Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 12.06.2009

Победитель, который не судит

 Андрей Волос появился на свет в Сталинабаде (ныне Душанбе), столице Таджикистана, который окружён сопредельными Узбекистаном, Киргизией, Китаем, Индией, Пакистаном, Афганистаном...

Отсюда восточные реалии его знаменитого и такого поэтичного романа «Хуррамабад». По духу же он наш соплеменник, ибо рождён в Советском Союзе. Да и вообще исток рода Волосов где-то в Малороссии.

Почти для всех произведений Волоса характерна печальная, нежная, немного ироничная интонация. Его книги, как определяет сам писатель, «штучные». Как ни парадоксально звучит, он из тех авторов, кто пишет по-русски, и, действительно, пишет совсем не мыльное чтиво.

Тем не менее недавно вышедший роман «Победитель» вполне заслуживает того, чтобы получить репутацию «массового». Талантливое, живое и глубоко достоверное повествование заставляет читателя неотрывно следить за перипетиями событий. Надо сказать, этот увесистый том – первая книга задуманной автором трилогии, широкой панорамы российской истории от кровавых афганских сражений до террористических войн нашего времени. Вполне возможно, что «Победитель» и его продолжения, написанные в традициях классической русской прозы, могут стать современной эпопеей, чем-то похожей на «Войну и мир».

 

Андрей ВОЛОС
Андрей ВОЛОС

– Ан­д­рей Во­лос – кто он? Вы «из ка­кой пе­соч­ни­цы»? Рас­ска­жи­те о ро­ли ро­ди­те­лей в ва­шей жиз­ни.

– Мне ка­жет­ся, что врож­дён­ные свой­ст­ва пре­об­ла­да­ют при фор­ми­ро­ва­нии лич­но­с­ти, по­это­му труд­но ска­зать, что в про­цес­се это­го фор­ми­ро­ва­ния про­ис­хо­дит бла­го­да­ря, а что во­пре­ки вли­я­нию се­мьи. Во вся­ком слу­чае я был до­ста­точ­но до­маш­ним ре­бён­ком. Од­на­ко я рос в ге­о­ло­ги­че­с­кой се­мье, что на­кла­ды­ва­ло оп­ре­де­лён­ный от­пе­ча­ток на мою жизнь. Сло­ва «ка­ме­рал­ка», «мар­ш­рут», «ло­ша­ди», «ко­нец се­зо­на», «Вос­точ­ный Па­мир» и мно­гие, мно­гие дру­гие яв­ля­лись от­ра­же­ни­ем бы­та, а не стрем­ле­ния к ро­ман­ти­ке. Я ра­но – ка­жет­ся лет в семь – впер­вые вы­ехал с от­цом «в по­ле», то есть на по­ле­вые ра­бо­ты в со­ста­ве ге­о­ло­ги­че­с­кой пар­тии, и с тех пор та или иная часть лет­них ка­ни­кул про­во­ди­лась да­ле­ко в го­рах, в не­боль­шой муж­ской ком­па­нии, – по-охот­ниц­ки во­ору­жён­ной, го­то­вой к раз­но­го ро­да тя­го­там и не­о­жи­дан­но­с­тям и, как пра­ви­ло, ус­пе­ва­ю­щей хлеб­нуть их пол­ной лож­кой.

– Что для вас ро­ди­на, она у вас есть?

– Ког­да я в по­след­ний раз был в Ду­шан­бе – это бы­ло в 97-м го­ду – всё там ста­ло уже на­столь­ко чу­жим, всё так из­ме­ни­лось по срав­не­нию с го­да­ми мо­е­го дет­ст­ва и юно­с­ти, что я да­же не ис­пы­ты­вал обыч­ной то­с­ки рас­ста­ва­ния с этим лю­би­мым и род­ным кра­ем. Но ро­дил­ся и вы­рос я имен­но там, то есть моя ро­ди­на – это всё-та­ки Та­д­жи­ки­с­тан. Как мо­жет быть ро­ди­ной стра­на, к ко­то­рой ты стал рав­но­ду­шен? А по­сколь­ку сов­сем без ро­ди­ны че­ло­ве­ку жить нель­зя, я за­клю­чаю, что моя ро­ди­на – это рус­ский язык. Мож­но ска­зать, что я ро­дом из Ат­лан­ти­ды. В кни­ге со­от­вет­ст­вий «Ал­фа­ви­та» есть эс­се на эту те­му.

– Од­на из сю­жет­ных ли­ний «По­бе­ди­те­ля» – «аф­ган­ская». 15 фе­в­ра­ля Рос­сия от­ме­ти­ла 20-ле­тие вы­во­да со­вет­ских войск из Аф­га­ни­с­та­на. Ра­ны этой вой­ны до сих пор не за­тя­ну­ты. По­че­му кос­ну­лись этой те­мы? Опи­са­ние свер­же­ния Ами­на – это ре­аль­ность или ваш вы­мы­сел?

– Аф­ган­ская те­ма ро­ма­на «По­бе­ди­тель» – глав­ная, с неё всё на­чи­на­лось. Ес­ли сов­сем точ­но, на­ча­лось всё с од­ной ма­ло­зна­чи­тель­ной встре­чи (те­перь я скло­нен ви­деть в ней мо­мент чу­дес­но­го пи­са­тель­ско­го ве­зе­ния). Ко мне об­ра­тил­ся се­рь­ёз­ный и да­же су­ро­вый че­ло­век (на пер­вой стра­ни­це ро­ма­на я при­но­шу ему свою бла­го­дар­ность) с прось­бой по­уча­ст­во­вать в на­пи­са­нии ки­но­сце­на­рия о со­бы­ти­ях, от­ча­с­ти пред­ше­ст­во­вав­ших на­ча­лу Аф­ган­ской вой­ны, а от­ча­с­ти этим на­ча­лом и яв­ля­ю­щих­ся. Судь­ба са­мо­го это­го че­ло­ве­ка скла­ды­ва­лась не впол­не за­уряд­но: офи­цер КГБ, бо­ец од­ной из спец­групп, он ока­зал­ся уча­ст­ни­ком Аф­ган­ской вой­ны (в ча­ст­но­с­ти, и са­мой пер­вой, на­чаль­ной её фа­зы), во­е­вал не толь­ко в Аф­га­ни­с­та­не, но и в дру­гих го­ря­чих точ­ках со­вет­ско­го (да и пост­со­вет­ско­го то­же) вре­ме­ни. В 1993 го­ду, имея за пле­ча­ми во­сем­над­цать лет бо­е­вых дей­ст­вий и со­от­вет­ст­ву­ю­щий это­му жиз­нен­ный опыт, вы­шел в от­став­ку в чи­не пол­ков­ни­ка и ор­га­ни­зо­вал ки­но­сту­дию, спе­ци­а­ли­за­ци­ей ко­то­рой яв­ля­ет­ся по­ста­нов­ка ба­таль­ных и бо­е­вых сцен. Сту­дия его и по­ны­не ус­пеш­но ра­бо­та­ет (до­ста­точ­но ска­зать, что зна­чи­тель­ная часть та­ко­го ро­да съё­мок в се­го­дняш­них те­ле­се­ри­а­лах – это его рук де­ло).

Но, как вы­яс­ни­лось, дав­ниш­ней его меч­той бы­ло снять фильм имен­но о тех де­лах, в ко­то­рые он по­пал сов­сем мо­ло­дым пар­нем, – о штур­ме двор­ца Тадж-Бек, о ге­ро­из­ме бой­цов спец­групп «А» и «Зе­нит»...

– По­че­му он об­ра­тил­ся имен­но к вам?

– Во­лею слу­чая – ему по­со­ве­то­вал наш об­щий при­ятель, ки­но­ре­жис­сёр, ска­зав (не­сколь­ко мне при этом по­ль­стив), что я боль­шой до­ка во всём, что ка­са­ет­ся Сред­ней Азии.

Труд­но пред­ста­вить, на­сколь­ко оба мы не под­хо­ди­ли для этой ра­бо­ты. На­чать с то­го, что я ни­ког­да преж­де не пи­сал сце­на­ри­ев. Я не слу­жил в ар­мии, со­вер­шен­но не был зна­ком с нра­ва­ми, обы­ча­я­ми и пси­хо­ло­ги­ей со­труд­ни­ков спец­служб. Ска­жу боль­ше: пи­таю ин­стинк­тив­ную не­при­язнь к ка­ким-ли­бо спец­служ­бам во­об­ще, не­за­ви­си­мо от то­го, ка­кой эпо­хе или го­су­дар­ст­ву они при­над­ле­жат...

А мой парт­нёр в мо­мент на­ше­го стар­та, как вы­яс­ни­лось, ис­крен­не по­ла­гал, что вряд ли во всей все­лен­ной сы­щет­ся хо­тя бы один под­лый от­ще­пе­нец, спо­соб­ный по­ста­вить под со­мне­ние, что штурм и взя­тие двор­ца Тадж-Бек с со­вет­ской сто­ро­ны яв­ля­лось бес­при­мер­ным про­яв­ле­ни­ем до­бле­с­ти, му­же­ст­ва, от­ва­ги, че­с­ти и до­сто­ин­ст­ва – и во­об­ще всех по­ло­жи­тель­ных ка­честв, ко­то­рые толь­ко мо­гут быть про­яв­ле­ны со­труд­ни­ка­ми спец­служ­бы (в дан­ном слу­чае – КГБ).

Мы пло­хо по­ни­ма­ли друг дру­га, и де­ло шло ту­го. Он му­ш­т­ро­вал ме­ня (сце­на­ри­с­та-но­во­бран­ца) с чи­с­то пол­ков­ни­чь­и­ми ух­ват­ка­ми и уг­рю­мо­с­тью. Но (что бы­ло са­мым важ­ным) то по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве, а то ус­ту­пая мо­им тре­бо­ва­ни­ям, рас­кры­вал в сво­их рас­ска­зах всё но­вые и но­вые про­ст­ран­ст­ва жиз­ни, о ко­то­рых преж­де я мог толь­ко до­га­ды­вать­ся...

То и де­ло мы упи­ра­лись в уг­лы, об­ра­зу­е­мые на­ши­ми со­вер­шен­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми друг к дру­гу ми­ро­воз­зре­ни­я­ми. Ког­да раз­ру­ги­ва­лись вдре­без­ги и на­ве­ки, он спе­шил к сво­им бо­е­вым то­ва­ри­щам, бра­ть­ям по ору­жию – те бы­ли в кур­се про­ис­хо­дя­ще­го и вни­ма­тель­но сле­ди­ли, как про­дви­га­ет­ся ра­бо­та над сце­на­ри­ем. Они об­суж­да­ли при­не­сен­ные им ве­с­ти (на­сколь­ко я знаю, это про­ис­хо­ди­ло в са­у­не од­ной глав­ней­шей мос­ков­ской гос­ти­ни­цы, служ­бой бе­зо­пас­но­с­ти ко­то­рой ру­ко­во­дит ны­не быв­ший бо­ец груп­пы «А»), рас­сма­т­ри­ва­ли де­ло по су­ще­ст­ву и, как ни стран­но, все­гда схо­ди­лись на том, что, как ни кру­ти, чер­тов пи­са­ка прав: его взгляд, ли­шен­ный ро­зо­во-ге­ро­и­че­с­ких оч­ков, в це­лом ве­рен. По­сле че­го он зво­нил мне, что­бы хму­ро спро­сить, дол­го ли я со­би­ра­юсь бить бак­лу­ши. И мы про­дол­жа­ли. Так бы­ло три го­да.

В кон­це кон­цов всё у нас по­лу­чи­лось. Но сце­на­рий ока­зал­ся не вос­тре­бо­ван. Не знаю, в чём при­чи­на. Воз­мож­но, сей­час не та эпо­ха на дво­ре. Воз­ни­ка­ет, прав­да, во­прос: а ког­да бы­ла «та эпо­ха»? Или – ког­да она на­сту­пит?.. Ру­ко­во­ди­тель од­но­го боль­шо­го и важ­но­го те­ле­ка­на­ла за­крыл для се­бя те­му сле­ду­ю­щи­ми че­кан­ны­ми сло­ва­ми: «как бы ни был хо­рош сце­на­рий, мы не мо­жем фи­нан­си­ро­вать филь­мы, в ко­то­рых со­вет­ские офи­це­ры уби­ва­ют аф­ган­ских де­тей». То есть уби­вать де­тей (по фак­ту) бы­ло мож­но. А фи­нан­си­ро­вать филь­мы – да­же те­перь нель­зя. Пе­чаль­ная ус­та­нов­ка.

Сце­на­рий – как текст – ме­ня со­вер­шен­но не удов­ле­тво­рял, и я при­нял­ся пи­сать ро­ман. Это бы­ла сов­сем дру­гая и то­же очень боль­шая ра­бо­та, в про­цес­се ко­то­рой преж­ние мо­ти­вы от­ча­с­ти ре­ду­ци­ро­ва­лись, от­ча­с­ти раз­ви­ва­лись. Кро­ме то­го, воз­ник­ли со­вер­шен­но но­вые те­мы, пер­со­на­жи, о ко­то­рых преж­де я и не до­га­ды­вал­ся. И, на­до ска­зать, то, что в кон­це кон­цов по­лу­чи­лось, со­вер­шен­но не го­дит­ся в ка­че­ст­ве ос­но­вы филь­ма – на­столь­ко раз­но­род­ные пла­с­ты ис­то­рии и жиз­ни со­еди­ни­лись в нём и про­рос­ли друг в дру­га...

Я не пор­тил вы­мыс­лом ре­аль­ных со­бы­тий, ис­поль­зо­вал вос­по­ми­на­ния оче­вид­цев. Сце­на убий­ст­ва Ами­на – из их чис­ла.

– Как пи­ше­те? Спо­соб­ны, как ваш ге­рой Брон­ни­ков из «По­бе­ди­те­ля», по­хе­рить семь­де­сят стра­ниц го­то­во­го тек­с­та «в уго­ду сво­е­му смут­но­му со­мне­нию»?

– Я во­об­ще боль­ше вы­чёр­ки­ваю, чем пи­шу.

– А се­го­дня вам ещё мо­гут ска­зать: «Пи­са­ли бы луч­ше, опуб­ли­ко­ва­ли бы?»

– Ко­неч­но, мо­гут. Ведь текст мож­но оце­ни­вать очень по-раз­но­му. Пол­но из­да­тельств (сре­ди них и не са­мые трэ­ше­вые), ко­то­рые ни за ка­кие ко­в­риж­ки не ста­нут за­ни­мать­ся мо­и­ми кни­га­ми. Кни­го­пе­ча­та­ние в рам­ках кон­крет­но­го из­да­тель­ст­ва – это на­прав­лен­ная де­я­тель­ность, де­я­тель­ность в до­воль­но уз­ком сег­мен­те пи­са­тель­ских свойств и чи­та­тель­ских ин­те­ре­сов. Но ког­да из­да­тельств мно­го, до­стой­ный пи­са­тель все­гда най­дёт своё.

– Со­сто­я­ние люб­ви для вас? «Же­на – де­ло свя­тое», – го­во­рит ещё один ваш ге­рой Тре­щат­ко. С го­да­ми уда­лось при­бли­зить­ся к по­зна­нию жен­ской по­ро­ды?

– Во­про­сы на­ив­ные. Но ещё боль­шую на­ив­ность про­явит тот, кто по­пы­та­ет­ся все­рьёз на них от­ве­тить.

– Муж­чи­на в со­вре­мен­ном ми­ре, его про­бле­мы? Не пе­ре­ве­лось ещё муж­ское на­ча­ло?

– А что та­кое муж­ское на­ча­ло? Кто бо­лее муж­чи­на – Тар­зан или Кант?.. Во­об­ще, ген­дер­ный под­ход – это не моя сти­хия. Ска­жу толь­ко, что ста­ти­с­ти­ка в та­ко­го ро­да рас­суж­де­ни­ях не очень по­мо­га­ет – кто его зна­ет, как со все­ми эти­ми про­бле­ма­ми об­сто­я­ло де­ло в те ве­ка, ког­да ста­ти­с­ти­ка не ве­лась, оп­ро­сов не про­ис­хо­ди­ло. Ту­ман­ные пред­ме­ты.

– Вспо­ми­на­е­те дет­ст­во, дру­жи­те с быв­ши­ми дру­зь­я­ми? Или, ока­зав­шись в Моск­ве, по­рва­ли все ни­ти, счи­тая се­бя боль­шим пи­са­те­лем?

– В Моск­ве я ока­зал­ся в 1972 го­ду, ког­да ни­ка­ким пи­са­те­лем – ни боль­шим, ни ма­лень­ким – ещё не был. Что же ка­са­ет­ся дру­зей, то жизнь так ус­т­ро­е­на, что обыч­но, увы, раз­но­сит лю­дей в раз­ные сто­ро­ны – как в фи­зи­че­с­ком, про­ст­ран­ст­вен­ном смыс­ле, так и в ду­хов­ном. Про­ис­хо­дит эво­лю­ция от­но­ше­ний, в кон­це кон­цов сво­дя­щая их (от­но­ше­ния) на нет. Глу­по это­му про­ти­вить­ся...

Но есть лю­ди, ко­то­рых, как бы да­ле­ко они ни уе­ха­ли, ты всё рав­но чув­ст­ву­ешь сво­и­ми, лич­ны­ми людь­ми, при­над­ле­жа­щи­ми те­бе. На­до ска­зать, это чув­ст­во не мо­жет быть не­вза­им­ным, по­то­му что да­же са­мое ни­чтож­ное ра­зо­ча­ро­ва­ние его раз­ру­ша­ет. По­ка оно су­ще­ст­ву­ет, мож­но го­да­ми не ви­деть­ся, да­же по те­ле­фо­ну не раз­го­ва­ри­вать, – а при встре­че ока­зы­ва­ет­ся, что не­ви­ди­мый мост до­ве­рия меж­ду ва­ми ос­тал­ся не­вре­дим. Чу­де­са. Долж­но быть, гор­мо­ны за это от­ве­ча­ют, не знаю.

– На­ст­ро­е­ние мно­гих ва­ших книг – пе­чаль­ная, неж­ная, свет­лая, не­сколь­ко иро­нич­ная но­с­таль­гия. Не­об­хо­ди­мость пи­сать для вас – это фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния? Не ус­та­ё­те от ны­неш­ней ре­аль­но­с­ти, кри­ти­ки и кри­ти­кан­ст­ва? Или жи­ве­те в сво­ём ми­ре?

– Что ка­са­ет­ся не­об­хо­ди­мо­с­ти пи­сать, то сно­ва от­сы­лаю вас к «Ал­фа­ви­те», там всё по­дроб­но разъ­яс­не­но. Что же ка­са­ет­ся ре­аль­но­с­ти, то, нра­вит­ся она те­бе или нра­вит­ся, она есть. Увы, но «жизнь та­ко­ва, ка­ко­ва она есть, и боль­ше ни­ка­ко­ва». Дру­гой, по­ла­гаю, не бу­дет. Нуж­но иметь му­же­ст­во су­ще­ст­во­вать имен­но в этой, кон­крет­ной, дан­ной те­бе в ощу­ще­ни­ях, под­час до­воль­но не­при­ят­ных. Чуть скра­сить её опо­сты­лев­шие сто­ро­ны мо­жет толь­ко ис­крен­ний ин­те­рес к то­му, что, во­об­ще го­во­ря, в ней про­ис­хо­дит. Ус­тал ин­те­ре­со­вать­ся – зна­чит, спи­сан со сче­тов. И что тог­да?.. «Жить в сво­ём ми­ре» – это­го не все пи­са­те­ли се­бе мо­гут поз­во­лить. Я, на­при­мер, пи­шу о ве­щах, ко­то­рые в боль­шей сте­пе­ни ка­са­ют­ся ми­ра об­ще­го. С дру­гой сто­ро­ны, каж­дый че­ло­век жи­вет в сво­ём соб­ст­вен­ном ми­ре, до­воль­но не­про­ни­ца­е­мом для дру­гих. И я не уве­рен, что мир пи­са­те­ля – это са­мый бо­га­тый, са­мый про­стор­ный мир. Хо­те­лось бы хоть од­ним глаз­ком за­гля­нуть в иные – то есть стать на ми­ну­точ­ку дру­гим че­ло­ве­ком, по­гру­зить­ся в дру­гую кап­су­лу... Увы, увы. Мож­но толь­ко пред­по­ла­гать. И вы­ду­мы­вать, строя свои вы­дум­ки на сво­их же до­воль­но не­о­сно­ва­тель­ных пред­по­ло­же­ни­ях. Глав­ное из них – «Эм­ма – это я».

– От­но­ше­ние к про­ек­ту «Имя Рос­сии». Что для вас за­клю­че­но в по­ня­тии «Рос­сия»? Что се­го­дня со все­ми на­ми про­ис­хо­дит?

– Про­ект от­кро­вен­но ду­рац­кий по мно­гим па­ра­ме­т­рам. Ис­то­рия Рос­сии про­из­во­дит на ме­ня гне­ту­щее впе­чат­ле­ние сво­ей не­скон­ча­е­мой по­вто­ря­е­мо­с­тью. Каж­дое но­вое по­ко­ле­ние склон­но мол­ча­ли­во по­ла­гать, что вот-вот явит ми­ру об­раз­цы ра­зум­но­с­ти, бла­го­род­ст­ва и ве­ли­ко­ду­шия – то есть имен­но тех ка­честв, ко­то­рые, соб­ст­вен­но, и от­ли­ча­ют че­ло­ве­ка от зве­ря. Но, к со­жа­ле­нию, ни­чем не от­ли­ча­ясь от пред­ше­ст­вен­ни­ков, оно, как пра­ви­ло, яв­ля­ет лишь но­вые об­раз­цы хищ­ни­че­ст­ва, вар­вар­ст­ва и глу­по­с­ти. Это пе­чаль­ная кар­ти­на. Тем бо­лее пе­чаль­на она в Рос­сии, где, как из­ве­ст­но, всё про­ис­хо­дит с не­о­бык­но­вен­ным раз­ма­хом: «Уж лю­бить, так без рассуд­ку...».

Ито­ги XX ве­ка при­скорб­ны: он при­нёс Рос­сии столь­ко не­сча­с­тий, сколь­ко иной стра­не хва­ти­ло бы на ты­ся­че­ле­тие. Вот за­уряд­ная це­поч­ка со­бы­тий, со­ста­вив­ших сча­ст­ли­вую, то есть не окон­чив­шу­ю­ся без­вре­мен­ной смер­тью судь­бу од­ной из до­че­рей это­го ве­ка, мо­ей род­ст­вен­ни­цы, став­шей од­ной из ге­ро­инь «По­бе­ди­те­ля»: ше­с­ти­лет­ней де­воч­кой пе­ре­жи­ла рас­ку­ла­чи­ва­ние се­мьи и вы­сыл­ку в Си­бирь – бег­ст­во вдво­ём с се­с­т­рой в Рос­сию под стра­хом го­лод­ной смер­ти (боль­шая часть се­мьи не смог­ла это­го сде­лать и по­гиб­ла) – ме­ди­цин­ское учи­ли­ще – мо­би­ли­за­ция, фронт, ужа­сы бой­ни под Вязь­мой – че­ты­ре го­да в не­мец­ком ла­ге­ре для во­ен­но­плен­ных – ос­во­бож­де­ние – пе­ре­езд пря­мой до­ро­гой в Но­рильск – шесть лет в со­вет­ском ла­ге­ре для ос­во­бож­дён­ных во­ен­но­плен­ных (два го­да за­клю­чён­ной, ос­таль­ное вре­мя на по­се­ле­нии) – мир­ная жизнь – ста­рость, бо­лез­ни, ни­щен­ская пен­сия.

Ес­ли сле­до­вать ло­ги­ке Го­го­ля, Рос­сия упор­но сле­ду­ет на­зна­чен­но­му ей пу­ти – по­ка­зы­ва­ет дру­гим, как жить не на­до. Это за­кол­до­ван­ная стра­на, в ко­то­рой всё, что ни де­ла­ет­ся, все­гда идёт во вред на­ро­ду. «Рус­ский ха­рак­тер», от­ла­ки­ро­ван­ный под «со­вет­ский», – это вы­нуж­ден­ные про­яв­ле­ния не­о­бык­но­вен­ной из­во­рот­ли­во­с­ти, ту­по­го упор­ст­ва и рав­но­ду­шия к соб­ст­вен­ной судь­бе, ко­то­рые на про­тя­же­нии мно­гих лет од­ни толь­ко и мог­ли по­мочь не толь­ко вы­жить, но и кое-как све­с­ти кон­цы с кон­ца­ми. …Жал­ко, что в пред­ло­жен­ном пе­реч­не имён не бы­ло Лев­ши. А так­же Хол­сто­ме­ра.

– Сво­бод­ны ли вы, де­мо­крат по убеж­де­ни­ям, в на­шем де­мо­кра­ти­че­с­ком об­ще­ст­ве? Все­гда ли власть, на­чи­ная, как пра­ви­ло, с до­б­рых на­ме­ре­ний, ста­но­вит­ся злом?

– Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во Рос­сии до­воль­ст­ву­ет­ся сво­бо­дой быть не­кри­тич­ным, до­вер­чи­вым, ле­ни­вым. Хо­ро­шая кор­мёж­ка, све­жая под­стил­ка… Лич­но мне ни­что не ме­ша­ет при­дер­жи­вать­ся лю­бых взгля­дов – как бы кри­ти­чен не был я в сво­их кни­гах, они ма­ло что зна­чат в си­лу ми­зер­но­с­ти чи­та­тель­ской ау­ди­то­рии... Что ка­са­ет­ся вла­с­ти, то по­нят­но, что од­на из воз­мож­ных це­лей вла­с­ти – это ос­тать­ся у вла­с­ти. Но вряд ли это са­мая воз­вы­шен­ная (да и са­мая ра­зум­ная) цель. Ду­маю, всё-та­ки хо­ро­шо бы­ло бы уви­деть во вла­с­ти лю­дей, ис­крен­не за­ин­те­ре­со­ван­ных в судь­бе Рос­сии и её на­ро­до­на­се­ле­ния.  


Фо­то ав­то­ра



Беседу вёл Александр ИВАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования