Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

И СТАР, И МЛАД

 А.П. Че­хов. Дя­дя Ва­ня. Пре­мье­ра те­а­т­ра име­ни Ев­ге­ния Вах­тан­го­ва 3 сен­тя­б­ря 2009 г. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ри­мас Ту­ми­нас. Ху­дож­ник Адо­мас Яцов­скис. Ком­по­зи­тор Фа­у­с­тас Ла­те­нас. 

Во­пре­ки рас­про­ст­ра­нён­но­му пред­рас­суд­ку о том, что в пье­сах Че­хо­ва ма­ло дей­ст­вия, а пер­со­на­жи вя­лы, те­а­т­ры дав­но на­учи­лись ста­вить по ним яр­кие спек­так­ли. Вы­яс­ни­лось, что ро­ли мож­но на­сы­тить жи­во­пис­ны­ми кра­с­ка­ми и соч­ным юмо­ром (вспом­ним Е.Ев­стиг­не­е­ва в ро­ли Че­бу­ты­ки­на в по­ста­нов­ке, вос­хо­дя­щей ещё к В.И. Не­ми­ро­ви­чу-Дан­чен­ко, или К.Рай­ки­на в ро­ли Епи­хо­до­ва в «Со­вре­мен­ни­ке»), а под­бор вер­но­го тем­по­рит­ма при­да­ёт спек­так­лям не­об­хо­ди­мый ди­на­мизм. Та­ким об­ра­зом, тех­ни­че­с­кое ма­с­тер­ст­во ре­жис­сё­ров и ак­тё­ров не яв­ля­ет­ся пре­пят­ст­ви­ем в во­пло­ще­нии че­хов­ских пьес, и на пер­вый план вы­хо­дит про­бле­ма кон­цеп­ту­аль­но­го по­ст­ро­е­ния спек­так­лей.

Глав­ной иде­ей спек­так­ля, по­став­лен­но­го ху­до­же­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем те­а­т­ра име­ни Е.Вах­тан­го­ва, мог­ла бы слу­жить фра­за, об­ра­щён­ная Ас­т­ро­вым (Ар­тур Ива­нов) к Еле­не Ан­д­ре­ев­не (Ан­на Ду­б­ров­ская): «Ку­да бы ни сту­пи­ли вы и ваш муж, всю­ду вы вно­си­те раз­ру­ше­ние…»

Про­ти­во­по­с­тав­ля­ют­ся два ми­ра: мир ра­бо­та­ю­щих – Ас­т­ров, Иван Пе­т­ро­вич (дя­дя Ва­ня) Вой­ниц­кий (С.Ма­ко­вец­кий), его пле­мян­ни­ца Со­ня (Ев­ге­ния Крегжде) и ня­ня Ма­ри­на (Га­ли­на Ко­но­ва­ло­ва), – с од­ной сто­ро­ны, и мир па­ра­зи­тов-раз­ру­ши­те­лей – отец Со­ни про­фес­сор Се­ре­б­ря­ков (В.Си­мо­нов), ко­то­рый «всю жизнь пи­сал об ис­кус­ст­ве, ров­ным счё­том ни­че­го не по­ни­мая в ис­кус­ст­ве», и его но­вая же­на Еле­на Ан­д­ре­ев­на – с дру­гой. А ещё два пас­сив­ных пер­со­на­жа – при­жи­вал Те­ле­гин – «Ва­ф­ля» (Юрий Кра­с­ков) и хо­зяй­ка име­ния, тё­ща Се­ре­б­ря­ко­ва Ма­рия Ва­си­ль­ев­на Вой­ниц­кая (Люд­ми­ла Мак­са­ко­ва).

Спек­такль на­чи­на­ет удив­лять с пер­вой же сце­ны. Ня­ня Ма­ри­на, ко­то­рую иг­ра­ет Г.Ко­но­ва­ло­ва, на­ка­ну­не пре­мье­ры от­ме­тив­шая своё 93-ле­тие, пред­став­ле­на не тём­ной де­ре­вен­ской ба­бой, как обыч­но, спо­соб­ной лишь жа­ло­вать­ся, что но­ги «гу­дут», а впол­не эман­си­пи­ро­ван­ной, мод­но при­чё­сан­ной, на­кра­шен­ной, важ­но раз­го­ва­ри­ва­ю­щей ста­рой да­мой. Впос­лед­ст­вии она и оз­до­ро­ви­тель­ный мас­саж Се­ре­б­ря­ко­ву сде­ла­ет, и с юным Ас­т­ро­вым не раз ещё бу­дет ко­кет­ни­чать. А мо­жет, и не­да­ром Че­хов на­звал её Ма­ри­ной, а не Ма­рь­ей, Мар­фой или Ма­т­рё­ной.

По­ра­зи­ла иг­ра С.Ма­ко­вец­ко­го в глав­ной ро­ли. Зри­те­ли уви­де­ли жи­во­го че­ло­ве­ка – это бы­ло и яр­ко, и вся­че­с­ки убе­ди­тель­но. Ак­тёр на­пом­нил Иго­ря Иль­ин­ско­го в рас­цве­те сил – и ин­то­на­ци­ей, и иг­рой. Пре­вос­ход­ный уро­вень. Вто­рая за­ме­ча­тель­ная роль – Се­ре­б­ря­ков. В.Си­мо­нов был ве­ли­ко­ле­пен и в пре­ды­ду­щем спек­так­ле Р.Ту­ми­на­са «Тро­ил и Крес­си­да», где во­пло­тил роль Пан­да­ра. В ро­ли же Се­ре­б­ря­ко­ва глав­ное ору­жие ак­тё­ра – гро­теск: ге­рой вы­ра­с­та­ет в зло­ве­щую фи­гу­ру, на­по­ми­на­ю­щую то ли обо­рот­ня, то ли зло­го вол­шеб­ни­ка чуть ли не из ска­зок Гоф­ма­на.

Еле­на Ан­д­ре­ев­на же и гри­мом, и по­вад­ка­ми ос­тав­ля­ет ощу­ще­ние че­го-то скольз­ко­го, мо­к­ро­го – ры­бь­е­го ду­ха: ве­ришь, что в её жи­лах и в са­мом де­ле, как за­ме­тил дя­дя Ва­ня, «те­чёт ру­са­ло­чья кровь».

Та­лант­лив в ха­рак­тер­ной ро­ли Те­ле­ги­на Ю.Кра­с­ков, ко­то­рый, в свою оче­редь, на­пом­нил Ге­ор­гия Ви­ци­на. Не­за­ви­си­мо от гри­ма как буд­то во­очию ви­дишь ря­би­ны (сле­ды от ос­пы) на ли­це это­го не­за­дач­ли­во­го чу­да­ка.

Де­ко­ра­ций поч­ти нет – толь­ко лев на зад­нем пла­не – от­сыл то ли к от­че­ст­ву Ас­т­ро­ва (ох, не слу­чай­но оно), то ли на­мёк на то, что и Се­ре­б­ря­ков, и Вой­ниц­кий ког­да-то по­ку­ша­лись на по­зи­ции львов.

На наш взгляд, спек­так­лю не­мно­го не хва­та­ет ди­на­ми­че­с­ко­го ди­а­па­зо­на: все ге­рои по­сто­ян­но раз­го­ва­ри­ва­ют на по­вы­шен­ных то­нах, и в ре­зуль­та­те речь зву­чит не­сколь­ко мо­но­тон­но. За­то от­чёт­ли­во – и сю­жет, и вза­и­мо­от­но­ше­ния ге­ро­ев аб­со­лют­но яс­ны.

По­рой ин­тен­сив­ность вы­ра­зи­тель­ных средств вы­гля­дит чрез­мер­ной. При пер­вом мо­но­ло­ге Со­ни, ког­да она за­лез­ла на стол и ещё вы­ше в хва­леб­ной ре­чи Ас­т­ро­ву, по­ка­за­лось, что так па­ро­ди­ру­ют­ся то ли ре­чи о пе­ре­до­ви­ках, то ли те­о­рия па­те­ти­че­с­ко­го раз­вёр­ты­ва­ния сце­ны по Эй­зен­штей­ну, но де­ло за­кон­чи­лось ис­те­ри­кой. И та­ких ис­те­рик бы­ло не­сколь­ко не толь­ко у Со­ни, но и у Еле­ны Ан­д­ре­ев­ны, не го­во­ря уже о пол­ной пси­хи­че­с­кой не­адек­ват­но­с­ти Ма­рьи Ва­си­ль­ев­ны, при­чём её ис­те­ри­че­с­кий смех над «к нам едет ре­ви­зор» был ху­до­же­ст­вен­но убе­ди­те­лен, а мно­го­крат­ные ве­ша­ния на шею Се­ре­б­ря­ко­ву, по­жа­луй, уже чрез­мер­ны.

На­ко­нец, фи­наль­ный мо­но­лог Со­ни про­зву­чал со­вер­шен­но ду­ше­раз­ди­ра­ю­ще и да­же про­шиб сле­зу у ча­с­ти зри­те­лей. Всё это вре­мя дя­дя Ва­ня в кон­тра­пункт мо­но­ло­гу си­дит в пол­ной про­ст­ра­ции, и это про­сто за­ме­ча­тель­но. Вот тут бы и за­кон­чить спек­такль – бы­ло бы по­па­да­ние в де­сят­ку – нет, по­сле это­го идут ещё не­сколь­ко ми­нут ма­ни­пу­ля­ций Со­ни над дя­дей Ва­ней (по-кло­ун­ски раз­дви­га­ет ему ве­ки и гу­бы, «ри­суя улыб­ку» на его ли­це, по­том он уда­ля­ет­ся, по-чап­лин­ски се­ме­ня), и это уже чрез­мер­но – на­пря­же­ние па­да­ет.

За­пом­ни­лись ещё не­ко­то­рые удач­ные на­ход­ки и изо­б­ре­те­ния – на­при­мер, кра­си­вые ми­зан­сце­ны, ког­да ак­тё­ры смо­т­рят в зал, как со ста­рин­ных фо­то­гра­фий (на­при­мер, па­ра Со­ня – Еле­на Ан­д­ре­ев­на). Или иг­ра Се­ре­б­ря­ко­ва и Ва­ф­ли со шля­па­ми, ког­да про­фес­сор швы­ря­ет на пол ста­рый ко­те­лок Те­ле­ги­на и от­би­ра­ет у то­го свой на­ряд­ный ци­линдр.

Жаль, что опу­ще­на за­ме­ча­тель­ная пе­сен­ка Ас­т­ро­ва: «Хо­ди ха­та, хо­ди печь – хо­зя­и­ну не­где лечь». И в це­лом об­раз Ас­т­ро­ва по­ка­зал­ся не­сколь­ко вы­су­шен­ным, пря­мо­ли­ней­ным. Воз­мож­но, со­зна­тель­но ре­жис­сёр, до­ве­рив эту роль де­я­тель­но­го ин­тел­ли­ген­та мо­ло­до­му ис­пол­ни­те­лю, вы­вел об­раз на пе­ри­фе­рию ком­по­зи­ции спек­так­ля, что­бы под­черк­нуть важ­ность ан­та­го­низ­ма че­ло­веч­ных, но без­воль­ных дя­ди Ва­ни и Со­ни, с од­ной сто­ро­ны, и страш­ных, ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных су­пру­гов Се­ре­б­ря­ко­вых – с дру­гой.

Ра­ду­ет, что в ста­рей­шем ака­де­ми­че­с­ком те­а­т­ре до­б­рот­но, яр­ко и, глав­ное, на со­вре­мен­ном те­а­т­раль­ном язы­ке по­ста­ви­ли од­ну из луч­ших пьес оте­че­ст­вен­но­го клас­си­че­с­ко­го ре­пер­ту­а­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования