Архив : №37. 18.09.2009
Пелевин отдыхает
В Кремле взрастили своего культового писателя
Вот уже третью неделю весь цвет отечественной политологии и литературной критики бурно обсуждает последний выпуск журнала «Русский пионер», полностью отданный под роман Натана Дубовицкого «Околоноля».
Сначала близкая к Кремлю тусовка была в своих оценках единодушна: мол, Пелевину после Дубовицкого делать уже нечего. Но при этом ни один политтехнолог полностью карты не раскрывал. Все ограничивались лишь одними намёками. Якобы Дубовицкий – это псевдоним главного кремлёвского идеолога Владислава Суркова.
Логика в этом предположении была. Сурков, отметивший не так давно своё 45-летие, никогда не чурался высокого искусства и творческих экспериментов. Как известно, у него два образования: первое он получил в Московском институте стали и сплавов, а второе – на театральном факультете в Московском институте культуры. Кроме того, Суркова всегда отличало креативное мышление.
В лихие 90-е годы банкиры считали Владислава Суркова лучшим специалистом по рекламе. Не зря его потом стальной Волошин взял в президентскую администрацию. Говорят, будто это именно он всех построил по вертикали. Во всяком случае, парад суверенитетов закончился как раз при нём. Ну и уже в путинскую эпоху главный кремлёвский креативщик изобрёл новый сногсшибательный термин «суверенная демократия».
Помимо театра Сурков всегда неравнодушно дышал к музыке и литературе. Ещё в 2003 году он стал соавтором многих песен, которые вошли в один из альбомов группы «Агата Кристи». Другое дело, что раньше Сурков свои стихи и рассказы практически нигде не печатал. Но, по-видимому, он уже устал находиться в литературном подполье. Настоящий писатель всё-таки без трибуны обойтись не может.
Другой вопрос: почему Сурков (или всё же Дубовицкий?) отдал свой роман в «Русский пионер»? Впрочем, тут всё просто. Это ведь не «толстый» журнал с устоявшимися литературными традициями. «Русский пионер» изначально рассчитывался на политическую элиту. Не случайно его главным редактором стал сотрудник одной из самых влиятельных газет «Коммерсантъ» Андрей Колесников, входящий в кремлёвский пул журналистов. (К слову, в литературных кругах газету «Коммерсантъ» до сих пор почему-то недооценивают. Хотя в ней изначально работало немало серьёзных писателей типа Александра Кабакова и Николая Климонтовича. Да и сейчас там можно найти с десяток хороших литераторов, включая гендиректора газеты Дениса Кудрявцева, год назад выпустившего весьма любопытный романчик.) А финансирует «Русский пионер», если верить слухам, известный куршавельским скандалом олигарх Михаил Прохоров. Кстати, среди колумнистов «Русского пионера» числится даже сам Путин.
Любопытно, что первым появление романа «Околоноля» горячо приветствовал Александр Проханов, а самым ярым критиком этой вещи стал Дмитрий Быков. Понятно, что Проханов с Быковым разошлись в отношении к содержанию романа. Но надо признать другое: как бы ни относиться к идеям Дубовицкого – Суркова, с точки зрения художественности книга получилась неординарной. Я не буду спорить, превзошёл Сурков Пелевина или нет, но то, что он виртуозно владеет и материалом, и слогом – это бесспорно. Во всяком случае, роман «Околоноля» графоманским назвать никак нельзя. А главное – в этой вещи есть человеческие страсти, есть любовь, в нём пульсирует настоящая жизнь. Для настоящего романа – это отнюдь не мало.
В. РЯЗАНЦЕВ