Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 16.10.2009

И ВОТ ПРИШЁЛ «ДЕБЮТ»

Оль­га Слав­ни­ко­ва под­го­то­ви­ла но­вую стаю «пти­чек»

 

 В клубе «ОГИ» состоялась пресс-конференция премии «Дебют», созданная специально для молодых и талантливых ребят, пишущих в прозе, поэзии, драматургии, эссеистике.

За десять лет «Дебют» открыл множество ярких фамилий. Это и Сергей Шаргунов, и Александр Снегирёв, и Василий Сигарев, и Валерия Пустовая, и многие другие. Финалисты и лауреаты молодёжной «птички» впоследствии становились финалистами и лауреатами других престижных литературных премий: Нацбеста, «Большой книги», «Русского Букера», Пушкинской премии. Главная задача «Дебюта», по словам куратора премии Ольги Славниковой, это «не допустить потерянного поколения в литературе».

В 2009 году конкурс на соискание литературной премии «Дебют» проводился по пяти номинациям: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Эссеистика».

Я заранее, ещё до официальной пресс-конференции, попросил писательницу и куратора номинации «Проза» Ольгу Славникову ответить на пять вопросов, касающихся результатов десятого юбилейного «Дебюта».



– Бы­ли ли яр­кие от­кры­тия в де­ся­том юби­лей­ном се­зо­не? Фа­ми­лии по­ка мож­но не на­зы­вать до офи­ци­аль­но­го ог­ла­ше­ния.

– А по­че­му, соб­ст­вен­но, и не на­звать фа­ми­лии? Это мои пред­по­чте­ния, вряд ли они по­вли­я­ют на жю­ри. Та­ин­ст­вен­ная де­вуш­ка из Ка­за­ни Ека­те­ри­на Ок­руж­но­ва при­сла­ла по­весть-прит­чу «Мель­ни­ца». Та­ин­ст­вен­ная – по­то­му что ни эле­к­трон­но­го ад­ре­са, ни те­ле­фо­нов, толь­ко до­маш­ний ад­рес. Ру­ко­пись при­шла в бу­ма­ге. Но я сра­зу в эту «Мель­ни­цу» вце­пи­лась. Язык – на той гра­ни про­зы и по­эзии, ко­то­рая ме­ня осо­бен­но вол­ну­ет. Ещё двое «круп­ных про­за­и­ков»: Ари­фа Кап­ба из Су­ху­ма и Гул­ла Хи­ра­чев из Да­ге­с­та­на. Из рас­сказ­чи­ков я вы­де­ли­ла Дми­т­рия Чу­па­хи­на из Пер­ми и Же­ниш­бе­ка На­зар­ку­ла из Биш­ке­ка. Рань­ше я про этих пи­са­те­лей не слы­ша­ла да­же кра­ем уха. Но, меж­ду про­чим, и зна­ко­мые преж­де ав­то­ры пред­ста­ли в но­вом све­те. Мно­гие на­ши быв­шие фи­на­ли­с­ты и по­лу­фи­на­ли­с­ты силь­но вы­рос­ли.

– Уве­ли­чи­лось ли чис­ло мо­ло­дых про­за­и­ков по срав­не­нию с про­шлы­ми го­да­ми?

– В этом го­ду «вал» чуть мень­ше, за­то объ­ё­мы ру­ко­пи­сей боль­ше. При­хо­ди­ли под­бор­ки рас­ска­зов раз­ме­ром с ро­ма­ны. И вы­рос­ло ка­че­ст­во. По­сле от­се­ва ос­та­лось го­раз­до боль­ше про­зы, пре­тен­ду­ю­щей на лонг-лист, чем это бы­ло в про­шлые го­ды. Мы сде­ла­ли са­ми се­бе по­да­рок к юби­лею: ны­неш­ний длин­ный спи­сок – не 100 ав­то­ров, как это бы­ло преж­де, а 100 + 10 (по од­но­му «при­зо­во­му» ме­с­ту за каж­дый прой­ден­ный год). Это толь­ко на 2009-й. Од­на­ко про­бле­му не ре­ши­ли: всё рав­но за бор­том ос­та­лось мно­го про­зы и эс­се­и­с­ти­ки, о ко­то­рой я от ду­ши жа­лею.

– Мо­ло­дёжь ка­ких ре­ги­о­нов на­и­бо­лее ак­тив­на?

– Как уже по­нят­но из пер­во­го от­ве­та, ак­ти­вен Кав­каз. Эта тен­ден­ция на­ме­ти­лась ещё в про­шлом го­ду, а в этом го­ду от­ту­да очень хо­ро­ший уро­жай. На­при­мер, у Хи­ра­че­ва, не по­бо­юсь ска­зать, луч­шие в про­зе это­го го­да ди­а­ло­ги. Он пре­крас­но «слы­шит» сво­их пер­со­на­жей. Силь­но вы­рос с про­шло­го го­да Ар­слан Ха­са­вов из Чеч­ни. Мно­го бы­ло ру­ко­пи­сей из Сред­ней Азии. По­че­му-то очень мно­го при­хо­ди­ло про­зы от мо­ло­дых та­тар: из са­мо­го Та­тар­ста­на, из Баш­кор­то­с­та­на, из Ека­те­рин­бур­га, из Си­би­ри.

– Мож­но ли ска­зать, что Моск­ва и Пи­тер «Де­бю­ту» боль­ше не указ, что бал­лом пра­вит про­вин­ция?

– Сто­ли­цы и рань­ше не ука­зы­ва­ли про­вин­ции. Это прин­ци­пи­аль­но раз­ные ти­пы пись­ма. Про­вин­ция мень­ше смо­т­рит на мо­ду, боль­ше – на клас­си­че­с­кую тра­ди­цию. Но моск­ви­чей и прав­да в лонг-ли­с­те по­уба­ви­лось. А вот пи­тер­цев при­ба­ви­лось. У про­вин­ции в «длин­ном спи­с­ке», ко­неч­но, до­ми­ни­ру­ю­щие по­зи­ции. Но ведь Рос­сия боль­ше сто­лиц!

– Ка­кие тен­ден­ции, те­мы вол­ну­ют мо­ло­дёжь де­ся­то­го се­зо­на, есть ли прин­ци­пи­аль­ные от­ли­чия по те­мам от про­шлых се­зо­нов?

– Прин­ци­пи­аль­ные от­ли­чия – кри­зис, гос­по­да! Мо­ло­дые ме­не­д­же­ры, ту­сов­щи­ки, юные офис­ные ка­рь­е­ри­с­ты вдруг об­на­ру­жи­ли се­бя сов­сем не в том ми­ре, для ко­то­ро­го го­то­ви­лись. Ока­за­лось, что кри­зис не толь­ко фи­нан­со­вый – это преж­де все­го кри­зис цен­но­с­тей, жиз­нен­ных стра­те­гий. Вдруг по­тре­бо­ва­лось пе­ре­ос­мыс­лить се­бя как по­ко­ле­ние: кто мы та­кие, по­че­му та­кие, что те­перь де­лать, ес­ли свет­лый путь по­треб­ле­ния ис­чез пря­мо из-под ног и мир опу­с­тел. На эту те­му мно­го эс­се­и­с­ти­ки, но и в про­зе те­ма бьёт­ся. 


Егор МОЛДАНОВ,
финалист «Дебюта-2008»,
лауреат номинации «Мужество в литературе»




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования