Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 02.10.2009

Без ладанки память стучится в грудь

 «Здесь во внутренней тюрьме НКВД по ДВК в годы сталинских репрессий были расстреляны по политическим мотивам и впоследствии реабилитированы около 11 тыс. жителей ДВК. Светлая память безвинно погибшим». Мемориальная доска с такой надписью могла появиться в эти дни на доме № 146 по улице Волочаевской в Хабаровске.

 

– Ус­та­но­вить её нам не раз­ре­ша­ют, – ска­зал пред­се­да­тель Ха­ба­ров­ско­го кра­е­во­го ис­то­ри­ко-про­све­ти­тель­ско­го об­ще­ст­вен­но­го дви­же­ния «Ме­мо­ри­ал» Рос­ти­слав Чай­ка. – Ещё в 2007 го­ду мы под­го­то­ви­ли все не­об­хо­ди­мые до­ку­мен­ты и пред­ста­ви­ли их на рас­смо­т­ре­ние в ад­ми­ни­с­т­ра­цию Ха­ба­ров­ска. Пер­вый раз ко­мис­сия во­об­ще рас­сма­т­ри­ва­ла во­прос без мо­е­го уча­с­тия. Ре­ше­ние: «От­ка­зать». Мне вы­да­ли офи­ци­аль­ный про­то­кол. Зна­е­те, что в нём на­пи­са­но? От­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь кра­е­во­го от­де­ле­ния Все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры Та­ма­ра Бес­со­ли­цы­на по­счи­та­ла, что «па­мять жертв по­ли­ти­че­с­ких ре­прес­сий уже уве­ко­ве­че­на в Ха­ба­ров­ске па­мят­ным зна­ком воз­ле ин­сти­ту­та куль­ту­ры и ме­мо­ри­аль­ным ком­плек­сом на цен­т­раль­ном го­род­ском клад­би­ще». Пред­се­да­тель го­род­ской ко­мис­сии по уве­ко­ве­че­нию па­мя­ти о вы­да­ю­щих­ся со­бы­ти­ях и лич­но­с­тях Ва­лен­ти­на Пла­то­но­ва от­ме­ти­ла, что «текст до­с­ки вы­зы­ва­ет не­га­тив­ные эмо­ции». Ещё два чле­на ко­мис­сии вы­ска­за­ли со­мне­ние, ци­ти­рую, «в це­ле­со­об­раз­но­с­ти ус­та­нов­ки дан­ной до­с­ки в ука­зан­ном ме­с­те по эс­те­ти­че­с­ким со­об­ра­же­ни­ям и учи­ты­вая, что па­мять жертв по­ли­ти­че­с­ких ре­прес­сий уже уве­ко­ве­че­на в бо­лее зна­чи­мых ва­ри­ан­тах».

Не увен­ча­лась ус­пе­хом и вто­рая по­пыт­ка по­лу­чить раз­ре­ше­ние ко­мис­сии на ус­та­нов­ку до­с­ки, эс­киз ко­то­рой со­гла­со­ван, как по­ло­же­но, с от­де­лом по со­хра­не­нию куль­тур­но­го на­сле­дия кра­е­во­го ми­ни­с­тер­ст­ва куль­ту­ры. На этот раз сре­ди ре­ко­мен­да­ций бы­ла и та­кая: на­пра­вить за­прос в уп­рав­ле­ние ФСБ Рос­сии по Ха­ба­ров­ско­му краю, что­бы оно под­твер­ди­ло факт рас­ст­ре­лов по­лит­за­клю­чён­ных во вну­т­рен­ней тюрь­ме НКВД.

От­вет за­ме­с­ти­те­ля на­чаль­ни­ка вы­ше­наз­ван­ной ор­га­ни­за­ции И.По­им­це­ва по­ра­зи­те­лен. Ци­ти­рую: «Ис­сле­до­ва­ние ар­хив­ных до­ку­мен­тов УНКВД по Даль­не­во­с­точ­но­му краю по­ка­за­ло, что в до­ку­мен­таль­ных ма­те­ри­а­лах то­го пе­ри­о­да ме­с­та при­ве­де­ния при­го­во­ров и за­хо­ро­не­ний лиц, рас­ст­ре­лян­ных по ре­ше­нию су­деб­ных и вне­су­деб­ных ин­стан­ций, за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных при­го­во­рён­ных, не фик­си­ро­ва­лись». И да­лее: «В кол­лек­ции ма­те­ри­а­лов по ре­а­би­ли­та­ции есть объ­яс­не­ние на­чаль­ни­ка вну­т­рен­ней тюрь­мы НКВД по ДВК в 40-е го­ды, что рас­ст­ре­ли­ва­ли лиц, при­го­во­рён­ных к ВМН, в са­мой тюрь­ме, но ме­с­то­ра­с­по­ло­же­ние тюрь­мы и ко­ли­че­ст­во рас­ст­ре­лян­ных он не ука­зы­ва­ет. В уп­рав­ле­нии ФСБ Рос­сии по Ха­ба­ров­ско­му краю офи­ци­аль­ных до­ку­мен­таль­ных ма­те­ри­а­лов о вну­т­рен­ней тюрь­ме УНКВД-УНКГБ-УМГБ, её на­хож­де­нии в 30 – 40-е го­ды по ад­ре­су ул. Во­ло­ча­ев­ская, 146 и ко­ли­че­ст­ве рас­ст­ре­лян­ных в ней ре­прес­си­ро­ван­ных граж­дан не име­ет­ся».

Не име­ет­ся – и всё тут. В ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая всё обо всём вро­де как долж­на знать. Что-то с па­мя­тью ста­ло?

Лад­но, вот толь­ко од­на ис­то­рия. Ма­рии Ку­лы­ги­ной, до­че­ри пи­са­те­ля и жур­на­ли­с­та Пе­т­ра Ку­лы­ги­на, как раз в кра­е­вом уп­рав­ле­нии КГБ вер­ну­ли би­лет чле­на Со­ю­за пи­са­те­лей СССР, при­над­ле­жав­ший её рас­ст­ре­лян­но­му от­цу. Там же она уз­на­ла: Пе­т­ра Га­в­ри­ло­ви­ча рас­ст­ре­ля­ли 7 ав­гу­с­та 1938 го­да в под­ва­ле ха­ба­ров­ской вну­т­рен­ней тюрь­мы НКВД.

Яр­кий, та­лант­ли­вый и про­сто кра­си­вый че­ло­век, он ра­бо­тал в ре­дак­ции на­шей га­зе­ты, мно­го пи­сал, его кни­ги «От­ступ­ле­ние де­б­рей», «На краю серд­ца», «По­весть о ге­ро­ях» на­всег­да во­шли в ис­то­рию даль­не­во­с­точ­ной ли­те­ра­ту­ры. Кста­ти, «По­весть о ге­ро­ях», по­свя­щён­ная эпо­пее че­лю­с­кин­цев, при­нес­ла пи­са­те­лю ми­ро­вую сла­ву. Но ко­му-то по­ка­за­лось: он за­пол­ня­ет га­зе­ту вред­ны­ми очер­ка­ми, кле­ве­щет на рас­пре­крас­ную со­вет­скую дей­ст­ви­тель­ность и во­об­ще за­вер­бо­ван для под­рыв­ной де­я­тель­но­с­ти и шпи­о­нит в поль­зу Япо­нии.

Из­ве­ст­ный пи­са­тель и жур­на­лист ока­зал­ся во вну­т­рен­ней тюрь­ме НКВД. Что там с ним де­ла­ли, как вы­би­ва­ли нуж­ные по­ка­за­ния, мож­но толь­ко до­га­ды­вать­ся. Из­му­чен­ный, он да­же под­пи­сал то, что от не­го тре­бо­ва­ли. Че­рез три ме­ся­ца – су­ди­ли­ще. И тут, со­глас­но до­ку­мен­там, ко­то­рые по­ка­за­ли Ма­рии Пе­т­ров­не, он де­ла­ет не­о­жи­дан­ное за­яв­ле­ние: «Ви­нов­ным се­бя не при­знаю, по­ка­за­ния, дан­ные мною, от­ри­цаю, уча­ст­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции не был. Лож­но се­бя ого­во­рил (ог­ла­ша­ют­ся по­ка­за­ния двух сви­де­те­лей). Ог­ла­шён­ные по­ка­за­ния не под­тверж­даю. Боль­ше ни­чем не же­лаю до­пол­нить след­ст­вие и про­шу суд о вы­не­се­нии мне спра­вед­ли­во­го при­го­во­ра».

Че­рез не­сколь­ко ми­нут его уве­ли в под­вал. В справ­ке, вы­дан­ной спу­с­тя де­ся­ти­ле­тия его до­че­ри, ци­нич­но зна­чит­ся: «При­чи­на смер­ти – рас­ст­рел».

Пи­са­тель Ку­лы­гин то­же не до­сто­ин па­мят­ной до­с­ки на том до­ме? Да­же ес­ли он был од­ним-един­ст­вен­ным рас­ст­ре­лян­ным там…

А ведь не один! На­вер­ное, не все ви­де­ли эти скорб­ные кни­ги под на­зва­ни­ем «Хо­те­лось бы всех по­имён­но на­звать». В пя­ти то­мах – све­де­ния о жерт­вах по­ли­ти­че­с­ких ре­прес­сий. Не­о­це­ни­мую, по­рой про­сто не­воз­мож­ную ра­бо­ту про­де­лал пол­ков­ник УФСБ в от­став­ке, ис­то­рик и ис­сле­до­ва­тель Алек­сандр Ла­в­рен­цов. И он мно­го че­го зна­ет о вну­т­рен­ней тюрь­ме НКВД.

По его дан­ным, в Ха­ба­ров­ске в пи­ко­вые го­ды рас­ст­ре­лов (с на­ча­ла ию­ля 1937-го и по ок­тябрь 1938-го, по­том по­шёл рез­кий спад) бы­ло рас­ст­ре­ля­но от 9 до 11 ты­сяч че­ло­век. По­че­му та­кая не­о­пре­де­лён­ная ци­ф­ра? Де­ла на во­ен­ных, су­ди­мых Осо­бым со­ве­ща­ни­ем, за­би­ра­ли в центр, ис­сле­до­ва­те­ли по­том с тру­дом их на­хо­ди­ли, да и то не все…

Что же бы­ло на ули­це Во­ло­ча­ев­ской, 146, о чём сей­час по­че­му-то и до­ку­мен­тов-то не на­хо­дят? «Что бы­ло ус­т­ро­е­но? – вспо­ми­на­ет Алек­сандр Ла­в­рен­цов. – Удар­но ра­бо­та­ли Трой­ки, а для опе­ра­тив­но­с­ти след­ст­вия в зда­нии по со­сед­ст­ву с тюрь­мой НКВД, – это то кры­ло, ко­то­рое смо­т­рит на ул. Му­ра­вь­ё­ва-Амур­ско­го, но толь­ко в ка­би­не­тах с ок­на­ми во двор, – раз­ме­ща­лись чле­ны вы­езд­ной сес­сии Вер­хов­но­го су­да СССР. Они за­се­да­ли, вы­но­си­ли при­го­вор и тут же от­да­ва­ли его се­к­ре­та­рю. Тот спу­с­кал­ся в со­сед­ний кор­пус, пе­ре­да­вал по ко­ман­де, и уже че­рез пять ми­нут при­го­вор при­во­ди­ли в ис­пол­не­ние…»

До­ку­мен­ты, мяг­ко го­во­ря, не для сла­бо­нерв­ных. В од­ном из них, к при­ме­ру, зна­чит­ся: за­се­да­ние на­ча­то в 12.30, за­кон­че­но – 12.40, при­го­вор при­ве­дён в ис­пол­не­ние – ВМН – 12.45». А что­бы не бы­ло слыш­но вы­ст­ре­лов, во дво­ре дер­жа­ли трак­тор. И за­во­ди­ли его мо­тор…

Об этом Рос­ти­слав Чай­ка го­во­рил с за­ме­с­ти­те­лем ха­ба­ров­ско­го мэ­ра Свет­ла­ной Шев­чен­ко, по­ка­зы­вал ей сви­де­тель­ские по­ка­за­ния, упо­ми­нал кни­ги А.Су­ту­ри­на «Де­ло кра­е­во­го мас­шта­ба» и К.Рас­пу­ти­на «Осо­зна­ние», в ко­то­рых то­же пол­но до­ку­мен­тов. Но нет, Свет­ла­на Ива­нов­на твёр­до сто­я­ла на сво­ём.

– Всё де­ло в том, что ожи­да­е­мо­го под­тверж­де­ния УФСБ по Ха­ба­ров­ско­му краю не да­ло, – го­во­рит Рос­ти­слав Фе­до­се­е­вич. – Сви­де­тель­ские же по­ка­за­ния го­род­ская ад­ми­ни­с­т­ра­ция не же­ла­ет при­ни­мать во вни­ма­ние. «Да­вай­те вне­сём со­от­вет­ст­ву­ю­щие из­ме­не­ния в по­ло­же­ние о ме­мо­ри­аль­ных до­с­ках», – пред­ло­жил я. «Хо­ти­те ус­т­ро­ить бунт на ко­раб­ле?» – по­сле­до­вал от­вет. Ка­кой мо­жет быть бунт? Вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, раз­лич­ные по­ло­же­ния, да­же в Кон­сти­ту­цию – мож­но, а в до­ку­мент го­род­ской ад­ми­ни­с­т­ра­ции – нель­зя?

Прав­да, как ска­зал Рос­ти­слав Фе­до­се­е­вич, кто-то из го­род­ских на­чаль­ни­ков всё-та­ки ус­ты­дил­ся и пред­ло­жил: а мо­жет, па­мят­ным кре­с­том обой­дё­тесь? Толь­ко ус­та­но­вим его во дво­ре до­ма…

А то как же! Ме­мо­ри­аль­ная до­с­ка бу­дет «вы­зы­вать не­га­тив­ные эмо­ции» и во­об­ще «эс­те­ти­че­с­ки не­це­ле­со­об­раз­на». Пу­гать, ста­ло быть, ко­го-то бу­дет? Или во­об­ще ми­мо неё не­при­ят­но ко­му-то на служ­бу бу­дет хо­дить, а?

Бо­лее де­ся­ти ты­сяч «по­ли­ти­че­с­ких» при­ня­ли смерть без­вин­но. Как наш кол­ле­га Пётр Ку­лы­гин. Из­ви­ни­те, на не­го то­же нуж­но пред­ста­вить в го­род­скую ад­ми­ни­с­т­ра­цию справ­ку? Так возь­ми­те са­ми там, где её по­лу­чи­ла дочь пи­са­те­ля.

Ни­ко­го по­че­му-то не ко­ро­бит и не вы­зы­ва­ет «не­га­тив­ные эмо­ции», к при­ме­ру, па­мят­ная до­с­ка боль­ше­вич­ке А.П. Ким-Стан­ке­вич, каз­нён­ной бе­ло­ка­за­ка­ми. Она ус­та­нов­ле­на на до­ме на пе­ре­крё­ст­ке Му­ра­вь­ё­ва-Амур­ско­го и Ка­ли­ни­на. По­доб­ные па­мят­ные до­с­ки есть по ад­ре­сам: За­па­ри­на, 123, Ка­ли­ни­на, 63, Зна­мен­щи­ко­ва, 7 и дру­гим. Про­хо­дя ми­мо, не­воль­но при­тор­ма­жи­ва­ешь шаг и вспо­ми­на­ешь ис­то­рию… «Но без ла­дан­ки сту­чит­ся в грудь – / Па­мять, тре­пет, пе­пел: не за­будь!» (Ли­дия Чу­ков­ская).

В ок­тя­б­ре на Дне па­мя­ти жертв по­ли­ти­че­с­ких ре­прес­сий кто-то офи­ци­аль­ный и зна­чи­тель­ный бу­дет го­во­рить сло­ва, ко­то­рые по­ло­же­но в та­ких слу­ча­ях про­из­но­сить. Но ждать бу­дут сов­сем дру­гих слов, ис­крен­них или хо­тя бы – ре­ша­ю­щих. Сколь­ко мо­жет длить­ся эта ис­то­рия с тем, что и так оче­вид­но?

А я в этот скорб­ный день по­ло­жу гвоз­ди­ки воз­ле до­ма по ули­це Во­ло­ча­ев­ской, пусть да­же там и не бу­дет ещё ме­мо­ри­аль­ной до­с­ки. Там со­хра­ни­лись во­ро­та, из ко­то­рых рас­ст­ре­лян­ных вы­во­зи­ли на го­род­ское клад­би­ще… 


Николай СЕМЧЕНКО,
г. ХАБАРОВСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования