Архив : №41. 16.10.2009
Что писателям ближе: кормушки или страдания народа
Встречаясь неделю назад в музее А.С. Пушкина с группой писателей, председатель российского правительства Владимир Путин признал, что власть, увы, пока общается с «инженерами человеческих душ» крайне редко. Того же Путина за последние десять лет в писательских кругах видели хорошо если раз пять. Да, на заре своего вхождения в Кремль он успел посетить Литературный институт и русский Пен-центр. Потом по его приглашению в президентской резиденции в Сочи побывал наш аксакал Расул Гамзатов. Ещё Путин в 2003 году заезжал на Поварскую, поздравлял с 90-летием автора трёх гимнов Сергея Михалкова. Плюс было нашествие в Ново-Огарёво стайки дебютантов – питомцев фонда Сергея Филатова и воспитанников Ольги Славниковой. И ещё Путин приезжал в Троице-Лыково к Солженицыну поздравлять автора «Архипелага ГУГАГ» с Государственной премией России. Да, забыл упомянуть встречу писателей с двумя президентами – России и Франции в Париже на одной из международных книжных выставок. В общем, не густо. Власть в постсоветское время то ли охладела к литературе, поддерживая все последние 15 – 20 лет в основном одну попсу, то ли просто думала о выживании, махнув на вечные ценности рукой.
Впрочем, писатели тоже хороши. Ну пришли десять сочинителей к Путину (ещё три властителя дум до музея Пушкина так и не добрались: один якобы не захотел портить премьер-министру день рождения; другую вроде бы не смогли в последний момент разыскать; что же касается третьего уклониста, то так и не понятно, действительно ли его приглашали на приём, или просто человеку привиделся некий сон). А дальше-то что?
В перестройку, помнится, писатели, попав к Горбачёву или Рыжкову, в первую очередь говорили о спасении Байкала и Волги, о качестве преподавания в школах гуманитарных предметов и о борьбе с алкоголизацией народа. Литераторы убеждали советских правителей прекратить работу по перебросу части стока северных рек на юг. Инженеры душ протестовали против строительства мощных химических комбинатов рядом с крупными городами. А что теперь? Если верить информационным агентствам, из трёх часов, в течение которых продолжалась беседа Путина с писателями, более половины времени заняло обсуждение меркантильных вопросов. «Инженеры человеческих душ» просили премьера вмешаться в ситуацию с их дачами в Переделкино, решить вопрос с собственностью русского Пен-центра, учредить Государственную премию специально в области литературы и т.д.
Похоже, формула Евгения Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт» окончательно устарела.
Правда, в группе гостей Путина всё-таки нашёлся и свой диссидент. Это критик Александр Архангельский, посмевший в разговоре с премьером затронуть крамольную тему Ходорковского и покритиковать прокремлёвское молодёжное движение «Наши». И тут же у кремлёвского пула журналистов сработала самоцензура. В официальной хронике, показанной главными телеканалами страны, Архангельского из телекартинок моментально убрали. Нам продемонстрировали лишь кадры, на которых по левую руку от председателя правительства сидела знаменитая детективщица Татьяна Устинова. Кто же сидел по правую руку, мы так и не увидели. Неужели Архангельский станет теперь для нашего телевидения запретной фигурой?
Судя по всему, диалог власти с писателями будет продолжен. И это хорошо. Только хочется, чтобы писатели на этих встречах не ограничивались одними шкурными вопросами. Дачи, конечно, никогда не помешают. Но страна живёт ведь не одними переделкинскими страстями. И кто, кроме писателей, может Кремлю резануть всю правду о чаяниях своего народа?!
Вячеслав ОГРЫЗКО