Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Новая культурная столица

 или По до­ро­ге в Нью-Ва­сю­ки

 

С не­дав­них пор, а имен­но с при­хо­дом но­во­го гу­бер­на­то­ра Оле­га Чир­ку­но­ва и но­во­го ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры края Бо­ри­са Миль­гра­ма (он же те­а­т­раль­ный ре­жис­сёр, один из пер­вых в Рос­сии пе­ре­шед­ший на ком­мер­че­с­кие ан­т­ре­приз­ные спек­так­ли), в куль­тур­ной жиз­ни Пер­ми про­ис­хо­дят уди­ви­тель­ные ве­щи. Сна­ча­ла в зда­нии реч­но­го вок­за­ла от­крыл­ся Перм­ский му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, во гла­ве ко­то­ро­го встал из­ве­ст­ный сто­лич­ный по­лит­тех­но­лог и эпа­таж­ный га­ле­рист Ма­рат Гель­ман. Од­но­го упо­ми­на­ния этой оди­оз­ной в ми­ре ис­кус­ст­ва фа­ми­лии до­ста­точ­но, что­бы по­нять, что этот му­зей яв­ля­ет­ся про­вин­ци­аль­ным фи­ли­а­лом то­го без­лич­но­го ко­с­мо­по­ли­ти­че­с­ко­го со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва, ко­то­рое се­го­дня за­да­ёт тон в ме­га­по­ли­сах.

За­тем в го­ро­де обос­но­вал­ся фе­с­ти­валь со­вре­мен­ной дра­ма­тур­гии «Но­вая дра­ма» вме­с­те с его ру­ко­во­ди­те­лем Эду­ар­дом Бо­я­ко­вым, ко­то­рый ко все­му про­че­му здесь же ос­но­вал но­вый те­атр «Сце­на-Мо­лот» (ана­лог воз­глав­ля­е­мо­го им с 2005 го­да сто­лич­но­го те­а­т­ра «Прак­ти­ка»). Опять-та­ки до­ста­точ­но знать, кто та­кой Бо­я­ков (че­ло­век с из­ряд­ной ру­со­фоб­ской за­ква­с­кой и боль­шой по­клон­ник пост­мо­дер­нист­ско­го за­пад­но­го те­а­т­ра), что­бы иметь пред­став­ле­ние о том, ка­ко­го ро­да те­атр на­саж­да­ет­ся в Пер­ми.

Сле­ду­ю­щей куль­тур­ной ак­ци­ей, при­зван­ной, по мыс­ли «про­дви­ну­той» перм­ской эли­ты, спо­соб­ст­во­вать ут­верж­де­нию Пер­ми как куль­тур­ной сто­ли­цы Рос­сии, ста­ло про­ве­де­ние в сен­тя­б­ре IV Меж­ду­на­род­но­го фе­с­ти­ва­ля-шко­лы «Тер­ри­то­рия», на ко­то­рый съе­ха­лись мод­ные экс­цен­т­рич­ные те­а­т­раль­ные де­я­те­ли и кол­лек­ти­вы: ита­ль­ян­ский ре­жис­сёр Пип­по Дель­бо­но (спек­такль «Ди­кая тем­но­та»), ан­г­ли­ча­нин Алекс Да­у­эр (про­ект «Те­атр в тюрь­ме»), не­мец­кий ре­жис­сёр То­мас Ос­тер­май­ер, япон­ский хо­рео­граф и тан­цов­щик Та­ке­те­ру Ку­до (мо­но­спек­такль «Яв­ле­ние кар­мы – Го­за­ра­ши»), мос­ков­ский ре­жис­сёр Дми­т­рий Кры­мов («Смерть жи­ра­фа»), ба­лет Боль­шо­го те­а­т­ра Же­не­вы (ве­чер со­вре­мен­но­го тан­ца). При­ме­ча­тель­но, что один из спек­так­лей это­го фе­с­ти­ва­ля, сы­г­ран­ный осуж­дён­ны­ми перм­ской ис­пра­ви­тель­ной ко­ло­нии № 29 (ра­зу­ме­ет­ся, о ка­ких-то твор­че­с­ких от­кры­ти­ях это­го спек­так­ля го­во­рить здесь не при­хо­дит­ся), пре­под­но­сил­ся как не­что зна­чи­тель­ное, за­слу­жи­ва­ю­щее са­мо­го при­сталь­но­го вни­ма­ния. Уже толь­ко этот факт крас­но­ре­чи­во го­во­рит об об­щей на­прав­лен­но­с­ти фе­с­ти­ва­ля.

Лич­но у ме­ня нет ос­но­ва­ний со­мне­вать­ся в ис­крен­но­с­ти на­ме­ре­ний глав­но­го ор­га­ни­за­то­ра фе­с­ти­ва­ля «Тер­ри­то­рия» Ев­ге­ния Ми­ро­но­ва, про­воз­гла­ша­ю­ще­го глав­ной за­да­чей фе­с­ти­ва­ля-шко­лы при­об­ще­ние рус­ско­го те­а­т­ра к со­вре­мен­но­му ев­ро­пей­ско­му, а так­же ак­тив­ное во­вле­че­ние в твор­че­с­кий про­цесс не­вос­тре­бо­ван­ных ре­жис­сё­ров мо­ло­до­го и сред­не­го по­ко­ле­ния. Но что по­лу­ча­ет­ся на де­ле? Не­уже­ли та пре­об­ла­да­ю­щая на фе­с­ти­ва­ле ат­мо­сфе­ра эпа­та­жа, про­во­ка­ции, экс­тра­ва­гант­ность и есть при­мер для под­ра­жа­ния, и есть те ев­ро­пей­ские те­а­т­раль­ные до­сти­же­ния, к ко­то­рым не­об­хо­ди­мо при­об­щать­ся? Я не го­во­рю уже о том, что са­мо по се­бе это бе­зо­гляд­ное под­ра­жа­ние на­ших те­а­т­раль­ных де­я­те­лей со­вре­мен­но­му за­пад­но­му те­а­т­ру, ког­да за спи­ной рус­ский те­атр, ко­то­рый по­сле Ста­ни­слав­ско­го и То­в­сто­но­го­ва вслед за рус­ской ли­те­ра­ту­рой воз­нёс­ся на не­до­ся­га­е­мую вы­со­ту, вы­гля­дит по мень­шей ме­ре как всё те же эпа­таж и про­во­ка­ция. Кто-то мо­жет воз­ра­зить, что толь­ко та­кой экс­цен­т­рич­ный те­атр и мо­жет про­ти­во­сто­ять ком­мер­че­с­ко­му, глян­це­во­му, «сы­то­му» те­а­т­ру, про­цве­та­ю­ще­му в на­ших сто­ли­цах. Но ведь, от­ве­чу я, в той же Ев­ро­пе этот эпа­таж­ный, сно­бист­ский те­атр дав­но яв­ля­ет­ся ча­с­тью ком­мер­че­с­ко­го, и рас­счи­тан он на са­мую что ни на есть сы­тую и пре­сы­щен­ную пуб­ли­ку, же­ла­ю­щую че­го-ни­будь ос­т­рень­ко­го и ще­ко­чу­ще­го нер­вы. Яс­но, что та­кой те­атр ни­ко­му и ни­че­му про­ти­во­сто­ять не мо­жет. По-на­сто­я­ще­му про­ти­во­сто­ять ны­неш­ней те­а­т­раль­ной по­ш­ло­с­ти и обы­ва­тель­щи­не мо­жет толь­ко тот те­атр, ко­то­рый в ху­до­же­ст­вен­ных об­ра­зах, за­став­ля­ю­щих со­пе­ре­жи­вать и ду­мать, во­пло­тит на­ше вре­мя (к сло­ву, не ме­нее тра­ги­че­с­кое, чем, ска­жем, вре­мя Шек­с­пи­ра, – хо­тя бы по­то­му, что мы яв­ля­ем­ся уча­ст­ни­ка­ми и сви­де­те­ля­ми по­след­ней, вен­ча­ю­щей фа­зы че­ло­ве­че­с­кой ис­то­рии).

Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди сле­ду­ет ска­зать, что не все в Пер­ми одо­б­ря­ют это аг­рес­сив­ное втор­же­ние гло­баль­ной эр­зац-куль­ту­ры. Про­тив это­го на­ше­ст­вия вы­сту­па­ют ме­ст­ные пи­са­те­ли (сре­ди них из­ве­ст­ный перм­ский ли­те­ра­тор Алек­сей Ива­нов) и ме­ст­ная об­ще­ст­вен­ность. Точ­нее и оп­ре­де­лён­нее всех вы­ра­зи­ла по­зи­цию по это­му во­про­су ди­рек­тор Перм­ско­го цен­т­ра граж­дан­ско­го ана­ли­за «Гра­ни» Свет­ла­на Ма­ко­вец­кая, за­явив­шая, что про­ект «куль­тур­ная сто­ли­ца Рос­сии» ри­с­ку­ет ос­тать­ся без го­ро­жан, и при­звав­шая раз­ви­вать соб­ст­вен­ные куль­тур­ные тра­ди­ции. Дей­ст­ви­тель­но, очень не хо­чет­ся, что­бы Пермь из-за ам­би­ций ме­ст­ных Ос­та­пов Бен­де­ров пре­вра­ща­лась в про­кат­ную пло­щад­ку под на­зва­ни­ем Нью-Ва­сю­ки для за­ез­жих арт-ко­с­мо­по­ли­тов. Ду­ма­ет­ся, что этот кра­си­вый го­род на Ка­ме за­слу­жи­ва­ет бо­лее до­стой­ной уча­с­ти.


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования