Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 05.06.2009

Шутовство у Лукоморья

 У Сергея Довлатова есть забавная повестушка «Заповедник», которую ещё можно назвать собранием баек о Михайловском. Кто в ней только не представлен. Лишь для главного хранителя заповедника – Семёна Гейченко писатель не нашёл добрых слов. Ему казалось, что «старик из Михайловского хотел устроить парк культуры и отдыха». Вот только Довлатов забыл добавить, что в этом парке Гейченко мечтал сохранить быт пушкинской эпохи и атмосферу пушкинского вольнодумства. Вспомним, сколько воинствующих диссидентов старик взял в Михайловском под свою опеку в брежневские годы застоя (во всяком случае он не мешал нашей гнилой интеллигенции вести в заповедных местах опасные разговоры о режиме и о всём таком прочем).

Мне кажется, будет правильней о Гейченко судить всё-таки не по искромётному Довлатову, а скорее по картинкам, созданным пером псковского критика Валентина Курбатова. Посмотрите, что он, скажем, в 1982 году после очередных посиделок с Гейченко рассказывал историческому романисту Александру Борщаговскому. «Семён Степанович, – писал Курбатов, – был молод, красив, лёгок и мнился мне Дорианом Греем. Всякий раз, когда он восклицал что-нибудь вроде «Господь создал Адама и Еву, а Пушкин – Онегина и Татьяну», районная партийная секретарша Анна Фёдоровна извинительно улыбалась секретарю обкома Ульянову, моля простить безумного старика, который помнит эти гибельные для атеистического слуха слова – Господь, Создатель и т.п. Но тот всё равно гневно кривился и всякий раз что-то записывал в блокнотец, видно, считая такие оговорки, чтобы при случае укорить после несчастного директика этим реестриком. Наутро мы посидели с ним за пирогами и наливками, и он, по своему обыкновению, давал волю гневу на всё и вся, пересыпая злые сентенции весёлыми небывальщинами о своих свиданиях со Сталиным, Тухачевским, Николаем I и Георгием Победоносцем».

 

Се­мён Сте­па­но­вич Гей­чен­ко ро­дил­ся 1 (по но­во­му сти­лю 14) фе­в­ра­ля 1903 го­да в Пе­тер­го­фе. Его отец слу­жил вах­ми­с­т­ром в кон­но-гре­на­дер­ском пол­ку. Вспо­ми­ная своё дет­ст­во, он уже в 1970-е го­ды рас­ска­зы­вал Ва­лен­ти­ну Кур­ба­то­ву: «В Пе­тер­го­фе сто­я­ли че­ты­ре пол­ка – улан­ский, дра­гун­ский, лейб-гвар­дии кон­но-гре­на­дер­ский (наш) и спе­ци­аль­ный со­про­во­ди­тель­ный. У нас в са­ду был ку­рят­ник, и я с не­го ви­дел, как Го­су­дарь вы­ез­жал на про­гул­ку: ка­зак впе­ре­ди, ка­зак сза­ди. Я вы­бе­гал и сни­мал шап­ку, Го­су­дарь де­лал под ко­зы­рёк. Я про­бе­гал дво­ра­ми и пе­ре­хва­ты­вал его ещё раз и опять сни­мал шап­ку, и он опять, улы­ба­ясь, брал под ко­зы­рёк (ци­ти­рую по кни­ге В.Кур­ба­то­ва «По­до­рож­ник», Ир­кутск, 2004).

Но по­том на­ча­лась вой­на. Гей­чен­ко уже учил­ся в Пе­тер­гоф­ской муж­ской гим­на­зии. На­ст­ро­е­ния в Пе­тер­го­фе силь­но из­ме­ни­лись. Он вспо­ми­нал: «Пер­вая вой­на на­ча­лась клас­си­че­с­ки: об­щим пла­чем, бо­е­вы­ми тру­ба­ми, мо­леб­на­ми. Ко­ни, саб­ли, вы­ступ­ле­ния на вок­за­лах, за­дор­ные кри­ки. Наш пре­по­да­ва­тель в Пе­тер­гоф­ской гим­на­зии не­мец Ти­лек вы­пря­мил­ся и стал но­сить го­ло­ву вы­ше преж­не­го. Он не бо­ял­ся за свой фа­тер­лянд, но нем­ца ни­кто все­рьёз не брал. «Жил-был тол­стый не­мец Ти­лек по про­зва­нью Боч­ка ки­лек – вот на ка­кую мо­не­ту раз­ме­ня­ли его па­фос пе­тер­гоф­ские маль­чиш­ки. По­ля­ки Сте­фа­но­ви­чи за­вол­но­ва­лись, за­со­би­ра­лись, за­пе­ли «Еш­ще Поль­ска не зги­не­ла», мо­би­ли­зо­ва­лись и про­па­ли. Фран­цуз До­б­ро­воль­ский (фран­цуз, по­ло­жим, рус­ский, но всё фран­цуз) то­же за­мур­лы­кал: «Ал­лонс, ан­фан, а ла Па­т­рия» и то­же на­ла­дил­ся из Пе­тер­го­фа, но ско­ро во­ро­тил­ся с Ге­ор­ги­ев­ской лен­той, о вой­не уже не за­го­ва­ри­вал и ско­ро за­ст­ре­лил­ся».

Пе­чаль­ные вос­по­ми­на­ния ос­та­лись у Гей­чен­ко и о ре­во­лю­ции. «Пре­по­да­ва­тель му­зы­ки Гинз­бург явил­ся в класс свер­кая гла­за­ми, – рас­ска­зы­вал он в 1970-е го­ды Кур­ба­то­ву. – Он про­вёл бес­сон­ную ночь и при­нёс гимн. Слу­шай­те: «Все мы бра­тья, все мы бра­тья! Мы один на­род! Сме­ло про­тив са­мо­вла­с­тья мы пой­дём впе­рёд!». Ему не си­де­лось, на­до бы­ло петь, ид­ти впе­рёд, звать к сво­бо­де. Он ушёл и про­пал в бо­е­вых днях без сле­да. Ди­рек­тор гим­на­зии Ми­ха­ил Ива­но­вич Шу­бин – ге­не­рал, ва­ше пре­вос­хо­ди­тель­ст­во, из тех, кто мо­е­му дет­ско­му во­об­ра­же­нию пред­став­лял­ся алек­сан­д­рий­ским стол­пом, опо­рой ми­ра – си­дел у мо­е­го от­ца на кух­не, опу­с­тив­ший­ся, поч­ти мёрт­вый, и спра­ши­вал: не под­не­сёт ли ему отец, и, то­ро­пясь, вы­пи­вал, про­ли­вая на грудь».

По­сле гим­на­зии Гей­чен­ко по­сту­пил на ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ное от­де­ле­ние фа­куль­те­та об­ще­ст­вен­ных на­ук в Пе­т­ро­град­ский уни­вер­си­тет. Бу­ду­чи сту­ден­том, он вся­че­с­ки сто­ро­нил­ся боль­шой по­ли­ти­ки и со­би­рал­ся своё бу­ду­щее свя­зать с пе­тер­гоф­ски­ми двор­ца­ми. И на­до ска­зать, что вплоть до 1937 го­да ему во мно­гом уда­ва­лось сле­до­вать сво­им юно­ше­с­ким пла­нам. Од­на­ко по­том что-то слу­чи­лось, и в 1938 го­ду Гей­чен­ко вы­нуж­ден был пе­тер­гоф­ские двор­цы по­ме­нять на Рус­ский му­зей, где ему сра­зу да­ли долж­ность стар­ше­го на­уч­но­го со­труд­ни­ка. В том же трид­цать вось­мом го­ду он, до­пол­ню, од­но­вре­мен­но по­сту­пил в за­оч­ную ас­пи­ран­ту­ру Ака­де­мии ху­до­жеств, со­брав­шись пи­сать дис­сер­та­цию на те­му «М.В. Ло­мо­но­сов и его взгля­ды на изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во».

Од­на­ко в Рус­ском му­зее у Гей­чен­ко то­же что-то не срос­лось, и уже в ию­не 1939 го­да он ока­зал­ся в ли­те­ра­тур­ном му­зее Ин­сти­ту­та рус­ской ли­те­ра­ту­ры, где его вклю­чи­ли в груп­пу, за­ни­мав­шу­ю­ся про­ек­том ре­кон­ст­рук­ции и со­зда­ни­ем экс­по­зи­ции му­зея-квар­ти­ры Н.А. Не­кра­со­ва.

За­бра­ли Гей­чен­ко в са­мом на­ча­ле вой­ны. Как поз­же вы­яс­нил из­ве­ст­ный ли­те­ра­ту­ро­вед Алек­сандр Руд­нев, «21 ию­ня 1941 го­да Гей­чен­ко за­шёл по де­лу к од­ной сво­ей зна­ко­мой, жив­шей в Ле­нин­гра­де на ули­це Со­фьи Пе­ров­ской. Зна­ко­мая эта бы­ла не­мец­ко­го про­ис­хож­де­ния, а нем­цев в на­ча­ле вой­ны, как из­ве­ст­но, вы­сы­ла­ли из Моск­вы и Ле­нин­гра­да, а за­ча­с­тую и аре­с­то­вы­ва­ли. Не­смо­т­ря на пре­ду­преж­де­ние двор­ни­ка, убеж­дав­ше­го Гей­чен­ко не по­се­щать эту да­му, так как ей, по его сло­вам, гро­зил не­ми­ну­е­мый арест, Гей­чен­ко пре­не­брёг этим, во­шёл в па­рад­ное, по­зво­нил в дверь, и ему от­кры­ли двое лиц в штат­ском, тут же объ­я­вив­шие ему, что он аре­с­то­ван. И дверь за ним за­хлоп­ну­лась» («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 2003, 7 фе­в­ра­ля).

Прав­да, по дру­гой вер­сии, аре­с­то­ва­ли Гей­чен­ко в се­ре­ди­не ию­ля со­рок пер­во­го го­да по до­но­су жур­на­ли­с­та Бо­ри­са Ма­зин­га.

Во вре­мя след­ст­вия Гей­чен­ко при­пом­ни­ли, как в 1939 го­ду он за­щи­щал сво­е­го со­ав­то­ра по бро­шю­ре о му­зей­ном де­ле, до­ка­зы­вая, что его кол­ле­га ни­ког­да к троц­киз­му ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имел.

Суд ока­зал­ся ско­рым. Гей­чен­ко об­ви­ни­ли по зна­ме­ни­той 58-й ста­тье и при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей и со­сла­ли на Се­вер­ный Урал. Он по­том рас­ска­зы­вал жур­на­ли­с­там: «По­пал я в ла­герь, где бы­ли од­ни ин­тел­ли­ген­ты. Раз­го­во­ров, спо­ров, по­рой не­при­ми­ри­мых, бы­ло мо­ре раз­ли­ван­ное. Спо­ри­ли обо всём, и о Ста­ли­не то­же, и о ро­ко­вой ошиб­ке Ле­ни­на, что он не то­го на­след­ни­ка ос­та­вил... По­на­ча­лу я то­же вклю­чил­ся в эти спо­ры. По­том ви­жу, как бы­с­т­ро та­ют си­лы спор­щи­ков, как хо­ло­да, бо­ло­та, не­вы­но­си­мые ус­ло­вия уно­сят их од­но­го за дру­гим... Ни­ког­да рус­ская ин­тел­ли­ген­ция не бы­ла так уни­же­на, ос­кор­б­ле­на, и ни­ког­да её так не бро­са­ли на вы­ми­ра­ние. Мне жут­ко ста­ло, я ре­шил бо­роть­ся за жизнь. Был ещё мо­ло­дой, си­лы бы­ли, стал ра­бо­тать как зверь, есть всё, что по­па­да­ло... «Вы­сто­ять, вы­сто­ять и ещё раз вы­сто­ять, – по­вто­рял я еже­час­но, – толь­ко не сва­лить­ся боль­ным». Ухо­дя на ра­бо­ту, ос­тав­ля­ешь боль­но­го то­ва­ри­ща ут­ром на на­рах, а ве­че­ром вы­но­сишь уже за­ко­че­нев­ше­го, во­ло­сы торч­ком и опур­же­ны ине­ем. Сот­ни их я вы­нес соб­ст­вен­ны­ми ру­ка­ми, и с каж­дой смер­тью ухо­дил всё глуб­же в се­бя... Это и спас­ло... А всех спор­щи­ков вы­мо­ро­зил ста­лин­ский гнёт – ду­шев­ный, ду­хов­ный и фи­зи­че­с­кий».

В ла­ге­ре Гей­чен­ко про­вёл поч­ти два го­да. Лишь ле­том 1943 го­да ему раз­ре­ши­ли ис­ку­пить ви­ну в штраф­ба­те. Гей­чен­ко ус­пел по­бы­вать на двух фрон­тах: Ле­нин­град­ском и Вол­хов­ском. В мар­те 1944 го­да его тя­же­ло ра­ни­ли, и он на всю жизнь ос­тал­ся без ле­вой ру­ки.

По­сле гос­пи­та­ля Гей­чен­ко вновь же­нил­ся. Вме­с­те с су­пру­гой Лю­бо­вью Джа­ла­лов­ной он вер­нул­ся в Ле­нин­град. Спа­си­бо Пав­лу Ива­но­ви­чу Ле­бе­де­ву-По­лян­ско­му, ко­то­рый не стал при­ди­рать­ся к ан­ке­те и со­гла­сил­ся ин­ва­ли­да, об­ви­няв­ше­го­ся ра­нее в троц­киз­ме, вновь взять в Пуш­кин­ский дом.

В это вре­мя пре­зи­дент Ака­де­мии на­ук СССР Сер­гей Ва­ви­лов по­ру­чил Ин­сти­ту­ту рус­ской ли­те­ра­ту­ры не­мед­лен­но за­нять­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем Пуш­ки­но­го­рья. Вла­с­ти уже че­рез че­ты­ре го­да хо­те­ли к 150-ле­тию со дня рож­де­ния Пуш­ки­на тор­же­ст­вен­но от­крыть со­ж-жён­ный нем­ца­ми дом по­эта. На­до бы­ло сроч­но для Ми­хай­лов­ско­го по­до­брать уме­ло­го хо­зяй­ст­вен­ни­ка. Ле­бе­дев-По­лян­ский ос­та­но­вил свой вы­бор на Гей­чен­ко. Ва­ви­лов воз­ра­жать не стал, но по­ста­вил ус­ло­вие, что­бы Гей­чен­ко бро­сил пить.

Здесь на­до за­ме­тить: о том, как Гей­чен­ко рань­ше пил, сла­га­ли це­лые по­эмы. Од­на из та­ких од при­над­ле­жа­ла пе­ру из­ве­ст­но­го гра­фи­ка Эн­ге­ля На­си­бу­ли­на, жив­ше­го в Пуш­ки­но­го­рье с 1968 го­да. Уже в 2003 го­ду ху­дож­ник вспо­ми­нал, как од­наж­ды он вме­с­те с су­пру­гой Гей­чен­ко до­би­рал­ся из Ми­хай­лов­ско­го в Ле­нин­град. «Еха­ли вдво­ём. Зи­ма. До­ро­га пло­хая, уто­ми­тель­ная. Что­бы я не за­снул за ру­лём, Лю­бовь Джа­ла­лов­на рас­ска­зы­ва­ла раз­ные ис­то­рии о сво­ём жи­тье-бы­тье.

– Ох, как пил Се­мён Сте­па­но­вич!.. Пи­ли с Ду­ди­ным. Че­го толь­ко не де­ла­ла, что­бы их ос­та­но­вить. Ухо­ди­ли в парк. На­пи­ва­лись ву­с­мерть. Про­сы­па­лись на рас­све­те от хо­лод­ной ро­сы.

Гос­тей зва­ных и не­зва­ных в до­ме Се­мё­на Сте­па­но­ви­ча все­гда бы­ло не­ис­чис­ли­мо до са­мых по­след­них лет.

– А тог­да!.. Ноч­ные за­сто­лья про­дол­жа­лись до ут­ра. За­сы­па­ли, слу­ча­лось, впо­вал­ку. Но и на по­лу бы­ло тес­но. Ут­ром про­сы­па­лись. Ска­терть сдёр­ну­та со сто­ла. Се­мён ле­жит сре­ди объ­ед­ков и раз­би­той по­су­ды. Взя­ла дочь и уш­ла из до­ма.

На сле­ду­ю­щий день Се­мён Сте­па­но­вич на­шёл Лю­бовь Джа­ла­лов­ну и при­вёл до­мой. Но ско­ро всё по­вто­ри­лось. Тог­да она уш­ла уже в даль­нюю де­рев­-ню. Се­мен Сте­па­но­вич на­шёл их толь­ко че­рез не­де­лю. И дал сло­во не пить. И боль­ше не пил» («Мир Се­ве­ра», 2003, № 4–6).

Воз­глав­ляя в те­че­ние со­ро­ка че­ты­рёх лет Пуш­кин­ский за­по­вед­ник, Гей­чен­ко не про­сто из пеп­ла воз­ро­дил свя­зан­ные с ве­ли­ким по­этом псков­ские де­рев­ни. Он со­здал осо­бую ат­мо­сфе­ру. У не­го весь­ма уют­но чув­ст­во­ва­ли се­бя и пра­ви­тель­ст­вен­ные вель­мо­жи (из­ве­ст­но, что в Гей­чен­ко ду­ши не ча­я­ла се­мья пред­се­да­те­ля со­вет­ско­го пра­ви­тель­ст­ва Алек­сея Ко­сы­ги­на), и ака­де­ми­че­с­кие му­жи, и обык­но­вен­ные па­ца­ны, для ко­то­рых не­уго­мон­ный Се­мён Сте­па­но­вич рас­по­ря­дил­ся вос­соз­дать вос­пе­тую Пуш­ки­ным зла­тую цепь. И к каж­до­му у Гей­чен­ко был свой под­ход.

На­си­бу­лин в сво­ей кни­ге «Ска­зы о Се­мё­не Сте­па­но­ви­че Гей­чен­ко и его слу­же­нии Алек­сан­д­ру сы­ну Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну» при­вёл та­кой этюд:

 

«Объ­езд вла­де­ний каж­дый день.

– По­ш­ли обе­дать.

При­хо­дим на ве­ран­ду. Стол на­крыт. За сто­лом гос­ти, не­зна­ко­мые жен­щи­ны.

По внеш­не­му ви­ду – моск­вич­ки, жё­ны вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных…

Ли­ца ухо­жен­ные. При­чё­с­ки вы­со­кие. Бу­сы в не­сколь­ко ря­дов, на паль­цах мно­же­ст­во ко­лец с круп­ны­ми кам­ня­ми – ка­с­те­ты, да и толь­ко, брас­ле­ты.

Си­дят важ­но, но ти­хо. Ви­дят пер­вый раз зна­ме­ни­то­го До­мо­во­го – ро­бе­ют.

Обед на­чал­ся.

Гне­ту­щая, тор­же­ст­вен­ная ти­ши­на.

Се­мён Сте­па­но­вич под­нял очи. Бряк­ну­ла его лож­ка.

Все за­мер­ли, смо­т­рят на не­го. Он, ни на ко­го не гля­дя, вы­дер­жал па­у­зу, по­дёр­гал свой нос и се­рь­ёз­но:

– Се­го­дня иду по пар­ку, а в ку­с­тах ба­ба на кор­точ­ках си­дит и п…ду мор­ков­кой дро­чит…

Бы­ло, не бы­ло… Се­мён Сте­па­но­вич раз­ря­жа­ет об­ста­нов­ку.

Не­дол­гий сдер­жан­ный смех.

Даль­ше шум­но. И вод­ка по­ш­ла.

 

Ой, Се­мён, Се­мён,

Ми­лый Се­неч­ка,

Ты це­луй ме­ня

Хо­ро­ше­неч­ко!

 

Раз­го­вор та­кой, ког­да уже друг дру­га не слу­ша­ют.

 

И чай на стол,

Са­мо­вар на стол.

А ми­ло­го на кро­вать,

Са­ма бу­ду це­ло­вать.

 

Кон­чи­лось шум­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми рас­ска­за Се­мё­на Сте­па­но­ви­ча.

Все кол­лек­тив­но об­ни­ма­ли хо­зя­и­на.

 

Что ж ты, ми­лый, ли­це­ме­ришь?

Я люб­лю, а ты не ве­ришь.

 

Се­мён Сте­па­но­вич, до­воль­ный сво­ей ша­ло­с­тью, хи­хи­кал, лу­ка­во ба­ла­гу­рил:

– Вот по­че­му жен­щи­ны с ос­тер­ве­не­ни­ем чи­с­тят мор­ков­ку.

 

Ах, Се­мён, Се­мён,

Где те­перь, где?

Мо­ло­дой Се­мён

Уто­нул в п…де!

По­шёл боль­шой, шум­ный раз­гул…

И мы у не­го…

Все­гда ве­се­ло оп­ро­ки­ды­ва­ли рюм­ки.

Пи­ли, го­во­ри­ли…».

 

На­род и власть лю­би­ли Гей­чен­ко в том чис­ле и за это. Во­все не слу­чай­но он пер­вый из му­зей­щи­ков по­лу­чил в 1983 го­ду зва­ние Ге­роя Со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го Тру­да. По­том, уже в 1989 го­ду, ему за кни­ги «У Лу­ко­мо­рья» и «За­вет вну­ку» при­су­ди­ли Гос­пре­мию Рос­сии име­ни Н.К. Круп­ской.

По­след­ние го­ды Гей­чен­ко жи­лось очень тя­же­ло. Он ещё пы­тал­ся шу­тить, де­мон­ст­ри­ро­вать си­лу ду­ха. Но здо­ро­вье уже бы­ло не то. Это вид­но по пись­мам Кур­ба­то­ва. В ок­тя­б­ре 1990 го­да Кур­ба­тов со­об­щал ро­ма­ни­с­ту Алек­сан­д­ру Бор­ща­гов­ско­му: «Я вот толь­ко в Ми­хай­лов­ском на­шёл крат­кий при­ют от об­ще­го по­мра­че­ния. По­си­де­ли мы с де­душ­кой Се­мё­ном Сте­па­но­ви­чем, по­вспо­ми­на­ли Цар­ское Се­ло и Пе­тер­гоф 1907–1910 го­дов, пе­ре­мы­ли ко­с­ти ста­ри­ку Лу­на­чар­ско­му и двор­цо­вым ла­ке­ям, по­се­то­ва­ли на дож­ди (они идут тут со­рок дней, и дом сто­ит уже не на Со­ро­ти, а на бе­ре­гу мо­ря, в ко­то­ром бла­го­по­луч­но уто­ну­ли и Ма­ле­нец, и Пе­т­ров­ское озе­ро, и из ко­то­ро­го чуть тор­чит мель­ни­ца – од­ни кры­лья над во­дой), и день был впер­вые спо­ко­ен. Сам де­душ­ка сла­бе­ет, всё ча­ще вы­па­да­ет из ума, но в ми­ну­ты про­свет­ле­ния по­сме­и­ва­ет­ся над сво­ей ста­ро­стью, над тем, что сон для не­го уже не­от­ли­чим от яви, над тем, что он мо­жет вдруг упасть на кух­не или на ули­це, «бряк­нув­шись баш­кой и си­де­нь­ем» («сии про­ис­ше­ст­вия слу­ча­ют­ся со мною за день не по од­но­му ра­зу»), над тем, что все вку­со­вые ощу­ще­ния ос­та­ви­ли его. Во­об­ще ве­дёт горь­кий иро­ни­че­с­кий ди­а­гно­с­ти­че­с­кий днев­ник, ве­дя се­бя со ста­ро­стью, как со злой ста­ру­хой из «Зо­ло­той рыб­ки». Лю­бовь Джа­ла­лов­на стра­да­ет от его шу­тов­ст­ва, ска­б­рез­но­с­ти, ди­ких пе­сен, его ноч­ных гор­ш­ков, но не мо­жет ос­та­вить его и на ми­ну­ту, хо­тя у са­мой об­на­ру­же­на опу­холь в лёг­ких и ей пред­ла­га­ют опе­ра­цию в Ле­нин­гра­де, а она от­ка­зы­ва­ет­ся («лад­но, ещё по­тя­ну сколь­ко мо­гу, а там по­ра и честь знать – семь­де­сят лет по­жи­ла и очень ус­та­ла»)».

Умер Гей­чен­ко в ночь на 2 ав­гу­с­та 1993 го­да в по­сёл­ке Пуш­кин­ские Го­ры. По­хо­ро­ни­ли его на го­ро­ди­ще Во­ро­нич. В 2001 го­ду ему по­смерт­но за раз­ви­тие луч­ших тра­ди­ций му­зей­но­го де­ла при­су­ди­ли Гос­пре­мию Рос­сии.


В материале использованы ри­сун­ки ху­дож­ни­ка Эн­ге­ля На­си­бу­ли­на



Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования