Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 16.10.2009

Педагогический выпендрёж

 Ли­те­ра­ту­ра и шко­ла – про­бле­ма все­гда ак­ту­аль­ная, сей­час ста­но­вит­ся ещё бо­лее важ­ной. И не толь­ко по­то­му, что сей­час по­всю­ду, как из­ве­ст­но, про­хо­дят уже на­вяз­шие в зу­бах дис­кус­сии о пре­сло­ву­том ЕГЭ, а, глав­ным об­ра­зом, как нам ду­ма­ет­ся, по при­чи­не то­го, что из школь­но­го учеб­но­го про­цес­са пря­мо-та­ки из­го­ня­ют­ся уро­ки ли­те­ра­ту­ры, сво­дит­ся до ми­ни­му­ма ко­ли­че­ст­во от­ве­дён­ных на ли­те­ра­ту­ру ча­сов – так, как буд­то это ка­кой-то вред­ный и не­нуж­ный бал­ласт. И ед­ва ли мож­но не со­гла­сить­ся с тем, что в со­вет­ское вре­мя ли­те­ра­ту­ру в шко­ле пре­по­да­ва­ли при всей схо­ла­с­тич­но­с­ти, за­ча­с­тую и убо­го­с­ти всё же в долж­ном объ­ё­ме – и ко­ли­че­ст­во уро­ков сов­сем не бы­ло столь ог­ра­ни­чен­ным.

Рисунок Евгения Крана
Рисунок Евгения Крана

Ког­да-то, в уже ска­зоч­но да­лё­ком 1935 го­ду яз­ви­тель­ный и ос­т­ро­ум­ный Кор­ней Чу­ков­ский, не раз, как из­ве­ст­но, об­ра­щав­ший­ся к дан­ной те­ме, в ста­тье «Ли­те­ра­ту­ра и шко­ла» (кста­ти, ед­ва не сто­ив­шей ему сво­бо­ды, ес­ли бы не за­ступ­ни­че­ст­во Горь­ко­го) пи­сал о пе­да­го­гах-сло­вес­ни­ках (на при­ме­ре од­ной из об­раз­цо­во-по­ка­за­тель­ных по то­му вре­ме­ни мос­ков­ских школ) как об убий­цах в де­тях жи­во­го ин­те­ре­са к ху­до­же­ст­вен­но­му сло­ву, к твор­че­ст­ву клас­си­ков рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Так, «про­хо­дя» на уро­ке те­му «сим­во­лизм» на ма­те­ри­а­ле твор­че­ст­ва В.Я. Брю­со­ва, учи­тель­ни­ца, по мне­нию К.Чу­ков­ско­го, ни­че­го дру­го­го не же­ла­ла до­стичь, как толь­ко до­ка­зать уче­ни­кам, «ка­кая это по­стыд­ная дрянь». Кро­ме то­го, из­ве­ст­но­му пи­са­те­лю до­ве­лось на од­ном из уро­ков ли­те­ра­ту­ры ус­лы­шать от стар­ше­класс­ни­ков, что, ока­зы­ва­ет­ся, «Лев Тол­стой уча­ст­во­вал в на­по­ле­о­нов­ских вой­нах», что И.А. Гон­ча­ров был «па­па­шей же­ны Пуш­ки­на», яв­ля­ясь её аб­со­лют­ным ро­вес­ни­ком (оба – и И.А. Гон­ча­ров, и Н.Н. Пуш­ки­на-Лан­ская – ро­ди­лись в 1812 го­ду), а Го­голь и Не­кра­сов ни­как не мог­ли бы слу­чай­но встре­тить­ся на Нев­ском про­спек­те в Пе­тер­бур­ге, так как «они жи­ли в раз­ные сто­ле­тия». Та­ко­го не­ве­ро­ят­но­го, анек­до­ти­че­с­ко­го не­ве­же­ст­ва у со­вре­мен­ных школь­ни­ков, до­учив­ших­ся до де­ся­то­го или один­над­ца­то­го клас­са, по­жа­луй, уже не встре­тишь. Хо­тя, ви­ди­мо, бы­ва­ет вся­кое. Но мы за­да­ём во­прос: че­му же всё-та­ки слу­жат и ка­кую цель пре­сле­ду­ют со­вре­мен­ные школь­ные учеб­ни­ки и учеб­ные по­со­бия по ли­те­ра­ту­ре, не яв­ля­ют­ся ли они под­час сред­ст­вом са­мо­ут­верж­де­ния до­воль­но уз­ко­ло­бых, но за­то очень пред­при­им­чи­вых ав­то­ров?

Имен­но та­кое ощу­ще­ние вы­зва­ли у ме­ня не­дав­но слу­чай­но по­пав­ши­е­ся на гла­за но­вей­шие, пря­мо «с пы­лу, с жа­ру», учеб­ни­ки с до­воль­но пре­тен­ци­оз­ным за­гла­ви­ем «Рус­ская сло­вес­ность. От сло­ва к сло­вес­но­с­ти», на­пе­ча­тан­ные из­да­тель­ст­вом «Дро­фа» и при­над­ле­жа­щие пе­ру не­ко­ей Р.И. Аль­бет­ко­вой, ква­зи­учё­ной, по всей ви­ди­мо­с­ти, не стра­да­ю­щей из­быт­ком скром­но­с­ти да­мы. И что же на­хо­дит­ся за всем этим? Хо­тя на­до при­знать, что из­на­чаль­но у неё бы­ли впол­не бла­гие на­ме­ре­ния – вме­с­то обыч­но­го схо­ла­с­ти­че­с­ко­го пре­по­да­ва­ния с из­ряд­ной до­лей вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма она пред­ла­га­ет изу­че­ние и ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния во всей со­во­куп­но­с­ти его сти­ли­с­ти­ко-изо­б­ра­зи­тель­но­го зву­ча­ния. Од­на­ко эта ква­зи-, а ско­рее, псев­до­учё­ность со­слу­жи­ла ав­тор­ше, как мы мо­жем уви­деть, до­воль­но сквер­ную служ­бу. Она во мно­гом «са­ма се­бя вы­сек­ла», по­доб­но го­го­лев­ской По­ш­лёп­ки­ной. И вот, нам ду­ма­ет­ся, по­че­му. Вме­с­то обыч­ной, дав­но ус­та­но­вив­шей­ся тра­ди­ци­он­ной про­грам­мы школь­но­го кур­са ли­те­ра­ту­ры (хо­тя мы от­лич­но по­ни­ма­ем, что она не мо­жет быть мёрт­вой и за­ко­с­те­не­лой, во мно­гом ме­ня­ясь вме­с­те со вре­ме­нем) в учеб­ни­ках да­ют­ся ка­кие-то от­вле­чён­ные вы­клад­ки ли­те­ра­тур­но-те­о­ре­ти­че­с­ких по­ня­тий – ху­до­же­ст­вен­ный текст, линг­во-сти­ли­с­ти­че­с­кий ана­лиз, жанр, стиль, «вне­тек­с­то­вые и меж­тек­с­то­вые свя­зи тек­с­та», сти­хо­вед­че­с­кая тер­ми­но­ло­гия, ко­то­рые, как нам пред­став­ля­ет­ся, труд­ны не толь­ко для уче­ни­ков, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют всё в ос­нов­ном лишь кон­крет­но, но так­же и для пе­да­го­гов. Ведь школь­ные учи­те­ля рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры – это очень, как пра­ви­ло, кон­сер­ва­тив­ная мас­са, ко­то­рая с боль­шим тру­дом и очень мед­лен­но по­спе­ва­ет за раз­ви­ти­ем фи­ло­ло­ги­че­с­кой на­уки и ве­я­ни­я­ми вре­ме­ни. Да и школь­ная спе­ци­фи­ка сов­сем дру­гая – де­тей нуж­но учить бо­лее иль ме­нее гра­мот­но вы­ра­жать свои мыс­ли в пись­мен­ной фор­ме, по­ни­мать раз­ли­чие уст­ной и пись­мен­ной ре­чи, уме­нию ана­ли­зи­ро­вать про­из­ве­де­ние, зна­нию би­о­гра­фии пи­са­те­ля, эпо­хи, его по­ро­див­шей, и т.д.

И не­смо­т­ря на то, что в дан­ных учеб­ни­ках в изо­би­лии пред­став­лен ил­лю­с­т­ра­тив­ный ма­те­ри­ал – мно­го­чис­лен­ные фо­то­гра­фии пи­са­те­лей, по­этов (как клас­си­ков, так и со­вре­мен­ных), учё­ных-фи­ло­ло­гов, а так­же ре­про­дук­ции ил­лю­с­т­ра­ций из­ве­ст­ных ху­дож­ни­ков к про­из­ве­де­ни­ям Пуш­ки­на, Го­го­ля, Лер­мон­то­ва (по­че­му-то здесь всё ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся в ос­нов­ном лишь пер­вой по­ло­ви­ной XIX ве­ка, как буд­то не су­ще­ст­во­ва­ло ни «Об­ло­мо­ва», ни «Вой­ны и ми­ра», ни «От­цов и де­тей»), всё это ни­ко­им об­ра­зом ор­га­ни­че­с­ки не свя­за­но со сло­вес­ной их струк­ту­рой – так, ка­кое-то бес­плат­ное при­ло­же­ние.

Но за­то мы мо­жем ви­деть да­же по не­сколь­ку раз име­на Ю.М. Лот­ма­на, М.М. Бах­ти­на, Г.О. Ви­но­ку­ра, В.В. Ко­жи­но­ва, С.С. Аве­рин­це­ва, А.А. По­теб­ни, А.А. Шах­ма­то­ва, В.В. Ви­но­гра­до­ва, Р.А. Бу­да­го­ва и мно­гих дру­гих – да ещё и да­ёт­ся имен­ной ука­за­тель их в кон­це од­но­го из этих по­со­бий. К че­му, спра­ши­ва­ет­ся, нуж­ны все эти фи­ло­ло­ги­че­с­кие изы­с­ки, ко­то­ры­ми ед­ва ли вла­де­ют да­же мно­гие сту­ден­ты-фи­ло­ло­ги, во вся­ком слу­чае, пед­ву­зов?

Нель­зя не от­ме­тить, что очень силь­но бьёт в гла­за тот «пти­чий» язык (вид­но, не слу­чай­но учеб­ни­ки из­да­ны в из­да­тель­ст­ве с пти­чь­им на­зва­ни­ем «Дро­фа»), ко­то­рым на­пи­са­ны эти «экс­тем­по­ра­лии». Од­ним сло­вом, пе­ред на­ми – ка­кая-то про­ти­во­ес­те­ст­вен­ная, чу­до­вищ­ная смесь ква­зи­учё­ной тер­ми­но­ло­гии с без­вку­си­цей и да­же иной раз с без­гра­мот­но­с­тью, не го­во­ря уж о сти­ли­с­ти­че­с­ких ог­ре­хах, в из­быт­ке до­пу­щен­ных ав­то­ром. В этих учеб­ни­ках при­сут­ст­ву­ют так­же и фак­ти­че­с­кие ошиб­ки и не­точ­но­с­ти. На­при­мер, не­вер­но ука­за­ны да­ты жиз­ни Д.И. Фон­ви­зи­на и не­ко­то­рых дру­гих пи­са­те­лей. Ге­не­рал Ер­мо­лов, ко­то­ро­го при кре­ще­нии на­рек­ли Алек­се­ем Пе­т­ро­ви­чем, пе­ре­име­но­ван в Алек­сан­д­ра Пе­т­ро­ви­ча. Точ­но так же, как Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин «ок­ре­щён» ав­то­ром Вла­ди­ми­ром Алек­сан­д­ро­ви­чем. Да как же Вам не стыд­но, глу­бо­ко­ува­жа­е­мая и по­чтен­ная г-жа Аль­бет­ко­ва!

Так поз­воль­те по­ин­те­ре­со­вать­ся, что же всё-та­ки мо­гут дать та­кие учеб­ни­ки де­тям-школь­ни­кам, кро­ме оду­ра­чи­ва­ния их не­зре­лых моз­гов псев­до­учё­ной пре­му­д­ро­с­тью? Что же это та­кое, как не пе­да­го­ги­че­с­кий вы­пен­д­рёж, пу­с­той, пре­тен­ци­оз­ный и бес­со­ве­ст­ный, весь­ма сма­хи­ва­ю­щий на из­де­ва­тель­ст­во над де­ть­ми!


Александр РУДНЕВ,
г. КОЛОМНА,
Московская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования