Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

О сверчках и шестках

 По гам­бург­ско­му счё­ту сло­во­со­че­та­ние «ря­зан­ский пи­са­тель» («туль­ский», «там­бов­ский», «во­ро­неж­ский») – зву­чит, на мой взгляд, уни­зи­тель­но из-за ло­ша­ди­ной до­зы ме­с­теч­ко­во­го па­т­ри­о­тиз­ма и за­ве­до­мо низ­кой план­ки по­тен­ци­аль­ной оцен­ки – мол, пи­са­тель, ко­то­рый сой­дёт для сель­ской ме­ст­но­с­ти. В го­ро­де Шуе Ива­нов­ской об­ла­с­ти я ви­де­ла ме­мо­ри­аль­ную до­с­ку: «В этом до­ме жил и ра­бо­тал из­ве­ст­ный шуй­ский пи­са­тель Ва­си­лий Ко­ны­шев». Жаль, что на­след­ни­ки и вла­с­ти, ве­шав­шие эту до­с­ку, не по­ду­ма­ли: ведь при­ла­га­тель­ные «из­ве­ст­ный» и «шуй­ский» – ан­то­ни­мы!

«Ря­зан­ским пи­са­те­лям» хо­ро­шо из­ве­ст­но, что по­кой­ный Ва­лен­тин Са­фо­нов край­не рез­ко от­зы­вал­ся об этом вы­ра­же­нии и го­во­рил, что ли­те­ра­ту­ра не мо­жет быть ре­ги­о­наль­ной, она мо­жет быть толь­ко ли­те­ра­ту­рой, и пи­са­тель не мо­жет быть «…ским», он мо­жет быть та­лант­ли­вым ли­бо бес­та­лан­ным. Толь­ко они с не­о­хо­той по­вто­ря­ют эти му­д­рей­шие сло­ва. По­то­му, ви­ди­мо, что по­вы­шен­ная ме­ра от­вет­ст­вен­но­с­ти силь­но тя­го­тит…

Рис. А. Лебединского
Рис. А. Лебединского

Вот и по­лу­ча­ет­ся, что ря­зан­ским пи­са­те­лем в пол­ной ме­ре это­го за­га­доч­но­го вы­ра­же­ния яв­ля­ет­ся ав­тор, на­пра­вив­ший свои уси­лия на из­ве­ст­ность в «сво­ём ше­ст­ке». Ли­те­ра­то­ры, пред­по­чет­шие юдоль сию, про­во­дят ино­гда твор­че­с­кие ве­че­ра на ря­зан­ских кон­церт­ных пло­щад­ках, вы­пу­с­ка­ют кни­ги в ря­зан­ских из­да­тель­ст­вах с ря­зан­ски­ми ISBN ти­ра­жом ров­но на ря­зан­ские биб­ли­о­те­ки и кни­го­тор­го­вые точ­ки, при­хо­дят в ря­зан­ские шко­лы для про­све­ще­ния мо­ло­дё­жи, об­ща­ют­ся мел­ки­ми груп­па­ми – и не хо­тят боль­ше­го. Не­пло­хо, что сверч­ки зна­ют свои ше­ст­ки – толь­ко это не ли­те­ра­ту­ра, а кру­жок «Уме­лые ру­ки». У боль­шин­ст­ва сверч­ков объ­ек­тив­но нет си­лё­нок пе­ре­брать­ся на ше­с­ток по­про­с­тор­нее. Но вы ду­ма­е­те, са­мо­на­зва­ние «ря­зан­ский пи­са­тель» – при­зна­ние имя­ре­ка­ми не­зна­чи­тель­но­с­ти сво­е­го та­лан­та в мас­шта­бах Рос­сии? Нет, что вы! Они боль­шие пи­са­те­ли, со­зна­тель­но, из вы­со­ких па­т­ри­о­ти­че­с­ких со­об­ра­же­ний, из­ве­ст­ные лишь в Ря­за­ни! – ско­рее все­го, в та­кую иг­ру иг­ра­ют «ря­зан­ские пи­са­те­ли» и ря­зан­ские чи­нов­ни­ки, от­вет­ст­вен­ные за куль­ту­ру в гра­ни­цах об­ла­с­ти. При­скорб­но. За­иг­рав­шись в та­кую иг­ру, не вый­дешь за чер­ту «ведь­ми­но­го кру­га» ме­с­теч­ко­вой ими­та­ции из­ве­ст­но­с­ти.

Ру­ко­пись ста­но­вит­ся ли­те­ра­ту­рой лишь в пре­лом­ле­нии об­ще­ст­вен­но­го вос­при­я­тия. Эта ак­си­о­ма до­ка­за­на в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры бес­чис­лен­ное мно­же­ст­во раз и убе­ди­тель­но ни ра­зу не оп­ро­верг­ну­та. Пи­са­тель, при та­ком под­хо­де, не тот, кто кро­па­ет в стол и на­зы­ва­ет се­бя пи­са­те­лем – а тот, ко­го чи­та­ют. Не со­глас­ные с этой мак­си­мой – ли­бо без­на­дёж­но боль­ные гор­ды­ней ин­ди­ви­ду­а­ли­с­ты, ли­бо… уз­ко-ло­каль­ные «твор­цы».

Кри­те­рии из­ве­ст­но­с­ти пи­са­те­ля – ког­да его имя го­во­рит что-то не толь­ко со­се­дям по ле­ст­нич­ной клет­ке и со­бра­ть­ям по пе­ру. Ког­да его кни­гу в книж­ном ма­га­зи­не как ми­ни­мум при­ни­ма­ют на ре­а­ли­за­цию с ин­те­ре­сом, а как мак­си­мум – он не сам при­но­сит её в ма­га­зин, а это де­ла­ет служ­ба рас­про­ст­ра­не­ния из­да­тель­ст­ва. Ког­да его пуб­ли­ку­ют в дру­гих ре­ги­о­нах не за его соб­ст­вен­ные день­ги. Ког­да его имя фи­гу­ри­ру­ет в Ин­тер­не­те. Ког­да его тек­с­ты бе­рут «тол­стые жур­на­лы» – не аль­ма­на­хи, из­да­ва­е­мые на день­ги ав­то­ров, а ещё не­мно­гие функ­ци­о­ни­ру­ю­щие «тол­стя­ки».

Су­дя по Ин­тер­не­ту, пи­са­те­ли – чьи кни­ги по­ку­па­ют из­да­тель­ст­ва или при­ни­ма­ют тол­стые жур­на­лы – в Ря­за­ни жи­вут вот та­кие:

Игорь Прес­ня­ков – при­клю­чен­че­с­кая три­ло­гия «Вре­мя Яну­са» («Кры­лов»).

Юрий Ма­нов – три­над­цать фан­та­с­ти­че­с­ких ро­ма­нов, в том чис­ле «Не мир при­нёс», «Три­над­ца­тый апо­с­тол», «Звё­зд­ные фер­ме­ры», «Я и дру­гие бо­ги это­го ми­ра» и пр. (из­да­тель­ст­ва раз­ные).

Сер­гей Па­на­рин – юмо­ри­с­ти­че­с­кое фэн­те­зи: три­ло­гия «Вол­шеб­ная са­мо­вол­ка», ди­ло­гия «Хар­ри Про­глот­тер», «У ре­ки Смо­ро­ди­ны», ещё не за­вер­шён­ный цикл «Там­бов­ский квар­тет» и пр. («Кры­лов»).

Ду­эт Олег Ше­ло­нинВик­тор Ба­же­нов – юмо­ри­с­ти­че­с­кое фэн­те­зи: «Опе­ра­ция «У Лу­ко­мо­рья», «Де­ло «Три­де­вя­тый син­ди­кат» и пр. («Ар­ма­да», «Аль­фа-кни­га»).

Алек­сандр Та­мо­ни­ков – ба­таль­ные по­лот­на про спец­наз – трид­цать книг: «Спец­наз сво­их не бро­са­ет», «Олим­пий­ский спец­наз», «Вы­жить. Вер­нуть­ся. От­мстить» и пр., в том чис­ле «Гро­зо­вые во­ро­та», став­шие осо­бен­но зна­ме­ни­ты­ми по­сле эк­ра­ни­за­ции («Экс­мо-Пресс»).

Га­ли­на Ро­ма­но­ва – «клас­си­че­с­кое» фэн­те­зи по об­раз­цу Д.Р.Р. Тол­ки­е­на и Ур­су­лы ле Гу­ин – «На­след­ник Тём­но­го Вла­с­те­ли­на», «Не­воз­мож­ный маг», «Стран­ст­вия Вла­с­ти­ми­ра» и пр. («Ар­ма­да»). Осо­бое при­ме­ча­ние: ак­тив­но из­да­ют­ся не­сколь­ко дам по име­ни Га­ли­на Ро­ма­но­ва. Я имею в ви­ду од­ну из пер­вых «фэн­те­зи­с­ток» в Ря­за­ни, на­чав­шую пуб­ли­ко­вать­ся в «Ар­ма­де» в 90-е го­ды про­шло­го ве­ка.

Вла­ди­мир Го­лу­бев – ав­тор фан­та­с­ти­че­с­ких рас­ска­зов и по­ве­с­тей в ду­хе «сайн-фикшн» и пси­хо­ло­ги­че­с­кой фан­та­с­ти­ки, по­сто­ян­ный ав­тор аль­ма­на­ха Б.Стру­гац­ко­го «Пол­день, XXI век». На грант Пра­ви­тель­ст­ва Ря­зан­ской об­ла­с­ти 2007 го­да в 2009 го­ду вы­пу­ще­на пер­вая кни­га В.Го­лу­бе­ва – «Гол пре­сти­жа», из­да­тель­ст­во «По­ве­рен­ный». Но де­вять пуб­ли­ка­ций в ве­ду­щем фан­та­с­ти­че­с­ком аль­ма­на­хе Рос­сии оче­вид­но ве­со­мее по­лу­чив­шей­ся на вы­хо­де кни­ги в пять рас­ска­зов. По­это­му с твор­че­ст­вом В.Го­лу­бе­ва луч­ше зна­ко­мить­ся в аль­ма­на­хе «Пол­день, XXI век» и на пор­та­ле Лит­со­вет: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=

=7724.

Из чле­нов со­ю­зов пи­са­те­лей на­сто­я­щи­ми пи­са­те­ля­ми яв­ля­ют­ся:

Ири­на Крас­но­гор­ская, ав­тор бо­лее де­ся­ти ис­то­ри­че­с­ких ро­ма­нов и ис­то­ри­ко-до­ку­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний. По­след­ние по вре­ме­ни из­да­ния: «Тень Ни­кии в Ер­лин­ском пар­ке», «По­хож­де­ния Ста­хия, те­ло­хра­ни­те­ля гер­цо­ги­ни Кур­лянд­ской Ан­ны, во­лон­тё­ра», «Ве­ли­кая кня­ги­ня Ря­зан­ская Ан­на».

Алек­сей Хлу­де­нев, ав­тор книг «Ожи­да­ние и пе­ре­ме­ны», «Ка­кие есть» и осо­бен­но из­ве­ст­ный ро­ма­ном «Олег Ря­зан­ский – рус­ский князь», пе­ре­из­дан­ным не­сколь­ко раз, в том чис­ле во все­рос­сий­ской се­рии «Русь ока­ян­ная».

Бо­рис Ши­ша­ев, по­пу­ляр­ный в со­вет­ское вре­мя пи­са­тель и по­эт, ши­ро­ко пуб­ли­ку­е­мый и пе­ре­во­ди­мый на раз­ные язы­ки ми­ра, по­сто­ян­ный ав­тор «тол­стых жур­на­лов» «Мо­ло­дая гвар­дия», «Не­ва» и «Наш со­вре­мен­ник». В но­вом ве­ке на­пи­сал и из­дал кни­гу сти­хов «Сквозь тра­вы заб­ве­нья», ро­ма­ны «Го­речь оси­ны» и «Вре­мя люб­ви» («Прес­са», Ря­зань). Жур­наль­ная вер­сия по­след­не­го ро­ма­на Б.Ши­ша­е­ва опуб­ли­ко­ва­на в № 9 жур­на­ла «Наш со­вре­мен­ник».

Ми­нель Ле­вин. Его твор­че­ст­во бы­ло вы­со­ко оце­не­но ко­ри­фе­я­ми ещё при СССР. У Ми­не­ля Ле­ви­на вы­хо­ди­ло не­сколь­ко дет­ских и при­клю­чен­че­с­ких книг: «Дин­га идёт по сле­ду», «Опе­ра­ция «Хо­ди­ки», «Най­ди­те жен­щи­ну», «Кош­ки для шпи­о­нов» – но ку­пить их мне ни ра­зу не уда­лось. Стран­но, по­че­му дет­ски­ми аван­тюр­ны­ми по­ве­с­тя­ми Ле­ви­на не ин­те­ре­су­ют­ся цен­т­раль­ные из­да­тель­ст­ва?

По­эта­ми, го­во­рят, Ря­зань из­дав­на сла­ви­лась, и в под­тверж­де­ние на­зы­ва­ют С.Есе­ни­на. «Вол­но­об­раз­ное» от­но­ше­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти к на­и­бо­лее из­ве­ст­но­му «кре­с­ть­ян­ско­му по­эту» – то огуль­ный и не­объ­яс­нён­ный за­прет его твор­че­ст­ва по всей стра­не, то раз­ре­ше­ние и до­пуск на скри­жа­ли ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры – при­ве­ло, в кон­це кон­цов, к то­му, что в Ря­за­ни по­сле «ре­а­би­ли­та­ции» Есе­ни­на ус­та­но­вил­ся сво­е­го ро­да культ ве­ли­ко­го зем­ля­ка. Пра­зд­но­ва­ние дня рож­де­ния по­эта (3 ок­тя­б­ря) вы­ли­ва­ет­ся в под­лин­но куль­то­вые ри­ту­а­лы со сла­во­сло­ви­я­ми, вос­ку­ре­ни­я­ми фи­ми­а­ма и жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми... День рож­де­ния По­лон­ско­го, на­при­мер, так рья­но не от­ме­ча­ет­ся. День рож­де­ния Е.Мар­ки­на – от­ме­ча­ет­ся с 1998 го­да. Сре­ди здрав­ст­ву­ю­щих че­с­ти со­зы­вать дру­зей на соб­ст­вен­ный пра­зд­ник в по­сёл­ке Сын­тул удо­с­то­ил­ся лишь Б.Ши­ша­ев. Воз­мож­но, раз­вёр­ну­тые по­эти­че­с­кие тор­же­ст­ва ста­нут фун­да­мен­том для фор­ми­ро­ва­ния ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры как цель­но­го и до­стой­но­го изу­че­ния фе­но­ме­на? Дай Бог! По­ка же это ве­сё­лые на­род­ные гу­ля­нья – но и то не­пло­хо, пра­зд­ни­ков у лю­дей ма­ло…

Од­на про­бле­ма ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры свя­за­на с Есе­ни­ным: не­из­ве­ст­но по­че­му его твор­че­ст­во ста­ло слов­но бы ме­ри­лом ли­те­ра­тур­ной цен­но­с­ти про­из­ве­де­ний (в осо­бен­но­с­ти риф­мо­ван­ных) всех, кто бе­рёт­ся за пе­ро в Ря­за­ни. То ли чьё-то ука­за­ние за­то­ну­ло в Ле­те, но дей­ст­ву­ет по­доб­но «мёрт­вой ру­ке» из ан­г­ло-сак­сон­ско­го пра­ва, то ли про­сто ус­тои ру­шить не­у­ют­но… Од­на­ко все бо­лее или ме­нее зна­чи­мые по­эты «со­вет­ской Ря­за­ни» бы­ли тра­ди­ци­о­на­ли­с­та­ми с от­чёт­ли­вым ук­ло­ном в «де­ре­вен­скую» те­ма­ти­ку: Е.Мар­кин, А.Ар­хи­пов, А.Се­нин, В.Ав­де­ев, не­ко­то­рые дру­гие. И.Гра­чё­ва в ста­тье «Литература рязанского края» го­во­рит кон­крет­но: «C есе­нин­ски­ми тра­ди­ци­я­ми в их твор­че­ст­ве свя­за­ны те­мы род­ной при­ро­ды и взра­с­тив­шей их «ма­лой ро­ди­ны». Те­му «ря­зан­ской по­эти­че­с­кой шко­лы» она об­хо­дит сто­ро­ной, да­же слов та­ких не упо­треб­ляя.

Ис­клю­че­ние со­став­лял иро­нич­ный Е. Оси­пов, вы­брав­ший для се­бя труд­ней­ший жанр бас­ни и вир­ту­оз­но уп­рав­ляв­ший­ся с ним. В ре­т­ро­спек­ти­ве мож­но го­во­рить о том, что по­эти­че­с­кая шко­ла в Ря­за­ни на­ча­ла скла­ды­вать­ся лет трид­цать на­зад – си­ла­ми Мар­ки­на, Ар­хи­по­ва, Се­ни­на, Ав­де­е­ва… Но ни­ко­го из «ос­но­во­по­лож­ни­ков» уже нет в жи­вых. А их по­сле­до­ва­те­ли, скру­пу­лёз­но сле­ду­ю­щие за есе­нин­ски­ми мо­ти­ва­ми в пре­лом­ле­нии сво­их учи­те­лей (его уче­ни­ков), та­ким ма­ка­ром не со­ста­вят сла­вы ря­зан­ской по­эзии – да­же в са­мом су­жен­ном по­ни­ма­нии по­след­ней. Счи­тать «шко­лой» бес­со­ве­ст­ное под­ра­жа­ние Есе­ни­ну нель­зя. До ме­ня до­хо­ди­ло ано­ним­ное хлё­ст­кое вы­ска­зы­ва­ние, ко­то­ро­му уже лет двад­цать пять: «Там, где Есе­нин по­ста­вил точ­ку, на­чи­на­ет­ся Ар­хи­пов». Про­шу про­ще­ния у па­мя­ти по­кой­но­го, но из пес­ни сло­ва не вы­ки­нешь… Луч­ше не пред­став­лять в по­дроб­но­с­тях, что на­чи­на­ет­ся там, где по­ста­вил точ­ку Ар­хи­пов…

Шанс про­зву­чать на всю Рос­сию есть лишь у тех ря­зан­цев, кто от­рёк­ся от «ста­ро­го ми­ра» псев­до­на­род­ной по­эзии – та­ко­вых очень не­мно­го.

В сущ­но­с­ти, под­лин­ный ре­зо­нанс в рос­сий­ской куль­ту­ре вы­зва­ла толь­ко глав­ка «Ря­зань» в кни­ге «Не­сто­лич­ная ли­те­ра­ту­ра: По­эзия и про­за ре­ги­о­нов Рос­сии» – ан­то­ло­гия, вы­пу­щен­ная в 2001 го­ду из­да­тель­ст­вом «Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние» и вклю­ча­ю­щая сти­хи, ко­рот­кую про­зу и ви­зу­аль­ную по­эзию 163 ав­то­ров из 50 раз­лич­ных ре­ги­о­нов Рос­сии (кро­ме Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га, что­бы дать вы­ска­зать­ся жи­те­лям про­вин­ции). Со­ста­вил ан­то­ло­гию по­эт и куль­тур­тре­гер Дми­т­рий Кузь­мин. Вы­пуск ан­то­ло­гии был при­уро­чен ко Вто­ро­му Мос­ков­ско­му меж­ду­на­род­но­му фе­с­ти­ва­лю по­этов (2001 год), в хо­де ко­то­ро­го про­шла её пре­зен­та­ция. Этот со­лид­ный том явил­ся рос­сий­ской «Кни­гой го­да-2001» в но­ми­на­ции «По­эзия». В экс­перт­ный со­вет, от­би­рав­ший тек­с­ты для из­да­ния, во­шли вид­ные фи­гу­ры рос­сий­ско­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са – про­за­ик Е.По­пов, по­эты Т.Ки­би­ров, А.Пар­щи­ков, Д.При­гов, кри­тик В.Ку­ри­цын. Ря­зань пред­став­ля­ли пять че­ло­век: Ев­ге­ний Ка­ла­кин, Алек­сей Кол­чев, Свет­ла­на Не­чай, Сер­гей Сви­ри­дов, Игорь Сит­ни­ков. Вот за ни­ми, ка­за­лось бы, бу­ду­щее ря­зан­ской по­эзии… Но, по «за­ко­ну ехид­ст­ва» ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры (см. вы­ше), Не­чай дав­но жи­вёт в Под­мо­с­ко­вье, а Сит­ни­ков – на Тай­ва­не. В Ря­за­ни ос­тал­ся А.Кол­чев – и под­ви­за­ет­ся в ос­нов­ном на круп­ных по­эти­че­с­ких «ту­сов­ках» в Санкт-Пе­тер­бур­ге: на фе­с­ти­ва­ле сво­бод­но­го сти­ха и вось­мом май­ском фе­с­ти­ва­ле но­вых по­этов (вес­на 2009 го­да) – ста­рей­шем из ре­гу­ляр­ных не­за­ви­си­мых по­эти­че­с­ких фе­с­ти­ва­лей со­вре­мен­ной Рос­сии. В ку­цый спи­сок мно­го­обе­ща­ю­щих сти­хо­твор­цев из Ря­за­ни вхо­дит Оль­га Мель­ник, уча­ст­ни­ца фе­с­ти­ва­ля но­вых по­этов 2009 го­да, дип­ло­мант­ка кон­кур­са име­ни Н.Гу­ми­лё­ва «За­блу­див­ший­ся трам­вай» и «Илья-пре­мии» 2008 го­да, пуб­ли­ко­вав­ша­я­ся как в се­те­вых про­ек­тах («По­лу­то­на», «Devotion», «Се­те­вая Сло­вес­ность»), так и на бу­ма­ге (жур­на­лы «По­эзия», «Но­вый Бе­рег», аль­ма­нах «Илья»).

Мне бы очень хо­те­лось не ос­та­нав­ли­вать­ся здесь, а пе­ре­чис­лять даль­ше по­этов, ко­то­рым не страш­на их ря­зан­ская про­пи­с­ка – ибо она для них не яв­ля­ет­ся прИ­пи­с­кой! – но…

Ос­та­лось ска­зать о жа­н­ре, по оп­ре­де­ле­нию вто­рич­ном и рас­цве­та­ю­щем на ни­ве, бо­га­то удо­б­рен­ной ли­те­ра­ту­рой. О ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке. И смеж­ной с ней пуб­ли­ци­с­ти­ке. Но ес­ли мы толь­ко что вы­яс­ни­ли, что в Ря­за­ни нет еди­ной ли­те­ра­ту­ры, то ка­ков от­вет на во­прос, есть ли в Ря­за­ни ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка?..

Книж­ным ре­цен­зи­ро­ва­ни­ем пе­ри­о­ди­че­с­ки за­ни­ма­ют­ся жур­на­ли­с­ты, от­сле­жи­ва­ю­щие дви­же­ние «книж­ных но­ви­нок» ря­зан­ских ав­то­ров по вну­т­ри­ря­зан­ским кру­гам. Мне ни ра­зу не при­хо­ди­лось чи­тать ре­цен­зии на Глу­хов­ско­го, Слав­ни­ко­ву, Ма­ка­ни­на, Улиц­кую… Впро­чем, в об­ла­ст­ной га­зе­те «Ря­зан­ские ве­до­мо­с­ти» от­кры­лась не так дав­но ру­б­ри­ка «Книж­ный мир», чья ве­ду­щая Оль­га Че­лы­ше­ва за­кон­чи­ла Ли­тин­сти­тут. Сей факт все­ля­ет ос­то­рож­ный оп­ти­мизм: мо­жет, и на Бу­ке­ров­ских ла­у­ре­а­тов за­мах­нёт­ся наш че­ло­век? Пуб­ли­ци­с­ти­ка – де­ло дру­гое, ста­тьи в этом жа­н­ре спо­со­бен вы­дать прак­ти­че­с­ки каж­дый опыт­ный и вдох­но­вен­ный жур­на­лист. Ли­те­ра­тур­ный тру­же­ник уни­вер­саль­ных спо­соб­но­с­тей Кон­стан­тин Па­с­каль пе­ри­о­ди­че­с­ки вы­сту­пал в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» с очер­ка­ми, ре­пор­та­жа­ми и ре­цен­зи­я­ми. Он, по­жа­луй, и за­ни­мал­ся ли­те­ра­тур­ной кри­ти­кой в адек­ват­ном по­ни­ма­нии… по­ка не ушёл за­ра­ба­ты­вать день­ги на те­ле­ви­де­ние. Ка­за­лось бы, не­воз­мож­но жить пи­са­те­лю в об­ще­ст­ве и быть сво­бод­ным от не­го – и сме­на Па­с­ка­лю явит­ся!.. Но дру­гих кри­ти­че­с­ких опы­тов в Ря­за­ни ро­ди­лось еди­ни­цы, а та­ких, что вы­шли бы за пре­де­лы об­ла­с­ти – во­все не ро­ди­лось. Тог­да как ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы иных ре­ги­о­нов, ска­жем, «Ги­пер­текст» и «Бель­ские про­сто­ры» (Уфа), «Урал» (Ека­те­рин­бург), «Ков­чег Кав­ка­за» (Рос­тов-на-До­ну), «День и Ночь» (Крас­но­ярск) ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ют це­лые бло­ки кри­ти­ки и пуб­ли­ци­с­ти­ки…

Да, в Ря­за­ни не «вы­жи­ва­ют» куль­тур­ные жур­на­лы и га­зе­ты. Вы­хо­дят они дис­крет­но, «шаг впе­рёд – два на­зад». Лишь од­на га­зе­та «Ря­зан­ская глу­бин­ка», дав­но опо­чив­шая, вы­де­ля­ла по­ло­сы кри­ти­че­с­ким и пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ким ма­те­ри­а­лам. У дру­гих из­да­ний кри­ти­че­с­кая ко­лон­ка в чис­ле «фи­шек» не фи­гу­ри­ро­ва­ла. И ес­ли (ну, вдруг!) воз­ник­нет в на­шей об­ла­с­ти но­вое ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ное из­да­ние, ско­рее все­го, не бу­дет в нём этой ко­лон­ки… да и са­мо из­да­ние – вряд ли… По схо­жим при­чи­нам.

Де­ло да­же не в ма­те­ри­аль­ных про­бле­мах – от­сут­ст­вию куль­тур­но­го из­да­ния ме­ша­ет не толь­ко ску­дость об­ла­ст­но­го бю­д­же­та и не­име­ние ще­д­рых спон­со­ров, но и вну­т­рен­няя не­го­тов­ность ря­зан­ской ли­те­ра­тур­ной про­слой­ки вза­и­мо­дей­ст­во­вать с об­ще­ст­вом. Ес­ли уме­ст­но та­кое срав­не­ние, оная про­слой­ка не экс­тра­верт, а ин­тро­верт – ус­т­рем­ле­на внутрь сво­е­го мир­ка и стра­шит­ся вы­хо­да во­вне.

Еле­на СА­Ф­РО­НО­ВА,

г. РЯ­ЗАНЬ

 

Еле­на Ва­лен­ти­нов­на Са­ф­ро­но­ва ре­гу­ляр­но пе­ча­та­ет­ся в жур­на­лах «Зна­мя», «Урал», «Ве­ст­ник Ев­ро­пы» и «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». Она – член ред­кол­ле­гии ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го жур­на­ла «Де­ти Ра».

 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования