Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Митина ноша

 Пер­вая кни­га рас­ска­зов и по­ве­с­тей Алек­сан­д­ра Ки­ро­ва из Ар­хан­гель­ской об­ла­с­ти* при­гля­ну­лась сра­зу. Чи­та­ет­ся и пе­ре­чи­ты­ва­ет­ся она с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем. Есть в ней све­жая ин­то­на­ция, со­сто­яв­ший­ся стиль, хо­тя пла­то­нов­ское вли­я­ние ино­гда и чув­ст­ву­ет­ся, на­при­мер, в рас­ска­зе «Тро­я­нос Дел­лас». Взгляд на жизнь со­вер­шен­но ори­ги­наль­ный: иро­нич­ный и фи­ло­соф­ский од­но­вре­мен­но. Дей­ст­ви­тель­ность ужас­на (спи­ва­ет­ся Рос­сия!..), но сма­ко­ва­ния по­ш­ло­с­ти и же­с­то­ко­с­ти в её опи­са­ни­ях нет, го­лос у Ки­ро­ва чи­с­тый и до­б­рый.

За­мет­ны и по­ка не ре­а­ли­зо­ва­ны по-на­сто­я­ще­му воз­мож­но­с­ти со­зда­ния пол­но­цен­ной ху­до­же­ст­вен­ной про­зы: иг­ра ре­аль­но­с­ти и ми­с­ти­ки, са­ти­ри­че­с­кая ок­ра­шен­ность, от­лич­ные, на­пи­сан­ные без на­ту­ги раз­но­го­ло­сые ди­а­ло­ги – не вы­му­чен­ные и пло­с­кие, как ча­с­то бы­ва­ет у на­чи­на­ю­щих, а ис­крен­ние и эмо­ци­о­наль­ные, в пе­ре­ли­вах ес­те­ст­вен­но­го ре­че­во­го рит­ма («Та­ня ри­су­ет вол­ка»).

Ду­ма­ет­ся, что Ки­ров спо­кой­но мо­жет ра­бо­тать и в дра­ма­тур­гии, а там у нас ав­то­ров до­стой­ных – кот на­пла­кал. Весь­ма удач­ны на­зва­ния (это то­же по­ка­за­тель), на­ко­нец, воз­раст, для про­за­и­ка ещё сов­сем юный, поз­во­ля­ет спо­кой­но гу­лять на твор­че­с­ком про­сто­ре.

Есть, как во­дит­ся, и сбои: не­до­ста­точ­ные пор­т­рет­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки и, на­обо­рот, за­тя­ну­тые опи­са­ния и рас­суж­де­ния, – осо­бен­но яв­ны длин­но­ты во вто­рой по­ло­ви­не кни­ги.

Впро­чем, и без внеш­них при­мет Ки­ро­ву уда­ёт­ся по­ка­зать са­мое глав­ное – ха­рак­тер:

«Ат­те­с­та­ци­он­ное со­чи­не­ние уче­ни­ка один­над­ца­то­го «бэ» клас­са… Бе­ло­зе­ро­ва Юрия Алек­се­е­ви­ча. Те­ма: «Че­ло­век, ко­то­ро­го я ува­жаю».

Изо все­го пред­ло­жен­но­го вы­би­раю я те­му седь­мую как бо­лее мне близ­кую.

А че­во не пер­вую не вто­рую не тре­тью спро­си­те?

А не хо­чу. И не со­гла­сен.

В ме­ня от­чим в че­ты­ре го­да круж­ку спир­тя­ги за­лил, так я это­го г… тьфу. Кро­ме од­но­го ра­за по­том. А тут в каж­ный год че­го-ни­будь. Вон у ме­ня дед за­орал на от­чи­ма не быть то­му, и то­по­ром… И у Шик­с­пи­ро­ва там му­жик так орёт. А ес­ли б его дед не уму­до­хал дак его бы мам­ка от­ра­ви­ла бы. За­ме­с­то спир­ту аце­то­ну бы под­су­ну­ла. Она уж раз пы­та­лась. А сно­ва бы не по­лу­чи­лась, он бы ей при­ду­шил и дев­ку бы. И всё зо­ло­той му­жик у про­стых лю­дей вы­гля­дел. Всё как у нас». («Седь­мая те­ма»).

По­нят­но, что ав­тор ис­поль­зу­ет но­вел­ли­с­ти­че­с­кий прин­цип: «брать бы­ка за ро­га», пре­не­бре­гая экс­по­зи­ци­ей, ан­ту­ра­жем и пре­ды­с­то­ри­ей, но чуть пе­ре­ги­ба­ет пал­ку – чи­та­те­лю труд­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в сю­же­те. В не­ко­то­рых рас­ска­зах слож­но раз­гля­деть ав­тор­скую мысль – цель­но­с­ти не хва­та­ет, на­при­мер, в «Фе­ник­се из «Не­за­буд­ки».

По­жа­луй, луч­шие рас­ска­зы и по­ве­с­ти в кни­ге сле­ду­ю­щие: «Ба­г­ра­ти­он», «Лоб­ная пси­хи­ка», «Смерть Ми­лы Йо­во­вич», «Ду­эль», «Тро­и­ца», «Седь­мая те­ма» (осо­бен­но), «Тро­я­нос Дел­лас» (текст до­сто­ин, как и пре­ды­ду­щий, пуб­ли­ка­ции в сто­лич­ном жур­на­ле), «Жил да был на све­те ге­не­рал, ор­ди­на­рец под­ле ге­не­ра­ла», «Сбе­рег­ла».

Ки­ров ис­поль­зу­ет ска­зо­вый стиль («Ба­г­ра­ти­он»), ли­ри­ко-иро­ни­че­с­кие от­ступ­ле­ния, есть в кни­ге и на­сто­я­щий рус­ский юмор, за­став­ля­ю­щий сме­ять­ся до слёз и сквозь слё­зы. Ав­тор мо­жет вос­соз­дать лю­бую ин­то­на­цию под­лин­ной на­род­ной ре­чи, ко­то­рую при­ду­мать нель­зя, мож­но толь­ко ус­лы­шать и при­бли­зи­тель­но вос­про­из­ве­с­ти.

Пьян­ст­во – не един­ст­вен­ная на­ша бе­да, мы бы­ли бы сча­ст­ли­вы, ес­ли б толь­ко пьян­ст­во тер­за­ло нас… У нас бо­лезнь дру­гая, ку­да бо­лее тяж­кая. Впо­ру ду­мать: есть ещё шанс на спа­се­ние, или мы всё же не­из­ле­чи­мо боль­ны? Хворь эта ду­шев­ная и ду­хов­ная сра­зу. Мно­го лет мы на­блю­да­ем мед­лен­ный, но вер­ный путь от су­мас­ше­ст­вия к са­мо­убий­ст­ву. Уже яс­но, чем всё это за­кон­чит­ся – пол­ным про­ва­лом, а по­том нас ждёт окон­ча­тель­ный вы­бор. В ка­че­ст­ве ком­мен­та­рия к этим сло­вам мож­но при­ве­с­ти пи­са­тель­ские раз­мы­ш­ле­ния в рас­ска­зе «По­след­ний из мин­не­зин­ге­ров»:

«Вот. Со­брал­ся о на­ро­де пи­сать, а по­нес­ло не в ту степь. Или в ту? На­род – не то, что он есть, а та идея, ко­то­рую он не­сёт. Идея эта во­пло­ща­ет­ся в уп­ра­ви­те­лях го­су­дар­ст­вом на­шим. И мож­но сколь­ко угод­но го­во­рить о нрав­ст­вен­но­с­ти ро­ди­те­лей, но ес­ли у их ре­бён­ка врож­дён­ный си­фи­лис – это го­во­рит са­мо за се­бя.

Го­во­рить о том, что пра­ви­те­ли эти на­род не лю­бят – опять не­пра­виль­но. Это сам се­бя на­род не лю­бит. Сам се­бя на­род из­жи­ва­ет. Ес­ли хо­ти­те, де­ка­дент­ст­ва в про­стом со­вре­мен­ном му­жи­ке (лю­бом!) боль­ше, чем в Ме­реж­ков­ском и Гип­пи­ус вме­с­те взя­тых и по­мно­жен­ных на брю­сов­ских гун­нов. И это «воз­вра­ще­ние к древ­не­му, веч­но­му, ни­ког­да не уми­рав­ше­му…» Каж­дый спит и ви­дит, как ге­ро­и­че­с­ки сра­жа­ет­ся за пра­вое де­ло. А про­снув­шись, со­зда­ёт для это­го по­ступ­ка всё боль­шую и боль­шую мо­ти­ва­цию».

Есть в кни­ге и оп­ре­де­ле­ние ге­роя на­ше­го вре­ме­ни, ко­то­ро­го ищет ав­тор (и мы):

«ПЕР­ВЫЙ ПО­СЛЕ ПУ­С­ТО­ТЫ».

Мож­но по­з­д­ра­вить нас всех: в ли­те­ра­ту­ру при­шёл мо­ло­дой, та­лант­ли­вый и мно­го­обе­ща­ю­щий пи­са­тель. 


* Алек­сандр Ки­ров. Ми­ти­на но­ша: по­ве­с­ти и рас­ска­зы. – Ар­хан­гельск: ОАО «ИПП «Прав­да Се­ве­ра», 2009.



Виктор БАРАКОВ,
г. ВОЛОГДА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования