Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 27.03.2009

Когда уйду с земли

 Мо­на­с­тыр­ская те­т­радь

 

Ка­жет­ся, в про­шлом го­ду это бы­ло. Две мо­ло­день­кие де­вуш­ки при­еха­ли из па­лом­ни­че­ст­ва по мо­на­с­ты­рям, пол­го­да стран­ст­во­ва­ли, ис­ка­ли се­бе мо­на­с­тырь по ду­ху. При­вез­ли тол­стую те­т­радь с ду­хов­ны­ми сти­ха­ми, ко­то­рые пе­ре­пи­сы­ва­ли, со­би­ра­ли мо­на­хи­ни, а они у них спи­сы­ва­ли. Так жи­вёт ру­ко­пис­ная тра­ди­ция. И до сих пор пи­шут­ся, со­став­ля­ют­ся ру­ко­пис­ные кни­ги. Не­под­кон­т­роль­но, са­ма со­бой, со­став­ля­ет­ся ан­то­ло­гия рус­ской по­эзии. И не толь­ко рус­ской. Ви­дел я пе­ре­пи­сан­ные сти­хи из по­эмы Миль­то­на «По­те­рян­ный и об­ре­тён­ный рай». Сти­хи Ви­ль­я­ма Блей­ка, дру­гих за­пад­ных ми­с­ти­ков.

По­про­си­ли, что­бы я про­смо­т­рел сти­хи, на­пи­сал что-ни­будь ещё. Стал с ин­те­ре­сом рас­сма­т­ри­вать, ли­с­тать пух­лую кле­ён­ча­тую те­т­радь, без тру­да раз­би­рая круп­ный, поч­ти дет­ский, мо­на­ше­с­кий по­черк. Сти­хо­тво­ре­ния бы­ли пе­ре­пи­са­ны без ука­за­ния ав­то­ров, так, без ав­то­ров, со­став­ля­ют­ся цер­ков­ные тек­с­ты. Ибо в них не ав­тор глав­ное, а Бог.

Николай ШАТРОВ
Ни­ко­лай ША­Т­РОВ

Но ав­то­ры са­ми го­во­ри­ли за се­бя. Вер­нее, са­ми сти­хи го­во­ри­ли за ав­то­ров. Вот М.Ло­мо­но­сов. Ода «Бог», Г.Р. Дер­жа­ви­на, пуш­кин­ские «От­цы пу­с­тын­ни­ки и жё­ны не­по­роч­ны...», Дрож­жин, Лер­мон­тов: «В ми­ну­ту жиз­ни труд­ную тес­нит­ся ль в серд­це грусть...». Сти­хи А.С. Хо­мя­ко­ва.

 

Есть по­двиг в сра­же­ньи,

Есть по­двиг в борь­бе;

Выс­ший по­двиг в сми­ре­ньи,

Люб­ви и моль­бе.

 

А это кто?

 

Он идёт пу­тём жем­чуж­ным

По са­дам бе­ре­го­вым,

Лю­ди за­ня­ты не­нуж­ным,

Лю­ди за­ня­ты зем­ным.

 

Сти­хо­тво­ре­ние бы­ло опо­зна­но как «Хри­с­тос» Ни­ко­лая Гу­ми­лё­ва. Был здесь и «Бог» Ба­тюш­ко­ва:

 

Вот на веч­ном тро­не Ты

средь об­ла­ков си­дишь

И силь­ною ру­кой гром ме­щешь

и ра­зишь.

Но бу­ри страш­ные и гро­мы

ты сми­ря­ешь

И бла­гость на зем­ли ре­ка­ми

из­ли­ва­ешь.

 

И див­ное сти­хо­тво­ре­ние Апол­ло­на Май­ко­ва:

 

До­рог мне пе­ред ико­ной

В свет­лой ри­зе зо­ло­той,

Этот ярый воск, воз­жен­ный

Чьей не­ве­до­мо ру­кой.

 

Даль­ше по­эт, уви­дев в церк­ви эту воз­жён­ную, го­ря­щую све­чу, рас­суж­да­ет, кто её по­ста­вил. О чьём го­ре, о чьей по­ка­ян­ной то­с­ке она пла­чет.

Бы­ли здесь и сти­хи К.К. Слу­чев­ско­го, ко­ро­че го­во­ря, ог­ром­ная, со вку­сом по­до­б­ран­ная ан­то­ло­гия рус­ской ре­ли­ги­оз­ной по­эзии.

И вдруг мне встре­ти­лись та­кие стро­ки:

 

По­мо­ги мне, Гос­по­ди, дай си­лы,

Ук­ре­пи мой слиш­ком сла­бый дух,

Что­бы от рож­де­нья до мо­ги­лы

Све­точ ве­ры в серд­це не по­тух...

 

Что-то очень зна­ко­мое. У ко­го же мо­жет быть та­кая ес­те­ст­вен­ная, сво­бод­но лью­ща­я­ся по­эти­че­с­кая речь? Дол­го я пе­ре­би­рал в па­мя­ти по­этов зо­ло­то­го ве­ка, и вдруг, сам се­бе не ве­ря, по­нял, что это сти­хи на­ше­го со­вре­мен­ни­ка.

«Да это же Ша­т­ров!», – вдруг гром­ко вос­клик­нул я, на­пу­гав по­слуш­ниц в бе­лых пла­точ­ках. Сра­зу по­сле «Мо­лит­вы» Лер­мон­то­ва шла «Мо­лит­ва» Ша­т­ро­ва. Я был вне се­бя! Труд­но опи­сать по­че­му. Но хо­тя бы по­то­му: как мог­ло ни­где не опуб­ли­ко­ван­ное сти­хо­тво­ре­ние не­при­знан­но­го по­эта по­пасть за мо­на­с­тыр­ские сте­ны? Не­уже­ли в са­мом де­ле: «Дух ве­ет где хо­чет»? И нет ему пре­град...

Вот эта мо­лит­ва:

 

МО­ЛИТ­ВА

 

По­мо­ги мне, Гос­по­ди, дай си­лы,

Ук­ре­пи мой слиш­ком сла­бый дух,

Что­бы от рож­де­нья до мо­ги­лы

Све­точ ве­ры в серд­це не по­тух...

 

Раз­ре­ши мне быть са­мим со­бою,

Пес­ни не­му­д­рё­ные сла­гать,

В час тя­жё­лый го­во­рить с То­бою,

Нис­по­ш­ли на это бла­го­дать.

 

В ос­таль­ном Твоя да бу­дет во­ля,

Не пе­ре­ча сло­ву Тво­е­му,

Всё, что нис­по­ш­лёшь ты мне

на до­лю,

Всё, Гос­подь, без ро­по­та при­му.

 

А ког­да ос­во­бо­жусь от те­ла,

По­мя­ни во цар­ст­вии Тво­ём

Серд­це, что все­гда до­б­ра хо­те­ло,

Ду­шу, не от­рав­лен­ную злом.

 

До­шла мо­лит­ва! Не всуе по­мо­лил­ся че­ло­век.

Ко­неч­но, ни­ко­му не­из­ве­ст­но имя по­эта. При жиз­ни он опуб­ли­ко­вал един­ст­вен­ное сти­хо­тво­ре­ние в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Как же о нём уз­нать? Мiр не при­нял его, тем уди­ви­тель­нее, что его сти­хи по­па­ли за мо­на­с­тыр­скую сте­ну. Вот где со­став­ля­ют­ся ис­тин­ные ан­то­ло­гии ли­те­ра­ту­ры. Вот где всё ве­до­мо, вот где ис­тин­ные хра­ни­те­ли рус­ской куль­ту­ры. Они и се­го­дня не под­ве­ли. Со­ста­ви­ли свою ан­то­ло­гию. На­пе­ре­кор все­му мiру, ко­то­рый не при­нял по­эта, они Ша­т­ро­ва в свою вклю­чи­ли. Я по­про­сил раз­ре­ше­ния по­ста­вить фа­ми­лию ав­то­ра пе­ред «Мо­лит­вой», но по­слуш­ни­цы вос­про­ти­ви­лись это­му. Они пе­ре­пи­сы­ва­ют сти­хо­тво­ре­ния не из-за имён ав­то­ров. От­бор сю­да про­из­во­дит­ся не­ли­це­при­ят­но. Так и ос­та­лись в этой ан­то­ло­гии по­эты бе­зы­мян­ны­ми, а ве­ка пе­ре­ме­шан­ны­ми.

Рас­ска­жем о по­эте Ни­ко­лае Ша­т­ро­ве. С его име­нем, с его сти­ха­ми, свя­за­но мно­го не­о­быч­но­го.

 

 

По­эт

 

Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич Ша­т­ров ро­дил­ся 17 ян­ва­ря 1929 го­да в Моск­ве, на Ар­ба­те, умер 30 мар­та 1977, то­же в Моск­ве. Его прах на Но­во­де­ви­чь­ем клад­би­ще. Но мо­ги­лы у не­го нет. Ур­на с пра­хом под­хо­ро­не­на к мо­ги­ле от­ца же­ны – ко­ман­дар­ма, ге­роя граж­дан­ской вой­ны Ро­ен­голь­да Ио­си­фо­ви­ча Бер­зи­ня (од­но­фа­ми­лец из­ве­ст­но­го че­ки­с­та). Мо­ги­ла не за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­на. На па­мят­ни­ке, вни­зу еле вид­но на­ца­ра­па­но Н.Ша­т­ров. Это на ста­ром клад­би­ще, око­ло ар­ки, не­да­ле­ко – мо­ги­ла В.М. Шук­ши­на.

Отец Ша­т­ро­ва – Ми­хин Вла­ди­мир Алек­сан­д­ро­вич, по­том­ст­вен­ный князь. По про­фес­сии врач-го­мео­пат. У не­го бы­ла ап­те­ка на Ар­ба­те, в до­ме, где те­перь зо­о­ма­га­зин. В этом до­ме и ро­дил­ся сын – Ни­ко­лай.

Ми­хи­ны – древ­няя кня­же­с­кая фа­ми­лия. Счи­та­ет­ся, что они Рю­ри­ко­ви­чи, а бо­лее близ­кий по вре­ме­ни их пре­док – Иван Ка­ли­та. По­это­му и рус­ская ис­то­рия для Ша­т­ро­ва бы­ла род­ной, он ори­ен­ти­ро­вал­ся в ней, как в соб­ст­вен­ной би­о­гра­фии. Ис­то­ри­че­с­кие сти­хи уди­ви­тель­ны имен­но этим чув­ст­вом – род­ст­вен­ным. Всё, что бы­ло в рус­ской ис­то­рии, про­ис­хо­ди­ло с его род­ст­вен­ни­ка­ми. По­это­му всё ле­жит так близ­ко к серд­цу.

Мать – Ша­т­ро­ва Оль­га Дми­т­ри­ев­на, за­слу­жен­ная ар­ти­ст­ка. Тог­да зва­ния да­ва­ли ред­ко, это мно­го зна­чи­ло. Она в те го­ды – ак­т­ри­са Ма­ло­го те­а­т­ра. Иг­ра­ла ве­ду­щие ро­ли. Па­с­порт Ни­ко­лай по­лу­чил, взяв фа­ми­лию ма­те­ри, а по­том уже не стал ме­нять. Го­во­рят, по­вли­я­ло то, что отец в то са­мое вре­мя был ре­прес­си­ро­ван, от­прав­лен в ссыл­ку. По­это­му и по­со­ве­то­ва­ли из­ме­нить фа­ми­лию.

Док­тор В.А. Ми­хин был весь­ма из­ве­ст­ным в Моск­ве. У не­го ле­чи­лись са­нов­ные лю­ди. Клим Во­ро­ши­лов; отец бу­ду­щей же­ны его сы­на, – ко­ман­дарм Бер­зин. В 30-х го­дах над кли­ни­кой ста­ли сгу­щать­ся ту­чи. Где это ви­да­но, – ча­ст­ная кли­ни­ка, в цен­т­ре Моск­вы? За док­то­ра за­сту­па­лись быв­шие па­ци­ен­ты, но ни­че­го не по­мог­ло. Вла­ди­мир Алек­сан­д­ро­вич не вы­нес оби­ды, ему пред­ла­га­ли ра­бо­тать ря­до­вым вра­чом в соб­ст­вен­ной кли­ни­ке, от­ка­зал­ся, уе­хал в Гру­зию, обос­но­вал­ся в Тби­ли­си.

Док­тор Ми­хин вос­при­ни­мал свою про­фес­сию как хри­с­ти­ан­ский по­двиг. Бед­ных ле­чил без­воз­ме­зд­но. Врач-бес­сре­б­ре­ник, без­ве­ст­ный док­тор Га­аз двад­ца­то­го ве­ка. Вы­нуж­ден­ный сна­ча­ла бе­жать на ок­ра­и­ну им­пе­рии, за кав­каз­ские го­ры, а по­том со­слан­ный и ещё даль­ше... Оп­ре­де­лён­ной пла­ты во­об­ще не на­зна­ча­лось. Пла­ти­ли кто сколь­ко мо­жет. Но, не­смо­т­ря на это, де­нег бы­ло мно­го. Та­ть­я­на (его дочь от вто­рой          же­ны) по­мнит, что ящик, ви­сев­ший на сте­не в при­хо­жей, все­гда ока­зы­вал­ся по­лон день­га­ми. Та­кой спе­ци­аль­ный ящик, ку­да скла­ды­ва­ли пла­ту за ле­че­ние. Док­тор мно­го раз­да­вал бед­ным. У не­го на квар­ти­ре ус­т­ра­и­ва­лись еже­не­дель­ные бес­плат­ные обе­ды для бед­ных. Это был на­сто­я­щий дво­ря­нин и на­сто­я­щий хри­с­ти­а­нин. И про­хо­дя ми­мо зо­о­ма­га­зи­на, мож­но ино­гда и вспом­нить, кто здесь жил, кто от­сю­да был на­силь­но вы­се­лен.

Я по­зна­ко­мил­ся впер­вые с дру­зь­я­ми Ша­т­ро­ва и с его по­эзи­ей во вре­мя па­ни­хи­ды (на 40-й день), про­хо­див­шей в се­ле Греб­не­во, в хра­ме, где слу­жил за­ме­ча­тель­ный свя­щен­ник на­ше­го вре­ме­ни отец Дими­т­рий Дуд­ко. На па­ни­хи­де всем вру­ча­ли фо­то­гра­фию Ша­т­ро­ва со сти­хо­тво­ре­ни­ем.

 

У лю­дей на све­те всех де­ла,

У по­эта пра­зд­ник це­лый век.

Жизнь моя на­прас­но не про­шла,

По­то­му что я не че­ло­век.

 

По­эт Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич Ша­т­ров при жиз­ни счи­тал­ся ге­ни­ем. Не­при­знан­ным ге­ни­ем, ко­неч­но. Пуб­ли­ко­вал­ся край­не ма­ло. Не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», не­сколь­ко пе­ре­во­дов. Не­сколь­ко пуб­ли­ка­ций в ка­зах­стан­ской пе­ри­о­ди­ке, где по­эт жил до 1949 го­да.

Ша­т­ров счи­тал се­бя на­след­ни­ком рус­ской клас­си­че­с­кой по­эзии, рус­ской тра­ди­ции. Он так оп­ре­де­лил своё ме­с­то в по­эзии:

 

На­след­ник не­бы­ва­лой мо­щи,

Чу­жое зо­ло­то сти­хов –

Не­тлен­ные свя­тые мо­щи, –

Я при­нял... Ни­ко­лай Ша­т­ров.

 

Ка­за­лось бы, что по­сле смер­ти по­эта, ко­неч­но же, за­бу­дут. И не та­ких за­бы­ва­ли, а он да­же не ос­та­вил по­сле се­бя кни­ги. Но вы­шло на­обо­рот.

Чи­таю в «Но­вом жур­на­ле» (№ 201, 1996 г.), вы­хо­дя­щем в Нью-Йор­ке, пер­вую ре­цен­зию на пер­вую кни­гу Ша­т­ро­ва.

«Рас­кры­тая на лю­бой стра­ни­це кни­га по­ра­жа­ет бле­с­ком и ма­с­тер­ст­вом вла­де­ния по­эти­че­с­кой фор­мой. «При­гвож­дён­ный к сти­ху» – так оп­ре­де­лил Ша­т­ров свою не­от­де­ли­мость от по­эзии. Дей­ст­ви­тель­но, на­бор клас­си­че­с­ких при­ёмов у не­го очень бо­гат, и хо­тя по­эт не вно­сит в это ста­рин­ное ре­мес­ло ка­ких-то но­ви­нок и изо­б­ре­те­ний, вы­ра­зить он уме­ет всё. Из по­свя­ще­ний вид­но, что да­же с та­ки­ми ма­с­те­ра­ми, как Па­с­тер­нак и Тар­ков­ский, он дер­жит­ся на рав­ных».

Ре­цен­зию пи­сал Дми­т­рий Бо­бы­шев, впер­вые, по всей ви­ди­мо­с­ти, про­чи­тав­ший сти­хи. У не­го са­мые све­жие впе­чат­ле­ния. И он ис­крен­не удив­лён, что не за­ме­ти­ли по­эта. И осо­бен­но тем, что мно­гие ше­де­в­ры по­ме­че­ны 40 – 50-ми го­да­ми. (Оче­ред­ное удив­ле­ние. Сколь­ко их ещё бу­дет?) Го­да­ми, ког­да ка­за­лось, с «Рос­си­ей дав­но по­кон­че­но».

Как это уди­ви­тель­но ду­мать, что где-то за оке­а­ном кто-то чи­та­ет сти­хи рус­ско­го по­эта Ша­т­ро­ва, счи­та­ет его ве­ли­ким ма­с­те­ром. На­слаж­да­ет­ся его сти­ха­ми, «бле­с­ком и ма­с­тер­ст­вом».

Каж­дый че­ло­век, в прин­ци­пе, име­ет пра­во на ка­кую-то за­кон­ную мо­ги­лу, ку­да мож­но бы­ло бы прий­ти его дру­зь­ям, его близ­ким.

Ша­т­ров пи­сал:

 

Ког­да уй­ду с зем­ли, то вы,

дру­зья жи­вые,

Пи­ши­те на хол­ме, где ко­с­ти я сло­жил:

«Здесь че­ло­век за­рыт,

он так лю­бил Рос­сию,

Как, мо­жет быть, ни­кто на све­те

не лю­бил».

 

Но мо­ги­лы у по­эта нет, нет хол­ми­ка... на­пи­сать это не­где, прий­ти не­ку­да, а из­дан он не в Рос­сии.

 

 

Ка­ра­куль­ча

 

На за­ре пе­ре­ст­рой­ки жур­нал «Ого­нёк» за­те­ял на­пе­ча­тать на сво­их стра­ни­цах «Ан­то­ло­гию по­эзии ХХ ве­ка». Ру­б­ри­ку вёл Е.Ев­ту­шен­ко. 1989 год, 44-й но­мер «Огонь­ка» (сра­зу две чет­вёр­ки! ка­кое сов­па­де­ние! Че­ты­ре – это ци­ф­ра Ша­т­ро­ва.) В этом но­ме­ре и было на­пе­ча­та­но ша­т­ро­вское сти­хо­тво­ре­ние «Ка­ра­куль­ча».

Стал чи­тать, и что уви­дел! Сти­хо­тво­ре­ние ли­ши­лось трёх строф. Слов­но на­роч­но их об­ру­би­ли но­вые хо­зя­е­ва жиз­ни, что­бы по­ка­зать все­му све­ту, как они по­ни­ма­ют сло­во и сво­бо­ду сло­ва. Но это ещё не всё, в пре­дис­ло­вии бы­ло аб­со­лют­но всё на­вра­но. Я на­счи­тал три­над­цать оши­бок. По­слал в «Ого­нёк» ули­ча­ю­щее пись­мо. Ни­ка­ко­го вни­ма­ния к се­бе не при­влёк, от­ве­та не дож­дал­ся. Хо­тел на­пе­ча­тать об этом в со­пер­ни­ча­ю­щих с «Огонь­ком» из­да­ни­ях. Но они про­мол­ча­ли. Из­влечь поль­зу из враж­ды про­ти­во­по­лож­ных по на­прав­ле­ни­ям пар­тий не уда­лось. Они объ­е­ди­ни­лись про­тив Ша­т­ро­ва.

И сти­хи не те. Не верь­те Ан­то­ло­гии Ев­ту­шен­ко. Пора при­вести уни­каль­ное сти­хо­тво­ре­ние Ша­т­ро­ва «Ка­ра­куль­ча» пол­но­стью. Ког­да и где его и на­пе­ча­тать, ес­ли не здесь, ес­ли не сей­час? Че­го ещё ждать?

 

КА­РА­КУЛЬ­ЧА

 

Па­мя­ти ве­ли­ко­го рус­ско­го по­эта

Пав­ла Ва­си­ль­е­ва

 

Мех на ва­ших пле­чах, до­ро­гая.

Не­мы­ми ус­та­ми

При­ка­са­юсь к не­му. На гу­бах, слов­но

дым, за­ви­ток.

Вы не сме­е­те знать, как пла­с­та­ли

ов­цу в Ка­зах­ста­не,

Из ут­ро­бы её вы­ре­зая пред­мет

этих строк.

 

Нет, не жди­те де­шёв­ки, опи­сы­вать

в кра­с­ках не бу­ду

Уби­е­ние агнца ещё не рож­дён­но­го

в мир.

Рас­пи­на­ли Хри­с­та, и сей­час,

кто из нас не Иу­да

Из пре­да­те­лей жиз­ни, слу­жи­те­лей

скри­пок и лир?

 

Слиш­ком груб для утон­чен­ной мо­ды

обыч­ный ка­ра­куль,

И до­ду­ма­лись лю­ди про­хлад­ным

умом па­ла­ча,

 

Чтоб при­ехать вам в опе­ру бы­ло бы

в чём на спек­такль,

С ма­те­рин­ско­го пло­да сди­ра­ет­ся

ка-ра-куль-ча.

 

Триж­ды про­кля­ты будь­те! Свя­щен­но

тут ма­тер­но сло­во!

Ах, его не про­пу­с­тит цен­зу­ра,

пе­чат­ная блядь!

Уби­ва­ют на бой­не жи­вот­ных,

и что тут та­ко­го?

По ка­ко­му же пра­ву фа­ши­с­тов тог­да

ос­корб­лять?

Из мла­ден­че­с­кой ко­жи не нра­вят­ся

вам аба­жу­ры,

Эти звер­ст­ва не­слы­хан­ны...

О, за­пах­ни­те ман­то!

Я вспо­рю те­бе брю­хо, бес­сты­жая,

ры­жая ду­ра,

И пу­с­кай уби­ва­ют ме­ня как ов­цу,

ни за что...

 

Как по­эта Ва­си­ль­е­ва

в трид­цать ежо­вом уби­ли.

Чью же шку­ру ук­ра­сил тот, со­рван­ный

с ге­ния скальп?

Я сти­хов не пи­шу. Я за­ве­дую лав­кой

ути­ля.

Вся зем­ля про­гни­ла

от глу­бин пре­ис­под­ни до Альп.

 

Не хо­чу вспо­ми­нать ис­ку­пи­тель­ных

воз­гла­сов Бо­га,

Как ка­ра­куль рас­пя­то­го

на кре­с­то­ви­не Кре­с­та.

Я убо­гий пи­са­ка, про­сти­те ме­ня,

ра­ди Бо­га,

И по­след­ним лоб­за­нь­ем

мои по­мя­ни­те ус­та.

 

26. 7. 70.

 

Здесь па­ра­док­саль­но увя­за­ны ман­то на пле­чах кра­са­ви­цы, со­дран­ная с ма­те­рин­ско­го пло­да шкур­ка, ста­лин­ские ре­прес­сии, рас­ст­рел по­эта Пав­ла Ва­си­ль­е­ва, звер­ст­ва фа­ши­с­тов, Кре­ст­ные стра­да­ния Хри­с­та и судь­ба са­мо­го ав­то­ра. Труд­но най­ти бо­лее прон­зи­тель­ное сти­хо­тво­ре­ние во всей ве­ко­вой ан­то­ло­гии.

Сло­во «шку­ра» здесь упо­треб­ля­ет­ся в не­сколь­ких смыс­лах: мех и че­ло­век. «Мех на ва­ших пле­чах...», и «чью же шку­ру ук­ра­сил...» В по­след­нем при­ме­ре шку­ра – это че­ло­век. Че­ло­ве­ка ук­ра­сил со­дран­ный с по­эта скальп. Да, это уже не че­ло­век, а шку­ра.

И тре­тье зна­че­ние – ко­жа. «Из мла­ден­че­с­кой ко­жи не нра­вят­ся вам аба­жу­ры». Сло­во «нра­вят­ся» здесь упо­треб­ле­но в эс­те­ти­че­с­ком кон­тек­с­те, так го­во­рят о спек­так­ле, о мо­де. По­это­му фра­за зву­чит про­сто не­ве­ро­ят­но. Не «нра­вит­ся» не то, что с мла­ден­цев ко­жу сди­ра­ют, а то, что из этой ко­жи по­лу­ча­ют­ся не­кра­си­вые, вы­шед­шие из мо­ды аба­жу­ры. И шку­ра – «пред­мет этих строк», пред­мет са­мо­го сти­хо­тво­ре­ния.

Здесь всё от­кры­тие. А вы­ра­же­ние «уби­е­ние агнца ещё не рож­дён­но­го в мир» – жут­кая кар­ти­на не про­шло­го, а со­вре­мен­но­с­ти. Се­го­дня в Рос­сии еже­днев­но де­ла­ет­ся 15 ты­сяч абор­тов...

Сколь­ко на­пи­са­но о рас­пя­тии Хри­с­та! Это клас­си­че­с­кий сю­жет. Но ни­кто так не су­мел пе­ре­дать это, как Ша­т­ров, в од­ной стро­ке «как ка­ра­куль рас­пя­то­го на кре­с­то­ви­не Кре­с­та». Здесь сло­во «рас­пя­то­го» упо­треб­ле­но в зна­че­нии «рас­пя­лен­но­го», «рас­тя­ну­то­го» и по­это­му оно вдруг свер­ка­ет све­жим, из­на­чаль­ным смыс­лом. В сти­хо­тво­ре­нии Хри­с­тос – это шку­ра. Хри­с­тос – «пред­мет этих строк». От это­го сим­во­ли­че­с­кая си­с­те­ма со­зда­ёт «из слу­жи­те­лей скри­пок и лир» – Иу­ду. А по­эт сни­ма­ет с се­бя зва­ние по­эта. Это са­мое прон­зи­тель­ное.


Лев АЛА­БИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования