Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №37. 18.09.2009

Эксперимент над зрителями Квентина Тарантино

 Ре­жис­сёр: Квен­тин Та­ран­ти­но

В ро­лях: Брэд Питт, Ди­а­на Крю­гер, Ме­ла­ни Ло­ран, Кри­с­тоф Вальц, Да­ни­ель Брюль, Эли Рот, Тиль Швай­гер, Би Джей Но­вак, Сэмм Ле­вайн.

США, Гер­ма­ния, 2009, 153 мин.

 

Фильм «Бес­слав­ные уб­люд­ки» снят в при­выч­ных та­ран­ти­нов­ских то­нах – тут и па­ро­дии на ки­не­ма­то­граф про­шло­го ве­ка, и сти­ли­за­ции, и сво­бо­да са­мо­вы­ра­же­ния, и юмор, и лег­ко­мыс­лен­ные за­во­ра­жи­ва­ю­щие ди­а­ло­ги. Все со­став­ля­ю­щие фор­му­лы ус­пе­ха Та­ран­ти­но на ме­с­те – то, что ког­да-то сде­ла­ло его куль­то­вым ре­жис­сё­ром. Од­на­ко один и тот же ре­цепт, при­ме­нён­ный мно­го­крат­но, не сра­ба­ты­ва­ет. Воз­мож­но, по­то­му, что ки­но – это не блю­до, и по­втор­ное «Кри­ми­наль­ное чти­во» не вы­зо­вет та­ко­го же удо­воль­ст­вия, как по­дан­ное в пер­вый раз. Прав­да, Та­ран­ти­но и не пы­та­ет­ся дуб­ли­ро­вать свои филь­мы, чем даль­ше, тем боль­ше ре­жис­сёр­ской сво­бо­ды (на са­мом де­ле мни­мой, по­то­му что его но­ва­тор­ские при­ёмы ста­ры как сам ки­не­ма­то­граф) он се­бе поз­во­ля­ет. Но сти­ра­ние гра­ниц и пре­не­бре­же­ние пра­ви­ла­ми не со­зда­ют но­вые гра­ни­цы и ка­но­ны ки­но, а при­во­дят к ха­о­су. Та­ран­ти­но экс­пе­ри­мен­та­тор – он про­ве­ря­ет, как близ­ко мож­но по­дой­ти к краю про­па­с­ти, за ко­то­рой уже на­чи­на­ет­ся эк­лек­ти­ка и по­те­ря сти­ля. По­след­ний его экс­пе­ри­мент, ед­ва на­ме­чен­ный в «Убить Бил­ла», чёт­че ви­ди­мый в «До­ка­за­тель­ст­ве смер­ти» и уже со­вер­шен­но яв­но при­сут­ст­ву­ю­щий в «Бес­слав­ных уб­люд­ках» – про­во­ка­ция зри­тель­ско­го иди­о­тиз­ма. В не­ко­то­ром смыс­ле он ис­поль­зу­ет ме­тод Да­ли: что бу­дет, ду­ма­ет он, ес­ли я вый­ду на сце­ну, на­га­жу на пол и уй­ду? И он не оши­ба­ет­ся в сво­ём рас­чё­те, бу­дет вот что – боль­шин­ст­во зри­те­лей под­ни­мут­ся с мест и за­кри­чат с ова­ци­я­ми: «Бра­во! Ста­рый до­б­рый Та­ран­ти­но! Ге­ни­аль­но!»

Ко­неч­но, в ря­де эпи­зо­дов Та­ран­ти­но ос­та­ёт­ся ве­рен тра­ди­ции. Как все­гда, за­ме­ча­тель­но дол­гие и, тем не ме­нее, ни­сколь­ко не скуч­ные ди­а­ло­ги, уди­ви­тель­ные ак­тёр­ские на­ход­ки, тон­кие ос­т­ро­ум­ные сти­ли­за­ции при­сут­ст­ву­ют в «Уб­люд­ках».

Фильм на­чи­на­ет­ся с пре­крас­ной сце­ны, от­сы­ла­ю­щей к «Од­наж­ды на Ди­ком За­па­де» Сер­д­жио Ле­о­не. Пол­ков­ник СС Ганс Лан­да по про­зви­щу «Охот­ник на ев­ре­ев» (Кри­с­тоф Вальц) при­хо­дит в дом фран­цуз­ско­го фер­ме­ра с це­лью най­ти се­мью ук­ры­ва­ю­щих­ся ев­ре­ев. Оба­я­тель­ный и эру­ди­ро­ван­ный че­ло­век, Лан­да ве­дёт лёг­кую свет­скую бе­се­ду с ог­ром­ным не­ук­лю­жим фран­цу­зом, об­суж­да­ет с ним фи­ло­соф­ские ос­но­ва­ния пре­сле­до­ва­ния ев­ре­ев, об­на­ру­жи­ва­ет по­след­них и всех уби­ва­ет. За ис­клю­че­ни­ем юной Шо­сан­ны, ко­то­рой он ве­ли­ко­душ­но поз­во­ля­ет сбе­жать, с улыб­кой про­кри­чав ей вслед: «Оре­ву­ар, Шо­сан­на!» Пер­вая сю­жет­ная ли­ния свя­за­на как раз с судь­бой Шо­сан­ны, став­шей впос­лед­ст­вии ди­рек­то­ром ки­но­те­а­т­ра. Вто­рая сю­жет­ная ли­ния ка­са­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но бес­слав­ных уб­люд­ков – Брэ­да Пит­та и ко­ман­ды от­ча­ян­ных ев­ре­ев под его ру­ко­вод­ст­вом. Ге­рой Пит­та – лей­те­нант Аль­до Рей­не по клич­ке «Апа­чи». Его ев­реи-го­ло­во­ре­зы дей­ст­ву­ют на ок­ку­пи­ро­ван­ной на­ци­с­та­ми тер­ри­то­рии, ус­т­ра­и­ва­ют за­са­ды, сни­ма­ют с вра­гов скаль­пы и вы­ре­за­ют на лбах от­пу­щен­ных сва­с­ти­ки. Бо­ец по про­зви­щу «Жид-мед­ведь» снит­ся в кош­ма­рах не­мец­ким сол­да­там. Его ору­жие – бейс­боль­ная би­та. От­ря­ду Аль­до Рей­не пре­до­став­ля­ет­ся воз­мож­ность осу­ще­ст­вить по­ку­ше­ние на жизнь Гит­ле­ра (опе­ре­точ­но­го, гро­те­ск­но­го пер­со­на­жа) в том са­мом ки­но­те­а­т­ре, ди­рек­то­ром ко­то­ро­го ста­ла Шо­сан­на. Гит­лер и всё выс­шее ру­ко­вод­ст­во рей­ха долж­ны прий­ти на про­смотр филь­ма о ге­ро­и­че­с­ком ря­до­вом Цол­ле­ре, в оди­ноч­ку убив­шем три­с­та аме­ри­кан­ских сол­дат. Лю­бо­пыт­но, что этот са­мый Цол­лер, га­лант­ный, ин­тел­ли­гент­ный гер­ман­ский юно­ша, влюб­ля­ет­ся в ев­рей­ку Шо­сан­ну, в то вре­мя как она лю­бит чер­но­ко­же­го ки­но­ме­ха­ни­ка.

Роль Брэ­да Пит­та не клю­че­вая, ве­ро­ят­но, его ме­с­то мог за­нять лю­бой дру­гой ак­тёр без ущер­ба для филь­ма. Его иг­ра сво­дит­ся к ску­пым муж­ским улыб­кам, вы­пя­чи­ва­нию че­лю­с­ти и про­из­не­се­нию креп­ких сло­ве­чек. Цен­т­раль­ный ак­тёр про­ек­та – бе­зус­лов­но, Кри­с­тоф Вальц, бле­с­тя­щая на­ход­ка Та­ран­ти­но, эпи­зо­ды с его уча­с­ти­ем – од­ни из на­и­бо­лее удач­ных.

При на­зван­ных плю­сах фильм оче­вид­но за­тя­нут и ме­с­та­ми от­кро­вен­но ску­чен. Бес­ша­баш­ность Та­ран­ти­но не от­да­ёт но­виз­ной – при­ёмы вы­хо­да за рам­ки по­ве­ст­во­ва­ния, на­при­мер, воз­ни­ка­ю­щие кри­вые под­пи­си со стрел­ка­ми над го­ло­ва­ми пер­со­на­жей, ти­па «Это Гимм­лер», ба­наль­ны и по­ш­лы, они раз­ру­ша­ют и так хруп­кую ат­мо­сфе­ру филь­ма, тем са­мым ли­шая его сти­ля. Та­ран­ти­но ус­т­ро­ил про­во­ка­цию – зри­те­ли ду­ма­ют, что они при­шли смо­т­реть его фильм и сме­ять­ся над ним, а на са­мом де­ле это он при­шёл над ни­ми сме­ять­ся. Сце­на с за­пер­тым го­ря­щим ки­но­те­а­т­ром, зри­те­лей ко­то­ро­го об­ст­ре­ли­ва­ют ав­то­мат­ны­ми оче­ре­дя­ми, под­тверж­да­ет эту мысль. Оду­ра­чен­ные зри­те­ли ап­ло­ди­ру­ют то­му, кто их ду­ра­чит.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования