Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Пророчества о России

«И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привёл на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог – нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути».

Это не пророчество. Так рассказывает Лаврентьевская летопись о монголо-татарском нашествии на город Владимир. Главное в этом тексте – понимание автором взаимосвязи между происходящим в государстве, в народе, среди князей, что подвержены были тогда распрям – и неминуемым наказанием. Правильнее всё же говорить: сами себя наказали. Таких толкований нашествия орд внуков и полководцев Чингисхана в древнерусских текстах можно встретить немало. Вспомните, в чём был смысл гениального «Слова о полку Игореве». Не в поэтике.

А в осмыслении беды раздробленности и феодальных войн. И сегодня надо не только наслаждаться песенным складом «Слова» (если мы к этому ещё способны), но и проникать в глубинный смысл.

Пророчества и предсказания в христианских текстах играют порой определяющую роль. Другое дело, что ограниченные светскими канонами научные деятели не берутся даже упоминать уже проверенные и состоявшиеся события. Так, о предстоящей революции в России и её страшных последствиях предупреждали не только и не столько писатели и поэты-пророки Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Ф.И. Тютчев. К примеру, как вам такой текст об отношении Запада к России: «У них рука не поднимется написать что-нибудь в пользу России, они так привыкли на неё клеветать и видеть в нас записных врагов европейской безопасности и гражданственности, что и теперь, когда им в глаза бросают противоречащее этому мнение, вся Россия для них есть противник всякого человеческого развития, опасный разбойник, ждущий только удобного случая, чтобы напасть на них…» Как будто сегодня сказано. А между тем, эту фразу произнёс великий В.А. Жуковский накануне Крымской войны 1854 года.

Можно и в стихах:

 

Что нового Европа ни затеет,

Сейчас и мы со снимком налицо,

И под узор французский запестреет

Домашнего изделия дрянцо.

 

Ну, прямо про наше слепое копирование сегодня. То парламенты копируем, то ЕГЭ, то муниципальное устройство…

А вообще-то автором этой строфы является князь П.А. Вяземский, и датируется она 1862 годом.

 

Сергей КОЗЛОВ
Сергей КОЗЛОВ

Но вер­нём­ся к про­ро­че­ст­вам. Сре­ди тех, кто аб­со­лют­но точ­но ри­со­вал кар­ти­ны рус­ской ре­во­лю­ции, ве­ли­кие свя­тые и по­движ­ни­ки: Се­ра­фим Са­ров­ский, Фе­о­фан За­твор­ник, пре­по­доб­ный Ам­вро­сий Оп­тин­ский, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Оп­тин­ский, свя­ти­тель Иг­на­тий Брян­ча­ни­нов, свя­щен­но­му­че­ник о. Ио­анн Вос­тор­гов, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оп­тин­ский, св. прав. о. Ио­анн Крон­штадт­ский… И мно­гие дру­гие. Их не ус­лы­ша­ли, точ­нее, не за­хо­те­ли ус­лы­шать. Се­го­дня те, ко­му не лень, мо­гут най­ти эти про­ро­че­ст­ва и пред­ска­за­ния и убе­дить­ся в их пра­виль­но­с­ти. Точ­но так же бы­ла пред­ска­за­на Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на. С той же ого­вор­кой, что и текст Ла­в­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си: за гре­хи на­ши… По­то­му что ви­деть и слы­шать не хо­тим.

Вот как о со­сто­я­нии рав­но­ду­шия и без­бо­жия пи­са­ла Ма­ри­на Цве­та­е­ва: «Сто­им, ждём трам­вая. Дождь. И дерз­кий маль­чи­ше­с­кий пе­ту­ши­ный вы­крик: «Рас­ст­рел Ни­ко­лая Ро­ма­но­ва!.. Ни­ко­лай Ро­ма­нов рас­ст­ре­лян ра­бо­чим Бе­ло­бо­ро­до­вым!». Смо­т­рю на лю­дей, то­же жду­щих трам­вая и то­же (то­же!) слы­ша­щих. Ра­бо­чие, рва­ная ин­тел­ли­ген­ция, сол­да­ты, жен­щи­ны с де­ть­ми. Ни­че­го! Хоть бы что!.. По­ку­па­ют га­зе­ту, про­гля­ды­ва­ют мель­ком, сно­ва от­во­ра­чи­ва­ют гла­за – ку­да? Да так, в пу­с­то­ту…».

Сре­ди тех, кто пред­ска­зы­вал Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную вой­ну и её по­след­ст­вия, бла­жен­ная Ма­тро­на Мос­ков­ская (ко­то­рую, по ле­ген­де, по­се­тил сам Ста­лин). Она бе­зо­ши­боч­но го­во­ри­ла при­хо­див­шим к ней моск­ви­чам и при­ез­жим об их близ­ких, что про­па­ли без ве­с­ти. Ин­те­рес­ная ле­ген­да бы­то­ва­ла в ок­ру­же­нии Ста­ли­на о яв­ле­нии ему Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го во вре­мя оса­ды Моск­вы. При­ме­ча­тель­но, что к это­му вре­ме­ни уже бы­ли вы­ве­зе­ны на со­хра­не­ние мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, то же са­мое пла­ни­ро­ва­ли сде­лать с бла­го­вер­ным кня­зем Да­ни­и­лом. Внук Алек­сан­д­ра Нев­ско­го явил­ся вож­дю на­ро­дов и за­явил: «Я хо­зя­ин Моск­вы, не тро­гай­те ме­ня, а то вам пло­хо бу­дет». И мо­щи Да­ни­и­ла не тро­ну­ли… Му­мию Ле­ни­на за­то по­даль­ше увез­ли, в Тю­мень. Контр­на­с­туп­ле­ние под Моск­вой на­ча­лось в день пра­зд­но­ва­ния па­мя­ти бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сан­д­ра Нев­ско­го. Для во­ен­ных ис­то­ри­ков, ко­то­рые бы­ли оза­да­че­ны уни­каль­но­с­тью и не­воз­мож­но­с­тью контр­на­с­туп­ле­ния в этот пе­ри­од, это сов­па­де­ние, для ве­ру­ю­щих – это знак.

Ие­ро­с­хи­мо­нах Се­ра­фим Вы­риц­кий го­во­рил нем­цам сме­ло и от­кры­то: «Санкт-Пе­тер­бур­га вы ни­ког­да не возь­мё­те. Мы – Пра­во­слав­ная дер­жа­ва. Ве­ра сей­час го­нит­ся, но че­рез ко­рот­кое вре­мя сно­ва воз­ро­дит­ся». Бла­жен­ный Афа­на­сий Ан­д­ре­е­вич (Сай­ко) Ор­лов­ский го­во­рил во вре­мя ок­ку­па­ции Ор­ла о нем­цах: «Не ру­гай­те их. Они – на­ши гос­ти: как при­шли – так и уй­дут».

Во вре­мя вой­ны бы­ли от­кры­ты 20 000 хра­мов… Быв­ший цар­ский ге­не­рал (!) – на­чаль­ник ста­лин­ско­го Ге­не­раль­но­го шта­ба Б.М. Ша­пош­ни­ков (ни­ког­да не скры­вав­ший сво­их ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний) ча­с­то бе­се­до­вал со Ста­ли­ным по во­про­сам ре­ли­гии. Кста­ти, это имен­но ему при­над­ле­жит идея пе­ре­одеть вой­ска в фор­му цар­ской ар­мии с по­го­на­ми. Сме­нив­ший на по­сту на­чаль­ни­ка ген­шта­ба умер­ше­го Ша­пош­ни­ко­ва А.В. Ва­си­лев­ский был сы­ном свя­щен­ни­ка. На­вер­ное, опять сов­па­де­ние… Ну и чтоб сов­па­де­ние бы­ло окон­ча­тель­ным и бес­по­во­рот­ным, бли­с­та­тель­ный мар­шал Жу­ков вез­де с со­бой во­зил Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри… Сов­па­де­ний (глу­пое та­ки сло­во) в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не мно­го: ког­да в Гер­ма­нии 20 ап­ре­ля 1941 го­да пыш­но пра­зд­но­ва­ли день рож­де­ния Гит­ле­ра, весь пра­во­слав­ный мир ра­до­вал­ся Вос­кре­се­нию Хри­с­то­ву – бы­ла Па­с­ха; нем­цы на­ча­ли на­ступ­ле­ние 22 ию­ня, ког­да пра­зд­но­ва­лась не­де­ля всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ский про­си­яв­ших. Па­с­ха 1945 го­да сов­па­ла с пра­зд­но­ва­ни­ем Ге­ор­гию По­бе­до­нос­цу. А Па­рад По­бе­ды – 24 ию­ня – со­сто­ял­ся в день свя­той Тро­и­цы… Сим­во­лом По­бе­ды стал Ге­ор­гий Жу­ков на бе­лом ко­не… Так, сов­па­де­ния….

Это всё бы­ло. Но пыт­ли­вый, греш­ный лю­бо­пыт­ст­вом, а не лю­бо­зна­тель­но­с­тью че­ло­ве­че­с­кий ум ин­те­ре­су­ет, а что же даль­ше. По­то­му и де­ла­ют боль­шие день­ги раз­но­го ро­да ас­т­ро­ло­ги и про­ри­ца­те­ли, ко­то­рых се­го­дня пруд пру­ди. И в пе­чать их пу­с­ти­ли, и на те­ле­ви­де­ние. Да и на­ша га­зе­та гре­ши­ла ас­т­ро­ло­ги­че­с­ки­ми про­гно­за­ми. Кто-то ро­ет­ся в ка­т­ре­нах Но­ст­ра­да­му­са, кто-то ищет сов­па­де­ния в про­ро­че­ст­вах Ван­ги, кто-то все­рьёз за­ни­ма­ет­ся «гло­баль­ны­ми» пред­ска­за­ни­я­ми от Гло­бы, глав­ное тут что – не­кая со­при­ча­ст­ность ми­с­ти­ке. Лёг­кий путь в тон­кий мир. Не мо­гу за­гля­нуть сам – то­ва­ри­щи под­ска­жут, как с чёр­но­го хо­да. А лёг­ко­го пу­ти не бы­ва­ет. Ни у че­ло­ве­ка, ни у на­ро­да, ни у стра­ны, на­се­лён­ной мно­ги­ми на­ро­да­ми.

Ио­анн Крон­штадт­ский пи­сал: «Рос­сию ку­ют бе­ды и на­па­с­ти. Не на­прас­но Тот, Кто пра­вит все­ми на­ро­да­ми, ис­кус­но, мет­ко кла­дёт на свою на­ко­валь­ню всех под­вер­га­е­мых Его силь­но­му мо­ло­ту. Кре­пись, Рос­сия! Но и кай­ся, мо­лись, плачь горь­ки­ми сле­за­ми пред тво­им Не­бес­ным От­цом, Ко­то­ро­го ты без­мер­но про­гне­ва­ла!..».

Ге­о­по­ли­ти­че­с­кие про­ро­че­ст­ва, от­но­ся­щи­е­ся к са­мым раз­ным пе­ри­о­дам че­ло­ве­че­с­кой ис­то­рии, го­во­рят о мо­гу­ще­ст­ве Ки­тая. Ие­ро­с­хи­мо­нах Ари­с­ток­лий Афон­ский (1918) пи­сал: «…Ко­нец бу­дет че­рез Ки­тай. Ка­кой-то не­о­быч­ный взрыв бу­дет, и явит­ся чу­до Бо­жие. И бу­дет жизнь сов­сем дру­гая на зем­ле, но не на очень дол­го». Ие­ро­с­хи­мо­нах Се­ра­фим Вы­риц­кий пре­ду­преж­дал: «Ког­да Вос­ток на­бе­рёт си­лу, всё ста­нет не­ус­той­чи­вым. Чис­ло – на их сто­ро­не, но не толь­ко это: у них ра­бо­та­ют трез­вые и тру­до­лю­би­вые лю­ди, а у нас та­кое пьян­ст­во…». Пря­мо как пе­ред вы­ступ­ле­ни­ем пре­зи­ден­та Мед­ве­де­ва по это­му по­во­ду ска­за­но. Тот же Се­ра­фим Вы­риц­кий пред­ска­зы­вал на­ши вре­ме­на: «На­сту­пит та­кое вре­мя, ког­да Рос­сию ста­нут раз­ди­рать на ча­с­ти. Сна­ча­ла её по­де­лят, а по­том нач­нут гра­бить бо­гат­ст­ва. За­пад бу­дет вся­че­с­ки спо­соб­ст­во­вать раз­ру­ше­нию Рос­сии и от­даст до вре­ме­ни её вос­точ­ную часть Ки­таю…». Но, вни­ма­ние: «Вос­ток бу­дет кре­с­тить­ся в Рос­сии. Весь мiр не­бес­ный и те, кто на зем­ле, по­ни­ма­ют это, мо­лят­ся о про­све­ще­нии Вос­то­ка».

Ме­ня тут один чи­та­тель уп­рек­нул: «Что вы нам в ха­рю свя­то­с­тью и апо­с­то­ла­ми ты­че­те?..» Я по­ла­гаю, что у чи­та­те­лей на­ших всё же ли­ца, а не ха­ри, но «ты­чу» тем, че­го са­мо­му не хва­та­ет. И к че­му, по­ла­гаю, стре­мить­ся на­до. Но уж из­воль­те, вот вам и на­уч­ный рас­чёт ве­ли­ко­го Д.И. Мен­де­ле­е­ва, сде­лан­ный им в 1906 го­ду: «В Рос­сии еже­год­но при­бы­ва­ет не ме­нее 2 мил­ли­о­нов жи­те­лей, т.е. в каж­дую ми­ну­ту дня и но­чи об­щее чис­ло рож­да­ю­щих­ся в Рос­сии пре­вы­ша­ет чис­ло уми­ра­ю­щих на че­ты­ре че­ло­ве­ка… (это в цар­ской-то «на гли­ня­ных но­гах» Рос­сии! – Прим. авт.) Ес­ли при­рост при­нять в 18 на ты­ся­чу, как по­лу­чи­лось для 50 гу­бер­ний и к 1900 го­ду, то уд­во­е­ние про­изой­дёт в 38,8 лет, а воз­ра­с­та­ние на­ро­до­на­се­ле­ния в 10 раз со­вер­шит­ся все­го в 129 лет, т.е. тог­да в 2026 го­ду (че­рез 120 лет от на­ше­го вре­ме­ни) долж­но быть в Рос­сии 1282 мил­ли­о­на жи­те­лей. Но и тог­да всей зем­ли на ду­шу при­дёт­ся в Рос­сии око­ло 1 1/2 де­ся­ти­ны, а год­ной для зем­ле­де­лия 1 де­ся­ти­ны, т.е. боль­ше то­го, что те­перь име­ют ан­г­ли­ча­не, ки­тай­цы и т.п.». Рас­ска­зать вам, до­ро­гой чи­та­тель, ку­да де­ва­лись сот­ни мил­ли­о­нов рос­си­ян в ХХ ве­ке? Кто нам по­мог ис­че­зать? По­че­му мы ис­че­за­ем сей­час? По­че­му Мад­лен Ол­б­райт поз­во­ля­ет се­бе за­яв­лять, что для 80 мил­ли­о­нов рус­ских бо­гат­ст­ва Си­би­ри не­поз­во­ли­тель­ная рос­кошь? Да­вай, мо­ло­дёжь, ве­се­лись, иг­рай в эмо и пан­ков, рас­та­ма­нов, «на­ших» и не на­ших, чи­тай все­мир­ную ма­ку­ла­ту­ру, ко­ей за­ва­ле­ны пол­ки книж­ных ма­га­зи­нов, смо­т­ри гол­ли­вуд­скую стряп­ню, за­ли­вай­ся бе­сов­ским хо­хо­том от «ка­ме­ди-клаб» и учись «до­мо­ст­рою» по «До­му-2»… но не спра­ши­вай, что бу­дет даль­ше. Даль­ше не бу­дет.

Аме­ри­кан­ский пра­во­слав­ный мо­нах и пи­са­тель Се­ра­фим Ро­уз (ав­тор зна­ме­ни­то­го тру­да «Жизнь по­сле смер­ти») ве­рил, что Рос­сия бу­дет по­след­ним све­том для ми­ра. Его по­след­ней на­деж­дой. Он вни­ма­тель­но чи­тал До­сто­ев­ско­го: «Суть рус­ско­го при­зва­ния за­клю­ча­ет­ся в от­кры­тии рус­ско­го Хри­с­та ми­ру, Хри­с­та не­из­ве­ст­но­го ми­ру, но со­хра­нён­но­го в на­шей Пра­во­слав­ной Церк­ви. По мо­е­му мне­нию, в этом вся суть на­шей бу­ду­щей ци­ви­ли­за­ции и вос­кре­се­ния из мёрт­вых всей Ев­ро­пы; в этом суть на­шей мощ­ной жиз­ни в бу­ду­щем». И вслед за пре­по­доб­ным Иу­с­ти­ном (По­по­ви­чем) хо­чет­ся ве­рить в рус­ско­го че­ло­ве­ка: «Лю­бовь ли, ви­но ли, раз­гул, са­мо­лю­бие, за­висть – тут иной рус­ской че­ло­век от­да­ёт­ся поч­ти без­за­вет­но, го­тов по­рвать всё, от­речь­ся от все­го: от се­мьи, обы­чая, Бо­га. Иной до­б­рей­ший че­ло­век как-то вдруг мо­жет сде­лать­ся омер­зи­тель­ным бе­зо­б­раз­ни­ком и пре­ступ­ни­ком, – сто­ит толь­ко по­пасть ему в этот вихрь, ро­ко­вой для нас кру­го­во­рот су­до­рож­но­го и мо­мен­таль­но­го са­мо­от­ри­ца­ния и са­мо­раз­ру­ше­ния, так свой­ст­вен­ный рус­ско­му на­род­но­му ха­рак­те­ру в иные ро­ко­вые ми­ну­ты его жиз­ни. Но за­то с та­кою же си­лою, с та­кою же стре­ми­тель­но­с­тью, с та­кою же жаж­дою са­мо­со­хра­не­ния и по­ка­я­ния рус­ский че­ло­век, ров­но как и весь на­род, и спа­са­ет се­бя сам, и обык­но­вен­но ког­да дой­дёт до по­след­ней чер­ты, т.е. ког­да уж ид­ти боль­ше не­ку­да. Но осо­бен­но ха­рак­тер­но то, что об­рат­ный тол­чок, тол­чок вос­ста­нов­ле­ния и са­мо­спа­се­ния, все­гда бы­ва­ет се­рь­ёз­нее преж­не­го по­ры­ва, – по­ры­ва от­ри­ца­ния и са­мо­раз­ру­ше­ния». И вто­рит ему До­сто­ев­ский: «А ес­ли при том и так мно­го гря­зи, то рус­ский че­ло­век и то­с­ку­ет от неё бо­лее сам, и ве­рит, что всё это – лишь на­нос­ное, на­важ­де­ние дья­воль­ское, что кон­чит­ся тьма и что не­пре­мен­но вос­си­я­ет ког­да-ни­будь веч­ный свет».

Ид­ти даль­ше не­ку­да. По­ра по­во­ра­чи­вать к веч­но­му све­ту. А по­ка мы сто­им на трам­вай­ной ос­та­нов­ке ря­дом с Ма­ри­ной Цве­та­е­вой, а во­круг бе­га­ют га­зет­чи­ки, кри­чат: «Рас­ст­рел рус­ско­го на­ро­да, рус­ский на­род рас­ст­ре­лян са­мим со­бой!», сто­им, слы­шим и смо­т­рим в пу­с­то­ту…  


Сергей КОЗЛОВ,
г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования