Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

Судьба поэта – это не сдаваться

 Ан­д­рей По­пов дол­гое вре­мя жил в за­по­ляр­ной Вор­ку­те, но два го­да на­зад он пе­ре­ехал в сто­ли­цу Ре­с­пуб­ли­ки Ко­ми – Сык­тыв­кар. Его лю­би­мые ав­то­ры – Ва­си­лий Ро­за­нов и Юрий Куз­не­цов. А ещё он лю­бит смо­т­реть на звёз­ды. Но это ес­ли есть сво­бод­ное вре­мя.

Андрей ПОПОВ
Андрей ПОПОВ

– Ан­д­рей, что та­кое судь­ба по­эта?

– Как бы ска­зал Вла­ди­мир Со­ко­лов, «мне вы за­да­ё­те чу­гун­ный во­прос». Не знаю точ­но. Ви­ди­мо: это жи­вёшь се­бе, а об­сто­я­тель­ст­ва так скла­ды­ва­ют­ся, что те­бе есть что ска­зать. Ес­ли вспом­нить судь­бы из­ве­ст­ных рус­ских по­этов, то они ча­ще все­го тра­гич­ны. Убит, рас­ст­ре­лян, по­ве­сил­ся, за­ду­ши­ла же­на… Но есть и дру­гие при­ме­ры – со­сре­до­то­чен­ность и твор­че­с­кое дол­го­ле­тие: Ар­се­ний Тар­ков­ский, Ни­ко­лай Тряп­кин, Юрий Куз­не­цов. Это не зна­чит, что у них в жиз­ни бы­ло всё глад­ко. Но они уме­ли тер­петь и не сда­вать­ся. И я хо­тел бы вы­дер­жать всё, что мне пред­сто­ит. Тог­да и судь­ба по­эта вый­дет. Дай Бог, что­бы бы­ло так. А то в ис­то­рии на­шей ли­те­ра­ту­ры есть и об­рат­ные при­ме­ры. «Мод­ные» од­но вре­мя по­эты, об­ла­да­ю­щие дей­ст­ви­тель­ным та­лан­том, судь­бу так и не об­ре­ли.

– На­вер­но, судь­ба всё-та­ки от Бо­га за­ви­сит?

– Всё от Бо­га за­ви­сит. В том чис­ле и судь­ба. Но че­ло­век всё-та­ки не­сёт от­вет­ст­вен­ность за свой вы­бор. Чем яс­ней он по­ни­ма­ет, что всё за­ви­сит от Бо­га, тем для не­го оче­вид­ней, что с не­го спро­сит­ся за со­вер­шён­ные по­ступ­ки. Воз­мож­но, это зву­чит про­ти­во­ре­чи­во, но ина­че по­лу­чит­ся, что че­ло­век ни за что не от­ве­ча­ет, каж­дый свой по­сту­пок оп­рав­ды­ва­ет во­лей Бо­жь­ей. И не­ве­ру­ю­щий че­ло­век обо­зна­ча­ет свою от­вет­ст­вен­ность – пе­ред вре­ме­нем, со­ве­с­тью, че­с­тью. Каж­дый по­лу­ча­ет от Бо­га та­лант и сам ре­ша­ет, как им рас­по­ря­дить­ся – в зем­лю за­рыть или в де­ло пу­с­тить. А по­том от­чёт дер­жит.

– Вы не чув­ст­ву­е­те в этих сло­вах на­зи­да­ние? Чуть ли не про­по­ведь вы­хо­дит.

– Ес­ли это и на­зи­да­ние, то в пер­вую оче­редь са­мо­му се­бе.

– А вы не хо­те­ли стать свя­щен­ни­ком?

– Хо­тел... Но ду­ха не хва­ти­ло сде­лать та­кой вы­бор. Из мо­их пред­ков по от­цов­ской ли­нии мно­гие по­свя­ти­ли се­бя слу­же­нию Церк­ви. Мой пра­дед про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был на­сто­я­те­лем хра­ма в ко­ми се­ле Ки­б­ра. Ны­не это Ку­ра­то­во. В пе­ри­од граж­дан­ской вой­ны крас­но­ар­мей­цы хо­те­ли рас­ст­ре­лять его, од­на­ко за не­го всту­пи­лось всё се­ло. Мои даль­ние род­ст­вен­ни­ки, при­над­ле­жа­щие к ро­ду Ку­ра­то­вых, – свя­щен­ни­ки Гри­го­рий Брон­ни­ков и Ни­ко­лай До­б­ро­умов – при­чис­ле­ны Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых. Но я пред­по­чёл пой­ти по пу­ти дру­го­го мо­е­го пред­ка, бра­та мо­ей пра­пра­ба­буш­ки Ан­то­ни­ны, ос­но­во­по­лож­ни­ка ко­ми ли­те­ра­ту­ры Ива­на Алек­се­е­ви­ча Ку­ра­то­ва. В Сык­тыв­ка­ре пе­ред му­зы­каль­ным те­а­т­ром ему по­став­лен па­мят­ник. Ког­да про­хо­жу ми­мо не­го, то ста­ра­юсь про­шеп­тать: «По­мя­ни, Гос­по­ди, ду­шу усоп­ше­го ра­ба Тво­е­го Ио­ан­на и в веч­ных се­ле­ни­ях со свя­ты­ми упо­кой».

– Мож­но ли быть од­но­вре­мен­но свя­щен­ни­ком и по­этом?

– Всей стра­не из­ве­ст­ны пес­ни ие­ро­мо­на­ха Ро­ма­на. В на­шей ре­с­пуб­ли­ке на­сто­я­тель при­хо­да в Корт­ке­ро­се отец Вла­ди­мир По­но­ма­рёв, я с ним хо­ро­шо зна­ком, окон­чил Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. На мой взгляд, он яв­ля­ет­ся очень тон­ким ли­ри­ком. С боль­шим ин­те­ре­сом чи­таю рас­ска­зы от­ца Яро­сла­ва Ши­по­ва, сти­хи про­то­и­е­рея Ан­д­рея Лог­ви­но­ва.

– Ва­ши сти­хи впер­вые бы­ли на­пе­ча­та­ны в ре­с­пуб­ли­кан­ской га­зе­те «Мо­ло­дёжь Се­ве­ра», ког­да вы учи­лись на пер­вом кур­се уни­вер­си­те­та. Это что-то зна­чи­ло тог­да для вас?

– Я на­де­ял­ся, что это на­ча­ло по­ни­ма­ния и вхож­де­ния в ли­те­ра­ту­ру, но всё ока­за­лось зна­чи­тель­но слож­нее.

– По­мни­те, на что по­тра­ти­ли свой пер­вый го­но­рар?

– Ку­пил две бу­тыл­ки шам­пан­ско­го, на боль­шее воз­на­г­раж­де­ния не хва­ти­ло.

– Ваш круг об­ще­ния как на­чи­на­ю­ще­го по­эта со­став­ля­ли в ос­нов­ном зем­ля­ки?

– До 1987 го­да ни­ка­ко­го по­эти­че­с­ко­го об­ще­ния не бы­ло, это ме­ня силь­но за­тор­мо­зи­ло. Это как но­во­рож­дён­ных ро­ди­те­ли бро­са­ют – и ли­ша­ют об­ще­ния, у них по­том про­бле­мы раз­ви­тия.

– Вы мно­го пре­по­да­ва­ли, сей­час ве­дё­те ли­те­ра­тур­ное объ­е­ди­не­ние Сык­тыв­кар­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. Вас вдох­нов­ля­ет об­ще­ние с на­чи­на­ю­щи­ми ав­то­ра­ми?

– Да! Осо­бен­но, ког­да встре­ча­ют­ся та­лант­ли­вые мо­ло­дые ав­то­ры. Мне по­ка на них ве­зёт.

– В своё вре­мя вы пре­по­да­ва­ли в Вор­ку­тин­ской вос­крес­ной шко­ле. От­ра­зи­лось ли это на ва­шем твор­че­ст­ве?

– От­ра­зи­лось в сти­хах, ско­рее все­го, не то, что я пре­по­да­вал в вос­крес­ной шко­ле, а са­мо об­ре­те­ние ве­ры. При­шёл к ве­ре в до­ста­точ­но зре­лом воз­ра­с­те – «кто-то по­мо­лил­ся обо мне».

– Ва­ши сти­хи по-на­сто­я­ще­му мо­жет по­нять толь­ко пра­во­слав­ный чи­та­тель?

– Ка­кие-то – да, но не все. На­де­юсь, что боль­шая часть яс­на лю­бо­му чи­та­те­лю.

– Вы на­хо­ди­те еди­но­мы­ш­лен­ни­ков – как по­эт и че­ло­век?

– На­хо­жу, но че­рез Ин­тер­нет боль­ше, чем в ре­аль­ной жиз­ни.

– Как вы счи­та­е­те, ва­ши сти­хи сей­час на­хо­дят путь к чи­та­те­лю? Мож­но в этом по­ла­гать­ся на ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы, кни­го­тор­го­вые се­ти, биб­ли­о­те­ки?

– По­ла­гать­ся нель­зя ни на что. Од­на­ко упо­ваю, что у ме­ня есть чи­та­те­ли. Воз­мож­но, их не так мно­го, как хо­те­лось бы.

– Ино­гда ка­жет­ся, что Рос­сия не про­сто «при­рос­ла» Се­ве­ром – как раз се­вер­ные ре­ги­о­ны, и ста­рые, и вновь ос­во­ен­ные, да­же силь­нее вы­ра­жа­ют рос­сий­ский ха­рак­тер, чем Центр. Как бы вы от­нес­лись к та­кой точ­ке зре­ния?

– Я бы с ней со­гла­сил­ся, толь­ко к ев­ро­пей­ско­му Се­ве­ру, по­жа­луй, сле­ду­ет до­ба­вить Си­бирь.

– Сей­час в Рос­сии мно­гие ув­ле­ка­ют­ся но­вы­ми иде­я­ми, за­им­ст­во­ва­ни­я­ми. Мо­жет это ока­зать­ся по­лез­ным?

– Как ска­за­но в Но­вом за­ве­те: «Уче­ни­я­ми раз­лич­ны­ми и чуж­ды­ми не ув­ле­кай­тесь; ибо хо­ро­шо бла­го­да­тью ук­реп­лять серд­ца, а не яст­ва­ми, от ко­то­рых не по­лу­чи­ли поль­зы за­ни­ма­ю­щи­е­ся ими». Это ка­са­ет­ся об­ла­с­ти ду­ха. Что ка­са­ет­ся на­уки, то там нуж­на кон­ку­рен­ция идей, но при этом на­ука, на мой взгляд, бы­ла бы бо­лее от­вет­ст­вен­ной и да­же бо­лее про­дук­тив­ной, ес­ли бы опи­ра­лась на пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние.

– Мо­жет Рос­сия вы­жить, ут­ра­тив хри­с­ти­ан­ские цен­но­с­ти? И ши­ре: мо­жет че­ло­ве­че­ст­во вы­жить, ут­ра­тив хри­с­ти­ан­ские цен­но­с­ти?

– Рос­сия без ду­хов­ных це­лей жить не смо­жет, увы, ны­не на­род, ут­ра­чи­вая хри­с­ти­ан­ские цен­но­с­ти, по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в эт­но­гра­фи­че­с­кий ма­те­ри­ал. Пол­ная рас­те­рян­ность боль­шин­ст­ва лю­дей в вы­бо­ре ду­хов­но­го пу­ти – а у не­ко­то­рой ча­с­ти да­же на­блю­да­ет­ся прин­ци­пи­аль­ное не­же­ла­ние ду­мать об этом во­об­ще, – а так­же от­сут­ст­вие во­ли ре­шать свою ис­то­ри­че­с­кую судь­бу – это всё по­ка­за­те­ли на­чи­на­ю­щей­ся смер­ти на­ции. Од­на на­деж­да, что Рос­сия ум­рёт на Па­с­ху, ког­да две­ри рая от­вер­сты. А че­ло­ве­че­ст­во ког­да-то обя­за­тель­но ут­ра­тит хри­с­ти­ан­ские цен­но­с­ти окон­ча­тель­но. Тог­да ко­нец све­та – и Страш­ный суд. Это­му про­сто по­ло­же­но быть.

– У вас есть строч­ки, по­свя­щён­ные Апо­ка­лип­си­су. Как вы по­ла­га­е­те, мож­но в по­ни­ма­нии Апо­ка­лип­си­са опи­рать­ся на свет­ских ав­то­ров (Ва­си­лий Ро­за­нов, Вла­ди­мир Со­ло­вь­ёв, на­при­мер) – или толь­ко на цер­ков­ных?

– Точ­нее ска­зать, в тол­ко­ва­нии Апо­ка­лип­си­са. Свя­тые от­цы имен­но тол­ку­ют Апо­ка­лип­сис. Да и то, кро­ме Ан­д­рея Ке­са­рий­ско­го, ни­кто и не вспо­ми­на­ет­ся. Со­чи­не­ния Ро­за­но­ва и Со­ло­вь­ё­ва, ка­сав­ши­е­ся этой те­мы, слож­но на­звать тол­ко­ва­ни­я­ми. Ро­за­нов ото­звал­ся на рус­ский бунт, бес­смыс­лен­ный и бес­по­щад­ный, а Со­ло­вь­ёв про­сто ре­флек­си­ро­вал на те­му. Чи­тать их ин­те­рес­но, они по­мо­га­ют в се­бе раз­би­рать­ся, опо­сре­до­ван­но, воз­мож­но, и Апо­ка­лип­сис ста­но­вит­ся не столь ту­ма­нен. Для ме­ня два биб­лей­ских тек­с­та ка­жут­ся са­мы­ми не­по­сти­жи­мы­ми – Кни­га Ио­ва в Вет­хом За­ве­те и Апо­ка­лип­сис в Но­вом За­ве­те.

– Вы со­от­но­си­те свой тра­ги­че­с­кий опыт с тра­ге­ди­ей стра­ны?

– Мой тра­ги­че­с­кий опыт, ес­ли вы на­по­ми­на­е­те о ги­бе­ли мо­е­го сы­на, я пе­ре­жи­ваю толь­ко лич­но.

– Что по­эзия мо­жет сде­лать для спа­се­ния Оте­че­ст­ва?

– Не врать. Не по­ку­пать­ся. Быть от­вет­ст­вен­ным за сло­во.

– Вам по­рой при­хо­дит­ся об­щать­ся с жур­на­ли­с­та­ми. Ка­ких во­про­сов вы бо­и­тесь?

– Глу­пых.

– А се­бя о чём бы вы хо­те­ли спро­сить?

– Это глу­пый во­прос...


Беседовали
Артур АРТЕЕВ и Юлия АРИСТОВА,
г. СЫКТЫВКАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования