Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Дорога в никуда

Рас­ска­зы Оле­га Зо­бер­на

 

«На фур­ше­те в од­ном мос­ков­ском ли­те­ра­тур­ном са­ло­не она до­ста­ла из кар­ма­на сво­е­го чёр­но­го пла­тья (кур­сив мой. – Н.А.) ма­лень­кую рюм­ку, на­ли­ла ту­да вод­ки из бу­тыл­ки, сто­яв­шей на сто­ле, вы­пи­ла, вы­со­ко под­няв ло­коть и, крот­ко взгля­нув на ме­ня, ска­за­ла: «Ви­дишь, Оле­жа, пью что Бог по­ш­лёт. От это­го как-то тре­вож­но. И ве­чер се­го­дня душ­ный», – так на­чи­на­ет­ся рас­сказ Оле­га Зо­бер­на с раз­нуз­дан­но-ин­три­гу­ю­щим на­зва­ни­ем «Дев­ки не ждут». В кон­це рас­ска­за ге­ро­и­ню ви­дят то «в ком­па­нии му­жи­ко­ва­тых ба­бищ» на Твер­ском буль­ва­ре, из­мо­тан­ную лю­бо­вью, то там же «по­ющей на кли­ро­се в хра­ме Ио­ан­на Бо­го­сло­ва» (апо­с­то­ла люб­ви. – Прим. Н.А.). Вот уж ав­тор по­ста­рал­ся!

Пла­чут бло­ков­ские строч­ки, дис­со­ни­руя с на­пи­сан­ны­ми сто­ле­тие спу­с­тя:

 

Де­вуш­ка пе­ла в цер­ков­ном хо­ре

О всех ус­та­лых в чу­жом краю,

О всех ко­раб­лях, ушед­ших в мо­ре,

О всех, за­быв­ших ра­дость свою.

 

Так пел её го­лос, ле­тя­щий в ку­пол,

И луч си­ял на бе­лом пле­че,

И каж­дый из мра­ка смо­т­рел и слу­шал,

Как бе­лое пла­тье пе­ло в лу­че...

 

Олег ЗОБЕРН
Олег ЗОБЕРН

Бу­нин­ская «Царь-де­ви­ца, Ша­ма­хан­ская ца­ри­ца» («Чи­с­тый по­не­дель­ник») бес­ко­неч­но ус­т­рем­ля­ет взгляд сво­их тём­ных глаз в тем­но­ту XXI ве­ка, ко­то­рую да­же три лам­па­ды, за­жжён­ные «для про­фи­лак­ти­ки» пе­ред не­яс­ным ли­ком, не ос­ве­тят (Ср. «в уг­лу ком­на­ты пе­ред ка­кой-то тём­ной ико­ной го­рят три лам­па­ды» – О.З.; «в уг­лу пе­ред чёр­ной до­с­кой ико­ны Тро­е­ру­чи­цы го­ре­ла лам­пад­ка» – И.Б.).

Стёр­лась грань… Меж­ду «хо­ро­шо» и «пло­хо», «мож­но» и «нель­зя»... А глав­ным об­ра­зом – меж­ду ли­те­ра­ту­рой и не ли­те­ра­ту­рой.

«Слиш­ком ча­с­то по­ми­на­ет Все­выш­не­го» не толь­ко «пра­во­слав­ная ле­с­би­ян­ка», но и сам ав­тор. «Всуе» не то сло­во. Сти­ли­за­тор­ское обы­г­ры­ва­ние име­ни Бо­га, ре­ли­ги­оз­ных мо­ти­вов, об­ра­зов, лек­си­ки ста­но­вит­ся од­ной из глав­ных со­став­ля­ю­щих «мно­го­слов­ной дре­бе­де­ни» про­из­ве­де­ний Оле­га Зо­бер­на. И это по­верх­но­ст­ное, но от то­го не пе­ре­ста­ю­щее им быть бо­го­бор­че­ст­во все­го лишь для фик­са­ции «ба­наль­ных по­всед­нев­ных пе­ри­пе­тий су­ще­ст­во­ва­ния мо­ло­до­го ша­ло­пая» (Е.Ер­мо­лин. Про­ек­ты бу­ду­ще­го // «За­ру­беж­ные за­пи­с­ки», 2009, № 19 http://magazines.russ.ru/zz/2009/19/ee14.html).

Обык­но­вен­ное раз­ду­ва­ет­ся до все­лен­ских мас­шта­бов. Мысль то­нет в по­то­ке со­зна­ния ге­роя. Ле­вая ступ­ня (ну есть же «Кни­га ле­вой ру­ки» у пи­са­те­ля Юрия Буй­ды, по­че­му бы не быть рас­ска­зу Оле­га Зо­бер­на «Ступ­ня») ста­но­вит­ся цен­т­ром ми­ро­зда­ния, точ­кой от­счё­та, во­пло­ще­ни­ем, ес­ли хо­ти­те, эк­зи­с­тен­ци­о­наль­ной сущ­но­с­ти. Впро­чем, это дей­ст­ви­тель­но не­о­бык­но­вен­ная ступ­ня – «ступ­ня спе­ци­а­ли­с­та по рус­ской ли­те­ра­ту­ре XX ве­ка».

Не­при­нуж­дён­ность по­ве­ст­во­ва­ния, иро­нич­ность сло­га, мно­го­слой­ность лек­си­ки, бе­зу­преч­ность сти­ли­с­ти­че­с­ко­го оформ­ле­ния от­да­ют лёг­ким душ­ком сло­во­блу­дия и ли­те­ра­тур­но­го стё­ба.

По­ми­на­ние ав­то­ри­тет­ных имён и ал­лю­зии на про­из­ве­де­ния клас­си­ков ми­ро­вой и рус­ской ли­те­ра­ту­ры лишь усу­губ­ля­ют ощу­ще­ние со­дер­жа­тель­ной пу­с­то­ты.

Про­све­чи­ва­ю­щая вол­ну­ю­щая нить на­сто­я­ще­го чув­ст­ва и мыс­ли не­ко­то­рых, в ос­нов­ном ран­них, рас­ска­зов («Ти­хий Ие­ри­хон», «Кук­ла Фу­су­кэ», «Ни ос­т­ро­вов, ни гра­ниц», «Вы­шка», «Ут­ро Ро­ди­на») в по­след­них пуб­ли­ка­ци­ях (за ис­клю­че­ни­ем, по­жа­луй, «Груп­пы лю­дей») сов­сем те­ря­ет­ся. Да, сти­ли­с­ти­че­с­ки они ин­те­рес­нее, пре­тен­ци­оз­нее, но в це­лом – без­жиз­нен­ны.

От­сут­ст­вие энер­ге­ти­че­с­ко­го по­сы­ла, мо­но­тон­ность ин­то­на­ций, ком­по­зи­ци­он­ная не­за­вер­шён­ность ос­тав­ля­ют по­сле про­чте­ния в луч­шем слу­чае не­до­уме­ние. Один рас­сказ пе­ре­те­ка­ет в дру­гой, они сли­ва­ют­ся, и ты уже не мо­жешь вспом­нить, про­чёл ли ты пре­ды­ду­щее тво­ре­ние до кон­ца или на­чал но­вое. Буд­то едешь в по­ез­де, ко­то­рый очень мед­лен­но дви­жет­ся. В по­лу­дрё­ме на­блю­да­ешь за ок­ру­жа­ю­щим ми­ром. Од­на стан­ция сме­ня­ет дру­гую. Ука­за­те­ли, на­зва­ния, слу­чай­ные по­пут­чи­ки сме­ши­ва­ют­ся в со­зна­нии. И вый­дя на­ко­нец из по­ез­да по при­бы­тии, ты за­бы­ва­ешь о вы­нуж­ден­но про­ве­дён­ных днях од­но­об­раз­ной до­ро­ги. Не слу­чай­но и мо­тив до­ро­ги – ос­нов­ной в рас­ска­зах Зо­бер­на («Вос­точ­ный ро­манс», «Го­ло­са при вы­хо­де», «Спар­та до­стиг­ну­та», «Триз­на по Яну Вол­кер­су», «Ко­ла для ум­ных», «Ме­га­ном», «Бе­лый брат Ка­с­па­ра», «Ти­хий Ие­ри­хон» и т.д.). Толь­ко ку­да эта до­ро­га ве­дёт? 


Надежда АВЕРЬЯНОВА,
г. ОБНИНСК,
Калужская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования