Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №38. 25.09.2009

Леонов и Сталин: последние долги

 Опуб­ли­ко­ван­ную 23 ян­ва­ря 1946 го­да в га­зе­те «Прав­да» ста­тью Ле­о­но­ва «Сло­во о пер­вом де­пу­та­те» вспо­ми­на­ют ча­с­то. Па­не­ги­рик Ста­ли­ну, на­пи­сан­ный в по­ру пер­вых вы­бо­ров Ле­о­но­ва в Вер­хов­ный Со­вет, по­рой трак­ту­ют как про­яв­ле­ние чуть ли не сла­бо­с­ти пи­са­те­ля.

Сам Ле­о­нов уже в «но­вые вре­ме­на» не­мно­го по­ра­бо­тал на эту вер­сию, на­пи­сав в га­зе­ту «За­в­т­ра» пись­мо о том, что на не­го на­да­вил круп­ный пар­тий­ный ра­бот­ник Дми­т­рий По­ли­кар­пов, в то вре­мя от­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь Прав­ле­ния Со­ю­за пи­са­те­лей СССР (поз­же – член ЦК КПСС).

 Раз­го­вор про­дол­жал­ся два ча­са! «Вы обя­за­ны это сде­лать!» – по­вы­шал го­лос По­ли­кар­пов.

 Ну, ко­неч­но: та­кой че­с­ти удо­с­то­и­ли – вы­дви­ну­ли в де­пу­та­ты: жал­ко, что ли, од­ну ста­тью на­пи­сать.

 Внук Ле­о­но­ва Ни­ко­лай Ма­ка­ров ут­верж­да­ет: обо всём, что со­про­вож­да­ло на­пи­са­ние ста­тьи, Ле­о­нид Мак­си­мо­вич «вспо­ми­нал с не­на­ви­с­тью».

 Од­но­вре­мен­но ли­те­ра­тор Дми­т­рий Бы­ков на­хо­дит, что «Сло­во о пер­вом де­пу­та­те» – текст ос­мыс­лен­но па­ро­дий­ный, из­де­ва­тель­ский.

 

 Ле­о­нов дей­ст­ви­тель­но, как мы уже за­ме­ти­ли, мно­го, по са­мой тон­кой гра­ни про­хо­дя, за­бав­лял­ся со сво­им жут­ким вре­ме­нем: по­доб­ных за­бав в те го­ды не поз­во­лял се­бе, по­жа­луй, ни­кто.

 

 Од­на­ко в дан­ном слу­чае мы ри­ск­нём не со­гла­сить­ся ни с близ­ки­ми пи­са­те­ля, ни с Дми­т­ри­ем Бы­ко­вым.

 Ни­че­го па­ро­дий­но­го в этой ста­тье нет.

 Пи­сал он её на­вер­ня­ка не с са­мым лёг­ким серд­цем: но Ле­о­нов во­об­ще ни­че­го по за­ка­зу де­лать ни­ког­да не же­лал. Од­на­ко вы­во­дить из не­же­ла­ния пи­сать ста­тью о Ста­ли­не не­на­висть и пре­зре­ние к Ста­ли­ну – путь слиш­ком про­стой.

 Там, да, есть не­удач­ные фраг­мен­ты, са­мый тон её сплошь и ря­дом вы­хо­ло­щен­ный, но есть и вдох­но­вен­ные ме­с­та; и нуж­но ли­бо не по­ни­мать Ле­о­но­ва, ли­бо ис­то­во же­лать ви­деть его не тем, ка­ким он был на са­мом де­ле, что­бы от­ри­цать это.

 И ещё есть в этом тек­с­те зна­ко­вые, та­кие уже при­выч­ные для нас ка­вер­зы.

 Ле­о­нов пи­шет:

 «…Ос­та­но­ви сво­их ко­ней, воз­ни­ца! Хо­тим сой­ти и по­сто­ять в мол­ча­нии ми­нут­ку на са­мом важ­ном пе­ре­го­не на­шей жиз­ни! Хо­тим ог­ля­нуть­ся на до­ро­гу, ко­то­рую на чор­то­вых ско­ро­стях мы про­ска­ка­ли в чет­верть ве­ка».

 Ле­о­нид Мак­си­мо­вич, на­до ска­зать, в 1946 го­ду во­зоб­но­вил ак­тив­ную ра­бо­ту над пер­вой ре­дак­ци­ей «Пи­ра­ми­ды» – там как раз са­мый глав­ный «чорт», тог­да ещё но­сив­ший фа­ми­лию Са­та­нин­ский, жи­вёт в Моск­ве в ран­ге боль­шо­го со­вет­ско­го на­чаль­ни­ка.

 Да­лее сле­ду­ет не очень, при­зна­ем, удач­ный за­чин глав­ной те­мы:

 «…На­род мой и со­весть ве­лят мне ска­зать сло­во о то­ва­ри­ще Ста­ли­не, пер­вом де­пу­та­те на­шей зем­ли.

 Не мо­ре я, да­же не ла­с­ко­вое сол­ныш­ко, чтоб от­ра­зить хоть в ма­лой до­ле ве­ли­чие све­ти­ла, ви­ди­мо­го ны­не со всех кра­ёв все­лен­ной».

 Но нам всё-та­ки сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на оче­вид­ное со­зву­чие этих слов с дру­гим, чуть бо­лее по­зд­ним упо­ми­на­ни­ем Ста­ли­на у Ле­о­но­ва.

 В 1952 го­ду он на­пи­шет ли­б­рет­то опе­ры «На­ше­ст­вие», где глав­ный ге­рой, Фё­дор Та­ла­нов, под­ни­ма­ет­ся в лу­чах солн­ца, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го Ста­ли­на, и го­во­рит: «При­вет­ст­вую те­бя, боль­шое солн­це, / Ве­ли­кий друг дру­зей и враг вра­гов…»

 Ге­не­а­ло­гию Ста­ли­на Ле­о­нов воз­во­дит в сво­ей ста­тье к Пе­т­ру Пер­во­му:

 «Не вче­ра мой на­род по­се­лил­ся на сво­ей ве­ли­кой рав­ни­не. Мы об­ра­ща­ем взор на­зад, в пер­во­здан­ную пе­т­ров­скую ме­тель».

 Ле­о­нов пи­шет про «сви­ре­пое пла­мя это­го чер­но­ра­бо­че­го ца­ря, на це­лый век ра­зо­драв­шее» тем­но­ту над Рос­си­ей.

 Пе­т­ров­ский сви­ре­пый жар, как мы ви­дим, на­пря­мую ас­со­ци­и­ро­ван с тем ог­нен­ным све­том, ко­то­рым со­вре­мен­ный вождь с не мень­шей сви­ре­по­с­тью «раз­ди­рал» но­вую тьму над Ро­ди­ной.

 И чем даль­ше пи­шет­ся ста­тья, тем се­рь­ёз­ней и уве­рен­ней ста­но­вит­ся ле­о­нов­ский тон, и вот уже, ду­ма­ет­ся нам, го­лос его прав­див пре­дель­но:

 «Ког­да на Нюрн­берг­ском про­цес­се пе­ре­вод­чик шеп­тал мне в ми­к­ро­фон о по­дроб­но­с­тях звер­ско­го фа­шист­ско­го изу­вер­ст­ва, ка­за­лось мне – это со­весть шеп­чет мне в ухо:

– Что, по­нял те­перь, ми­лень­кий, по­че­му уголь, нефть и сталь пол­то­ра де­сят­ка лет не схо­ди­ли с на­ших га­зет­ных столб­цов? По­то­му что из этих пер­во­род­ных гру­бых сти­хий, с при­бав­кой че­ло­ве­че­с­ко­го твор­че­ст­ва, со­зда­ёт­ся та­ин­ст­вен­ный сплав сво­бо­ды и сча­с­тья. Ими за­ря­жа­ют­ся пуш­ки, они те­кут в кро­ви дер­жа­вы... Те­перь пол­но­стью до­шло до тво­е­го серд­ца ве­щее ка­пи­тан­ское сло­во, ска­зан­ное в на­ча­ле на­ше­го по­хо­да к пра­вед­ной зем­ле: «Ли­бо мы сде­ла­ем это, ли­бо нас со­мнут»? <…> И ес­ли за­в­т­ра сно­ва по­ве­лит ка­пи­тан уд­во­ить за­сып­ку хле­ба в па­зу­ху го­су­дар­ст­ва, ут­ро­ить ско­рость стан­ков, учет­ве­рить при­плод тво­их до­мен и мар­те­нов – ста­нешь ли ты те­перь же­лать вре­ме­ни на пе­ре­кур­ку да пря­нич­ка к свет­ло­му дню? Гляди вни­ма­тель­ней на этих при­зра­ков фа­ши­ст­кой но­чи, по­ка не раз­ве­ял их в прах при­го­вор Три­бу­на­ла. Те­бя да­же не за­сек­ли бы, из те­бя вы­це­ди­ли бы твою жизнь, как из тю­би­ка, по ме­ре на­доб­но­с­ти для гер­ман­ско­го хо­зяй­ст­ва...».

«…Не ста­нем пе­ре­чис­лять всех эта­пов это­го бес­при­мер­но­го по­един­ка со смер­тью, – про­дол­жа­ет Ле­о­нов, вспо­ми­ная не­дав­нюю вой­ну. – Бы­ли го­ре­ст­ные дни вна­ча­ле; по­мнит­ся, чёр­ный иней сви­сал с де­ре­вь­ев в эту са­мую по­ру, и хле­буш­ко был чер­ст­вей кам­ня, и са­мая вод­ка от­зы­ва­ла при­га­рью. Не мень­ше, чем до­бы­тую ра­дость, бе­ре­ги эту свет­лую скорбь по ро­ди­мой зем­ле, по­пи­ра­е­мой но­га­ми за­во­е­ва­те­ля!.. Со сжа­ты­ми зу­ба­ми дра­лась ро­ди­на, и всё дра­лось в ней – во­и­ны и ста­ру­хи, да­же пы­ла­ю­щие ле­са, да­же са­мый воз­дух, рас­ка­лён­ный рус­ским мо­ро­зом до­си­ня <…> Вспом­ни, как ка­чал­ся ма­ят­ник по­бе­ды меж двух враж­деб­ных ла­ге­рей, и тог­да ста­ло не­об­хо­ди­мо в каж­до­го вло­жить ча­с­ти­цу ка­пи­тан­ской во­ли, чтоб ук­ре­пить ре­ши­мость к пре­одо­ле­нию ги­бе­ли: так от ще­пот­ки бла­го­род­но­го воль­ф­ра­ма креп­ча­ет и ста­но­вит­ся не­со­кру­ши­мой сталь. И вот он роз­дал нам се­бя... Так сколь­ко же нуж­но бы­ло иметь вну­т­ри, чтоб не ис­сяк­нуть, чтоб хва­ти­ло на всех».

«…Ис­то­рия пла­не­ты вы­гля­де­ла бы в е с ь м а   и н а ч е, ес­ли бы Ста­лин не воз­гла­вил ве­ли­ча­во­го ос­во­бо­ди­тель­но­го по­ры­ва на­ро­дов Рос­сии: нам бы­ло бы лю­бо­пыт­но по­на­блю­дать сме­лые цир­ко­вые куль­би­ты и флик-фля­ки ина­ко­мыс­ля­щих му­д­ре­цов в их по­пыт­ках хо­тя бы ча­с­тич­но до­ка­зать об­рат­ное. Пе­ред че­ло­ве­че­ст­вом сто­ял мрак не­бы­тия, чер­нее ко­пот­но­го зе­ва бель­зен­ско­го кре­ма­то­рия, ко­то­рый в своё вре­мя пре­вра­тил бы оных му­д­ре­цов (ес­ли толь­ко са­ми они не фа­ши­с­ты!) в лег­ко­вес­ный ас­пи­ри­но­подбный по­ро­шок для удо­б­ре­ния не­мец­кой ка­пу­с­ты. Этою про­стей­шею из ак­си­ом мог бы ов­ла­деть при уси­лии да­же не очень дрях­лый кол­хоз­ный конь...».

«Он на­учил нас не ща­дить мел­ко­го для до­сти­же­ния боль­шо­го, и та­ким пу­тём уз­на­ли мы не­что до­ро­же жиз­ни.

Мы че­ст­но про­жи­ли эти го­ды твор­че­ст­ва и борь­бы, в ко­то­рые та­щи­ли ле­ме­ха но­вой ци­ви­ли­за­ции по за­ста­ре­лой це­ли­не. Мы впряг­ли в тот плуг всё, что име­ли – свою рас­ко­ван­ную си­лу и при­род­ные да­ро­ва­ния, и этот Че­ло­век шёл пер­вым, шёл там, где не вид­не­лось ни сле­да, ни бо­роз­ды. <…> И опять гля­дим мы в его ли­цо, – не кос­ну­лись ли тя­жё­лые за­бо­ты его ду­шев­ной мо­ло­до­с­ти. И хо­тя мы по­мним, ког­да про­чер­ти­лась там каж­дая мор­щин­ка и при ка­ких ус­ло­ви­ях по­бе­ле­ла каж­дая прядь его во­лос, мы спо­кой­ны за бу­ду­щее сво­ей стра­ны…».

И что бы Ле­о­нов ни го­во­рил о са­мом фак­те со­зда­ния имен­но этой ста­тьи, мно­гие её по­сту­ла­ты на­пря­мую свя­за­ны с тем, что пи­сал он о Ста­ли­не впос­лед­ст­вии.

 

Вот та­ким дан Ста­лин в ро­ма­не «Рус­ский лес»: «Он лег­ко под­ни­мал­ся по вну­т­рен­ней ле­ст­ни­це мав­зо­лея, чуть впе­ре­ди сво­их со­рат­ни­ков, из ко­то­рых каж­до­го По­ля уз­на­ва­ла по мельк­нув­ше­му сквозь снег си­лу­э­ту с рас­сто­я­ния. На нём бы­ла сол­дат­ская ши­нель без пет­лиц и от­ли­чий, фу­раж­ка с об­ще­ар­мей­ской звез­дой <…> По­ля ус­лы­ша­ла го­лос, ло­жив­ший­ся в ду­шу с ес­те­ст­вен­но­с­тью зер­на в рас­пах­ну­тую поч­ву <…> Ра­дио­эхо яру­са­ми и впе­рек­лич­ку раз­но­си­ло эти сло­ва по за­тих­ше­му го­ро­ду; ка­за­лось, ста­рый ка­мень пло­ща­ди по­вто­ря­ет их стро­ка за стро­кой, впи­ты­вая на ве­ка…».

 

Мно­го ли тут ин­то­на­ци­он­ных раз­ли­чий со ста­ть­ёю?

По­сле смер­ти Ста­ли­на упо­ми­на­ния его в ху­до­же­ст­вен­ных тек­с­тах ста­ли уби­рать (по пря­мым, кста­ти, ре­ко­мен­да­ци­ям, иду­щим те­перь уже от на­стыр­ных хру­щёв­ских со­ко­лов). В но­вом ва­ри­ан­те «Рус­ско­го ле­са» ска­за­но лишь о «всех тех, кто нёс тог­да бре­мя от­вет­ст­вен­но­с­ти за стра­ну и воз­глав­лен­ные ею идеи», са­мо имя Ста­ли­на от­сут­ст­ву­ет.

Но за­меть­те, на­сколь­ко со­звуч­но опи­са­ние Ста­ли­на в «Пи­ра­ми­де» с опи­са­ни­ем в «Рус­ском ле­се» и да­же со «Сло­вом о пер­вом де­пу­та­те»: «В от­ме­ну ле­ген­дар­ных опи­са­ний был он впол­не обык­но­вен­ной внеш­но­с­ти, в по­лу­во­ен­ном ки­те­ле и чуть по­стар­ше се­бя на пор­т­ре­тах, но, зна­чит, бла­го­да­ря жут­кой сла­ве ноч­ной бы­ла в са­мой его за­уряд­но­с­ти ка­кая-то при­сталь­ная зна­чи­тель­ность, по­дав­ля­ю­щая во­об­ра­же­ние <…> Каж­дая мысль, вы­ра­жен­ная этим не­гром­ким и чуть глу­хо­ва­тым го­ло­сом, с за­мет­ным кав­каз­ским ак­цен­том и не­свой­ст­вен­ным рус­ской ре­чи куч­ным про­из­не­се­ни­ем слов, не­мед­лен­но под­чи­ня­ла се­бе са­мое рас­се­ян­ное вни­ма­ние и при­об­ре­та­ла все­мир­ное эхо».

Вид Ста­ли­на, как мы ви­дим, при­об­ре­та­ет в «Пи­ра­ми­де» поч­ти ин­фер­наль­ные при­ме­ты – но ощу­ще­ние не­мыс­ли­мо­го мас­шта­ба этой фи­гу­ры ос­та­ёт­ся всё рав­но.

***

«Пи­ра­ми­да» на­чи­на­лась с двух тем, ос­т­ро обо­зна­чив­ших­ся в ми­ро­во­с­при­я­тии Ле­о­но­ва сра­зу по­сле вой­ны: Бог, Его при­сут­ст­вие в ми­ре и Рос­сия в по­ру ве­ли­ко­го со­ци­аль­но­го экс­пе­ри­мен­та: как поч­ти иде­аль­ное про­ст­ран­ст­во, поз­во­ля­ю­щее ра­зо­брать­ся во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях че­ло­ве­ка и То­го, Кто вы­ше его.

 

Поз­же, в 70-е, Ле­о­нов при­знал­ся од­но­му из со­бе­сед­ни­ков, что из­на­чаль­но в «Пи­ра­ми­де» хо­тел «мах­нуть по ате­и­с­там» – это пер­вая те­ма; и объ­яс­нить 37-й год («…ина­че нам его не про­стят», по­яс­нил Ле­о­нов) – это те­ма вто­рая.

 

Но вме­с­то ате­и­с­тов Ле­о­нов, по его же сло­вам, «мах­нул по Бо­гу», да так, как то­го не слу­ча­лось да­же в пре­ды­ду­щих ро­ма­нах, – об этом мы ещё по­го­во­рим ни­же.

Что до 37-го го­да, то объ­яс­нить и на­сколь­ко воз­мож­но оп­рав­дать его ещё мо­жет ис­то­рик, до­б­ро­воль­но по­ме­с­тив­ший се­бя вне ка­те­го­рий до­б­ра и зла, а вот ис­тин­но­му рус­ско­му пи­са­те­лю это ед­ва ли под си­лу.

О тюрь­мах и ла­ге­рях в до­ста­точ­но се­рь­ёз­ной и ощу­ти­мой пол­но­те Ле­о­нов уз­нал, ес­те­ст­вен­но, не толь­ко из книг Со­лже­ни­цы­на, но за­дол­го до их про­чте­ния, сра­зу по­сле смер­ти Ста­ли­на. Тут не толь­ко пре­сло­ву­тый хру­щёв­ский до­клад сы­г­рал своё де­ло или встре­ча с Фа­де­е­вым в боль­ни­це, но и об­ще­ние с мно­ги­ми ле­о­нов­ски­ми зна­ко­мы­ми, вер­нув­ши­ми­ся из ла­ге­рей.

Средь них был близ­кий, ещё по ар­хан­гель­ской ис­то­рии, то­ва­ри­щ Ле­о­но­ва, – Зу­ев Алек­сандр Ни­ка­но­ро­вич, ко­то­ро­го за­бра­ли в 1938-м. Они встре­ти­лись в 1954-м, мно­го раз­го­ва­ри­ва­ли, ча­с­то встре­ча­лись...

И год от го­да же­ла­ние ра­зо­брать­ся с этим вре­ме­нем не ос­ла­бе­ва­ло, но лишь уси­ли­ва­лось.

На­вскид­ку не­сколь­ко ме­му­ар­ных фраг­мен­тов, за­пи­сан­ных, за­ме­тим, людь­ми са­мых раз­ных взгля­дов.

В 1966-м го­ду Ле­о­нов го­во­рит за­ве­ду­ю­ще­му сек­то­ром ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры От­де­ла куль­ту­ры ЦК КПСС Аль­бер­ту Бе­ля­е­ву: «Ме­ня, к при­ме­ру, вол­ну­ют две про­бле­мы: культ Ста­ли­на и его вре­мя. Ста­лин был ве­ли­кая лич­ность шек­с­пи­ров­ско­го пла­на. Пи­сать об этом вре­ме­ни и об этой лич­но­с­ти нам не да­ют. А на­до. А вы­сту­пи я с три­бу­ны об этом – мне же и по шее да­дут».

В 1969-м го­ду ли­те­ра­ту­ро­вед Алек­сандр Ов­ча­рен­ко за­пи­сы­ва­ет за Ле­о­но­вым: «Ста­лин – часть на­шей труд­ной, тяж­кой, но ис­то­ри­че­с­ки обус­лов­лен­ной судь­бы. И пи­сать о ней на­до так, что­бы ни­ко­му не дать по­во­да ни для зло­рад­ст­ва, ни для хи­хи­ка­нья, ни для плев­ков в на­шу свя­щен­ную кровь. При всех на­ших ошиб­ках, дра­мах, мы на­ко­пи­ли та­кие пси­хо­ло­ги­че­с­кие бо­гат­ст­ва, ка­ки­ми не рас­по­ла­га­ет ни один на­род в ми­ре. Они, эти бо­гат­ст­ва, да­ют нам пра­во на бла­го­дар­ное ува­же­ние че­ло­ве­че­ст­ва. И о на­ших тра­ге­ди­ях пи­сать на­до так, что­бы они вы­зы­ва­ли бла­го­го­вей­ный тре­пет, чтоб пред ни­ми че­ло­ве­че­ст­во сни­ма­ло шля­пу, па­мя­туя, что это на­ша кровь, на­ши слё­зы, на­ши го­ре­с­ти, на­ша ве­ра; на­ше ува­же­ние к ним долж­но быть тем силь­нее, что, про­хо­дя че­рез них, мы при­нес­ли по­бе­ду ми­ру всё-та­ки».

В днев­ни­ке за 1970 год ли­те­ра­ту­ро­ве­да На­та­льи Гроз­но­вой есть ещё один пе­ре­сказ слов Ле­о­но­ва: «Сей­час плев­ки и оп­ле­у­хи в ад­рес Ста­ли­на. Это чушь. <…> Мы ещё не изу­чи­ли и не по­ня­ли, на ка­ких ко­ор­ди­на­тах про­шло это очень се­рь­ёз­ное яв­ле­ние».

Она же за­пи­сы­ва­ет в мае 1971-го: «Ста­лин по­ни­мал, что «Бра­ть­ев Ка­ра­ма­зо­вых» нель­зя пе­ча­тать: в «Ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре» – се­к­рет то­го, как поль­зо­вать­ся, как уп­рав­лять че­ло­ве­че­ст­вом. Ста­лин – един­ст­вен­ный, кто за­слу­жи­ва­ет боль­шой ли­те­ра­ту­ры».

И, со­глас­но Гроз­но­вой, в мае 1980-го Ле­о­нов вновь го­во­рит: «Ста­лин не зря за­ка­зы­вал ли­те­ра­ту­ре па­рал­ле­ли с Ива­ном IV и Пе­т­ром I. Ста­лин по­ни­мал, что он чу­жой че­ло­век, си­дит в Крем­ле… Но он не стра­дал от это­го, а стре­мил­ся пре­одо­леть. Это един­ст­вен­ная по-на­сто­я­ще­му шек­с­пи­ров­ская фи­гу­ра в на­шей ре­во­лю­ции».

Раз­брос и лет, и ус­лож­не­ние ха­рак­те­ри­с­тик го­во­рит, что те­ма эта му­чи­ла его не­от­ступ­но.

 

Ле­о­нов не хо­тел уп­ро­ще­ния, пре­зи­рал огуль­ное из­де­ва­тель­ст­во над те­ми вре­ме­на­ми, но с каж­дым го­дом всё твёр­же по­ни­мал, что ни­ка­ко­го оп­рав­да­ния то­же не по­лу­чит­ся: от­сю­да оз­ву­чен­ные Ле­о­но­вым ещё в на­ча­ле 70-х ас­со­ци­а­ции спо­со­бов прав­ле­ния Ста­ли­на с за­ве­та­ми Ве­ли­ко­го ин­кви­зи­то­ра.

 

В 1988 го­ду Ле­о­нов ска­жет о Ста­ли­не: «Все эти сло­ва «страш­ный», «же­с­то­кий» и т.п. по от­но­ше­нию к та­ким лю­дям не­при­ме­ни­мы. Шек­с­пи­ров­ские ха­рак­те­ры не оп­ре­де­ля­ют от­дель­ной до­ми­нан­той. В древ­ние вре­ме­на изо­б­ре­та­лись бо­лее точ­ные оп­ре­де­ле­ния вро­де – «бич бо­жий».

По­доб­ным об­ра­зом, вне че­ло­ве­че­с­ких по­ня­тий, пы­та­ет­ся ос­мыс­лить Ста­ли­на и Ле­о­нов в «Пи­ра­ми­де».

И уже не важ­но, на­сколь­ко об­раз ре­аль­но­го Ста­ли­на со­от­вет­ст­во­вал об­ра­зу ро­ман­но­му (а он, ес­те­ст­вен­но, ма­ло со­от­вет­ст­во­вал). Ле­о­но­ву бы­ло нуж­но вы­чис­лить эту фи­гу­ру на ко­ор­ди­на­тах боль­шо­го бы­тия – на­столь­ко боль­шо­го, что оно пе­ре­хлё­с­ты­ва­ет че­рез соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­с­кую ис­то­рию.

***

Сце­на бе­се­ды глав­но­го ге­роя «Пи­ра­ми­ды» ан­ге­ла Дым­ко­ва со Ста­ли­ным – од­на из са­мых по­след­них в кни­ге, и та­кое её рас­по­ло­же­ние мно­го­знач­но.

Раз­го­вор со Ста­ли­ным буд­то вен­ча­ет всё слу­чив­ше­е­ся в ро­ма­не – все те по­ис­ки и ме­та­ния, что ха­рак­те­ри­зу­ют вся­ко­го ге­роя кни­ги.

Ка­жет­ся, что ощу­ще­ние опу­с­то­шён­но­с­ти и ужа­са, бес­смыс­лен­но­с­ти че­ло­ве­че­с­ких по­пы­ток раз­га­дать смыс­лы сво­е­го бы­тия долж­но как-то, как угод­но раз­ре­шить­ся в той сце­не, где раз­го­ва­ри­ва­ют по­слан­ник не­ба и ти­ран (впро­чем, Ле­о­нов име­ну­ет Ста­ли­на Хо­зя­и­ном, с про­пис­ной бук­вы).

Ста­лин го­во­рит Дым­ко­ву, что глав­ной те­мой их раз­го­во­ра ста­нет «древ­няя б о л ь   з е м н а я», ко­то­рую не­об­хо­ди­мо пре­одо­леть. Но ес­ли хри­с­ти­ан­ст­во обе­ща­ет окон­ча­тель­ное пре­одо­ле­ние этой бо­ли за по­ро­гом жиз­ни, то Ста­лин ста­вит пред со­бой за­да­чу при­жиз­нен­но­го ос­во­бож­де­ния от неё.

«Я об­рёк се­бя на труд и про­кля­тье бли­жай­ше­го по­ко­ле­ния», – по­ни­ма­ет Ста­лин.

Раз­мы­ш­ляя о смыс­ле Ре­во­лю­ции, Ста­лин при­хо­дит к вы­во­ду, что ма­те­ри­аль­ное ра­вен­ст­во не спо­соб­но при­не­с­ти че­ло­ве­че­ст­ву удов­ле­тво­ре­ния.

Но что тог­да?

«…Гля­дя свер­ху, – уве­рен ле­о­нов­ский Ста­лин, – че­ло­век га­док для са­мо­го се­бя как са­мо­цель, а хо­рош как ин­ст­ру­мент для не­ко­е­го ве­ли­ко­го за­да­ния, для вы­пол­не­ния ко­то­ро­го да­на бы­ла ему жизнь, и не­че­го ща­дить г л и н у, не оп­рав­дав­шую сво­е­го глав­но­го пред­наз­на­че­ния…».

«Штурм боль­ших твер­дынь, – про­дол­жа­ет он, – уда­ёт­ся лишь в слу­чае, ког­да по­двиг ста­но­вит­ся для уча­ст­ни­ков един­ст­вен­ным шан­сом воз­вра­ще­нья к жиз­ни. Смерть не ос­во­бож­да­ет нас от ис­то­ри­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти за вы­ход из строя, раз­ве толь­ко от три­бу­на­ла. Ра­бо­чие сут­ки в двад­цать че­ты­ре ча­са рас­це­ни­вать как зло­ст­ный са­бо­таж и де­зер­тир­ст­во».

Со­глас­но Ста­ли­ну – че­ло­ве­ку, до­стиг­ше­му не­бы­ва­ло­го мо­гу­ще­ст­ва и воз­вед­шему им­пе­рию, ко­то­рая вста­ла, как ска­за­но в «Пи­ра­ми­де», «пре­вы­ше хреб­тов Ги­ма­лай­ских», – по­след­ней твер­ды­ней, ко­то­рую при­дёт­ся штур­мо­вать, яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­с­кий ра­зум.

Имен­но ра­зум не да­ёт до­стичь не толь­ко ма­те­ри­аль­но­го ра­вен­ст­ва, но ра­вен­ст­ва то­таль­но­го, аб­со­лют­но­го, не­об­хо­ди­мо­го че­ло­ве­че­ст­ву, да­бы не взо­рвать­ся по при­чи­не раз­ди­ра­ю­щих его про­ти­во­ре­чий.

 И Ста­лин ре­ша­ет при­звать на по­мощь ан­ге­ла Дым­ко­ва – о ко­то­ром всё зна­ет с са­мо­го на­ча­ла при­бы­тия то­го на зем­лю.

Это и есть та са­мая з а п а д н я для по­слан­ца не­бес (имен­но так – «За­пад­ня» – на­зы­ва­ет­ся тре­тья, по­след­няя часть «Пи­ра­ми­ды») – оче­ло­ве­чив­ший­ся, он и вы­пол­нить прось­бу Ста­ли­на не мо­жет, и вер­нуть­ся на не­бо не в си­лах!

Фак­ти­че­с­ки Ста­лин пы­та­ет­ся со­блаз­нить ан­ге­ла на ещё один бунт про­тив Бо­га.

Пер­вый бунт, по вер­сии Ле­о­но­ва (ори­ен­ти­ру­ю­ще­го­ся на Кни­гу Ено­ха и, в дан­ном слу­чае, Ко­ран), слу­чил­ся, ког­да Бог со­здал лю­дей и под­чи­нил им ан­ге­лов. «Как мог Ты со­здан­ных из ог­ня под­чи­нить со­зда­ни­ям из гли­ны?» – вос­клик­нул тог­да пред­во­ди­тель ан­ге­лов.

 И ес­ли ан­гел Дым­ков, ве­до­мый ру­кой Ста­ли­на, ли­шит лю­дей ра­зу­ма – а в ко­неч­но ито­ге то­го бо­же­ст­вен­но­го ду­ха, что был в них вдох­нут, – то че­ло­ве­че­ст­во вновь пре­вра­тить­ся в ни­что­же­ст­во. Из оду­хо­тво­рён­ной гли­ны оно ста­нет про­сто гли­ной!

 Так Бог пой­мёт, что его ве­ра в че­ло­ве­ка и лю­бовь к че­ло­ве­ку бы­ли на­прас­ны, не­нуж­ны.

 

По су­ти, ле­о­нов­ская ин­тер­пре­та­ция ста­лин­ско­го за­мыс­ла яв­ля­ет­ся ме­та­фо­рой не толь­ко со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го экс­пе­ри­мен­та, а во­об­ще лю­бой мас­штаб­ной все­че­ло­ве­че­с­кой афе­ры, ког­да лю­ди пы­та­ют­ся из­ме­нить не толь­ко мир во­круг се­бя, но и пре­зреть соб­ст­вен­ное своё че­ло­ве­че­с­кое ес­те­ст­во, в ко­ем ве­ра в бо­же­ст­вен­ную пра­во­ту яв­ля­ет­ся су­тью и кре­пью.

 

По Ле­о­но­ву, Ста­лин ста­но­вит­ся стро­и­те­лем оче­ред­ной Баш­ни Ка­ла­фа­та, о ко­то­рой на­ш герой на­пи­сал ещё в юно­ше­с­ком сти­хо­тво­ре­нии 1916 го­да. Че­ло­век не впра­ве стать боль­ше, чем он есть – вот в чём смысл ле­о­нов­ской прит­чи о Ка­ла­фа­те. И чем вы­ше пы­та­ет­ся воз­ве­с­ти че­ло­век свою Баш­ню, тем страш­ней бу­дет его ужас при ви­де тщет­но­с­ти при­ло­жен­ных уси­лий!

Ста­лин в «Пи­ра­ми­де» не под­вла­с­тен тём­ным си­лам на­пря­мую, но при всём на­гляд­ном ве­ли­чии его фи­гу­ры он не­воль­но уча­ст­ву­ет в про­ти­во­сто­я­нии Све­та и Тьмы на сто­ро­не Тьмы.

Ле­о­нов, впро­чем, ещё раз ого­ва­ри­ва­ет­ся, что Ста­лин в «Пи­ра­ми­де» и Ста­лин в ре­аль­но­с­ти – не иден­тич­ны. «Но со­вре­мен­ни­ки, – по­яс­ня­ет Ле­о­нов, – име­ют свя­щен­ное пра­во на соб­ст­вен­ное суж­де­ние о лич­но­с­ти вож­дя, ко­то­рый столь­ко бе­зум­ных дней и но­чей бес­по­щад­но рас­по­ря­жал­ся судь­бой, жиз­нью, до­сто­я­ни­ем их от­чиз­ны, что­бы за­ве­с­ти её в цейт­нот ис­то­рии».

И да­лее, за­вер­шая те­му, Ле­о­нов пи­шет, что ес­ли про­ве­с­ти «су­деб­но-па­та­ло­ги­че­с­кий» ана­лиз де­я­тель­но­с­ти Ста­ли­на, «…ещё зна­чи­тель­нее ока­зал­ся бы ми­с­ти­че­с­кий ас­пект этой не­за­уряд­ной лич­но­с­ти, как она пред­ста­вит­ся од­наж­ды про­зрев­ше­му со­вре­мен­ни­ку».

То есть са­мо­му Ле­о­но­ву – это он был по­след­ним ре­аль­ным со­вре­мен­ни­ком Ста­ли­на, смо­т­рев­шим гла­за в гла­за вож­дю и ти­ра­ну. 


Захар ПРИЛЕПИН,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования