Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 13.03.2009

За всё отвечать настала пора: Александр Яшин

Да про­стят ме­ня по­клон­ни­ки та­лан­та Алек­сан­д­ра Яши­на. Моё мне­ние: это был не­важ­ный по­эт. И про­зу он пи­сать не умел, по­то­му что ча­с­то сби­вал­ся на ка­зён­ный стиль. Я его ува­жаю за дру­гое. Ред­ко кто в 50 лет, имея ку­чу на­град и раз­лич­ные бла­га, спо­со­бен при­знать­ся в преж­них ошиб­ках и от­речь­ся от ста­рых взгля­дов, по­ни­мая, что за этот бунт мо­жет в од­но­ча­сье всё по­те­рять. Яшин су­мел по­бе­дить в се­бе страх и бро­сить вы­зов лжи­во­му на­чаль­ст­ву.

На­сто­я­щая фа­ми­лия пи­са­те­ля – По­пов. Псев­до­ним Яшин он взял в честь от­ца – Яко­ва Ми­хай­ло­ви­ча По­по­ва, по­гиб­ше­го в Пер­вую ми­ро­вую вой­ну. Да, да­та его рож­де­ния – 14 (по но­во­му сти­лю 27) мар­та 1913 го­да. А ме­с­то рож­де­ния – во­ло­год­ская де­рев­ня Блуд­но­во.

Мать Яши­на все­гда хо­те­ла, чтоб сын вы­учил­ся на учи­те­ля. От­ча­с­ти её меч­та ис­пол­ни­лась. В 1931 го­ду Алек­сандр Яшин, окон­чив Ни­коль­ский пе­да­го­ги­че­с­кий тех­ни­кум, по­пал в од­ну из сель­ских школ Чеб­сар­ско­го рай­о­на. По­на­ча­лу де­ла у не­го по­ш­ли весь­ма не­пло­хо. На­чаль­ст­во да­же по­обе­ща­ло ему ско­рое про­дви­же­ние по служ­бе, но вза­мен по­тре­бо­ва­ло экс­тер­ном сдать эк­за­ме­ны за курс Во­ло­год­ско­го пе­дин­сти­ту­та. Но Яшин че­рез ка­кое-то вре­мя к учи­тель­ской ра­бо­те ох­ла­дел. У не­го по­яви­лась но­вая страсть – сти­хи. Уй­дя из шко­лы, он вы­дви­нул се­бя в орг­ко­ми­тет по со­зда­нию во­ло­год­ско­го от­де­ле­ния со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей.

Ещё в на­ча­ле 1930-х го­дов у Яши­на по­яви­лась идея пе­ре­брать­ся в Ар­хан­гельск. Ему ка­за­лось, что в Ар­хан­гель­ске бо­лее теп­лей от­но­си­лись к по­эзии.

Его дей­ст­ви­тель­но там при­ни­ма­ли все­гда теп­ло. Жур­на­лист Бо­рис По­но­ма­рёв поз­же вспо­ми­нал, как в их го­ро­де про­хо­ди­ли тог­да ли­те­ра­тур­ные ве­че­ра. «Алек­сандр Яшин, как гость Ар­хан­гель­ска, чи­тал сти­хи пер­вым. Он под­нял­ся из-за сто­ла не­о­бы­чай­но се­рь­ёз­ным, со­сре­до­то­чен­ным и, по­жа­луй, на­сто­ро­жен­ным и не­сколь­ко ско­ван­ным. На круп­ном блед­ном ли­це бле­с­те­ли глу­бо­ко по­са­жен­ные гла­за, вы­де­ля­лись за­ос­т­рён­ный нос и плот­но сжа­тые гу­бы. Одет Алек­сандр был в тём­но-се­рый ко­с­тюм, во­круг длин­ной и ху­дой шеи не­бреж­но пе­ре­ки­нут ши­ро­кий крас­но-жёл­тый шарф, кон­цы ко­то­ро­го опу­с­ка­лись ни­же по­яса».

Окон­ча­тель­но в Ар­хан­гельск Яшин пе­ре­ехал в 1933 го­ду. Ему на ле­со­за­во­де № 16 – 17 да­ли ли­те­ра­тур­ный кру­жок. А чуть поз­же Се­вер­ное кра­е­вое из­да­тель­ст­во со­гла­си­лось за­клю­чить с ним до­го­вор на вы­пуск пер­во­го сбор­ни­ка «Пер­во­пу­ток». Прав­да, в про­цес­се ред­под­го­тов­ки кто-то на­зва­ние кни­ги за­ме­нил на бо­лее ка­зён­ный за­го­ло­вок «Пес­ни Се­ве­ру». Сбор­ник вы­шел ле­том 1934 го­да.

Но вско­ре Яши­ну ста­ло тес­но уже и в Ар­хан­гель­ске. Его ста­ла ма­нить Моск­ва. В ок­тя­б­ре 1935 го­да по­эт об­ра­тил­ся в Се­в­край­ком ком­со­мо­ла с прось­бой от­пу­с­тить его на учё­бу в Мос­ков­ский ве­чер­ний ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Од­на­ко в сто­ли­це на од­ни сти­хи про­жить ока­за­лось не­воз­мож­но. И Яшин вы­нуж­ден был ис­кать под­ра­бот­ки в раз­лич­ных мно­го­ти­раж­ках.

Впос­лед­ст­вии по­эт пред­ста­вил зем­ля­кам о сво­их сту­ден­че­с­ких го­дах по­дроб­ный от­чёт. Он пи­сал: «В 1935 го­ду я уе­хал из род­но­го Ар­хан­гель­ска в Моск­ву учить­ся в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей. В Ар­хан­гель­ске на стра­ни­цах «Се­вер­но­го ком­со­моль­ца» и «Прав­ды Се­ве­ра» пе­ча­та­лись мои сти­хи и очер­ки, в Ар­хан­гель­ске же вы­шла моя пер­вая книж­ка сти­хов «Пес­ни Се­ве­ру». Шесть лет про­шло с тех пор – срок не­ма­лень­кий. Я в ме­ру сво­их сил ра­бо­тал, и сей­час хо­чет­ся по­про­сить сво­их ста­рых дру­зей и то­ва­ри­щей-чи­та­те­лей: ес­ли ещё со­хра­ни­лась где-ни­будь моя пер­вая книж­ка, унич­тожь­те её. Очень уж она сла­ба, бес­по­мощ­на. А я со сво­ей сто­ро­ны обе­щаю в бли­жай­шее вре­мя от­чи­тать­ся пе­ред се­вер­ным ком­со­мо­лом, пе­ред все­ми чи­та­те­ля­ми Се­ве­ра сбор­ни­ком на­и­бо­лее удав­ших­ся мне сти­хов и по­эм, на­пи­сан­ных за эти шесть лет. 1940 год был го­дом боль­ших со­бы­тий в жиз­ни на­шей стра­ны. Со­вет­ский на­род вни­ма­тель­но сле­дит за хо­дом вой­ны на За­па­де и все­мер­но ук­реп­ля­ет обо­рон­ную мощь сво­ей ро­ди­ны. Со­вет­ская же по­эзия да­ле­ко не все­гда от­ве­ча­ет тем вы­со­ким идей­но-по­ли­ти­че­с­ким тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­рые предъ­яв­ля­ет к ней на­ше бо­е­вое вре­мя. Это осо­бен­но яр­ко вы­яви­лось на по­след­ней мос­ков­ской дис­кус­сии в свя­зи с раз­бо­ром книг о Ма­я­ков­ском. Об этом те­перь осо­бен­но мно­го нуж­но ду­мать всем твор­че­с­ким ра­бот­ни­кам на­шей ли­те­ра­ту­ры, осо­бен­но нам – мо­ло­дым, и про­дол­жать, про­дол­жать по­ис­ки но­во­го вы­со­ко­го ка­че­ст­ва для каж­дой по­эти­че­с­кой строч­ки. В 1940 го­ду у ме­ня вы­шла от­дель­ным из­да­ни­ем в Гос­ли­тиз­да­те по­эма «Мать». По­эму эту счи­та­ют мо­ей уда­чей. За ко­рот­кое вре­мя её на­пе­ча­та­ли триж­ды, по­это­му вы­ход её от­дель­ной книж­кой для ме­ня, по­жа­луй, не был со­бы­ти­ем. Го­раз­до важ­нее бы­ло дру­гое: в 1940 го­ду я всту­пил в ВКП(б). Это – ве­ха и в граж­дан­ской и в твор­че­с­кой би­о­гра­фии че­ло­ве­ка. Это со­бы­тие бу­дет оп­ре­де­лять со­дер­жа­ние всей мо­ей жиз­ни, всей ра­бо­ты, каж­дой строч­ки мо­их сти­хов. Сей­час я ра­бо­таю над по­эмой «Отец». («Се­вер­ный ком­со­мо­лец», 1941, 1 ян­ва­ря.)

Ког­да на­ча­лась вой­на, Яшин сра­зу за­про­сил­ся на фронт. 22 ию­ня 1941 го­да он за­пи­сал в сво­ём днев­ни­ке: «Ре­шил быть на вой­не, всё ви­деть, во всём уча­ст­во­вать. Сей­час бу­дет де­лать­ся но­вая ис­то­рия ми­ра, и тут бо­ять­ся за свою жизнь стыд­но». Уже 15 ию­ля он вы­ехал на Ле­нин­град­ский фронт, где ему да­ли на­прав­ле­ние в га­зе­ту «Залп бал­тий­цев». По­сто­ян­но про­па­дая у мор­ских пе­хо­тин­цев Бал­ти­ки, по­эт вско­ре силь­но про­сту­дил­ся. Вра­чи по­до­зре­ва­ли, что у не­го на­чал­ся ту­бер­ку­лёз.

Поз­же Яшин на­ча­ло сво­е­го во­ен­но­го пу­ти вкрат­це об­ри­со­вал жур­на­ли­с­ту Вя­че­сла­ву Вол­ги­ну, с ко­то­рым он сдру­жил­ся ещё в на­ча­ле 1930-х го­дов в Ар­хан­гель­ске. 3 ян­ва­ря 1943 го­да он пи­сал сво­е­му при­яте­лю: «До­ро­гой друг Вя­че­слав! По­лу­чил твоё пись­мо. Спа­си­бо. По­сы­лаю те­бе кни­жон­ку в от­дель­ном кон­вер­те – дой­дёт ли, не знаю. Я по­сы­лал так­же Са­ше Ве­се­ло­ву (он на­шёл мой ад­рес че­рез «Комс[омоль­скую] прав­ду»), но, ви­ди­мо, он не по­лу­чил, так как от­ве­та от не­го уже не бы­ло. У ме­ня вы­шла вто­рая книж­ка «На Бал­ти­ке бы­ло», изд-во «Сов. пи­са­тель», я об этом уз­нал по ре­цен­зии в «Огонь­ке» № 47, но до сих пор сам её ещё не ви­дал. Как толь­ко бу­дет, по­ш­лю те­бе. О се­бе я уже пи­сал. Пер­вый год вой­ны был на Бал­ти­ке, был в мор­ской пе­хо­те, за­щи­щав­шей Ле­нин­град. Пер­вое бо­е­вое кре­ще­ние при­нял 14 ав­гу­с­та 1941 г. – уча­ст­во­вал в от­ра­же­нии не­мец­кой пси­хи­че­с­кой ата­ки на бе­ре­гу Фин­ско­го за­ли­ва. Сра­зу по­ви­дал нем­цев в гла­за – под­пу­с­ти­ли их ме­т­ров на 100 – 150. Был ре­дак­то­ром фрон­то­вой га­зе­ты «Залп бал­тий­цев» (сам со­зда­вал её), по­том, ког­да сда­ли рай­он, – хо­дил в раз­вед­ку. Од­наж­ды с груп­пой раз­вед­чи­ков был оцеп­лен в скот­ном дво­ре де­рев­ни Ели­за­ве­ти­но, у нем­цев. Вы­би­лись все, но один по­том умер от ран. Фе­в­раль, март, ап­рель 1942 г. про­вёл в са­мом Ле­нин­гра­де, в опе­ра­тив­ной груп­пе пи­са­те­лей Крас­но­зна­мён­но­го Балт­фло­та (на­чаль­ни­ком был Вс. Виш­нев­ский) и в гос­пи­та­ле. Вы­вез­ли на Вол­гу ле­чить, но тут по­до­шла уг­ро­за к Вол­ге, и я, не­мно­го по­от­ле­жав­шись в Уль­я­нов­ском гос­пи­та­ле, по­шёл под Ста­лин­град. Го­род за­стал ещё не­вре­ди­мым. Боль­шую часть вре­ме­ни был на дей­ст­ву­ю­щих ко­раб­лях Волж­ской во­ен­ной фло­ти­лии, хо­дил в опе­ра­ции с бро­не­ка­те­ра­ми. Я по­лит­ра­бот­ник. Ра­бо­ту мою здесь оце­ни­ли вы­со­ко. На­пи­сал по­эму и но­вый сбор­ник сти­хов (уже сдал в пе­чать). Очень рад, что ты гвар­де­ец. А усы есть? Я, брат, и не гвар­де­ец, да усы за­вёл. Кра­си­вые, ры­жие. Мне все го­во­рят: сни­ми ты эту по­хаб­щи­ну, к чёр­то­вой ма­те­ри. Ин­те­рес­но, ка­кое у те­бя зва­ние – стро­е­вое или нет и круг тво­их обя­зан­но­с­тей в лыж­ном ба­та­ль­о­не. Я стал ка­пи­та­ном. Очень хо­те­лось бы по­гля­деть на Гри­шу Ди­но­ва. Я, ви­ди­мо, лю­бил его, по­то­му что ког­да уви­дел в тво­ём пись­ме его фа­ми­лию, то у ме­ня серд­це уча­щён­но за­би­лось. Пе­ре­да­вай всем на­шим об­щим дру­зь­ям мои при­ве­ты и по­же­ла­ния жиз­ни, жиз­ни, жиз­ни. Толь­ко жиз­ни хо­ро­шей, бо­е­вой, со сла­вой. По­сле вой­ны мы все долж­ны иметь бо­е­вые ор­де­на – это не стыд­но. Пе­ре­дай при­вет Ми­хаи­лу Свет­ло­ву, ес­ли уви­дишь. Чи­тал его «Чай­ки­ну» (по­эму). Он ос­тал­ся че­ст­ным, вер­ным се­бе, вер­ным по­эзии и в дни вой­ны. А как мно­го у нас по­яви­лось но­вых ли­те­ра­тур­ных про­мы­ш­лен­ни­ков. Хо­тя в ос­нов­ном по­эзия об­ла­го­ро­ди­лась. Сбор­ни­чек по­сы­лаю по ста­ро­му ад­ре­су, как ты ве­лел, пись­мо – по но­во­му. Будь здо­ров, до­ро­гой. Хо­ро­шо, что ты не за­был ме­ня.

Алек­сандр Яшин

Ад­рес: г. Уль­я­новск Куй­бы­шев­ской об­ла­с­ти, во­ин­ская часть 26005»*.

В 1943 го­ду Яши­на ра­ни­ли. Он по­пал в гос­пи­таль, а по­том по­лу­чил на­зна­че­ние на Чер­но­мор­ский флот в га­зе­ту «На стра­же». Де­мо­би­ли­зо­ва­ли его лишь в мар­те 1944 го­да.

При­ня­то счи­тать, что по­на­ча­лу путь Яши­на в ли­те­ра­ту­ру был очень глад­ким. По­эт во всём и вся «блюл» ли­нию пар­тии, вос­пе­вал кол­лек­ти­ви­за­цию и вся­че­с­ки иде­а­ли­зи­ро­вал со­вет­скую де­рев­ню. Не зря власть при­су­ди­ла ему в 1950 го­ду за при­гла­жен­ную по­эму «Алё­на Фо­ми­на» Ста­лин­скую пре­мию вто­рой сте­пе­ни.

Но это од­на прав­да. А су­ще­ст­во­ва­ла ещё и дру­гая прав­да. По­че­му все за­бы­ли, что в 1947 го­ду из­да­тель­ст­во «Мо­ло­дая гвар­дия» по указ­ке свы­ше рас­сы­па­ло на­бор яшин­ской кни­ги ли­ри­ки «Жи­вая во­да»?!

Да, Яшин очень дол­го пы­тал­ся со­блю­дать ус­та­нов­лен­ные вла­с­тью пра­ви­ла. Но он же не был сле­пым. По­эт ви­дел, ку­да кло­ни­ло на­чаль­ст­во, и по­ни­мал, что ни­че­го хо­ро­ше­го в бу­ду­щем не све­тит. Но на бунт он от­ва­жил­ся лишь по­сле смер­ти Ста­ли­на.

Го­лос но­во­го, дерз­ко­го Яши­на впер­вые про­ре­зал­ся, я ду­маю, в сти­хо­тво­ре­нии «Ни­щий», ко­то­рое во­шло в под­бор­ку по­эта, на­пе­ча­тан­ную в 1956 го­ду в пер­вом вы­пу­с­ке зна­ме­ни­то­го аль­ма­на­ха «День по­эзии».

По­том про­гре­мел рас­сказ «Ры­ча­ги». Яшин сна­ча­ла су­нул­ся с ним в си­мо­нов­ский «Но­вый мир». Но там его за­ру­бил Кри­виц­кий. Он, ког­да про­чи­тал эту вещь в ру­ко­пи­си, при­шёл в ужас и пред­ло­жил пи­са­те­лю не­мед­лен­но за­брать её на­зад и ли­бо сжечь, ли­бо за­пе­реть в пись­мен­ном сто­ле на за­мок и спря­тать ключ ку­да-ни­будь по­даль­ше. Вот как опыт­но­го лит­функ­ци­о­не­ра ис­пу­гал не бог весть как на­пи­сан­ный рас­сказ о сель­ских ком­му­ни­с­тах, ко­то­рые до со­бра­ния ве­ли се­бя как лю­ди, а на со­бра­нии в од­но­ча­сье пре­вра­ти­лись в «ры­ча­ги» без­душ­ной ма­ши­ны.

Но вско­ре в стра­не за­ду­ли но­вые ве­т­ры. По­чув­ст­во­вав пе­ре­ме­ны, Эм­ма­ну­ил Ка­за­ке­вич, Ве­ни­а­мин Ка­ве­рин и Мар­га­ри­та Али­гер ри­ск­ну­ли яшин­ские «Ры­ча­ги» вклю­чить в один из но­ме­ров аль­ма­на­ха «Ли­те­ра­тур­ная Моск­ва». Пуб­ли­ка бы­ла в вос­тор­ге. Кор­ней Чу­ков­ский по­том от­ра­зил в сво­ём днев­ни­ке ре­ак­цию ли­те­ра­тур­но­го ге­не­ра­ли­те­та. «Был вче­ра у Фе­ди­на, – от­ме­чал ма­с­тер 21 мар­та 1957 го­да. – Он с вос­хи­ще­ни­ем го­во­рит о рас­ска­зе «Ры­ча­ги» (в Лит. Моск­ве). «То, что опи­са­но в «Ры­ча­гах», про­ис­хо­дит во всей стра­не, – го­во­рит он. – И у нас в Со­ю­зе пи­са­те­лей. Ког­да шло об­суж­де­ние мо­ей кра­моль­ной кни­ги «Горь­кий сре­ди нас», осо­бен­но не­ис­тов­ст­во­ва­ла Ша­ги­нян. Она про­из­нес­ла гро­мо­вую речь, а в ку­лу­а­рах ска­за­ла мне: «ве­ли­ко­леп­ная кни­га». Ну чем не «ры­чаг»!»

Поз­же не­мец­кий сла­вист В.Ка­зак за­ме­тил, что в «Ры­ча­гах» Яшин чуть ли не пер­вым в рус­ской ли­те­ра­ту­ре ска­зал о том, «как пар­тия от­ни­ма­ла у че­ло­ве­ка его до­сто­ин­ст­во во вре­ме­на ста­ли­низ­ма». Ге­рой Яши­на поз­во­лил се­бе не­при­выч­ную для той по­ры рез­кую кри­ти­ку вла­с­тей. Он ут­верж­дал, что «на­чаль­ни­ки на­ши рай­он­ные с на­ро­дом раз­го­ва­ри­вать ра­зу­чи­лись… До­ма за­ко­ло­чен­ные в де­рев­не ви­дят, а ска­зать об этом вслух не хо­тят. Толь­ко и за­бо­ты, что­бы в свод­ках все ци­ф­ры бы­ли круг­лые…». На­до ли го­во­рить, как эти сло­ва обо­зли­ли пар­тий­ное ру­ко­вод­ст­во. В от­ме­ст­ку за кри­ти­ку они взя­ли да при­кры­ли аль­ма­нах.

Но Яшин сда­вать­ся уже не со­би­рал­ся. У не­го слов­но от­кры­лось вто­рое ды­ха­ние. В 1958 го­ду у по­эта вы­рва­лись вот эти стро­ки:

 

За всё от­ве­чать на­ста­ла по­ра:

За то, что ког­да-то я про­мол­чал,

За то, что кри­чал во весь рот ура,

А ка­ра­ул не кри­чал.

 

Яшин на­чал дей­ст­во­вать. Он стал про­те­с­то­вать про­тив раз­ру­ше­ния рус­ской де­рев­ни и тре­бо­вать, что­бы кре­с­ть­я­нам да­ли та­кие же пра­ва, что и го­ро­жа­нам. По­эт под­нял крик, что опас­ность на­вис­ла над рус­ским язы­ком. Он не по­ни­мал, за­чем вла­с­ти по­на­до­би­лось унич­то­же­ние сель­ских хра­мов. Но на­чаль­ст­во слу­шать его не за­хо­те­ло.

В от­ча­я­нии Яшин, бу­ду­чи чле­ном пар­тии с 1941 го­да, об­ра­тил ру­ки к Бо­гу. Он пи­сал:

 

Ма­терь Бо­жья, не обес­судь,

По церк­вам я те­бя не слав­лю,

И те­перь, взмо­лив­шись,

Ни­чуть

Не юрод­ст­вую, не лу­кав­лю.

 

По­эт про­сил Бо­га:

 

Дай мне вы­бить­ся из ту­пи­ка.

Из рас­пу­тья, из без­до­ро­жья,

Раз ни­кто не по­мог по­ка,

По­мо­ги хоть Ты,

                        Ма­терь Бо­жья.

 

Но, ес­те­ст­вен­но, в 1958 го­ду та­кие сти­хи опуб­ли­ко­вать ни­кто не ри­ск­нул. Все ре­дак­то­ры тог­да очень до­ро­жи­ли сво­и­ми парт­би­ле­та­ми и ни­кто не хо­тел пе­ре­чить от­цу-ба­тюш­ке Ни­ки­те Хру­щё­ву.

Не да­ли ре­дак­то­ры хо­да и яшин­ской по­ве­с­ти «Ба­ба Яга». Ведь о чём пи­сал Яшин! Он взы­вал к со­ст­ра­да­нию. Он хо­тел ос­та­но­вить про­цесс ги­бе­ли рус­ской ци­ви­ли­за­ции. В ра­бо­чих за­пи­сях ху­дож­ни­ка со­хра­ни­лись по­яс­не­ния к этой по­ве­с­ти. Яшин под­чёр­ки­вал: «Ба­бя Яга. Мозг ра­бо­та­ет и ду­ша ра­бо­та­ет. Ба­ба Яга не мо­жет быть пло­хой во всём и не вы­зы­вать жа­ло­с­ти и со­чув­ст­вия. Это опо­зо­рен­ная, раз­граб­лен­ная, не­гра­мот­ная, но ска­зоч­но бо­га­тая са­мо­быт­но­с­тью, ода­рён­ная, из­на­си­ло­ван­ная, оби­жен­ная, мно­го­тер­пе­ли­вая рус­ская де­рев­ня. Ког­да она по­гиб­ла – тог­да по­ня­ли её и по­жа­ле­ли». Ре­дак­то­ры, ког­да про­чи­та­ли ру­ко­пись яшин­ской по­ве­с­ти, страш­но ис­пу­га­лись тра­ги­че­с­ко­го фи­на­ла. Яшин пи­сал, что его ге­ро­и­не – Ус­ти­нье, про­зван­ной все­ми Ба­бой Ягой, «ни­ког­да не при­хо­ди­лось ви­деть, как уми­ра­ет де­рев­ня, уми­ра­ет по­сте­пен­но, дом за до­мом – пу­с­те­ет, раз­ва­ли­ва­ет­ся, за­мол­ка­ет, – це­лая де­рев­ня сра­зу...». В 1960 го­ду эти сло­ва бы­ли рав­но­знач­ны от­кры­то­му вы­ступ­ле­нию про­тив дей­ст­ву­ю­щей вла­с­ти. Эти сло­ва от­кры­ва­ли пря­мую до­ро­гу в тюрь­му. По­это­му Яши­ну при­шлось свою вещь уп­ря­тать в стол. Впер­вые на­пе­ча­та­ли её лишь в гор­ба­чёв­скую пе­ре­ст­рой­ку.

Сте­ну мол­ча­ния Яши­ну по­мог про­бить один толь­ко Твар­дов­ский. Он не по­бо­ял­ся в 1962 го­ду на­пе­ча­тать яшин­ский очерк «Во­ло­год­ская свадь­ба». Но власть это­го не стер­пе­ла. Вы­со­ко­по­с­тав­лен­ные чи­нов­ни­ки пе­ре­шли в кон­тра­та­ку. По их ко­ман­де «Ком­со­моль­ская прав­да» 31 ян­ва­ря 1963 го­да опуб­ли­ко­ва­ла фаль­си­фи­ци­ро­ван­ный от­вет зем­ля­ков пи­са­те­ля с ха­рак­тер­ным на­зва­ни­ем «Свадь­ба с дёг­тем». «Ока­зы­ва­ет­ся, – под­чёр­ки­ва­лось в «Ком­со­мол­ке», – зем­ля­ки ли­те­ра­то­ра А.Яши­на – лю­ди ни­щие и жад­ные. Что за лю­ди жи­вут на ро­ди­не Яши­на? Во­ры, плу­ты, ху­ли­га­ны, пья­ни­цы – и ни од­но­го че­ст­но­го че­ло­ве­ка... как мог­ла под­нять­ся у Вас ру­ка, что­бы всех со­брав­ших­ся на свадь­бу вы­ве­с­ти та­ки­ми?.. Вы чер­ни­те да­же то, что при­нёс в де­рев­ню кол­хоз­ный строй... Свадь­бу иг­ра­ют, как в ста­ри­не... В рай­ко­мов­ской ма­ши­не Вы ве­зё­те сва­ху с ико­ной... Вы не скры­ва­е­те вос­тор­жен­но­го от­но­ше­ния к ста­рин­ным об­ря­дам... Сво­ей «Во­ло­год­ской свадь­бой» Вы нас кров­но оби­де­ли. Че­рез тём­ные оч­ки смо­т­ри­те Вы на на­шу се­го­дняш­нюю жизнь».

По­том ещё пер­цу до­ба­вил Все­во­лод Ко­че­тов. Вы­сту­пая в мар­те 1963 го­да на встре­че Ни­ки­ты Хру­щё­ва с ин­тел­ли­ген­ци­ей, ре­дак­тор жур­на­ла «Ок­тябрь» ка­ких толь­ко уни­чи­жи­тель­ных эпи­те­тов не оты­с­кал для Яши­на, в кон­це про­ти­во­по­с­та­вив пьян­ст­ву­ю­щей де­рев­не про­све­щён­ное се­ло, жду­щее жур­на­лов (ви­ди­мо, в пер­вую оче­редь, «Ок­тябрь»). По­сле че­го пе­ред Яши­ным на­дол­го за­хлоп­ну­лись две­ри прак­ти­че­с­ки всех пе­чат­ных из­да­ний...

 

Яшин тя­же­ло пе­ре­жи­вал про­ис­шед­шее. Кор­ней Чу­ков­ский в сво­ём днев­ни­ке рас­ска­зы­вал, как тер­зал­ся пи­са­тель. Он очень бо­ял­ся за свою се­мью. У не­го в де­рев­не ос­та­ва­лись мать и две се­с­т­ры. Пи­са­те­лю ка­за­лось, что на­чаль­ст­во их за­клю­ёт. Он пред­ви­дел, что из­да­те­ли те­перь на­дол­го пре­кра­тят его пе­ча­тать. А ведь ему на­до бы­ло тог­да кор­мить ше­с­те­рых де­тей.

В об­щем, на­ст­ро­е­ние у Яши­на бы­ло ху­же не­ку­да. Спа­са­ла его лишь ра­бо­та. Кор­ней Чу­ков­ский по­том вспо­ми­нал, как в раз­гар трав­ли Яшин чи­тал ему свою ли­ри­ку. «Яшин про­чи­тал че­ты­ре ве­ли­ко­леп­ных сти­хо­тво­ре­ния, – пи­сал он в сво­ём днев­ни­ке 17 фе­в­ра­ля 1962 го­да, – та­ких глу­бо­ких и та­ких про­ник­но­вен­ных, что у всех в ком­на­те ста­ли про­свет­лён­ные ли­ца. Он во­ло­год­ский кре­с­ть­я­нин – у не­го кре­с­ть­ян­ское об­ли­чье, – и мне ка­жет­ся, что в нём во­пло­ти­лась кра­со­та ду­хов­ной си­лы и яс­но­с­ти, свой­ст­вен­ной так наз. «рус­ской ду­ше». За­ме­ча­тель­но, с ка­кой лю­бо­вью смо­т­ре­ли на не­го, ког­да он чи­тал  сти­хи, обе Зла­ты – же­на и дочь, и ес­ли он за­бы­вал стро­ку, они под­ска­зы­ва­ли. Дочь Зла­та в вось­ми­лет­нем воз­ра­с­те пи­са­ла пре­ле­ст­ные сти­хи. Их ре­дак­ти­ро­ва­ла Оля Ка­за­ке­вич, и я ког­да-то про­чи­тал их по ра­дио. Я за­был ска­зать, что Яшин при­шёл ко мне не толь­ко с дву­мя Зла­та­ми, но и с бра­том-ки­бер­не­том из Ле­нин­гра­да – та­кой же креп­кий кре­с­ть­я­нин с хо­ро­шим ли­цом».

Од­на­ко Яшин так и не оп­ра­вил­ся от не­пра­вед­ных уда­ров. Он умер 11 ию­ля 1968 го­да в Моск­ве.

В тот день Яшин очень ждал у се­бя в боль­ни­це Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на и Бо­ри­са Мо­жа­е­ва. Но два впав­ших к вла­с­тям в не­ми­лость пи­са­те­ля за­паз­ды­ва­ли. Яшин, ус­тав от ожи­да­ния, за­снул. По­это­му, ког­да Со­лже­ни­цын и Мо­жа­ев по­яви­лись в боль­ни­це, же­на Яши­на по­про­си­ла их вни­зу по­до­ждать. Че­рез со­рок ми­нут Со­лже­ни­цын, гля­дя на ча­сы, со­брал­ся ухо­дить. Мо­жа­ев пред­ло­жил ос­та­вить за­пи­с­ку. Поз­же Мо­жа­ев го­во­рил, что Со­лже­ни­цын на­пи­сал что-то вро­де: «По­ни­маю, как вам тяж­ко. Я то­же был на дне это­го ко­лод­ца и не знаю, как вы­брал­ся». В этот мо­мент к ним вер­ну­лась же­на пи­са­те­ля. Она со­об­щи­ла, что Яшин скон­чал­ся. Как вспо­ми­нал Мо­жа­ев, Иса­ич пе­ре­кре­с­тил­ся ши­ро­ко, они во­шли в па­ла­ту и ми­нут де­сять по­сто­я­ли у кро­ва­ти.

Из­ве­с­тие о смер­ти Яши­на тут же обо­шло всю ли­те­ра­тур­ную Моск­ву. На сле­ду­ю­щий день зем­ляк пи­са­те­ля – Вар­лам Ша­ла­мов от­пра­вил со­труд­ни­це Го­сар­хи­ва ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва Ира­и­де Си­ро­тин­ской пись­мо. Он со­об­щал: «Умер Яшин. Он чис­лил­ся по ве­дом­ст­ву ге­не­ра­ла Епан­чи­на-Твар­дов­ско­го в ми­ни­с­тер­ст­ве со­ци­аль­но­го при­зре­ния, но во­шёл в ис­то­рию ли­те­ра­ту­ры по­сле­ста­лин­ско­го об­ще­ст­ва – зна­ме­ни­тым рас­ска­зом «Ры­ча­ги», опуб­ли­ко­ван­ным «Ли­те­ра­тур­ной Моск­вой» – и пред­став­ляв­шем Зна­мя Ду­дин­цев­ской шко­лы. «Ры­ча­гов» Яши­ну ни­ког­да чер­но­со­тен­цы не про­сти­ли, а для са­мо­го Яши­на этот рас­сказ по­слу­жил ры­ча­гом, ко­то­рый сдви­нул его в про­грес­си­с­ты и дал ему воз­мож­ность до­жить, чув­ст­вуя се­бя по­ря­доч­ным че­ло­ве­ком, хо­тя сти­хов о Ста­ли­не Яши­ным на­пи­са­но не­ма­ло. «Ры­ча­ги» же – лу­бок са­мой чи­с­той про­бы, да­же бо­лее чем лу­бок. Та­лан­та про­за­и­ка у Яши­на бы­ло не­мно­го.

«Во­ло­год­ские свадь­бы» то­же под­вер­г­лись по­гро­му по при­чи­нам во­все не ли­те­ра­тур­ным. Сти­хи же яшин­ские (вро­де «Спе­ши­те де­лать до­б­рые де­ла») и во­все убо­ги. Хо­тя Яшин че­ло­век не без­дар­ный. Его вы­учи­ли, к со­жа­ле­нию, на не­кра­сов­ской по­эти­ке, и эту-то по­эти­ку он и не умел да, на­вер­ное, и не хо­тел пре­одо­леть.

За­чем я так дол­го о Яши­не? А вот за­чем. Че­ло­век он был не­пло­хой и при­том мой зем­ляк, во­лог­жа­нин. Прав­да, он не из го­ро­да, а из глу­бин­ки во­ло­год­ской. Эта-то глу­бин­ка плюс не­кра­сов­ская по­эти­ка и све­ла на нет по­эти­че­с­кие дан­ные. Я же, ес­ли и во­лог­жа­нин, то в той ча­с­ти, сте­пе­ни и фор­ме, в ка­кой Во­лог­да свя­за­на с За­па­дом, с боль­шим ми­ром, со сто­лич­ной борь­бой. Ибо есть Во­лог­да Се­ве­ра и есть Во­лог­да вы­со­ко­куль­тур­ной рус­ской ин­тел­ли­ген­ции, эти куль­тур­ные слои пе­ре­пле­та­ют­ся с ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бой до рус­ской ре­во­лю­ции очень тес­но. Но ни Ло­па­тин, ни Бер­дя­ев, ни Ре­ми­зов, ни Са­вин­ков не яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Во­лог­ды икон­но-про­вин­ци­аль­ной, се­вер­ных ко­с­то­ре­зов и кру­жев­ниц-ма­с­те­риц. Это – ду­ша Во­лог­ды, её тра­ди­ции в те­че­ние мно­гих сто­ле­тий. Твой рас­сказ об ар­хи­е­рее Во­ло­год­ском, ко­то­рый уп­рав­ля­ет ны­не сво­им <ре­с­та­в­ра­тор­ским> хо­зяй­ст­вом, очень по­ка­за­тель­ный. Как ни на­ив­на эта во­ло­год­ская гор­дость – ис­ток её в ду­ше го­ро­да.

Вот это и есть то са­мое глав­ное о Во­лог­де».

По­хо­ро­ни­ли Яши­на у не­го на ро­ди­не, на Бо­б­риш­ном Уго­ре, в по­лу­то­ра вер­стах от де­рев­ни Блуд­но­во. На мо­ги­ле пи­са­те­ля поз­же по­ста­ви­ли па­мят­ник ра­бо­ты скульп­то­ра В.А. Ми­ха­лё­ва и ар­хи­тек­то­ра Н.Г. Лу­цен­ко.

Но и по­сле смер­ти Яши­на власть не уго­мо­ни­лась и про­дол­жа­ла пи­са­те­лю мстить. Ког­да в 1975 го­ду мос­ков­ское из­да­тель­ст­во «Со­вет­ская Рос­сия» вы­пу­с­ка­ло о Яши­не кни­гу Алек­сан­д­ра Ми­хай­ло­ва, оно не поз­во­ли­ло из­ве­ст­но­му кри­ти­ку да­же упо­мя­нуть глав­ную яшин­скую вещь – рас­сказ «Ры­ча­ги». А из­да­тель­ст­во «Со­вет­ский пи­са­тель» по­ш­ло ещё даль­ше. Оно в 1979 го­ду за­ру­би­ло уже са­му за­яв­ку на кни­гу о Яши­не. И ко­му за­ру­би­ло? Од­но­му из луч­ших кри­ти­ков то­го вре­ме­ни – Ва­лен­ти­ну Кур­ба­то­ву. Как Кур­ба­тов пи­сал Вик­то­ру Ас­та­фь­е­ву, ему в из­да­тель­ст­ве ска­за­ли, «не на­до ка­сать­ся 40-х го­дов и то­го, как ло­ма­ет по­том се­бя ху­дож­ник, хо­тя ви­ны тут его как буд­то ни­ка­кой – вре­мя из­ло­ма­лось, а мне толь­ко ин­те­рес­но гля­деть, что со все­ми на­ми де­ла­ет вре­мя и как они друг с дру­гом со­сед­ст­ву­ют – со­весть и ис­то­рия». Но эти две ка­те­го­рии – со­весть и ис­то­рия, как ока­за­лось, очень ча­с­то ну ни­как меж со­бой не ужи­ва­лись.


Вя­че­слав Огрызко




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования