Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №36. 11.09.2009

Я к вам пришёл из будущего

 На мою публикацию о поэте Шатрове приходят письма с откликами. Два из них опубликованы в «Литературной России». В критическом отзыве Евг. Артюхова есть некоторые претензии. К сожалению, автор письма не понимает разницу между цитированием стихотворения (процитирована может быть и одна строчка) и публикацией стихотворения. Теперь о могиле поэта, что тоже вызвало кривотолки. Как это не удивительно, но могилы у Николая Шатрова на самом деле нет. Он похоронен на Новодевичьем кладбище незаконно. Могила не зарегистрирована. И думаю, что не напрасно поднялась эта тема. Любой человек имеет право на могилку. И это дело ныне живущих, близких по духу людей, чтобы всё-таки могила у поэта была.

Открою некоторый секрет. Опубликованная статья представляет из себя главки из моей неизданной книги о Шатрове. Думаю, что отзывы на публикацию – это повод продолжить разговор о замечательном поэте.

 

Снеж­ная ко­ро­ле­ва

 

Ис­то­рия за­хо­ро­не­ния на­столь­ко дра­ма­ти­че­с­кая, что сто­ит о ней рас­ска­зать по­дроб­нее. Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич с же­ной сво­ей Мар­га­ри­той Ро­ен­голь­дов­ной Ша­т­ро­вой-Дим­зе, бы­ли при­хо­жа­на­ми хра­ма в Но­вой Де­рев­не не­да­ле­ко от под­мо­с­ков­но­го г. Пуш­ки­но, где слу­жил отец Алек­сандр Мень. «Пуш­ки­но, это мой го­род», – го­во­рил Ни­ко­лай Ша­т­ров. Там у них бы­ла да­ча (на ле­вой сто­ро­не от плат­фор­мы, на про­ти­во­по­лож­ной от Пуш­ки­но), и хо­дить в этот при­ход бы­ло удоб­но. Ди­ву да­ёшь­ся, сколь­ко по­этов ок­ру­жа­ло от­ца Алек­сан­д­ра!

(Я не яв­ля­юсь апо­ло­ге­том от­ца Алек­сан­д­ра Ме­ня, ни по­клон­ни­ком его бо­го­слов­ских тру­дов, но как лич­ность, как че­ло­век, он всё же вы­зы­ва­ет у ме­ня не толь­ко сим­па­тию, но пря­мо та­ки вос­хи­ще­ние. Он на­шёл вре­мя, что­бы по­зна­ко­мить­ся и с пло­да­ми мо­е­го по­эти­че­с­ко­го вдох­но­ве­ния. И бла­го­сло­вил на ли­те­ра­тур­ное по­при­ще.)

В этом же хра­ме по­эта и от­пе­ва­ли. 28 мар­та 1976 го­да у не­го слу­чил­ся ин­сульт (сра­зу три ин­суль­та – три оча­га). Два дня он ле­жал в ре­а­ни­ма­ции, на ис­кус­ст­вен­ном ды­ха­нии, и умер, не при­хо­дя в со­зна­ние.

Над гро­бом пла­ка­ло мно­же­ст­во де­ву­шек. Отец Алек­сандр уди­вил­ся, уми­лил­ся, ви­дя та­кую лю­бовь, и ска­зал про­чув­ст­во­ван­ную про­по­ведь. По­сле от­пе­ва­ния отец Алек­сандр раз­ре­шил по­хо­ро­нить Ни­ко­лая Вла­ди­ми­ро­ви­ча в ог­ра­де хра­ма, сле­ва от ал­та­ря… Ста­ли ко­пать мо­ги­лу. Ни­ко­лай го­во­рил о сво­ей смер­ти, пред­ре­кая и шут­ли­во, и се­рь­ёз­но: «Ког­да я ум­ру, уви­дишь что бу­дет. Я по­свя­щён Снеж­ной Ко­ро­ле­ве». Имел­ся в ви­ду сне­го­пад. Ша­т­ро­ву уда­ва­лось пе­ре­да­вать в сти­хах снеж­ную сти­хию. Сти­хи о сне­ге у не­го са­мые луч­шие. Это все при­зна­ва­ли. И сей­час, ког­да вспо­ми­на­ешь о Ша­т­ро­ве, ча­с­то на­чи­на­ет­ся сне­го­пад.

И дей­ст­ви­тель­но, на­ка­ну­не бы­ла от­те­пель, а ког­да хо­ро­ни­ли (2 ап­ре­ля), не­о­жи­дан­но уда­рил та­кой силь­ный мо­роз, что вы­ко­пать мо­ги­лу ста­ло не­воз­мож­но. Про­пи­тан­ная во­дой зем­ля пре­вра­ти­лась в лёд. По­том по­ва­лил снег, под­ня­лась ме­тель. Про­во­зи­лись дол­го.

Во вто­рой по­ло­ви­не дня явил­ся ста­ро­ста и хо­ро­нить в ог­ра­де хра­ма за­пре­тил. Мо­ги­ла бы­ла го­то­ва, ос­та­лось толь­ко на­сы­пать хол­мик. Ста­ли про­те­с­то­вать, уве­ще­вать ста­ро­сту. Ска­зал сло­во в за­щи­ту и отец Алек­сандр, но ни­че­го не по­мог­ло. Так и ос­тал­ся Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич без мо­ги­лы. А вы­де­лил ему отец Алек­сандр ме­с­то в том угол­ке, где ле­жит ны­не сам. К ве­че­ру по­го­да опять рез­ко пе­ре­ме­ни­лась, на­сту­пи­ла от­те­пель. Всё по­тек­ло, во­да сто­я­ла по ко­ле­но. Снеж­ная ко­ро­ле­ва от­да­ва­ла сво­е­го по­свя­щён­но­го по­эта, так рас­тол­ко­ва­ла это Мар­га­ри­та.

Дру­зья ра­зо­шлись. Ку­пить мо­ги­лу на дру­гом клад­би­ще не бы­ло де­нег. (Ша­т­ров в по­след­ние го­ды ни­где не ра­бо­тал.) Мар­га­ри­та бы­ла в от­ча­я­нии. Че­рез два дня Ша­т­ров при­снил­ся Ли­ли­а­не (до­че­ри) и ска­зал: «Не мо­же­те ме­ня по­хо­ро­нить, так раз­вей­те по ве­т­ру».

«От­дай ме­ня ве­т­ру, от­дай» – есть у Ша­т­ро­ва та­кие стро­ки. Ре­ши­ли кре­ми­ро­вать. Прах по ве­т­ру не ста­ли раз­ве­и­вать, но и для ур­ны не мог­ли най­ти ме­с­та. Так ока­зал­ся прах по­эта на Но­во­де­ви­чь­ем клад­би­ще без ре­ги­с­т­ра­ции.

Ког­да уй­ду с зем­ли, то вы, дру­зья

жи­вые,

Пи­ши­те на хол­ме, где ко­с­ти я сло­жил:

«Здесь че­ло­век за­рыт, он так лю­бил

Рос­сию,

Как, мо­жет быть, ни­кто на све­те

не лю­бил».

Но... на­пи­сать это не­где, прий­ти не­ку­да.

 

Глу­хо­та

 

По­сле смер­ти по­эта я ра­зо­слал под­бор­ки его сти­хо­тво­ре­ний вме­с­те с ко­ро­тень­ки­ми пре­дис­ло­ви­я­ми во мно­гие из­да­тель­ст­ва и ре­дак­ции тол­стых жур­на­лов. Бы­ли ох­ва­че­ны прак­ти­че­с­ки все су­ще­ст­ву­ю­щие ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы, ос­нов­ные из­да­тель­ст­ва. И по­том ещё дол­го, в те­че­ние не­сколь­ких лет, при­хо­ди­ли от­ве­ты, пе­чаль­ные и од­но­об­раз­ные, как по­хо­рон­ки.

У ме­ня со­хра­ни­лась од­на.

15 ян­ва­ря 1990 г.

№ 91 70-71

Ува­жа­е­мый тов. Л.Н. Ала­бин!

От­ве­ча­ем вам по по­ру­че­нию чле­нов ра­бо­чей ред­кол­ле­гии. К со­жа­ле­нию, вы­нуж­де­ны воз­вра­тить при­слан­ные ва­ми сти­хи Н.Ша­т­ро­ва – для пуб­ли­ка­ции в жур­на­ле ото­брать ни­че­го не уда­лось, ка­ких-ли­бо кон­суль­та­ций и ре­цен­зий мы не да­ём.

Все­го вам до­б­ро­го!

Зав. от­де­лом по­эзии Г. Ка­с­мы­нин

ре­дак­тор А. Во­ло­бу­ев.

 

Не­важ­но, ка­кая это ре­дак­ция. Та­ких пи­сем бы­ло мно­го. Са­мый дру­же­люб­ный от­каз. Ко­ло­рит­ны и фа­ми­лии по­этов-ре­дак­то­ров. Ко­с­ма­тые, буй­ные... Но ког­да я сей­час пе­ре­пе­ча­тал это пись­мо, то за­ме­тил уди­ви­тель­ную вещь. Да­ти­ро­ва­но оно 15 ян­ва­ря. Это чис­ло осо­бое. Это день па­мя­ти св. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Ни­ко­лай ве­рил в Бо­га с дет­ст­ва. Лю­би­мым его свя­тым был преп. Се­ра­фим Са­ров­ский. Ког­да он по­лу­чал па­с­порт, то по­про­сил, умо­лил па­с­пор­ти­ст­ку пе­ре­пра­вить да­ту рож­де­ния на 15 ян­ва­ря (жен­щин по­эт умел уп­ра­ши­вать). И в па­с­пор­те у не­го сто­ит да­та рож­де­ния – 15 ян­ва­ря, а не 17. Это день смер­ти пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, ко­то­рый от­ме­ча­ет­ся цер­ко­вью, как пра­зд­ник. Так Ни­ко­лай свя­зал се­бя в этой жиз­ни с Са­ров­ским-чу­до­твор­цем, бу­дем ве­рить, что и на не­бе они не­да­ле­ко друг от дру­га.

Мар­га­ри­та да­ла мне ог­ром­ную ки­пу ру­ко­пи­сей, я кор­пел над ней не­сколь­ко лет. Все сти­хи име­ли да­ту на­пи­са­ния, и по да­там бы­ло вид­но, что на­при­мер в 1975 го­ду Ша­т­ров пи­сал по 10–15 сти­хо­тво­ре­ний в день. И так из ме­ся­ца в ме­сяц... Ка­за­лось, что в его сти­хах с ко­ло­коль­ным зво­ном, всплы­ва­ет са­ма Русь, как град Ки­теж. Осо­бен­но по­ра­жа­ли да­ты под сти­хо­тво­ре­ни­я­ми. Да­ты, ко­то­рые пе­ре­пу­ты­ва­ли клас­си­че­с­кую ис­то­рию со­вет­ской по­эзии, по­эзии ХХ ве­ка. Сти­хи о люб­ви к ро­ди­не, сти­хи по ду­ху рус­ские, пи­са­лись в 40 – 50-е го­ды, ког­да ка­за­лось, что с Рос­си­ей на­всег­да по­кон­че­но.

На­сту­пи­ла пе­ре­ст­рой­ка. С хо­ду, с ко­лёс шло всё, ра­нее за­пре­щён­ное. Всё... кро­ме Ша­т­ро­ва. Ре­дак­ции про­дол­жа­ли об­на­ру­жи­вать стран­ную глу­хо­ту. «Де­мо­кра­ты», при всей сво­ей рас­кре­по­щён­но­с­ти, не при­ни­ма­ли и на по­нюх его рус­ско­го ду­ха. «Па­т­ри­о­ты» сти­хи воз­вра­ща­ли, под­чёр­ки­вая кра­моль­ные стро­ки ти­па «Судь­ба Рос­сии в ино­род­цах: ев­ре­ях...» Ка­кая глу­хо­та. Ведь даль­ше шло объ­яс­не­ние, даль­ше го­во­ри­лось о ви­зан­тий­ских гла­зах, ко­то­рые смо­т­рят на нас с икон. Ша­т­ров так и ос­тал­ся не­по­ня­тым. И я, на­ко­нец, свык­ся с этим. Ни­че­го не бы­ло из­да­но. Шли го­ды, мне на­до­ело хо­дить по ре­дак­ци­ям. В кон­це кон­цов, кто я та­кой, что­бы ука­зы­вать со­лид­ным лю­дям что та­кое хо­ро­шо, а что та­кое пло­хо.

 

Пер­вые ша­ги

 

Ран­ние сти­хи Ша­т­ро­ва по­ра­жа­ют сво­им со­вер­шен­ст­вом, чи­с­то­той, бе­зы­с­кус­но­с­тью. Вот, на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние, да­ти­ро­ван­ное 29 ию­ня 1942 го­да. По­эту три­над­цать лет.

За­кат

По­ра на по­кой мо­ей сло­ман­ной ли­ре,

В рас­све­те мо­ём и то­мил­ся за­кат,

Я так оди­нок в этом ме­лоч­ном ми­ре

За то, что умом и та­лан­том бо­гат.

Про­сти ме­ня, лес, и ру­чей, и бе­рё­зы,

Я вас лишь лю­бил и лишь вас вос­пе­вал,

Вы мне на­ве­ва­ли чу­дес­ные грё­зы –

Всю жизнь я б за эти ми­ну­ты от­дал!

Не­ве­ро­ят­но, что так ду­ма­ет и чув­ст­ву­ет ре­бё­нок. «В рас­све­те мо­ём и то­мил­ся за­кат»! Толь­ко на­чал по­сти­гать мир, толь­ко от­крыл гла­за, и уже пи­шет, что «ли­ра сло­ма­на» и «по­ра на по­кой». Что он оди­нок не про­сто от ка­кой-то ме­лан­хо­лии, при­чи­на уже вы­яв­ле­на «за то, что умом и та­лан­том бо­гат». И он не стес­ня­ет­ся го­во­рить это о се­бе. И го­во­рит без вся­кой ри­сов­ки, бе­зо вся­ко­го ко­кет­ст­ва. Это по­хо­же на про­щаль­ную, да­же пред­смерт­ную за­пи­с­ку. Но про­ща­ет­ся не с «ме­лоч­ным ми­ром» (ми­ром лю­дей, ко­неч­но) но с ми­ром при­ро­ды. Од­на­ко его вос­хи­ще­ние ока­зы­ва­ет­ся вы­ше то­с­ки и он за ми­ну­ты вдох­но­ве­ния, за «чу­дес­ные грё­зы», так он их име­ну­ет, «от­дал бы всю жизнь». Это не про­ща­ние, это ока­зы­ва­ет­ся, клят­ва на вер­ность му­зе, яв­ляв­шей­ся в ле­су, в вет­вях бе­рё­зы, у ру­чья. Это от­клик на дру­гую клят­ву, зву­чав­шую в осаж­дён­ном Ле­нин­гра­де.

Ин­те­рес­но од­но вос­по­ми­на­ние о дет­ст­ве Ша­т­ро­ва. У не­го был та­кой дет­ский страх, – он бо­ял­ся упасть в не­бо. Смо­т­рел в не­бо, и ему ка­за­лось, что он в не­го па­да­ет.

В сем­над­цать лет он уже пи­шет про­сто клас­си­че­с­кие сти­хи.

Под си­ним сво­дом, над бе­лым сне­гом

Ку­д­ря­ми Бо­га клу­бят­ся ту­чи.

Пре­зрен­ны лю­ди, что сы­ты хле­бом:

Зем­ля пи­та­ет, но не­бо учит.

Это на­пи­са­но в 46-м го­ду, есть и точ­ная да­та – 5 де­ка­б­ря. «Не­бо учит» – но ни­кто дру­гой. Ни пар­тия, ни вождь, ни на­ука, – мысль вы­ра­же­на че­кан­но. Та­ких сти­хов в то вре­мя ни­кто не пи­сал. Это мож­но ска­зать с уве­рен­но­с­тью. Нуж­но ли бы­ло по­эту «от­кры­вать гла­за» на что-то, ес­ли он учил­ся у не­ба? Ни­че­го от не­го не бы­ло скры­то.

За звё­зд­ным све­том не доль­ним

сча­с­ть­ем

То­с­ку­ет серд­це, стре­мит­ся ра­зум,

Но раз­ве мож­но огонь ук­расть им

И ми­ро­зда­нье оки­нуть гла­зом?

Ра­зум бес­си­лен пе­ред ми­ро­зда­нь­ем. И кра­моль­ная мысль о че­ло­ве­че­с­ких воз­мож­но­с­тях:

О, как те жал­ки, что так до­воль­ны

Тру­дом – тво­ре­нь­ем сво­им убо­гим:

Ро­дят­ся в раб­ст­ве, ум­рут не воль­ны, –

Вы­со­кий жре­бий суж­дён не мно­гим.

Кто жи­вёт в раб­ст­ве? На­род-по­бе­ди­тель? Да, на­род ос­тал­ся в раб­ст­ве. Имен­но это го­во­рит Ша­т­ров! Он это от­ку­да-то знал, но лю­ди это по­ня­ли не ско­ро.

Ко­му суж­дён «вы­со­кий жре­бий»? Ока­зы­ва­ет­ся, не ге­ро­ям тру­да. Ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го, или те­перь ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ко­го, а про­ро­кам, сре­ди ко­то­рых и по­эты. По­эт – это про­рок. Но не иде­о­лог, не об­слу­га по­ли­ти­че­с­ко­го кур­са. Даль­ше он и де­ла­ет этот вы­вод:

Все­лен­ной тай­ну про­ник­ли смут­но

Од­ни про­ро­ки, од­ни по­эты.

Но цель без­мер­на, а жизнь ми­нут­на,

На все ль во­про­сы най­дёшь от­ве­ты?

Да­же – про­ро­ки, «ви­дят смут­но», и они не на­хо­дят от­ве­тов на все во­про­сы. По­эт – про­рок. Это не про­сто кон­ста­та­ция вы­чи­тан­но­го (на­при­мер, у то­го же Пуш­ки­на) ли­те­ра­тур­но­го штам­па. В кон­це не ше­с­ти­кры­лый Се­ра­фим от­вер­за­ет по­эту очи, но сам по­эт хо­чет от­крыть гла­за сво­им слу­ша­те­лям.

Чем жить по-вол­чьи, ноч­ным на­бе­гом,

От­вер­зи слух свой смо­т­ри и слу­шай…

Это как бы уже про­дол­же­ние «Про­ро­ка», это са­ма про­по­ведь про­ро­ка лю­дям. Он от­кры­ва­ет иной, ви­ди­мый ему мир и пы­та­ет­ся го­во­рить о нём. Пуш­кин­ский про­рок толь­ко по­лу­ча­ет дар, но ещё не идёт к лю­дям с про­по­ве­дью. Про­рок Ша­т­ро­ва на­чи­на­ет там, где окан­чи­ва­ет пуш­кин­ский.

Его сти­хи про­сты, имен­но этим они об­ман­чи­вы. В от­ли­чие от со­вре­мен­ной по­эзии, стре­мя­щей­ся уди­вить во что бы то ни ста­ло. По­ра­зить чи­та­те­ля, на­ск­возь прон­зить риф­мой, об­ра­зом, Ша­т­ров на­прочь ли­шён вы­чур­но­с­ти. Он сти­ха­ми имен­но ри­су­ет, то вол­шеб­ный дар по­эти­че­с­ко­го сло­ва, жи­во­го по­эти­че­с­ко­го сло­ва – ри­со­вать. Ша­т­ров на­учил клас­си­че­с­кий рус­ский стих го­во­рить обо всём, да­же о том, что рань­ше ему бы­ло не­под­вла­ст­но.

Вид­но, что Ша­т­ров ни­ког­да не учил­ся пи­сать сти­хи, это ему бы­ло да­но, так встре­ча­ет­ся от при­ро­ды по­став­лен­ный го­лос. Он умел от при­ро­ды го­во­рить по­эти­че­с­ким язы­ком сво­бод­но и лег­ко. Это его род­ной язык, он не учил­ся ему, он ни­ког­да не ле­пе­тал на нём. Не мир что-то от­кры­ва­ет по­эту, но по­эт – ми­ру. И толь­ко та­ко­му по­эту, ко­то­рый слу­ша­ет му­зу, а не го­лос ми­ра. Вот для че­го нам нуж­ны по­эты. Без них мы сле­пы.

Ша­т­ров ре­а­лист в по­эзии. Все сти­хо­тво­ре­ния у не­го что-то рас­ска­зы­ва­ют. В них обя­за­тель­но есть со­бы­тие, раз­ви­тие те­мы. Клас­си­че­с­кий по­эти­че­с­кий ре­а­лизм. Сти­хи про­зрач­ны, со­дер­жа­тель­ны. Чи­тать их все­гда ин­те­рес­но, в них есть мысль.

В Ал­ма-Ате Ша­т­ров учил­ся на фи­ло­ло­ги­че­с­ком фа­куль­те­те Ка­зах­ско­го уни­вер­си­те­та, от­ку­да в 1949 го­ду пе­ре­вёл­ся в Мос­ков­ский Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. В Са­мар­канд­ской га­зе­те впер­вые на­пе­ча­тал его друг, жур­на­лист Ра­фа­эль Со­ко­лов­ский. (Сы­на Ша­т­ров на­звал Ор­фе­ем, дру­гом ему был – Ра­фа­эль. Же­на – Мар­га­ри­та (в пе­ре­во­де – жем­чу­жи­на). Так что он имел всё, что по­ло­же­но для по­эта.) Про­ра­бо­тал Ра­фа­эль Со­ко­лов­ский в га­зе­тах Ал­ма-Аты до пен­сии, и до сих пор про­дол­жа­ет го­то­вить и пе­ча­тать с пре­дис­ло­ви­я­ми под­бор­ки дру­га сво­ей юно­с­ти. Он мно­го ин­те­рес­но­го рас­ска­зы­вал о тех днях. Как про­хо­ди­ли сти­хи по ре­дак­ции, ка­кой от­клик вы­зва­ли. От­клик по­лу­чил­ся гром­кий. В га­зе­тах, как из­ве­ст­но, во­об­ще сти­хи не пе­ча­та­ют, а Ша­т­ро­ва на­пе­ча­та­ли в ви­де ис­клю­че­ния. Ша­т­ров (уже из Моск­вы) на­пи­сал шу­точ­ное пись­мо глав­но­му ре­дак­то­ру, не­го­дуя, что га­зе­та за­жи­ма­ет мо­ло­дые та­лан­ты. «Ни­ко­лай по­сто­ян­но чи­тал сти­хи, он был по­лон ими, и они вы­хо­ди­ли под на­по­ром, как бьёт фон­тан», – та­ким и он за­пом­нил­ся дру­гу в те го­ды.

Ли­тин­сти­тут Ша­т­ров не за­кон­чил. Не­из­ве­ст­но по­че­му. Од­на­ко, вспо­ми­на­ют, что и в Ли­тин­сти­ту­те со­курс­ни­ки его счи­та­ли «ге­ни­ем». При­зна­ние сре­ди сво­их, сре­ди по­этов, осо­бен­но ког­да ещё ни­кто из свер­ст­ни­ков не рас­крыл­ся и все пол­ны со­пер­ни­че­ст­ва – это до­ро­гое при­зна­ние!

 

По­эты Ман­сар­ды

 

В пя­ти­де­ся­тые го­ды он вхо­дил в груп­пу мос­ков­ских по­этов, о ко­то­рой в сво­ей кни­ге «Аль­бом для ма­рок» пи­шет бу­ке­ров­ский ла­у­ре­ат А.Сер­ге­ев. На Боль­шой Брон­ной, в ман­сар­де, на квар­тир­ке Га­ли­ны Ан­д­ре­е­вой, со­би­рал­ся кру­жок на­чи­на­ю­щих, под­поль­ных по­этов, сре­ди ко­то­рых: Ста­ни­слав Кра­со­виц­кий, Ле­о­нид Черт­ков, Ва­лен­тин Хро­мов… Сре­ди них Ша­т­ров – «сти­хи его вслух ру­га­ли, а на са­мом де­ле це­ни­ли».

Это пер­вые по­эты рус­ско­го ан­де­г­ра­ун­да. Это на­сто­я­щие по­эты, ми­мо твор­че­ст­ва ко­то­рых не­воз­мож­но прой­ти ми­мо. Сей­час им уже за 70 лет, но они и до сих пор ос­та­ют­ся как бы в под­по­лье. Не лю­бят пе­ча­тать­ся, хо­тя не из­бе­га­ют ли­те­ра­тур­ных по­си­де­лок. С гор­до­с­тью при­зна­юсь, что мою кни­гу о Ша­т­ро­ве со­гла­си­лась про­чи­тать са­ма Га­ли­на Ан­д­ре­е­ва, от­крыв воз­вра­щён­ную ру­ко­пись, я об­на­ру­жил, что она чи­та­ла с ка­ран­да­шом. И, по су­ти, вы­пол­ни­ла ра­бо­ту ре­дак­то­ра.

 

Ми­с­ти­ка

 

Су­дя по глу­хим от­кли­кам дру­зей юно­с­ти, Ша­т­ров по­ра­жал не толь­ко сво­и­ми сти­ха­ми, но и сво­и­ми экс­тра­сен­сор­ны­ми спо­соб­но­с­тя­ми, ко­то­рые вы­хо­ди­ли за рам­ки че­ло­ве­че­с­ко­го по­ни­ма­ния.

Од­наж­ды он пред­ска­зал мо­ло­дой, кра­си­вой, жиз­не­ра­до­ст­ной де­вуш­ке, ко­то­рую уви­дел в пер­вый раз у ка­ких-то зна­ко­мых, близ­кую смерть. И дей­ст­ви­тель­но, у неё об­на­ру­жил­ся рак, и очень ско­ро она умер­ла. («Мне страш­но са­мо­му от си­лы, Ко­то­рую в се­бе но­шу».)

Слу­чай этот и мне ка­зал­ся со­вер­шен­но ми­фо­ло­ги­че­с­ким. Ма­ло ли что кто-то где-то ска­зал, а кто-то дру­гой не­кс­та­ти вспом­нил и свя­зал то, что на са­мом де­ле ни­как не свя­за­но. Но, по стран­ной слу­чай­но­с­ти, я на­тк­нул­ся на сти­хо­тво­ре­ние Ша­т­ро­ва, в ко­то­ром этот слу­чай опи­сан. Я был по­тря­сён, как та­кое мож­но уло­жить в сти­хи. Но ока­за­лось, что впол­не ре­аль­но и об этом по­ве­дать в сти­хах.

На Смерть Н. Ни­зов­це­вой

На­день­ка! Что мо­жет быть ко­ро­че

Тво­е­го ко­рот­ко­го пу­ти?

Я слу­чай­но прав­ду на­про­ро­чил,

И за прав­ду ты ме­ня про­сти.

Ве­рю, слы­шишь: ве­рю и не пла­чу.

Толь­ко те­ла по-зем­но­му жаль.

О ду­ше и луч­ше и ина­че

Ска­жет яс­но­ви­дя­щий ро­яль.

Пусть сей­час гла­за твои за­кры­ты

И рес­ниц не при­по­ды­мешь ты,

Уме­реть не сме­ет Аф­ро­ди­та,

Ес­ли жи­вы звёз­ды и цве­ты.

То, что все мы на­зы­ва­ем смер­тью,

Не слу­ча­ет­ся уж мно­го лет.

С той по­ры, как был рас­пят, по­верь­те,

На Кре­с­те один боль­шой По­эт.

Он ог­нём не­бес­ным пе­ре­пла­вил

Смерт­ную по­ро­ду бы­тия...

Толь­ко прав­ду го­во­рит апо­с­тол Па­вел:

Веч­но бу­дем жить и ты и я!

Ты про­сти не­воль­ные ры­да­нья,

Страх пред не­по­нят­ною судь­бой.

Это не про­ща­нье, а сви­да­нье –

Мы ещё уви­дим­ся с то­бой!

 

Ша­т­ров был че­ло­ве­ком во всём не­о­бык­но­вен­ным. У не­го бы­ла ко­жа пер­си­ко­во­го цве­та. (Де­вуш­ки вспо­ми­на­ют об этом с осо­бым при­ды­ха­ни­ем.) Ат­лас­ная, глад­кая, лос­ня­ща­я­ся. Во­ло­сы бы­ли чёр­ные (как и у се­с­т­ры), вью­щи­е­ся. Но это бы­ла осо­бая, не­о­бык­но­вен­ная чер­но­та. Они бы­ли гу­с­ты и та­кой глад­ко­сти, что по ним про­бе­гал, пе­ре­ли­ва­ясь, си­ний огонь. Чёр­ные ку­д­ри в си­нем ог­не.

Во­ло­сы та­ко­го цве­та и та­кой «вы­дел­ки» обыч­но на­зы­ва­ют во­ро­ны­ми. Они ви­лись вол­ной, а на кон­цах за­ви­ва­лись в коль­ца. А ино­гда за­ви­ва­лись пря­мо от кор­ня ку­дель­ка­ми. Он все­гда но­сил длин­ные во­ло­сы, да­же ког­да его за это на­ка­зы­ва­ли в ин­сти­ту­те. Ино­гда во­ло­сы спу­с­ка­лись ни­же плеч. Гла­за бы­ли свет­лые, се­рые, но ино­гда ка­за­лись го­лу­бы­ми. Гла­за ме­ня­ли цвет. Се­рый ча­с­то ка­жет­ся ка­ким-то иным, по­то­му что при­ни­ма­ет ре­флек­сы до­пол­ни­тель­ных цве­тов и от­ра­жа­ет их. Сред­не­го рос­та, да­же из­ве­ст­но точ­но – 176 см. В кон­це жиз­ни у не­го от­вис жи­во­тик. Ру­ки и но­ги бы­ли ко­рот­ко­ва­ты­ми, го­ло­ва круп­ная. Го­во­рил он при­ят­ным те­но­ром, не­мно­го кар­та­вил.

(Как пе­ре­ина­чен его об­лик в тол­стен­ном то­ме «Стро­фы ве­ка»! Здесь опи­са­ны и ки­пя­щие смо­лой чёр­ные гла­за, и рас­ка­ти­с­тый бас, и ог­ром­ный рост. За­бав­но, не прав­да ли? Тот, кто пи­сал это, ни­ког­да не ви­дел да­же фо­то­гра­фии Ша­т­ро­ва.)

По­след­ние семь лет жи­ли в Щу­ки­но, на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки (ул. Авиа­ци­он­ная д. 74, квар­ти­ра 1). Здесь Ни­ко­лай Ша­т­ров и умер. Ког­да они пе­ре­ез­жа­ли (это рас­ска­зы­ва­ла Мар­га­ри­та), Ни­ко­лай ска­зал, уви­дев те­ни­с­тый спуск к ре­ке: «От­сю­да пой­дут ме­ня хо­ро­нить». Так и про­изо­ш­ло.

Ша­т­ров ве­рил в чис­ла. От­ку­да-то знал сим­во­ли­ку чи­сел. И рас­тол­ко­вы­вал её. От­то­го дру­зья и смо­т­ре­ли на не­го, как на ма­га. Тог­да ни­кто ни­че­го по­доб­но­го не знал.

У Ша­т­ро­ва бы­ла ве­ли­ко­леп­ная биб­ли­о­те­ка. И он охот­но да­вал чи­тать свои ред­чай­шие кни­ги дру­зь­ям. Здесь бы­ла и клас­си­ка, и кни­ги по эзо­те­ри­ке. Но по­сле смер­ти биб­ли­о­те­ка ку­да-то про­па­ла.

Лю­би­мое его чис­ло – 23. Его лич­ное чис­ло – 4. Он об этом ча­с­тень­ко на­по­ми­на­ет «Моё чис­ло 4, плюс и ми­нус». Не знаю, из ка­кой ну­ме­ро­ло­ги­че­с­кой си­с­те­мы это взя­то. Но для по­эзии лю­бые сим­во­ли­че­с­кие си­с­те­мы очень хо­ро­ши. Они при­да­ют и во­дя­ни­с­тым, глу­по­ва­тым сти­хам ка­кой-то до­пол­ни­тель­ный смысл. Вот ещё один от­ры­во­чек.

Моё чис­ло че­ты­ре.

Как дваж­ды два – че­ты­ре,

В ко­с­ми­че­с­кой ци­фи­ри

Я на три не де­люсь.

 

Не­о­клас­си­цизм

 

По­эзию Ша­т­ро­ва я для се­бя оп­ре­де­ляю как рус­ский не­о­клас­си­цизм. Это сов­сем не­о­бя­за­тель­ный тер­мин, и, мо­жет быть, он ма­ло что ко­му и ска­жет. Но для ме­ня важ­но всё рас­ста­вить по сво­им ме­с­там, по ус­лов­ным по­лоч­кам. Что­бы каж­дое яв­ле­ние зна­ло своё ме­с­то. Не­о­клас­си­цизм хо­ро­шо из­ве­с­тен в жи­во­пи­си (на­при­мер, сту­дия Гре­ко­ва), и в му­зы­ке. Этот тер­мин объ­яс­ня­ет от­ча­с­ти по­эти­ку Ша­т­ро­ва. Ес­ли бы Ша­т­ров стре­мил­ся стать со­вре­мен­ным, то он не­пре­мен­но в сво­их сти­хах по­ка­зы­вал связь с клас­си­кой в иро­ни­че­с­ком клю­че. Но он вы­би­ра­ет иной путь. На­мно­го тонь­ше и слож­нее. По­сто­ян­но воз­ни­ка­ю­щие клас­си­че­с­кие ре­ми­нис­цен­ции он ви­дит и со­зда­ёт от­да­лён­ный па­рал­ле­лизм. Он не встав­ля­ет в сти­хо­тво­ре­ние от­кры­тую, на­глую ци­та­ту из клас­си­ка. Ша­т­ров ра­бо­та­ет по-дру­го­му, и в ре­зуль­та­те, как бы сра­зу вся клас­си­че­с­кая по­эзия зву­чит в его сти­хах. Он так оп­ре­де­лил своё ме­с­то:

На­след­ник не­бы­ва­лой мо­щи,

Чу­жое зо­ло­то сти­хов –

Не­тлен­ные свя­тые мо­щи, –

Я при­нял...

Ни­ко­лай Ша­т­ров!

 

Срав­не­ние ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия со свя­ты­ми мо­ща­ми – это то са­мое ис­клю­чи­тель­но ша­т­ров­ское оп­ре­де­ле­ние. Не хлам, не му­зей, а жи­ви­тель­ный ис­точ­ник ис­це­ле­ния. Он под­пи­сы­ва­ет­ся под этим. Клас­си­ки сда­ли, а он при­нял. При­кос­нул­ся к свя­тым мо­щам, ис­це­лил­ся, про­шёл своё по­при­ще, и к мо­щам при­ло­жил­ся, и лёг с ни­ми. Так же от­но­сят­ся пра­во­слав­ные к церк­ви. А для не­го ли­те­ра­ту­ра цер­ковь.

В од­ном сти­хо­тво­ре­нии он мель­ком об­мол­вил­ся «Апух­тин, мой кол­ле­га...» Чи­тай, – со­слу­жи­вец. И это дей­ст­ви­тель­но так, в это ве­ришь. Ша­т­ров не сти­ли­за­тор, де­ло го­раз­до в бо­лее тон­ких ма­те­ри­ях. Он – на­след­ник. Он ни­че­го не за­хо­тел ме­нять. Клас­си­че­с­кая сти­хо­твор­ная фор­ма его впол­не ус­т­ро­и­ла. Он су­мел обо всём ска­зать, всё вло­жить в эту фор­му, да­же то, что она не долж­на бы, по оп­ре­де­ле­нию, при­ни­мать. Но он со­хра­нил пре­ем­ст­вен­ность, со­хра­нил един­ст­во. Он це­лое со всей ли­те­ра­ту­рой. И с рус­ской, в пер­вую оче­редь, и с ми­ро­вой.

Я к вам при­шёл из бу­ду­ще­го. В этом

Мо­гу при­знать­ся толь­ко лишь в сти­хах.

Ведь пра­во есть на вы­мы­сел по­этам.

И по­то­му «от­кинь­те вся­кий страх!»,

Как на­пи­сал Апух­тин, мой кол­ле­га,

В пи­е­се «су­мас­шед­ший», для то­го

У нас ма­ши­на вре­ме­ни – те­ле­га...

А сущ­ность солн­ца – сно­ва Бо­же­ст­во.

..........................................................

23.11.1975

И всё-та­ки стран­но, по­че­му его кол­ле­га Апух­тин? Вы­брал бы се­бе по­звуч­нее имя, пусть это в шут­ку, но шут­ка по­хо­же все­рьёз. Но Апух­ти­на сей­час ни­кто не зна­ет, чи­тать его по мень­шей ме­ре стран­но. По­че­му же по­эт из­би­ра­ет имен­но его?

Ма­ло то­го, из ре­прес­си­ро­ван­ных по­этов (тут уж раз­до­лье для вы­бо­ра), он вы­би­ра­ет не Ман­дель­ш­та­ма, хо­тя, ко­неч­но, Ман­дель­ш­та­ма он чи­тал, как и всё его ок­ру­же­ние, не Цве­та­е­ву. По­че­му са­мое прон­зи­тель­ное сти­хо­тво­ре­ние он по­свя­тил всё-та­ки Пав­лу Ва­си­ль­е­ву? Я пред­ло­жу свой от­вет. Па­вел Ва­си­ль­ев не ло­мал, не на­си­ло­вал рус­ский стих. Цве­та­е­ва из­ло­ма­ла рус­скую по­эзию по­хле­ще Ма­я­ков­ско­го, Ман­дель­ш­там ушёл от Апух­ти­на ещё даль­ше.

Ах, Ман­дель­ш­там! Он Пуш­ки­на не лю­бит

И ду­ма­ет, что Лер­мон­то­ву ра­вен,

В Эде­ме сти­хо­твор­цев оби­тая...

Ког­да бы знал он, как в пар­нас­ском

клу­бе

Два рус­ских ко­ри­фея, в сла­ве рая,

С вос­тор­гом Се­ве­ря­ни­на чи­та­ют...

20.1.1971

Так го­во­рит Ша­т­ров о сво­их ли­те­ра­тур­ных при­ст­ра­с­ти­ях.

А вот «гость из бу­ду­ще­го» не при­нял их по­эти­ку, а при­нял тра­ди­ци­он­ную фор­му. И ра­бо­тал толь­ко с ней. Его сти­хо­тво­ре­ния, ко­неч­но, име­ют свою тай­ную струк­ту­ру, свою сим­во­ли­че­с­кую си­с­те­му, но все они в ло­не по­эти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма. Они со­дер­жат объ­ек­тив­ную кар­ти­ну ми­ра. Мир в его по­эти­ке не ис­ка­жа­ет­ся до не­уз­на­ва­е­мо­с­ти со­глас­но ка­п­ри­зу на­ст­ро­е­ния. Мир со­хра­ня­ет це­ло­ст­ность. Мир со­би­ра­ет­ся из ос­кол­ков, каж­дое сти­хо­тво­ре­ние – это бе­се­да с чи­та­те­лем. Это ис­то­рия, рас­сказ.

Он да­же этот са­мый не­уло­ви­мый ка­п­риз мо­жет вы­ра­зить изу­ми­тель­но яс­но. Вот суть его в сти­хо­тво­ре­нии

Со­чи­ни­тель.

Я за­ступ­люсь за об­ла­ка,

Ког­да их солн­це оби­жа­ет,

А от те­бя в ду­ше то­с­ка

Твоё стра­да­нье – раз­дра­жа­ет.

Я вью­гу по­жа­леть го­тов,

А вот ког­да ре­бё­нок пла­чет,

И двух не сде­лаю ша­гов,

Что­бы уз­нать, что это зна­чит.

Пре­крас­ной жен­щи­ны пор­т­рет

Ме­ня то­мит жи­вой лю­бо­вью,

Но не был ни­ког­да со­грет

По­эт её го­ря­чей кро­вью.

Ис­кус­ст­вом со­здан­ный ко­лосс –

Моя про­кля­тая на­ту­ра.

Я, ос­леп­лен­ный солн­цем слёз,

Сме­юсь над те­нью ка­лам­бу­ра.

14.2.1956

Вот та­кой смеш­ной со­чи­ни­тель, весь в ли­те­ра­тур­ных об­ра­зах. В пье­се Горь­ко­го «На дне» есть эпи­зо­ди­че­с­кий пер­со­наж – На­стя. Она жи­вёт в ноч­леж­ке, на дне жиз­ни. И по­сре­ди ре­аль­ных ужа­сов ноч­леж­ки, сре­ди не­рас­ка­ян­ных, ока­ме­не­лых сер­дец пла­чет на­сто­я­щи­ми сле­за­ми о судь­бах вы­мы­ш­лен­ных ге­ро­ев ро­ма­нов. Смеш­ной пер­со­наж. И «вью­гу по­жа­леть го­тов», а вот ког­да ре­аль­ный «ре­бё­нок пла­чет и двух не сде­ла­ет ша­гов».

Твор­че­ст­во для Ша­т­ро­ва не про­сто ас­со­ци­а­тив­ный по­ток. Но яс­ная фор­му­ли­ров­ка. По­жа­луй, что зло­упо­треб­ле­ние по­этов край­ней субъ­ек­тив­но­с­тью взгля­да, при изо­щ­рён­ном вла­де­нии сло­вом, и от­вра­ти­ло от по­эзии чи­та­те­ля. Связь с жиз­нью, со сво­ей жиз­нью, со сво­и­ми чув­ст­ва­ми и сти­хо­тво­ре­ни­ем пе­ре­ста­ла про­сле­жи­вать­ся, пе­ре­ста­ла «чи­тать­ся». А свя­зы­вать сти­хи с чув­ст­ва­ми са­мо­го по­эта, с его пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, с его стра­да­ни­я­ми (пусть да­же би­о­гра­фи­че­с­ки­ми, то есть впол­не объ­ек­тив­ны­ми) – это на­до­еда­ет. Со­пе­ре­жи­ва­ние ста­но­вит­ся в кон­це кон­цов от­вле­чён­ным и пу­с­тым, бес­со­дер­жа­тель­ным, на­туж­ным. Так вот, сти­хи Ша­т­ро­ва су­ще­ст­ву­ют пре­крас­но и без его би­о­гра­фии. Они при­хо­дят к нам из бу­ду­ще­го, а вы­гля­дят, как на­пи­сан­ные в да­лё­ком про­шлом. Ну уж не в та­ком да­лё­ком, но в ХIХ ве­ке по край­ней ме­ре.

На­и­боль­шая сла­ва вы­па­ла на до­лю Ша­т­ро­ва, на пе­ри­од, ког­да у не­го ре­гу­ляр­но ста­ли про­хо­дить по­эти­че­с­кие ве­че­ра в му­зее Скря­би­на. (50-е –на­ча­ло 60-х). Ди­рек­тор му­зея Та­ть­я­на Гри­го­рь­ев­на Ша­бор­ки­на бы­ла его стра­ст­ной по­клон­ни­цей. Она бы­ла хра­ни­тель­ни­ца всех его ру­ко­пи­сей. Пи­а­нист Со­фро­ниц­кий (ча­с­то иг­рав­ший в му­зее) то­же был его по­чи­та­те­лем. Же­на Со­фро­ниц­ко­го про­сто пре­кло­ня­лась пе­ред Ша­т­ро­вым и пе­ре­пи­сы­ва­ла се­бе в тол­стые ко­лен­ко­ро­вые те­т­ра­ди его сти­хи.

Ча­с­то бы­вал Ша­т­ров на квар­ти­ре у Ев­ге­ния Ну­то­ви­ча. Это из­ве­ст­ный кол­лек­ци­о­нер. У не­го квар­ти­ра бы­ла пре­вра­ще­на в га­ле­рею рус­ско­го аван­гар­да, и хо­ди­ли сю­да как на экс­кур­сию, каж­дый день про­хо­ди­ли тол­пы лю­дей. Жил он в цен­т­ре, че­рез до­ро­гу от жур­на­ла «Но­вый мир». Каж­дый при­хо­дил с бу­тыл­кой, ус­т­ра­и­ва­лись ве­сё­лые за­сто­лья. Са­мая бла­го­при­ят­ная об­ста­нов­ка для по­эта. Здесь он ча­с­то чи­тал сти­хи. Чи­тал он обыч­но всё под­ряд. И хо­ро­шее и про­ход­ное. По­эту ино­гда ка­жет­ся, что по­след­нее на­пи­сан­ное и есть са­мое луч­шее. А на де­ле вы­хо­дит не так. По­это­му Ша­т­ро­ва не все вос­при­ни­ма­ли с пер­во­го ра­за. Под­бор­ку из луч­ших сти­хо­тво­ре­ний он не де­лал. Не сде­лан та­кой сбор­ник и до сих пор, что от­ча­с­ти и за­труд­ня­ет пуб­ли­ка­ции, труд­но ра­зо­брать­ся в том мо­ре сти­хов, ко­то­рые ос­та­вил Ша­т­ров.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования