Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Искал ли Штейниц шамбалу?

РЕ­ЗО­НАНС

 

Алек­сандр Пе­т­ру­шин в ста­тье «Югор­ская Шам­ба­ла» («ЛР», 2009, № 16) пи­шет: «По­след­ней по­пыт­кой про­ник­нуть в Югор­скую Шам­ба­лу мож­но счи­тать пу­те­ше­ст­вие эт­но­гра­фа Вольф­ган­га Штей­ни­ца в 1935 го­ду по Оби и её при­то­кам». Не­труд­но про­ве­рить, есть ли ос­но­ва­ния для та­кой ори­ги­наль­ной идеи.

Тру­ды В.Штей­ни­ца, по­свя­щён­ные од­но­му из югор­ских на­ро­дов – хан­там (ос­тя­кам), из­да­ны его уче­ни­ка­ми в че­ты­рёх то­мах1. О са­мом ис­сле­до­ва­те­ле на­пи­са­ны де­сят­ки ста­тей, в Бер­лин-Бран­ден­бург­ской ака­де­мии на­ук хра­нит­ся его ар­хив. Ни­где нет упо­ми­на­ний об ин­те­ре­се В.Штей­ни­ца к та­ко­му яв­ле­нию, как Шам­ба­ла. По­след­ние два го­да я ра­бо­таю по гран­ту над про­ек­том, по­свя­щён­ным В.Штей­ни­цу. В рам­ках это­го про­ек­та я пе­ре­ве­ла с не­мец­ко­го язы­ка днев­ник его по­езд­ки по Оби в 1935 го­ду (пе­ре­вод на­хо­дит­ся в из­да­тель­ст­ве).

Имен­но на этот днев­ник ссы­ла­ет­ся А.Пе­т­ру­шин, со­об­щая, что в нём упо­мя­ну­ты «кон­так­ты Штей­ни­ца с на­чаль­ни­ка­ми ме­ст­ных ор­га­нов НКВД, од­на­ко их ха­рак­тер и со­дер­жа­ние ос­та­ют­ся не­яс­ны­ми». Яс­ность в этот во­прос мо­жет вне­сти уже тот факт, что Штей­ниц как ино­ст­ра­нец вы­зы­вал к се­бе по­вы­шен­ное вни­ма­ние и по­до­зре­ние вла­с­тей (Си­бирь в эти го­ды бы­ла за­кры­та для ино­ст­ран­ных учё­ных). Так, 20 ав­гу­с­та он за­пи­сы­ва­ет в днев­ни­ке, что пред­се­да­тель рай­и­с­пол­ко­ма, ко­то­ро­му ко­ман­ди­ров­ка Штей­ни­ца ка­за­лась стран­ной, ус­т­ро­ил ему дол­гий «до­прос». За­пись 21 ав­гу­с­та в Бе­рё­зо­ве: «Ра­но к на­чаль­ни­ку НКВД, опи­сы­ваю ему своё по­ло­же­ние. Он: «Ра­бо­тай­те спо­кой­но здесь». За­пи­си от 7–10 ок­тя­б­ря. Ру­ко­во­ди­тель ту­зем­ных кур­сов Рай­шев за­пре­тил Штей­ни­цу со­би­рать све­де­ния по хан­тый­ско­му язы­ку сре­ди слу­ша­те­лей кур­сов, и он об­ра­тил­ся за по­мо­щью к ру­ко­во­ди­те­лю НКВД Чут­ки­ну. Тот по­го­во­рил с Рай­ше­вым, но не смог его убе­дить. Эти за­пи­си сде­ла­ны в Бе­рё­зо­ве, и, ве­ро­ят­но, в ар­хи­вах мож­но най­ти ма­те­ри­а­лы о со­дер­жа­нии бе­сед Штей­ни­ца с на­чаль­ни­ка­ми ор­га­нов НКВД. Упо­ми­на­ний о дру­гих встре­чах с со­труд­ни­ка­ми НКВД в днев­ни­ке Штей­ни­ца нет.

Факт ос­та­ёт­ся фак­том: ни в днев­ни­ке, ни в на­уч­ных тру­дах Штей­ни­ца нет и на­мё­ка на то, что он ис­кал Югор­скую Шам­ба­лу. Да и бы­ло ли что ис­кать?

ШАМ­БА­ЛА – ме­та­фи­зи­че­с­кой центр ми­ра и ме­с­то оби­та­ния ца­ря ми­ра; это та­ин­ст­вен­ная стра­на, жи­те­ли ко­то­рой зна­ют за­ко­ны уп­рав­ле­ния при­ро­дой и че­ло­ве­че­ст­вом (http://slovari.yandex.ru/). В ог­ром­ном спи­с­ке на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры, по­свя­щён­ной ми­ро­воз­зре­нию югор­ских на­ро­дов, не най­дёт­ся ра­бо­ты, где бы го­во­ри­лось о по­доб­ных пред­став­ле­ни­ях. Лич­но я про­ве­ла двад­цать эт­но­гра­фи­че­с­ких экс­пе­ди­ций к хан­там и ни ра­зу не слы­ша­ла от них о Шам­ба­ле или её по­до­бии.

В ста­тье А.Пе­т­ру­ши­на при­во­дят­ся све­де­ния о ме­ря­че­нии, о Зо­ло­той Ба­бе, об ос­тяц­ких ша­ма­нах, ко­то­рых при­во­зи­ли в Моск­ву для ук­реп­ле­ния гас­ну­щей муж­ской си­лы че­ки­с­тов, но вся эта эк­лек­ти­ка из дру­гих сфер. Са­мый «се­рь­ёз­ный» ар­гу­мент ав­то­ра – рас­сказ о по­эме М.Плот­ни­ко­ва «Ян­гал-Маа», со­чи­нён­ной на ос­но­ве во­гуль­ских эпи­че­с­ких ска­за­ний. Нуж­но от­ме­тить, что во­гуль­ский (ман­сий­ский) фоль­к­лор, в том чис­ле эпос, на­ча­ли за­пи­сы­вать с се­ре­ди­ны XIX ве­ка. Опуб­ли­ко­ва­ны за­пи­си вен­г­ров Ре­гу­ли и Мун­ка­чи, фин­нов Алк­ви­с­та и Кан­ни­с­то, в Рос­сии – за­пи­си Ба­лан­ди­на, Чер­не­цо­ва, Ром­бан­де­е­вой и др. Толь­ко эти ау­тен­тич­ные тек­с­ты мо­гут слу­жить ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции о ми­фо­ло­ги­че­с­ких пред­став­ле­ни­ях ман­си.

А.Пе­т­ру­шин же чер­па­ет ин­фор­ма­цию из по­эмы «Ян­гал-Маа», где об­ра­зы и сю­же­ты мо­гут быть со­зда­ны во­об­ра­же­ни­ем по­эта. (Кста­ти, са­ми эпи­че­с­кие про­из­ве­де­ния, на ос­но­ве ко­то­рых со­зда­на эта по­эма, не из­ве­ст­ны ис­сле­до­ва­те­лям, т.к. не опуб­ли­ко­ва­ны.) По его сло­вам, в по­эме при­сут­ст­ву­ют лю­ди-бо­ги, ти­та­ны и ча­ро­деи, «со­здав­шие та­ин­ст­вен­ную ци­ви­ли­за­цию, чем-то сма­хи­ва­ю­щую на ис­чез­нув­шую Ат­лан­ти­ду или не­до­ся­га­е­мую Шам­ба­лу». Вот этим – «сма­хи­ва­ю­щую» – сам А.Па­т­ру­шин и вы­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко се­рь­ёз­ны ос­но­ва­ния для по­ня­тия, вы­не­сен­но­го в на­зва­ние ста­тьи, – «Югор­ская Шам­ба­ла».


1 Steinitz W. Ostjakologische Erbeiten. 1975–1980. Bd. I–IV.



Надежда ЛУКИНА,
доктор исторических наук, этнограф,
ТОМСК – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования