Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 03.07.2009

Меня интересуют три темы – время, смерть, Бог

У НАС БЫ­ЛА ВЕ­ЛИ­КАЯ ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА

 

 

Александр ВВЕДЕНСКИЙ
Александр ВВЕДЕНСКИЙ

Ещё в 1920-е го­ды Алек­сандр Вве­ден­ский при­знал­ся сво­е­му дру­гу Яко­ву Дру­с­ки­ну: «Ме­ня ин­те­ре­су­ют три те­мы – вре­мя, смерть, Бог. От­но­си­тель­но вре­ме­ни до сих пор ни фи­ло­со­фы, ни фи­зи­ки не мог­ли дать удов­ле­тво­ри­тель­ной те­о­рии. В те­о­рии от­но­си­тель­но­с­ти и в ми­к­ро­фи­зи­ке воз­ни­ка­ют не­раз­ре­ши­мые па­ра­док­сы, то есть бес­смыс­ли­цы. Би­о­ло­ги­че­с­ки смерть по­нят­на, но смерть ра­зум­но­го су­ще­ст­ва не­по­нят­на и бес­смыс­лен­на. <…> Что ка­са­ет­ся до тре­ть­ей те­мы – Бог, то не­по­нят­ность её для че­ло­ве­че­с­ко­го ра­зу­ма яс­на. Всё это сверх­ра­зум­ные бес­смыс­ли­цы».

Алек­сандр Ива­но­вич Вве­ден­ский ро­дил­ся 23 но­я­б­ря (по но­во­му сти­лю 6 де­ка­б­ря) 1904 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Его отец мно­го лет про­слу­жил эко­но­ми­с­том в По­зе­мель­ном бан­ке. Мать (в де­ви­че­ст­ве но­сив­шая фа­ми­лию По­лоц­кая) бы­ла ус­пеш­ным вра­чом-ги­не­ко­ло­гом.

В своё вре­мя ро­ди­те­ли Вве­ден­ско­го оп­ре­де­ли­ли сво­е­го сы­на в ча­ст­ную гим­на­зию Л.Д. Лен­тов­ской, ко­то­рую по­том пре­об­ра­зо­ва­ли в де­ся­тую тру­до­вую шко­лу.

Своё пер­вое сти­хо­тво­ре­ние Вве­ден­ский со­чи­нил в 1913 го­ду. Это был «От­вет де­вы». Де­вя­ти­лет­ний гим­на­зист пи­сал:

За­чем же па­ко­с­тишь ты де­ва

Не­мые эти ру­чей­ки,

Одут­ло­ва­тый хво­с­тик дре­ва,

вид па­мят­ни­ка, речь оки?

И да­лее шёл от­вет де­вы:

А по­то­му, что чел­но­ки.

По­том, уже пе­ред окон­ча­ни­ем шко­лы, в ян­ва­ре 1921 го­да Вве­ден­ский и два его при­яте­ля – В.Алек­се­ев и Ле­о­нид Ли­пав­ский от­пра­ви­ли свои пер­вые по­эти­че­с­кие опы­ты Бло­ку. Но клас­сик от­ме­тил лишь Алек­се­е­ва.

По­сле шко­лы Вве­ден­ский ус­т­ро­ил­ся кон­тор­щи­ком на эле­к­т­ро­стан­цию «Ут­ки­на За­водь». Поз­же он по­дал до­ку­мен­ты на юри­ди­че­с­кий фа­куль­тет Пе­т­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Од­на­ко очень ско­ро ему ста­ло яс­но, что юри­с­пру­ден­ция – это не его де­ло, и Вве­ден­ский пе­ре­шёл на ки­тай­ское от­де­ле­ние Вос­точ­но­го фа­куль­те­та. Впро­чем, он и там на­дол­го не за­дер­жал­ся.

Пер­вое при­зна­ние к Вве­ден­ско­му при­шло в 1923 го­ду: его в од­ной из сво­их ста­тей от­ме­тил Г.Кры­жиц­кий, ус­мо­т­рев в ало­гич­ных из­ре­че­ни­ях не­со­сто­яв­ше­го­ся юри­с­та при­мер но­во­го эта­па фу­ту­риз­ма. В ту по­ру мо­ло­дой по­эт на­хо­дил­ся под силь­ным вли­я­ни­ем ре­жис­сё­ра Иго­ря Те­рен­ть­е­ва. Они вме­с­те ра­бо­та­ли в ГИН­ХУ­Ке (Ин­сти­тут ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры), во гла­ве ко­то­ро­го сто­ял Ка­зи­мир Ма­ле­вич, и со­об­ща в от­де­ле фо­но­ло­гии раз­ра­ба­ты­ва­ли за­ум­ные «ря­ды слов», по­став­ляя их в со­от­вет­ст­вие с той или иной жи­во­пис­ной ве­щью. Имен­но Те­рен­ть­ев вы­вел Вве­ден­ско­го на клас­си­ка фу­ту­риз­ма Алек­сея Кру­чё­ных. Кро­ме ГИН­ХУ­Ка вы­ст­ра­и­ва­ни­ем «за­ум­ных ря­дов» за­ни­мал­ся так­же Алек­сандр Ту­фа­нов, со­здав­ший в мар­те 1925 го­да «Ор­ден За­ум­ни­ков DSO» и с ко­то­рым тес­но со­труд­ни­чал Да­ни­ил Хармс. По­это­му, ес­те­ст­вен­но, их пу­ти ра­но или по­зд­но долж­ны бы­ли пе­ре­сечь­ся.

Зна­ком­ст­во, про­ис­шед­шее ле­том 1925 го­да на по­эти­че­с­ком ве­че­ре «за­ум­ни­ков», вско­ре пе­ре­рос­ло в друж­бу. Вве­ден­ский, вспом­нив со­здан­ный им в 1922 го­ду не­о­ло­гизм «чи­нарь» (от сло­ва «чин» в смыс­ле «ду­хов­но­го ран­га»), пред­ло­жил Харм­су про­воз­гла­сить осо­бую шко­лу чи­на­рей. Так Вве­ден­ский в 1926 го­ду стал «чи­на­рём ав­то­ри­те­том бес­смыс­ли­цы», а Хармс – «чи­на­рём взи­раль­ни­ком». Впос­лед­ст­вии фи­ло­соф Яков Дру­с­кин, учив­ший­ся вме­с­те с Вве­ден­ским в од­ной гим­на­зии, под­черк­нул, что об­ще­ст­во чи­на­рей бы­ло эзо­те­ри­че­с­кой ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая та­и­ла в се­бе, сво­их тек­с­тах и раз­го­во­рах со­кро­вен­ное яд­ро убеж­де­ний и твор­че­с­кой прак­ти­ки его чле­нов.

Александр ВВЕДЕНСКИЙ
Александр ВВЕДЕНСКИЙ

Поз­же дру­зья пы­та­лись со­здать груп­пу «Ле­вый Фланг», «Ака­де­мию ле­вых клас­си­ков» и да­же свой те­атр «Ра­дикс». Они на­де­я­лись, что те­атр по­мо­жет им со­еди­нить дра­ма­ти­че­с­кий текст, жи­во­пись, цирк и та­нец. Уже осе­нью 1926 го­да «Ра­дикс» при­сту­пил к ре­пе­ти­ци­ям пье­сы «Моя ма­ма вся в ча­сах», смон­та­жи­ро­ван­ной из про­из­ве­де­ний Харм­са и Вве­ден­ско­го. Од­на­ко вско­ре над ГИН­ХУ­Ком, где про­хо­ди­ли ре­пе­ти­ции, на­вис­ла уг­ро­за за­кры­тия, по­это­му ра­бо­ту над спек­так­лем при­шлось при­ос­та­но­вить.

Тог­да же в уз­ком кру­гу чи­на­рей вы­яви­лись и пер­вые про­ти­во­ре­чия. Суть раз­но­гла­сий сфор­му­ли­ро­вал при­мы­кав­ший к при­яте­лям Ни­ко­лай За­бо­лоц­кий. Он бро­сил Вве­ден­ско­му уп­рёк, что тот не уме­ет пре­вра­щать сти­хи в му­зы­ку. «На ва­шем стран­ном ин­ст­ру­мен­те, – пи­сал За­бо­лоц­кий, – Вы из­да­ё­те один вслед за дру­гим уди­ви­тель­ные зву­ки, но это не есть му­зы­ка».

Тем не ме­нее чи­на­ри и близ­кие им по ду­ху по­эты тог­да ещё ста­ра­лись дер­жать­ся вме­с­те. Они да­же в кон­це 1927 го­да со­зда­ли в Ле­нин­гра­де но­вое Объ­е­ди­не­ние Ре­аль­но­го Ис­кус­ст­ва, ко­то­рое во­шло в ис­то­рию как ли­те­ра­тур­ная груп­па «ОБЭ­РИУ». Ав­то­ром ли­те­ра­тур­ной ча­с­ти ма­ни­фе­с­та это­го дви­же­ния стал За­бо­лоц­кий. В про­грамм­ном до­ку­мен­те но­вой груп­пы он дал крат­кую ха­рак­те­ри­с­ти­ку всем ше­с­ти за­чин­щи­кам. Са­мый рез­кий от­зыв ка­сал­ся Вве­ден­ско­го. «А.Вве­ден­ский (край­няя ле­вая на­ше­го объ­е­ди­не­ния), – пи­сал За­бо­лоц­кий, – раз­бра­сы­ва­ет пред­мет на ча­с­ти, но от это­го пред­мет не те­ря­ет сво­ей кон­крет­но­с­ти. Вве­ден­ский раз­бра­сы­ва­ет дей­ст­вие на ку­с­ки, но дей­ст­вие не те­ря­ет сво­ей твор­че­с­кой за­ко­но­мер­но­с­ти. Ес­ли рас­ши­ф­ро­вать до кон­ца, то по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те ви­ди­мость бес­смыс­ли­цы. По­че­му ви­ди­мость? По­то­му что оче­вид­ной бес­смыс­ли­цей бу­дет за­ум­ное сло­во, а его в твор­че­ст­ве Вве­ден­ско­го нет. Нуж­но быть по­боль­ше лю­бо­пыт­ным и не по­ле­нить­ся рас­смо­т­реть столк­но­ве­ние сло­вес­ных смыс­лов. По­эзия не ман­ная ка­ша, ко­то­рую гло­та­ют не жуя и о ко­то­рой тот­час за­бы­ва­ют» («Афи­ша До­ма пе­ча­ти», Л., 1928, № 2).

Пер­вой гром­кой ак­ци­ей обэ­ри­у­тов стал ве­чер «Три ле­вых ча­са», ус­т­ро­ен­ный 24 ян­ва­ря 1928 го­да в боль­шом за­ле ле­нин­град­ско­го До­ма пе­ча­ти. Ве­чер от­крыл сво­им ма­ни­фе­с­том За­бо­лоц­кий. По­том зри­те­лям по­ка­за­ли по­ста­нов­ку пье­сы Харм­са «Ели­за­ве­та Бам». А за­тем чуть ли не до ут­ра на­род до хри­по­ты спо­рил о том, что же это та­кое – со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во.

Вве­ден­ский на том ве­че­ре про­чи­тал «На­ча­ло по­эмы». Он при­зы­вал:

верь­те верь­те

ва­тош­ной смер­ти

верь­те пап­ским па­ру­сам

дни и но­чи

хо­лод паст­бищ

го­лос ша­шек

пти­чий срам

хо­дит в гос­ти тьма ко­ле­ней

лет­ний штык тя­гу­чий ад

гром гля­ди ка­с­пий­ский па­шет

хо­ры рез­вые

по­сме­шищ

не­бо гроз­ное ки­да­ет

взо­ры пти­чьи на Крон­штадт

Жур­на­ли­с­ты вос­при­ня­ли пер­вый ве­чер обэ­ри­у­тов как скан­дал. Про­изо­ш­ло, ут­верж­да­ла в «Крас­ной га­зе­те» не­кто Л.Лес­ная, «не­что не­пе­чат­ное. На­сколь­ко раз­вяз­ны бы­ли Обе­ри­у­ты <…> на­столь­ко фри­воль­на бы­ла и пуб­ли­ка. Свист, ши­пе­нье, вы­кри­ки, воль­ные об­ме­ны мне­ний с вы­сту­па­ю­щи­ми» («Крас­ная га­зе­та», 1928, № 24).

Од­на­ко обэ­ри­у­ты ни с ка­кой кри­ти­кой счи­тать­ся не ста­ли. Вве­ден­ский в это вре­мя об­ра­тил­ся к но­вым те­мам. В его сти­хах вдруг с но­вой си­лой за­зву­ча­ли мо­ти­вы уми­ра­ния. Он пи­сал:

я вы­хо­жу из ка­ба­ка

там мёрт­вый труп ве­зут по­ка

то труп же­ны мо­ей род­ной

вон там за гро­бо­вой сте­ной

я горь­ко пла­чу страш­но злюсь

о гроб гла­вою ко­ло­чусь

и вы­ни­маю по­тро­ха

чтоб по­ка­зать что в них уха.

Пар­тий­ные кри­ти­ки, ес­те­ст­вен­но, та­кую по­эзию не по­ни­ма­ли. Со­от­вет­ст­вен­но на обэ­ри­у­тов уча­с­ти­лись пе­чат­ные на­пад­ки. Осо­бен­но им до­ста­лось за вы­ступ­ле­ние вес­ной 1930 го­да в об­ще­жи­тии Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Уже на сле­ду­ю­щий день по­сле про­ве­дён­ной обэ­ри­у­та­ми встре­чи со сту­ден­та­ми не­кто Л.Ниль­вич за­явил в га­зе­те «Сме­на», что мо­ло­дые по­эты да­ле­ки от стро­и­тель­ст­ва. «Они не­на­ви­дят борь­бу, ко­то­рую ве­дёт про­ле­та­ри­ат. Их уход от жиз­ни, их бес­смыс­лен­ная по­эзия, их за­ум­ное жон­г­лёр­ст­во – это про­тест про­тив дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та. По­эзия их по­это­му контр­ре­во­лю­ци­он­на. Это по­эзия чуж­дых нам лю­дей, по­эзия клас­со­во­го вра­га» («Сме­на», 1930, 9 ап­ре­ля).

Но Вве­ден­ский не внял и это­му гроз­но­му ок­ри­ку. Слов­но в от­вет ком­со­моль­ским ко­мис­са­рам он на­пи­сал вы­зы­ва­ю­щую по­эму «Кру­гом воз­мож­но Бог», ко­то­рую Дру­с­кин на­звал «эс­ха­то­ло­ги­че­с­кой ми­с­те­ри­ей». Дру­с­кин по­том под­чёр­ки­вал: «По­эти­ка боль­ших ве­щей Вве­ден­ско­го – эс­ха­то­ло­гич­на, и поч­ти в каж­дой – Бог. Это свя­за­но с ощу­ще­ни­ем не­проч­но­с­ти сво­е­го по­ло­же­ния и ме­с­та в ми­ре при­ро­ды. Эта не­проч­ность не по­ли­ти­че­с­кая или со­ци­аль­ная, а он­то­ло­ги­че­с­кая: на все­об­щих раз­ва­ли­нах и об­лом­ках. Но мы не де­ла­ли по­верх­но­ст­ных ни­ги­ли­с­ти­че­с­ких вы­во­дов. Каж­дый из нас по-сво­е­му ис­кал и знал, что есть транс­цен­дент­ное – Бог».

Аре­с­то­ва­ли Вве­ден­ско­го 10 де­ка­б­ря 1931 го­да пря­мо в по­ез­де Ле­нин­град – Моск­ва. Его вме­с­те с Харм­сом, Иго­рем Бах­те­ре­вым и Ту­фа­но­вым об­ви­ни­ли в ор­га­ни­за­ции ан­ти­со­вет­ской не­ле­галь­ной груп­пи­ров­ки ли­те­ра­то­ров. Сре­ди тех, кто дал про­тив обэ­ри­у­тов по­ка­за­ния, был Ирак­лий Ан­д­ро­ни­ков. На од­ном из до­про­сов Ан­д­ро­ни­ков пря­мо за­явил что «за­умь» Вве­ден­ско­го и Харм­са – это «спо­соб за­ши­ф­ров­ки ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции».

След­ст­вие про­дол­жа­лось поч­ти че­ты­ре ме­ся­ца. За это вре­мя у по­эта на­ча­лись слу­хо­вые гал­лю­ци­на­ции. Лишь 21 мар­та 1932 го­да кол­ле­гия ОГ­ПУ да­ла ко­ман­ду вы­пу­с­тить его из-под стра­жи. Ему за­пре­ти­ли в те­че­ние трёх лет да­же по­яв­лять­ся в ше­ст­над­ца­ти круп­ных го­ро­дах. Так он по­пал в ссыл­ку: сна­ча­ла в Курск, по­том в Бо­ри­сог­лебск. В Ле­нин­град по­эт смог вер­нуть­ся толь­ко в ян­ва­ре 1933 го­да.

Ле­том 1936 го­да судь­ба за­бро­си­ла Вве­ден­ско­го на не­сколь­ко дней в Харь­ков. Там в ме­ст­ном от­де­ле­нии со­ю­за пи­са­те­лей его оча­ро­ва­ла 23-лет­няя се­к­ре­тар­ша Га­ли­на Вик­то­ро­ва, у ко­то­рой на ру­ках был по­лу­то­ра­го­до­ва­лый сын Бо­ря. Меж­ду ни­ми вспых­нул ро­ман. Вско­ре по­эт окон­ча­тель­но из Ле­нин­гра­да пе­ре­брал­ся в Харь­ков. И уже осе­нью 1937 го­да Вик­то­ро­ва ро­ди­ла ему сы­на Пе­т­ра.

Ли­те­ра­тур­ные де­ла Вве­ден­ско­го в это вре­мя об­сто­я­ли не луч­шим об­ра­зом. Да, в 1937 го­ду у не­го вы­шла кни­га про­зы «О де­воч­ке Ма­ше, о со­ба­ке Пе­туш­ке и о кош­ке Ни­точ­ке». Но её тут же дваж­ды об­ру­гал жур­нал «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра». Кри­ти­ки за­яви­ли, буд­то пи­са­тель, «же­лая по­сме­шить де­тей», «ис­ка­жа­ет жизнь».

Вве­ден­ско­го пе­ре­ста­ли из­да­вать, и он ока­зал­ся на гра­ни го­ло­да. Вся на­деж­да у не­го ос­та­ва­лась на бла­го­ра­зу­мие ди­рек­то­ра Де­тиз­да­та Сер­гея Ан­д­ре­е­ва. «Я имею се­мью (же­ну и двух де­тей), – пи­сал он Ан­д­ре­е­ву 18 сен­тя­б­ря 1938 го­да, – и так как мо­им един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком за­ра­бот­ка яв­ля­ет­ся за­ра­бо­ток ли­те­ра­тур­ный, а его в 38 г. поч­ти не бы­ло (в пла­не не сто­я­ло ни од­ной мо­ей книж­ки), то я вы­нуж­ден был всё про­дать с се­бя, и сей­час мне не в чем вый­ти на ули­цу, и се­мья моя и я го­ло­да­ем. Мне очень труд­но и не­при­ят­но пи­сать об этом. Я с 1927 г. ра­бо­таю в дет­ской ли­те­ра­ту­ре, я на­пи­сал око­ло 30 книг, и не все же они бы­ли пло­хие. Но по­че­му-то по­лу­ча­ет­ся так, что ес­ли ме­ня ру­га­ют, то ме­ня не пе­ча­та­ют, и ес­ли ме­ня хва­лят, то ме­ня то­же не пе­ча­та­ют. Я не хо­чу, сей­час, всту­пать в спо­ры о том, так ли уж пло­ха моя кни­га «По­весть о Де­воч­ке Ма­ше», о ко­то­рой бы­ла та­кая рез­кая ста­тья в ж<ур­на­ле> «Дет­ская Ли­те­ра­ту­ра» (соб­ст­вен­но с этой ста­тьи и на­ча­лись все мои не­сча­с­тья) – м<ожет> б<ыть> это и так, м<ожет>, б<ыть> дей­ст­ви­тель­но эта книж­ка и пло­ха, хо­тя я имею ряд со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных от­зы­вов, от ря­да пи­са­те­лей, и чи­та­те­лей, зна­ю­щих эту книж­ку на­и­зусть. Но не­уже­ли из-за од­ной этой кни­ги на­до за­чёр­ки­вать и ме­ня, как пи­са­те­ля, и все мои кни­ги».

В этот раз Вве­ден­ско­го вы­ру­чи­ла дочь вид­но­го ре­во­лю­ци­о­не­ра – Ли­дия Кон. Она всё сде­ла­ла, что­бы в 1940 го­ду Де­тиз­дат вы­пу­с­тил то­мик по­эта со стан­дарт­ным на­зва­ни­ем «Сти­хи», вклю­чив в не­го луч­шие по­эмы обэ­ри­у­та – «Кто?» и «Ще­нок и ко­тё­нок».

Од­но­вре­мен­но с под­го­тов­кой из­бран­но­го для Де­тиз­да­та Вве­ден­ский со­чи­нил для ку­коль­но­го те­а­т­ра Сер­гея Об­раз­цо­ва пье­су «Кон­церт-ва­рь­е­те», сде­лав два ва­ри­ан­та – взрос­лый и дет­ский. Но Об­раз­цов текст по­эта от­кло­нил. Лишь че­рез мно­го де­ся­ти­ле­тий ста­ло из­ве­ст­но, что свой са­мый зна­ме­ни­тый  спек­такль «Не­о­бык­но­вен­ный кон­церт» Об­раз­цов по­ста­вил, от­толк­нув­шись от пье­сы имен­но Вве­ден­ско­го.

Жут­кая ни­ще­та, про­бле­мы с из­да­тель­ст­ва­ми, пред­чув­ст­вие но­вой страш­ной гро­зы – всё это дей­ст­во­ва­ло на Вве­ден­ско­го весь­ма гне­ту­ще. Не слу­чай­но в его пред­во­ен­ном твор­че­ст­ве рез­ко уси­ли­лись эс­ха­то­ло­ги­че­с­кие мо­ти­вы. Дру­гое де­ло, что по­эт все­гда к смер­ти от­но­сил­ся очень да­же спо­кой­но. Пе­ре­чи­тай­те на­пи­сан­ную им бук­валь­но за год до вой­ны «Эле­гию». Как он ве­ли­че­ст­вен­но про­воз­гла­шал: «На смерть, на смерть дер­жи рав­не­нье, / пе­вец и всад­ник бед­ный». Эта «Эле­гия» в своё вре­мя по­тряс­ла да­же тех ли­те­ра­то­ров, ко­то­рые под­чёрк­ну­то пре­не­бре­га­ли ле­вым ис­кус­ст­вом. Я имею в ви­ду преж­де все­го Ан­ну Ах­ма­то­ву и Эм­му Гер­ш­тейн. Гер­ш­тейн при­зна­лась впос­лед­ст­вии в сво­их ме­му­а­рах, что ког­да она впер­вые в 1940 го­ду ус­лы­ша­ла эти сти­хи из уст сво­е­го ста­ро­го дру­га Ни­ко­лая Хар­д­жи­е­ва, то «бы­ла со­вер­шен­но по­тря­се­на бес­по­щад­ным и прон­зи­тель­ным во­пло­ще­ни­ем в сло­ве на­ше­го тра­ги­че­с­ко­го вре­ме­ни».

Вве­ден­ский по­ни­мал, что дни его со­чте­ны. В мае–ию­не 1941 го­да он, по сви­де­тель­ст­ву сво­е­го дру­га ещё с гим­на­зи­че­с­кой по­ры Яко­ва Дру­с­ки­на, на­пи­сал тра­ги­че­с­кое сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое по су­ти ста­ло рек­ви­е­мом. Дру­с­кин дал это­му сти­хо­тво­ре­нию на­зва­ние «Где. Ког­да». В пер­вой ча­с­ти – «Где» по­эт спе­шил со все­ми по­про­щать­ся. Он пи­сал:

Про­щай­те ска­лы по­ле­вые,

я вас ча­са­ми на­блю­дал.

Про­щай­те ба­боч­ки жи­вые,

я с ва­ми вме­с­те го­ло­дал.

Про­щай­те кам­ни, про­щай­те ту­чи,

я вас лю­бил и я вас му­чил...

Во вто­рой ча­с­ти – «Ког­да» по­эт слов­но под­во­дил ито­ги. У не­го уже не бы­ло ни­ка­ких ил­лю­зий. Он со­зна­вал, что судь­ба его пред­ре­ше­на.

Вве­ден­ско­го за­бра­ли 27 сен­тя­б­ря 1941 го­да. На­ка­ну­не он от­прав­лял в эва­ку­а­цию свою се­мью. Его са­мо­го и ещё не­сколь­ких пи­са­те­лей на­чаль­ст­во за­дер­жа­ло в Харь­ко­ве на два-три дня для до­вер­ше­ния ка­ких-то дел. Ког­да Вве­ден­ский при­шёл на вок­зал и уви­дел пе­ре­пол­нен­ные эше­ло­ны, он не вы­дер­жал и пе­ред са­мым от­хо­дом со­ста­ва вы­та­щил же­ну с де­ть­ми на пер­рон. Это за­ме­тил ко­мен­дант­ский па­т­руль. Во­ен­ные тут же на­ве­ли о по­до­зри­тель­ном про­во­жа­ю­щем не­об­хо­ди­мые справ­ки. Уз­нав, что Вве­ден­ский уже имел од­ну су­ди­мость, они по­ду­ма­ли, что по­эт, под­дав­шись по­ра­жен­че­с­ким на­ст­ро­е­ни­ям, ис­пу­гал­ся и ре­шил дож­дать­ся нем­цев, по­это­му его в пре­вен­тив­ных ме­рах аре­с­то­ва­ли. А по­том по­сле­до­ва­ло при­ну­ди­тель­ное эта­пи­ро­ва­ние в Ка­зань. Од­на­ко в до­ро­ге по­эт за­бо­лел ди­зен­те­ри­ей и очень ос­лаб. Уже под Там­бо­вом, как го­во­ри­ли, кон­вой его при­ст­ре­лил и вы­бро­сил из ва­го­на.

Офи­ци­аль­но в спра­воч­ни­ках да­та ги­бе­ли Вве­ден­ско­го ука­за­на 19 де­ка­б­ря 1941 го­да.

Впос­лед­ст­вии пер­вая же­на по­эта – Та­ма­ра Ли­пав­ская со­ста­ви­ла кар­то­те­ку сло­ва­ря язы­ка Вве­ден­ско­го.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования