Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

Херсонское посольство и его глава Галина Васильевна Дробот

 «Ко­ро­ля» иг­ра­ет сви­та

Галина ДРОБОТ
Галина ДРОБОТ

В тор­це длин­но­го ко­ри­до­ра 6-го эта­жа ком­на­та 609. На са­мом де­ле за две­рью три ком­на­ты. В пер­вой – про­стой на­род, во вто­рой – пра­вая ру­ка и зам. И, на­ко­нец, в тре­ть­ей сам «пол­но­моч­ный по­сол», се­к­ре­тарь пар­тор­га­ни­за­ции «ЛР» ор­га­на «СП» РСФСР. Я пи­шу он (это фи­гу­ра ре­чи), – ко­неч­но же, она – Г.В. Дро­бот.

А сви­та бы­ла бо­лее чем за­нят­ная.

Зам и пра­вая ру­ка Г.В. – Во­ло­дя Крив­цов, че­ло­век об­ра­зо­ван­ный, со сво­е­об­раз­ным чув­ст­вом юмо­ра; это он на те­ле­фон­ный зво­нок од­наж­ды от­ве­тил: «Вы ошиб­лись, это не от­дел “рус­ской про­зы”, это хер­сон­ское по­соль­ст­во…»

Во­ло­дя Ле­вин, лер­мон­то­вед, чре­во­угод­ник и бле­с­тя­щий пре­фе­ран­сист, близ­кий друг Вла­ди­ми­ра Мак­си­мо­ва (ре­дак­тор жур­на­ла «Кон­ти­нент»), что по­том дра­ма­ти­че­с­ки аук­нет­ся в судь­бе Г.В., и, на­ко­нец, Юрий Ку­шак. Че­ло­век впол­не за­ко­но­по­слуш­ный, вот толь­ко не нра­ви­лась ему 7-я за­по­ведь, про­сто ду­ша не при­ни­ма­ла, за что и по­лу­чил про­зви­ще «по­лу­ав­то­мат-ба­бо­у­клад­чик». А ещё, бу­ду­чи очень та­лант­ли­вым дет­ским по­этом, он ре­шил вос­пол­нить про­бел в дет­ской ли­те­ра­ту­ре, на­не­сён­ный со­вер­шен­но не пью­щи­ми Кор­не­ем Чу­ков­ским и Са­му­и­лом Мар­ша­ком, и при­нял­ся с та­кой стра­с­тью вы­кор­чё­вы­вать этот их ог­рех, что на­ша дет­ская ли­те­ра­ту­ра по-но­во­му за­свер­ка­ла все­ми цве­та­ми. А так, не счи­тая этих ме­ло­чей, он че­ло­век до­б­ро­по­ря­доч­ный, да­же пу­ри­тан­ско­го скла­да.

Я же пуб­ли­ко­вал­ся в «Чу­да­ке» (раз­дел «ЛР»), ве­ду­щем­ся тем же Ку­ша­ком в 1967 – 1968 го­дах. Но в штат при­шёл в 1969 го­ду, фак­ти­че­с­ки сме­нив Юру. По­это­му я лич­но не был сви­де­те­лем не­ко­то­рых ис­то­рий, но мно­го лет ра­бо­ты с В.Крив­цо­вым и ча­с­тые сов­ме­ст­ные вре­мя­пре­про­вож­де­ния с Ю.Ку­ша­ком поз­во­ля­ют мне счи­тать, что я не­мно­го при­вру в пе­ре­ска­зе этих, став­ших ле­ген­да­ми, ис­то­рий.

 

Ис­то­рия I.  Яв­ле­ние А.И. Со­лже­ни­цы­на «ли­т­рос­сий­ско­му» на­ро­ду

Од­наж­ды В.Крив­цов и Ю.Ку­шак вы­хо­ди­ли из ка­би­не­та, о чём-то бе­се­дуя.

Ми­мо про­хо­ди­ла зав от­де­лом «куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва» А.М. Пи­с­ту­но­ва, да­ма до­род­ная, вся на­пол­нен­ная те­ми же куль­ту­рой и ис­кус­ст­вом (злые язы­ки ут­верж­да­ли, что у неё до­ма сто­ит ар­фа – по­да­рок под­шеф­но­го кол­хо­за).

Вдруг Крив­цов за­дум­чи­во спра­ши­ва­ет Ку­ша­ка: «Ин­те­рес­но, че­го это Алек­сандр Иса­е­вич при­нёс Га­ле?»

Пи­с­ту­но­ва мгно­вен­но де­ла­ет стой­ку и, за­быв про свои де­ла, бук­валь­но вры­ва­ет­ся в ка­би­нет Г.В.

Там дей­ст­ви­тель­но на­про­тив Г.В. си­дит ка­кой-то че­ло­век (тог­да ещё в ли­цо А.С. прак­ти­че­с­ки ни­кто не знал). Че­рез ми­ну­ту уже вся ре­дак­ция гу­де­ла: у Дро­бот – Со­лже­ни­цын! И тут на­ча­лось: в ма­лень­ком ка­би­не­те (при­мер­но 8 кв.м) на­би­лось че­ло­век двад­цать. Кто-то пред­ло­жил сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся на па­мять. По­сла­ли за фо­то­гра­фом.

Все бы­ли страш­но воз­буж­де­ны. Г.В. в пол­ном не­до­уме­нии: она, во-пер­вых, не по­ни­ма­ла, по­че­му та­кой ажи­о­таж, а во-вто­рых, по­че­му «чай­ни­ка», ко­то­рый си­дит у неё, все на­зы­ва­ют А.И. (впос­лед­ст­вии вы­яс­ни­лось, что он Ал. Иса­ко­вич), но он, пло­хо­ва­то слы­ша, вос­при­ни­мал об­ра­ще­ние к не­му как нор­му. А по­че­му та­кой при­ём, ви­ди­мо, ду­мал он, да ещё и груп­по­вая фо­то­гра­фия – на­вер­ное, у або­ри­ге­нов этой ре­дак­ции та­кие нра­вы и обы­чаи. Или они впер­вые ви­дят на­сто­я­ще­го пи­са­те­ля! Но всё-та­ки по­жа­лел, что не за­хва­тил стек­лян­ные бу­сы.

Тут при­хо­дит фо­то­граф Лё­ша, а ему что Со­лже­ни­цын, что Шо­лом Алей­хем – всё рав­но.

На вся­кий слу­чай пе­ре­пи­сы­ва­ет все фа­ми­лии – хва­тит! – он стре­ля­ный во­ро­бей. (А то од­наж­ды чуть не пе­ре­пу­тал и дал на об­лож­ку вме­с­то Льва Тол­сто­го Ай­се­до­ру Дун­кан. А как раз­ли­чить – оба лю­би­ли ра­бо­тать бо­сы­ми.)

И вот тут вы­яс­ня­ет­ся, что по­се­ти­тель – ни­ка­кой не Со­лже­ни­цын, а, до­пу­с­тим, Пал­кин.

Не­мая сце­на.

Г.В. на­ко­нец по­ни­ма­ет, в чём де­ло, рвёт и ме­чет, до­га­ды­ва­ет­ся, кто со­тво­рил эту шко­ду (чай, не би­ном Нью­то­на), но ви­нов­ни­ков и след про­стыл. Тог­да она спе­шит к глав­но­му ре­дак­то­ру К.И. По­зд­ня­е­ву, что­бы хоть как-то «дем­пфи­ро­вать» опас­ность, на­вис­шую над го­ло­ва­ми про­каз­ни­ков, но у глав­но­го разъ­я­рён­ная тол­па во гла­ве с Пи­с­ту­но­вой. Они тре­бу­ют кро­ви. К.И., ко­то­рый изо всех сил пы­тал­ся изо­б­ра­жать из се­бя «ве­ли­ко­го и ужас­но­го Гуд­ви­на» (не очень, впро­чем, ус­пеш­но), при­ни­ма­ет обыч­ное сов­ко­вое ре­ше­ние, тем бо­лее что ав­то­ри­тет у Г.В. был не­срав­ни­мо боль­шим, чем у всей воз­му­щён­ной груп­пы то­ва­ри­щей. Ог­ра­ни­чи­лись стро­ги­ми вы­го­во­ра­ми.

Но на этом ис­то­рия не кон­чи­лась. Про­шло не­сколь­ко ме­ся­цев, и се­к­ре­тар­ша до­кла­ды­ва­ет К.И., что в при­ём­ной си­дит А.И.С. и про­сит его при­нять.

Гла­вред ба­г­ро­ве­ет и с кри­ком «Ну те­перь Крив­цов и Ку­шак не уй­дут от рас­пла­ты!» вы­бе­га­ет из ка­би­не­та. Те­перь он блед­не­ет – пе­ред ним дей­ст­ви­тель­но А.И.. Ока­зы­ва­ет­ся, он при­нёс три рас­ска­за, но вы­дви­га­ет тре­бо­ва­ние – пе­ча­тать их все. По­зд­ня­ев бо­ит­ся и обе­ща­ет про­пу­с­тить один или два. Тре­тий же из-за ос­т­ро­ты при­нять не ре­ша­ет­ся (по­лу­ве­ге­та­рь­ян­ское вре­мя под­хо­дит к кон­цу).

Но А.И. ни в ка­кую: ли­бо всё, ли­бо ни­че­го!

Так, к со­жа­ле­нию, и ра­зо­шлись…

Мож­но толь­ко пред­по­ла­гать, как бы из­ме­ни­лась судь­ба га­зе­ты, ес­ли б «сдел­ка» со­сто­я­лась.

 

Ис­то­рия II.  И тан­ки на­ши бы­с­т­ры, и на­ши лю­ди му­же­ст­ва пол­ны

В ав­гу­с­те 1968 го­да по «прось­бе» пра­ви­тель­ст­ва Че­хо­сло­ва­кии на­ши тан­ки во­шли в Пра­гу. Ес­те­ст­вен­но, ис­клю­чи­тель­но с мир­ны­ми це­ля­ми: слег­ка по­жу­рить слег­ка за­рвав­ших­ся не­ко­то­рых не­мно­го­чис­лен­ных от­дель­но взя­тых слег­ка не­до­воль­ных си­с­те­мой и стро­ем то­ва­ри­щей.

Ко­неч­но же, по на­шей Ро­ди­не тот­час про­ка­ти­лась вол­на про­те­с­та про­тив не­бла­го­дар­ных че­хов: мы к ним со всей ду­шой, а они нам та­кую под­лян­ку?!

На всех пред­при­я­ти­ях и в уч­реж­де­ни­ях про­во­ди­лись ми­тин­ги и со­бра­ния, что­бы по­лу­чить, по мет­ко­му оп­ре­де­ле­нию юмо­ри­с­та Ми­ха­и­ла Ми­ши­на, все­об­щий «одо­б­рямс». «ЛР» не бы­ла ис­клю­че­ни­ем.

Но тут слу­чи­лась осеч­ка скан­даль­ная. Два дис­си­ден­та ме­ст­но­го роз­ли­ва, а имен­но В.Ле­вин и Ю.Ку­шак, яви­лись к сво­е­му не­по­сред­ст­вен­но­му на­чаль­ни­ку и, на ми­ну­точ­ку, се­к­ре­та­рю парт­ко­ма га­зе­ты! – иде­о­ло­ги­че­с­ко­го ор­га­на! – и за­яви­ли:

– Гал. Вас.! Долж­ны пре­ду­пре­дить, что мы го­ло­со­вать за оп­рав­да­ние вво­да на­ших войск не бу­дем! Это тан­ки гря­зи не бо­ят­ся, а мы не хо­тим быть в гря­зи и по­том всю жизнь от­мы­вать­ся (или вро­де это­го – но за суть ру­ча­юсь!).

И же­лез­ная Г.В., про­шед­шая всю вой­ну, дрог­ну­ла. Ка­кое сча­с­тье, что ны­неш­няя мо­ло­дёжь не по­ни­ма­ет, что тог­да по­доб­ное бы­ло рав­но са­мо­убий­ст­ву.

Од­на­ко, как пи­шут гра­фо­ма­ны, «ре­ше­ние при­шло мгно­вен­но». Г.В. слиш­ком хо­ро­шо зна­ла сво­их не­управ­ля­е­мых ос­лов, что­бы пы­тать­ся их от­го­во­рить!.. По­это­му она тут же свар­га­ни­ла им ко­ман­ди­ров­ки. «На за­пад по­едет один из вас, на Даль­ний Вос­ток – дру­гой», да­бы их ду­ху в Моск­ве не бы­ло. Так она спас­ла сво­их ре­бят, но са­ма убе­речь­ся не смог­ла. Но об этом сле­ду­ю­щая гла­ва.

 

Ис­то­рия III.  Ле­вин­ская биб­ли­о­те­ка

Во­ло­дя Ле­вин – че­ло­век уни­каль­ной прин­ци­пи­аль­но­с­ти и му­же­ст­ва. Мо­жет быть, он был у Г.В. са­мым лю­би­мым из под­чи­нён­ных имен­но за не­под­чи­ня­е­мость. Он хо­дил по краю про­па­с­ти. Как я уже го­во­рил, близ­ко дру­жил с пре­крас­ным пи­са­те­лем и глав­ным ре­дак­то­ром зна­ме­ни­то­го жур­на­ла «Кон­ти­нент» Вла­ди­ми­ром Мак­си­мо­вым и не пре­кра­щал с ним связь да­же ког­да тот обос­но­вал­ся в Па­ри­же. Од­но­му Бо­гу из­ве­ст­но, как Ле­вин жил, на­вер­ня­ка, под при­сталь­ным вни­ма­ни­ем со сто­ро­ны Ком­пе­тент­ных Го­су­дар­ст­вен­ных Бди­те­лей. То, что его пе­ре­пи­с­ка пер­лю­с­т­ри­ро­ва­лась, а те­ле­фон про­слу­ши­вал­ся, это, как го­во­рит­ся, «к баб­ке (на Лу­бян­ку) не хо­ди». У не­го бы­ла пре­крас­ная биб­ли­о­те­ка из дис­си­дент­ских ав­то­ров, бук­валь­но что ни том – то ста­тья УК. Мне он как-то по­да­рил «Про­гул­ки с Пуш­ки­ным» А.Си­няв­ско­го – тог­да это был на­сто­я­щий ра­ри­тет!

Но у не­го бы­ло очень боль­ное серд­це. По­сле смер­ти ма­те­ри он жил один. То есть ком­па­нии к не­му на Кре­с­ть­ян­скую за­ста­ву за­ва­ли­ва­лись сплошь и ря­дом. Ко­неч­но, вы­пив­ки и бес­ко­неч­ное ку­ре­ние.

На его по­хо­ро­нах бы­ли сот­ни лю­дей.

По­мин­ки ус­т­ро­и­ли в его ма­лень­кой квар­тир­ке. Лю­ди при­хо­ди­ли и ухо­ди­ли до по­зд­ней но­чи.

Он был те­а­т­рал – при­шло мно­го ар­ти­с­ти­че­с­ко­го на­ро­да. Мне за­пом­ни­лись Олег Еф­ре­мов, Ан­д­рей Мяг­ков с Воз­не­сен­ской, Ар­хан­гель­ская, Та­ть­я­на Ла­в­ро­ва, Ия Сав­ви­на.

Встал во­прос: что де­лать с биб­ли­о­те­кой? И тог­да се­к­ре­тарь парт­ко­ма иде­о­ло­ги­че­с­ко­го ор­га­на «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» Га­ли­на Ва­си­ль­ев­на Дро­бот пред­ло­жи­ла пе­ре­вез­ти кни­ги к се­бе. А там, по­ми­мо про­чей кра­мо­лы, все но­ме­ра «Кон­ти­нен­та»! В об­щем, по­лу­чи­лось по Алек­сан­д­ру Ме­жи­ро­ву: «Ком­му­ни­с­ты, впе­рёд!»

И в тот же день ту­да яви­лись биб­ли­о­фи­лы в штат­ском и всё аре­с­то­ва­ли. А Г.В. вы­звал к се­бе сме­нив­ший По­зд­ня­е­ва глав­ный ре­дак­тор Ю.Т. Гри­бов (по про­зви­щу «Го­мер Не­чер­но­зе­мья») и мяг­ко, не­на­зой­ли­во сде­лал ей пред­ло­же­ние, от ко­то­ро­го бы­ло труд­но от­ка­зать­ся: уй­ти на пен­сию… И дан­ный при­го­вор в то вре­мя зву­чал как по­ми­ло­ва­ние.

И не­боль­шо­го рос­та жен­щи­на, ху­день­кая, но не­о­бык­но­вен­но му­же­ст­вен­ная, тру­до­го­лик, не мыс­ля­щая се­бя пра­зд­ной, в од­но­ча­сье ли­ши­лась все­го.

Где бы она ни ра­бо­та­ла, она об­ра­с­та­ла дру­зь­я­ми, бы­ла им пре­да­на, и они ей от­ве­ча­ли тем же. За­ча­с­тую, в си­лу сво­е­го мо­ло­до­го не­до­ум­ст­ва и бес­ша­баш­ной глу­по­с­ти, мы под­во­ди­ли её. Иной раз ста­ви­ли её поч­ти в без­вы­ход­ное по­ло­же­ние (см. вы­ше). И Ле­вин, и Ку­шак (да, при­зна­юсь, и я то­же) ино­гда де­ла­ли мно­гое, чтоб жизнь ей не ка­за­лась мё­дом. Но мы её лю­би­ли и без­мер­но ува­жа­ли. А она всё сно­си­ла, рас­прям­ля­лась – и впе­рёд!

А дру­зей при­бав­ля­лось. На днях рож­де­ния по­ми­мо преж­них, пре­дан­ней­ших – Ал­лы Гер­бер, Ин­ны Гро­мо­вой, Са­ши Юда­хи­на, Юрия Ку­ша­ка – по­яви­лись но­вые пер­со­на­жи. Кто толь­ко не бы­вал в её гос­те­при­им­ном до­ме. Ар­ка­дий Ар­ка­нов, Юз Алеш­ков­ский. По­мнит­ся, на ме­ня ог­ром­ное впе­чат­ле­ние про­из­вёл оба­я­тель­ный, ум­ный, ос­т­ро­ум­ный Юрий На­ги­бин. А То­ля При­став­кин, на­пи­сав­ший тра­ги­че­с­ки бле­с­тя­щую «Но­че­ва­ла туч­ка…»!

Друж­ба Г.В. с При­став­ки­ным бы­ла сце­мен­ти­ро­ва­на ещё и сов­ме­ст­ной ра­бо­той в аль­ма­на­хе «Ап­рель». Так же, как и друж­ба с дру­ги­ми ап­ре­лев­ца­ми Иго­рем Ду­э­лем и Яко­вом Ко­с­тю­ков­ским. Од­на­ко от­но­ше­ния с Ана­то­ли­ем При­став­ки­ным, к со­жа­ле­нию, бы­ли под­пор­че­ны. На­сколь­ко я знаю, их по­ссо­ри­ла не­кор­рект­ность и не­ум­ность не­ко­е­го тре­ть­е­го ли­ца.

Га­ли­на Ва­си­ль­ев­на Дро­бот – эта же­лез­ная ле­ди с до­б­рым серд­цем и ред­ко­ст­ным бла­го­род­ст­вом – скон­ча­лась в фе­в­ра­ле ны­неш­не­го го­да. Она ни­ког­да не жа­ло­ва­лась, хо­тя у неё страш­но бо­ле­ли но­ги. А сов­сем под ко­нец жиз­ни она прак­ти­че­с­ки ос­леп­ла. Но до по­след­не­го у неё ос­та­ва­лась яс­ная и свет­лая го­ло­ва.

Да, Га­ли­на Ва­си­ль­ев­на Дро­бот бы­ла од­ним из яр­чай­ших пер­со­на­жей в ис­то­рии «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»!

А ведь ро­дить­ся в 17-м (!) го­ду и про­жить 92 «в на­шей юной, пре­крас­ной стра­не» – уже по­двиг…


Владимир ВЛАДИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования