Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

ДРАМА ЛЕГЕНДАРНОГО ПОЭТА

 SOS!

Вик­тор Со­сно­ра нуж­да­ет­ся в по­мо­щи

Виктор СОСНОРА
Виктор СОСНОРА

На днях в бло­гах Жи­во­го жур­на­ла я на­тк­нул­ся на прось­бу о по­мо­щи ле­ген­дар­но­му пе­тер­бург­ско­му по­эту Вик­то­ру Со­сно­ре, у ко­то­ро­го умер­ла же­на. Вот этот пост: «Дру­зья! У по­эта Вик­то­ра Со­сно­ры не­сча­с­тье. По­сле бо­лез­ни умер­ла его же­на Ни­на, ко­то­рая дол­гое вре­мя опе­ка­ла са­мо­го Вик­то­ра Алек­сан­д­ро­ви­ча. Все свои ли­те­ра­тур­ные пре­мии Со­сно­ра тра­тил на её ле­че­ние и сей­час нуж­да­ет­ся в на­шей по­мо­щи. При­ни­ма­ют­ся со­вер­шен­но лю­бые сум­мы. День­ги на по­хо­ро­ны бу­дут взя­ты в долг».

К сты­ду сво­е­му при­зна­юсь: для ме­ня ста­ло от­кро­ве­ни­ем, что сам Вик­тор Со­сно­ра ещё жив. Не­сколь­ко лет на­зад кто-то из мо­их ли­те­ра­тур­ных то­ва­ри­щей клят­вен­но уве­рял ме­ня, что Вик­то­ра Алек­сан­д­ро­ви­ча не ста­ло. А наш лю­би­мый крас­но­яр­ский жур­нал «День и ночь» уже лет де­сять пе­ча­та­ет его, как по­кой­ни­ка, в ру­б­ри­ке «ДиН па­мять».

По­эт этот из ны­не жи­ву­щих (а он, по всей ви­ди­мо­с­ти, всё-та­ки жив), по­жа­луй, один из са­мых зна­чи­тель­ных. По мо­ло­до­с­ти он бро­сил два ин­сти­ту­та, один из ко­то­рых – фа­куль­тет фи­ло­со­фии ЛГУ. У ме­ня сла­бость к лю­дям без выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, осо­бен­но к тем, кто по­сту­пал, но не за­кон­чил. Что-то в этом мне ви­дит­ся. Ка­кое-то не­со­гла­сие с су­ще­ст­ву­ю­щи­ми по­ряд­ка­ми (а по­ряд­ки в лю­бое вре­мя хре­но­вые), ка­кой-то су­ро­вый сер­мяж­ный вы­бор (по­нят­но, что за­кон­чить лю­бой ду­рак мо­жет, а ты по­про­буй без выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния по­кру­тись!)). Что объ­яс­нять, вот толь­ко кап­ля ве­ли­ких лю­дей, от­ка­зав­ших­ся стать «об­ра­зо­ван­ца­ми» (сло­веч­ко, ка­жет­ся, Со­лже­ни­цы­на): Ио­сиф Брод­ский, Иван Кли­но­вой, Юз Алеш­ков­ский, Алек­сей Клеш­ко, я и сам, греш­ный, тут… А од­на моя зна­ко­мая де­вуш­ка аж три ин­сти­ту­та бро­си­ла (и все три са­мо­го вы­со­ко­го пре­сти­жа, Си­бир­ский фе­де­раль­ный уни­вер­си­тет и ря­дом не ва­лял­ся…).

Вик­тор же Алек­сан­д­ро­вич Со­сно­ра не про­пал, ра­бо­тал, сле­са­рил или что-то в этом ро­де; не­смо­т­ря на не­кую скры­тую не­со­вет­скость, при со­ве­тах из­да­вал­ся ре­гу­ляр­но, пер­вая книж­ка вы­шла в из­да­тель­ст­ве «Со­вет­ский пи­са­тель», ког­да ав­то­ру ед­ва ис­пол­ни­лось 26 лет: для тех вре­мён очень не­пло­хо, тог­да ведь и в пять­де­сят ещё в мо­ло­дых бе­га­ли и на пер­вый сбор­ник со­би­ра­ли ре­ко­мен­да­ции. И ди­кий за­пад Со­сно­ру лю­бил, там то­же его пе­ча­та­ли.

По­мню, как дол­го и труд­но вгры­зал­ся в его кни­гу «Кри­с­талл», не знаю, всё ли по­нял и так ли, как на­до, но мно­гое оце­нил, хо­тя и не по­лю­бил по­эзию Со­сно­ры, это точ­но. Это слиш­ком для ме­ня хо­ро­шо, слиш­ком сде­ла­но, слиш­ком ка­мен­но, кри­с­таль­но. Хо­тя и аван­гард, и фу­ту­ризм со вся­ки­ми ин­вер­си­я­ми, но слиш­ком со­вер­шен­ный ка­кой-то. Я же си­би­ряк, крас­но­ярец, ас­та­фь­е­вец, мне без слу­чай­но­с­ти скуч­но. Я люб­лю, ког­да сло­ва са­ми ле­зут ни­от­ку­да, ча­с­то сло­ва ду­рац­кие, не те. Но ты их не стро­ишь, не встра­и­ва­ешь, как кир­пи­чи в де­ре­вян­ную сте­ну сор­ти­ра. По­то­му что они не твои, а да­ны те­бе лишь для за­пи­сы­ва­ния, для фик­си­ро­ва­ния. Твоя за­да­ча по­ста­рать­ся как мож­но мень­ше на­врать, их пе­ре­да­вая бу­ма­ге.

Мир Со­сно­ры ве­лик, глу­бок, куль­ту­рен, эмо­ци­о­на­лен. Но я не ве­рю, что мир Со­сно­ры по­хож на на­шу Все­лен­ную. На мою не по­хож.

Од­на­ко ува­же­ния этот по­эт за­слу­жи­ва­ет бе­зус­лов­но­го (слы­шал, кста­ти, от мно­гих вли­я­тель­ных в ли­те­ра­ту­ре лю­дей не ме­ст­но­го, по­нят­но, про­жи­ва­ния, что Вик­тор Алек­сан­д­ро­вич, воз­мож­но, един­ст­вен­ный до­стой­ный из рус­ско­языч­ных пи­са­те­лей пре­тен­дент на пре­мию Швед­ской Ака­де­мии име­ни… ну то­го му­жи­ка, ко­то­рый взрыв­чат­ку про­да­вал по все­му ми­ру, а по­том пе­ред смер­тью со­весть за­му­чи­ла… вы­ле­те­ла фа­ми­лия из го­ло­вы). А пре­мий по­мень­ше у Со­сно­ры с до­б­рый де­ся­ток.

Не знаю, сто­ит ли его ук­реп­лять ма­те­ри­аль­но, ко­му на­до, са­ми раз­бе­рё­тесь. Я ж в под­держ­ку Вик­то­ра Алек­сан­д­ро­ви­ча вы­став­ляю его сти­шок из  сбор­ни­ка «Ку­да по­шёл? И где ок­но?»:

 

Ес­ли бе­лый, как лунь,

то бе­ри че­ре­нок,

оку­ная в ло­хань,

я то­чу чёр­ный нож.

В кла­до­вой на су­ку

есть за­пас у ме­ня, –

по­ло­жу и скую

из цы­ган­ки ко­ня.

Кар­та вы­ну­та треф,

го­ле­ни­ще вой­ны,

по ре­ше­нию Трех

медь цы­ган­ской стру­ны.

Всех, кто но­сит мун­дир,

стре­мя льёт по уг­лу,

на цы­ган­ский ма­нер

я най­ду и убью.

Бу­ду вся­кую ночь

я сто­ять над стра­ной,

вый­дут вон, вы­бьют нож,

я за­ре­жу стру­ной.

Не за то, что у вас

не­на­ви­дят цы­ган,

а за то, что у вас

буб­на нет и цим­бал.

Стой с кну­том по сте­пи,

мой цы­ган­ский па­т­руль,

пти­цу чёр­ную сбить –

нет се­ре­б­ря­ных пуль!

Нет пче­ли­ных све­чей,

на­ших ласк ог­не­вых,

нет гор­тан­ных ре­чей,

чер­но­оких гне­дых.

Медь на­тя­нет ро­манс

у цы­ган­ской стру­ны, –

нет за то что у вас

Ан­да­луз­ской лу­ны!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но по­кры­ты зо­лой

но­ги, нож и ста­кан,

и си­дит, сам не свой,

пла­чет ста­рый цы­ган.

 


Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования