Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Изумляемся вместе с Екатериной Ратниковой

Оче­ви­дец Рус­ской ка­та­ст­ро­фы

 

Ми­ха­ил Осор­гин – пред­ста­ви­тель древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да, вид­ный го­су­дар­ст­вен­ный де­я­тель кон­ца XIX – на­ча­ла XX ве­ка, слу­жив­ший ви­це-гу­бер­на­то­ром в Харь­ко­ве, гу­бер­на­то­ром в Грод­но и Ту­ле, ка­луж­ским уе­зд­ным пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва. По­сле двух ре­во­лю­ций 1917 го­да мно­го­чис­лен­ная се­мья Осор­ги­ных пре­тер­пе­ва­ла са­мые раз­но­об­раз­ные тя­го­ты и ли­ше­ния, по­ка в 1931 го­ду при со­дей­ст­вии Е.П. Пеш­ко­вой, пред­се­да­те­ля Мос­ков­ско­го Ко­ми­те­та по­мо­щи по­лит­за­клю­чён­ным, не эми­г­ри­ро­ва­ла во Фран­цию. Пе­ред вы­ез­дом за гра­ни­цу Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич сдал в Го­су­дар­ст­вен­ную биб­ли­о­те­ку СССР име­ни В.И. Ле­ни­на ру­ко­пись сво­их вос­по­ми­на­ний, ох­ва­ты­ва­ю­щих пе­ри­од с дет­ских лет по1920 год.

Ин­те­рес у ис­то­ри­ков к это­му тру­ду воз­ник в по­след­ние го­ды про­шед­ше­го ве­ка – в 1997-м аме­ри­кан­ский жур­на­лист С.Шме­ман опуб­ли­ко­вал кни­гу о ро­до­вой усадь­бе Осор­ги­ных Сер­ги­ев­ском, взяв все ос­нов­ные све­де­ния из тек­с­та ко­пии ру­ко­пи­си, хра­ня­щей­ся у внуч­ки М.Осор­ги­на У.С. Са­ма­ри­ной, по сей день жи­ву­щей не­да­ле­ко от Па­ри­жа – в Кла­ма­ре. Це­ли­ком же «Вос­по­ми­на­ния» впер­вые ока­за­лись до­ступ­ны мас­со­во­му чи­та­те­лю толь­ко те­перь, бла­го­да­ря трёх­лет­ней ра­бо­те над тек­с­том боль­шой груп­пы ис­сле­до­ва­те­лей и уси­ли­ям из­да­те­лей.

В пре­дис­ло­вии к «Вос­по­ми­на­ни­ям» ав­тор от­ме­ча­ет, что эта ру­ко­пись из­на­чаль­но не пред­наз­на­ча­лась для пе­ча­ти, её це­лью бы­ло дру­гое – со­хра­нить для де­тей и вну­ков па­мять о сво­ей се­мье и её ук­ла­де. По­это­му зна­чи­тель­ная часть тек­с­та уде­ле­на опи­са­нию обыч­ной по­всед­нев­ной жиз­ни Осор­ги­ных, их от­но­ше­ний друг с дру­гом и ок­ру­жа­ю­щи­ми, се­мей­ных пра­зд­ни­ков и го­ре­с­тей. Во всех по­дроб­но­с­тях вспо­ми­на­ют­ся ме­с­та, в ко­то­рых ав­то­ру при­шлось по­бы­вать, при­ро­да, зда­ния, вну­т­рен­няя об­ста­нов­ка ком­нат. А гла­вы, по­свя­щён­ные го­су­дар­ст­вен­ной служ­бе, пред­став­ля­ют со­бой га­ле­рею пор­т­ре­тов на­и­бо­лее зна­чи­тель­ных ис­то­ри­че­с­ких де­я­те­лей Рос­сии то­го вре­ме­ни, вклю­чая са­мо­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, хо­тя ав­тор ру­ко­пи­си и не пре­тен­ду­ет на точ­ность и объ­ек­тив­ность сво­ей оцен­ки тех или иных из­ве­ст­ных лиц. Тем цен­нее эти вос­по­ми­на­ния – для Осор­ги­на все ге­рои его по­ве­ст­во­ва­ния, от кре­с­ть­я­ни­на до ца­ря, важ­ны в пер­вую оче­редь с чи­с­то че­ло­ве­че­с­кой точ­ки зре­ния и опи­сы­ва­ют­ся по про­из­ве­дён­но­му ими впе­чат­ле­нию.

Кни­га по­мо­га­ет луч­ше по­нять обы­чаи дво­рян­ских се­мей до­ре­во­лю­ци­он­ной эпо­хи, бы­то­вав­шие в ту по­ру пред­став­ле­ния о че­с­ти и дол­ге, чи­нов­ни­чьи обя­зан­но­с­ти и че­ло­ве­че­с­кие от­но­ше­ния. Мно­го­чис­лен­ные све­де­ния об ис­то­ри­че­с­ких со­бы­ти­ях и ли­цах, с ко­то­ры­ми сво­ди­ла ав­то­ра судь­ба, пред­став­ля­ют со­бой цен­ный ис­точ­ник зна­ния о вре­ме­ни всё ещё ма­ло­изу­чен­ном и, к со­жа­ле­нию, раз­мы­ва­ю­щем­ся в па­мя­ти ны­неш­не­го по­ко­ле­ния.

 

Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич Осор­гин. Вос­по­ми­на­ния, или Что я слы­шал, что я ви­дел и что я де­лал в те­че­ние мо­ей жиз­ни. 1861 – 1920. – М.: «Рос. Фонд Куль­ту­ры», Сту­дия ТРИ­ТЭ, «Рос­сий­ский Ар­хив», 2008.


Бе­лин­ский в пол­ный рост

 

Еле­на Ти­хо­но­ва, стар­ший на­уч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та рос­сий­ской ис­то­рии РАН, объ­ек­том изу­че­ния из­бра­ла на­сле­дие В.Г. Бе­лин­ско­го. Это по­смерт­ная пуб­ли­ка­ция: в 2008 го­ду ис­сле­до­ва­тель­ни­ца уш­ла из жиз­ни.

Мо­но­гра­фия за­клю­ча­ет со­бой ряд ра­нее вы­шед­ших ра­бот, по­свя­щён­ных Бе­лин­ско­му и ох­ва­ты­ва­ю­щих раз­лич­ные ас­пек­ты его твор­че­ст­ва и лич­но­с­ти. Впер­вые да­ёт­ся ана­лиз вос­при­я­тия ста­тей и вы­ска­зы­ва­ний «не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» по­ли­ти­че­с­ки­ми и куль­тур­ны­ми де­я­те­ля­ми на про­тя­же­нии бо­лее ста лет по­сле его смер­ти. Как от­ме­че­но в пре­дис­ло­вии, кни­га – «пер­вое мас­штаб­ное мо­но­гра­фи­че­с­кое ис­сле­до­ва­ние, од­но­вре­мен­но и стро­го на­уч­ное, и эмо­ци­о­наль­но на­сы­щен­ное, вос­соз­да­ю­щее на­сто­я­ще­го Бе­лин­ско­го». Ав­тор, как и в сво­их пре­ды­ду­щих ра­бо­тах, от­хо­дит от на­вя­зан­но­го со­вет­ской иде­о­ло­ги­ей сте­рео­тип­но­го об­ра­за вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го кри­ти­ка как со­ци­а­ли­с­та и ре­во­лю­ци­о­не­ра, по­ка­зы­вая его мно­го­гран­ной лич­но­с­тью, по­сто­ян­но стре­мя­щей­ся к са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию, че­ло­ве­ком ис­крен­ним и от­кры­тым.

По­сле­до­ва­тель­но де­мон­ст­ри­ру­ют­ся из­ме­не­ния в по­ни­ма­нии и ус­во­е­нии об­ще­ст­вен­ной мыс­лью твор­че­с­ко­го на­сле­дия Бе­лин­ско­го в те­че­ние сто­ле­тия – вплоть до 1950-х го­дов. Ис­сле­до­ва­на и про­ана­ли­зи­ро­ва­на идей­ная борь­ба, воз­ник­шая во­круг име­ни кри­ти­ка сра­зу по­сле его смер­ти и не пре­кра­щав­ша­я­ся до при­хо­да к вла­с­ти боль­ше­ви­ков, сход­ст­во и раз­ли­чие оцен­ки его де­я­тель­но­с­ти те­о­ре­ти­ка­ми раз­лич­ных ли­те­ра­тур­ных на­прав­ле­ний, оха­рак­те­ри­зо­ва­ны ра­бо­ты о Бе­лин­ском об­ще­ст­вен­ных и по­ли­ти­че­с­ких де­я­те­лей, ис­кус­ст­во­ве­дов, а так­же по­этов-сим­во­ли­с­тов и фи­ло­со­фов кон­ца XIX – на­ча­ла XX ве­ка.

Ав­то­ри­тет Бе­лин­ско­го до­воль­но дол­гое вре­мя был не­о­спо­рим – Ти­хо­но­ва под­чёр­ки­ва­ет глу­бо­кое вли­я­ние его идей на раз­ви­тие рус­ской кри­ти­ки (в том чис­ле на та­ких вид­ных её пред­ста­ви­те­лей, как Чер­ны­шев­ский и До­б­ро­лю­бов). Ин­те­рес­но, что в со­зна­нии со­вре­мен­ни­ков это­го не­уто­ми­мо­го ис­ка­те­ля ис­ти­ны его тру­ды сли­лись с его лич­но­с­тью: во мно­гих вос­по­ми­на­ни­ях, при­во­ди­мых в кни­ге, о Бе­лин­ском го­во­рит­ся не про­сто как о сло­вес­ни­ке и фи­ло­со­фе, но в пер­вую оче­редь как о че­ло­ве­ке – «ве­ли­ком серд­це» и бле­с­тя­щем уме сво­е­го вре­ме­ни. Не­уди­ви­тель­но по­это­му, что по­пыт­ки «при­со­е­ди­нить» Бе­лин­ско­го к ка­ко­му-ли­бо из воз­ни­кав­ших на­прав­ле­ний на­ча­лись сра­зу по­сле его смер­ти и при­ве­ли во мно­гом  к не­пра­виль­но­му ис­тол­ко­ва­нию его кон­цеп­ций. Ка­жет­ся, имен­но от­сю­да и по­ш­ли мно­го­чис­лен­ные раз­но­чте­ния и да­же ми­фы о Бе­лин­ском, ко­то­рые при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях и со­от­вет­ст­ву­ю­щей иде­о­ло­ги­че­с­кой об­ра­бот­ке в кон­це кон­цов по­мог­ли не­ко­то­рым по­зд­ней­шим оте­че­ст­вен­ным ис­сле­до­ва­те­лям ис­поль­зо­вать это имя в сво­их це­лях. Со­вет­ско­му «бе­лин­ско­ве­де­нию» уде­ле­на та часть ра­бо­ты, где с убе­ди­тель­но­с­тью де­ма­с­ки­ру­ет­ся по­верх­но­ст­ность суж­де­ний не ут­руж­дав­ших се­бя чрез­мер­ным уг­луб­ле­ни­ем в ис­то­рию ли­те­ра­ту­ры учё­ных, на­ме­рен­ное и упор­ное ис­ка­же­ние ими смыс­ла все­го на­пи­сан­но­го Бе­лин­ским, со­вер­шав­ше­е­ся во имя конъ­юнк­ту­ры то­го вре­ме­ни. К сча­с­тью, от­ме­ча­ет ав­тор, не всё бы­ло так уж без­на­дёж­но – да­же в том пе­ри­о­де мож­но при же­ла­нии об­на­ру­жить до­ста­точ­но объ­ек­тив­ные взгля­ды на жизнь и твор­че­ст­во кри­ти­ка, хо­тя бы и не­о­фи­ци­аль­ные.

Кни­га ин­те­рес­на но­виз­ной и глу­би­ной ис­сле­до­ва­ния, же­ла­ни­ем по­ка­зать Бе­лин­ско­го в «пол­ный рост» – то есть по­сто­ян­но на­хо­дя­щим­ся в ду­хов­ном по­ис­ке мыс­ли­те­лем, ка­ким его зна­ли со­вре­мен­ни­ки, а не шаб­лон­ным про­ро­ком ре­во­лю­ции, ка­ким сде­ла­ла его офи­ци­аль­ная ли­те­ра­ту­ра 1930-х.

 

Еле­на Ти­хо­но­ва. Рус­ские мыс­ли­те­ли о В.Г. Бе­лин­ском (вто­рая по­ло­ви­на XIX – пер­вая по­ло­ви­на XX в.). – М.: Сов­па­де­ние, 2009.


Сло­варь из­бран­но­го

 

Под по­ня­ти­ем «сло­варь» мы обыч­но под­ра­зу­ме­ва­ем спра­воч­ное из­да­ние, вклю­ча­ю­щее в се­бя все су­ще­ст­ву­ю­щие на мо­мент сво­е­го вы­хо­да тер­ми­ны, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной те­ме. «По­эти­че­с­кий сло­варь», вы­пу­щен­ный из­да­тель­ст­вом «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба», не сов­сем под­хо­дит под это оп­ре­де­ле­ние, так как со­ста­ви­те­ли из­на­чаль­но не стре­ми­лись ох­ва­тить всю со­вре­мен­ную те­о­рию сти­ха. Ос­но­ва кни­ги – ма­те­ри­а­лы из ру­б­ри­ки «Ли­те­ра­тур­ный сло­варь», дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­вав­шей в жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба», ос­таль­ная часть сло­вар­ных ста­тей на­пи­са­на со­вре­мен­ны­ми ав­то­ра­ми. Цель из­да­ния – дать чи­та­те­лю по­ня­тие о на­и­бо­лее рас­про­ст­ра­нён­ных по­эти­че­с­ких тер­ми­нах и, что не­ма­ло­важ­но, в об­щих чер­тах по­ка­зать ис­то­рию раз­ви­тия тех или иных сти­хо­твор­ных форм в рус­ской и за­ру­беж­ной по­эзии.

Ста­тьи очень не­по­хо­жи друг на дру­га. Кто-то ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся су­хой на­уч­ной справ­кой (прав­да, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев снаб­жён­ной до­ста­точ­ным ко­ли­че­ст­вом при­ме­ров из по­эти­че­с­ких про­из­ве­де­ний раз­ных ве­ков) – та­ко­вы ста­тьи М.Га­с­па­ро­ва; кто-то ана­ли­зи­ру­ет вы­бран­ную те­му как мож­но по­дроб­нее, а кто-то вклю­ча­ет в опи­са­ние свою субъ­ек­тив­ную оцен­ку и своё по­ни­ма­ние пред­ме­та. По­это­му сло­варь ин­те­рес­но чи­тать не как обыч­ный спра­воч­ник, а как кни­гу – ни­ког­да не зна­ешь за­ра­нее, ка­ким спо­со­бом бу­дет рас­кры­то со­дер­жа­ние сле­ду­ю­ще­го тер­ми­на. Бла­го­да­ря та­ко­му под­хо­ду со­ста­ви­те­лей в сло­ва­ре да­же есть ста­тья, по­свя­щён­ная вдох­но­ве­нию – свой­ст­вен­но­му лю­бо­му твор­че­с­ко­му про­цес­су со­сто­я­нию, слиш­ком не­объ­яс­ни­мо­му, что­бы быть вклю­чён­ным в ка­кое бы то ни бы­ло спра­воч­ное по­со­бие. Здесь это сло­во не те­ря­ет­ся в ру­ти­не те­о­рии, а на­про­тив, вы­гля­дит уме­ст­ным и да­же не­об­хо­ди­мым – кни­га по­ст­ро­е­на по прин­ци­пу зна­чи­мо­с­ти по­ня­тий с точ­ки зре­ния пи­шу­ще­го сти­хи, а не ис­сле­до­ва­те­ля этих сти­хов. Ав­тор упо­мя­ну­той ста­тьи, по­эт и пе­ре­вод­чик В.Ку­при­я­нов, не за­да­ёт­ся це­лью за­ко­вать оду­хо­тво­рён­ность в це­пи оп­ре­де­ле­ний – он про­сто при­во­дит и ана­ли­зи­ру­ет раз­ные вы­ска­зы­ва­ния о вдох­но­ве­нии, дан­ные по­эта­ми, пи­са­те­ля­ми и мыс­ли­те­ля­ми раз­ных стран и эпох, схо­жие и про­ти­во­ре­чи­вые, чем в оче­ред­ной раз до­ка­зы­ва­ет: дан­ное че­ло­ве­ку свы­ше не­по­зна­ва­е­мо и ин­ди­ви­ду­аль­но, но все­гда вы­зы­ва­ло и вы­зы­ва­ет же­ла­ние се­бя опи­сать.

Ра­зу­ме­ет­ся, сло­варь да­ёт пред­став­ле­ние и об ос­нов­ных по­эти­че­с­ких по­ня­ти­ях – раз­ме­рах, тро­пах, си­с­те­мах сти­хо­сло­же­ния и струк­тур­ных еди­ни­цах. Осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но раз­лич­ным жа­н­рам – мно­го го­во­рит­ся о струк­тур­ных фор­мах по­эзии, тре­бу­ю­щих от ав­то­ра со­блю­де­ния оп­ре­де­лён­ных пра­вил ор­га­ни­за­ции строк и рифм (со­нет, рон­до, три­о­лет и т.д.), а так­же её ви­дах, оп­ре­де­ля­е­мых по со­дер­жа­нию (суг­ге­с­тив­ная, эс­ха­то­ло­ги­че­с­кая ли­ри­ка, эпи­грам­ма), жа­н­рах, ос­тав­ших­ся в про­шлом и раз­ви­ва­ю­щих­ся. Так как под об­лож­кой дан­но­го «По­эти­че­с­ко­го сло­ва­ря» со­еди­не­ны толь­ко из­бран­ные ма­те­ри­а­лы, он не мо­жет, ко­неч­но, счи­тать­ся ака­де­ми­че­с­ким спра­воч­ни­ком в стро­гом смыс­ле, но ока­жет­ся по­ле­зен как для прак­ти­ков, так и для ши­ро­ко­го кру­га лю­дей, при­сталь­но ин­те­ре­су­ю­щих­ся ли­те­ра­ту­рой и по­эзи­ей, же­ла­ю­щих знать глав­ное, но с по­до­зре­ни­ем от­но­ся­щих­ся к те­о­ре­ти­че­с­ким «за­ум­но­с­тям».

 

По­эти­че­с­кий сло­варь. – М.: ЛУч, 2008.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Екатерина РАТНИКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования