусть. Это бе­лая-бе­лая за­висть к тем, мо­ло­дым, ко­му бу­дет при­над­ле­жать XXI век, ко­му суж­де­но тог­да жить, тво­рить, со­зда­вать но­вые кни­ги, кар­ти­ны, му­зы­ку... Хо­ро­шо бы быть сре­ди них...»

...На ра­бо­чем сто­ле Еле­ны Ев­ге­нь­ев­ны – под се­нью ве­то­чек при­ве­зён­но­го дру­зь­я­ми ми­ло­го за­бай­каль­ско­го ба­гуль­ни­ка, спо­соб­но­го в теп­ле цве­с­ти в лю­бое вре­мя го­да, – её но­вые из­дан­ные кни­ги, ру­ко­пи­си све­жих сти­хов, бес­цен­ных, дли­ною в век, пи­са­тель­ских вос­по­ми­на­ний. А зна­чит – про­дол­жа­ет­ся жизнь, не­от­де­ли­мая от по­эзии.


Алек­сандр Пав­лов




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования