Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 23.10.2009

Сны Шекспира – сны о Шекспире

 Шек­с­пи­ра, как за­на­вес на бис, мно­го раз от­кры­ва­ли и за­кры­ва­ли. То за­бы­ва­ли на 200 лет, то объ­яв­ля­ли не­су­ще­ст­ву­ю­щим, то ста­ви­ли под со­мне­ние его ге­ни­аль­ность. И всё это толь­ко ему на поль­зу. Все­гда при­ят­но уз­нать, ко­го имен­но не су­ще­ст­ву­ет или кто имен­но не так ге­ни­а­лен, как счи­та­лось преж­де. Его те­атр «Гло­бус» сго­рел до­тла вме­с­те со все­ми ру­ко­пи­ся­ми. Шек­с­пир воз­рож­дал­ся, как фе­никс из пеп­ла, вме­с­те с те­а­т­ром. Ру­ко­пи­си не го­рят – это из­ре­че­ние очень при­ме­ни­мо к не­му. Всё, на­чи­ная с фа­ми­лии, вы­зы­ва­ет со­мне­ние. На ста­ро­ан­г­лий­ском Шек­с­пир, или Ша­ке­с­па­ер, как пе­ре­во­ди­ли на рус­ский, оз­на­ча­ет «по­тря­са­ю­щий ко­пь­ём». Это ко­пьё изо­б­ра­же­но на по­жа­ло­ван­ном ему гер­бе. Ка­за­лось бы, при чём тут ко­пьё? Он и его пред­ки не ко­пь­е­нос­цы, не ры­ца­ри, не во­и­ны. Отец пер­ча­точ­ник, тай­ный тор­го­вец шер­стью и не по­след­ний че­ло­век в Страт­фор­де – глав­ный со­би­ра­тель на­ло­гов.

Ко­пьё мно­гое про­яс­ня­ет в бой­цов­ском ха­рак­те­ре ве­ли­ко­го дра­ма­тур­га. По­тря­сать ко­пь­ём зна­чит уг­ро­жать. Ко­му же уг­ро­жа­ет Шек­с­пир? Впро­чем, не ис­клю­чён су­гу­бо кур­ту­аз­ный под­текст. Есть стре­ла Аму­ра, есть и ко­пьё люб­ви. Шек­с­пир обо­жал та­кие ри­с­ко­ван­ные под­тек­с­ты.

Для сво­е­го вре­ме­ни он был весь­ма об­ра­зо­ван. Учил ла­тынь и учил ла­ты­ни. Ге­ни­аль­ная, фе­но­ме­наль­ная па­мять вме­с­ти­ла с дет­ст­ва всех от Го­ме­ра до Ови­дия в ла­тин­ской транс­крип­ции. Его ко­роль Лир яв­но пе­ре­кли­ка­ет­ся с ца­рём Эди­пом. Его Гам­лет изъ­яс­ня­ет­ся, как Мон­тень. Кста­ти, «Опы­ты» Мон­те­ня – лю­би­мая кни­га Шек­с­пи­ра. Точ­но ус­та­нов­ле­но, что с ней он не рас­ста­вал­ся. Но книж­ни­ком Шек­с­пи­ра не на­зо­вёшь. Ве­сё­лый гу­ля­ка и вы­пи­во­ха Фа­ль­стаф – поч­ти ав­то­био­гра­фи­че­с­кий об­раз. Над учё­но­с­тью он и его ге­рои сме­ют­ся. По­ща­дил толь­ко веч­но­го сту­ден­та Гам­ле­та. Дал ему имя сво­е­го ра­но умер­ше­го сы­на Гам­не­та. Близ­не­цы Гам­нет и Джу­дит ста­ли про­об­ра­за­ми Се­ба­с­ть­я­на и Ви­о­лы в «Две­над­ца­той но­чи», где се­с­т­ра при­ни­ма­ет об­лик по­гиб­ше­го бра­та и как бы про­жи­ва­ет часть его жиз­ни, что­бы в фи­на­ле пе­ре­жить двой­ное вос­кре­се­ние. В «Гам­ле­те» во­пло­ти­лась боль сы­на, по­те­ряв­ше­го от­ца и боль от­ца, по­те­ряв­ше­го сы­на. Так оно и бы­ло в дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Умер лю­би­мый сын Гам­нет, умер и отец ге­ния. Тень от­ца Гам­ле­та иг­рал он сам.

Се­мей­ная жизнь Шек­с­пи­ра бы­ла впол­не в ду­хе вре­ме­ни. Он ра­но же­нил­ся, ра­но по­ки­нул Страт­форд, ско­рее все­го – с бро­дя­чей ак­тёр­ской труп­пой, но ни­ког­да не пе­ре­ста­вал за­бо­тить­ся о се­мье. В за­ве­ща­нии  от­пи­сы­ва­ет сво­ей же­не ста­рин­ную ро­до­вую кро­вать. Ос­таль­ное – до­че­ри Джу­дит. Сво­им дру­зь­ям ак­те­рам за­ве­щал от­лить па­мят­ные коль­ца. Это был очень му­д­рый шаг. Дру­зья из­да­ли зна­ме­ни­тое «Фо­лио» – свод всех из­ве­ст­ных им пьес Шек­с­пи­ра. Де­ло в том, что в те вре­ме­на име­на ав­то­ров пьес, как пра­ви­ло, не ука­зы­ва­лись. В пре­дис­ло­вии дру­зья со­об­ща­ют, что Шек­с­пир пи­сал свои пье­сы на­бе­ло, поч­ти без по­ма­рок и ис­прав­ле­ний. Это очень цен­ное сви­де­тель­ст­во, по­сколь­ку ру­ко­пи­си не со­хра­ни­лись.

Его на­зы­ва­ли слад­ко­звуч­ным Эвон­ским ле­бе­дем. А та­лант­ли­вый со­пер­ник, ра­но по­гиб­ший в дра­ке дра­ма­тург Грин, об­ви­нял Шек­с­пи­ра в кра­же сю­же­тов. Се­го­дня про­сле­же­ны все пу­ти сю­же­тов Шек­с­пи­ра. Боль­шин­ст­во из них взя­ты из зна­ме­ни­то­го и по­пу­ляр­но­го сбор­ни­ка но­велл Воз­рож­де­ния. Но впле­та­лась и лич­ная би­о­гра­фия. Так по­сту­па­ли и по­сту­па­ют и по­ны­не все дра­ма­тур­ги.

Сен­са­ци­он­ные фан­та­зии Воль­те­ра, ут­верж­дав­ше­го, что Шек­с­пир – это ми­с­ти­фи­ка­ция дру­гих ав­то­ров, мог­ли ро­дить­ся толь­ко во Фран­ции, но ни­как не в Ан­г­лии, где жизнь ве­ли­ко­го дра­ма­тур­га рас­пи­са­на поч­ти что по дням  и ча­сам. К то­му же ан­г­ли­ча­не сла­вят­ся здо­ро­вым кон­сер­ва­тиз­мом и со­хра­ня­ют всё в пер­во­здан­ном ви­де. В пье­сах Шек­с­пи­ра есть опи­са­ния его род­но­го Страт­фор­да и улиц, где он жил, со все­ми по­дроб­но­с­тя­ми.

Внеш­ность дра­ма­тур­га, за­пе­чат­лён­ная на мно­гих пор­т­ре­тах, впол­не со­от­вет­ст­ву­ет его ар­ти­с­ти­че­с­кой про­фес­сии. Кру­жев­ное жа­бо, серь­га в ухе, слег­ка вью­щи­е­ся во­ло­сы, чув­ст­вен­ные гу­бы и ог­нен­ный взор. Чи­тая со­не­ты Шек­с­пи­ра, мож­но бы­ло бы вос­ста­но­вить имен­но та­кой сло­вес­ный пор­т­рет.

Но ещё бо­лее до­сто­ве­рен Шек­с­пир в опи­са­нии то­го, что нель­зя уви­деть. Что-что, а мысль и чув­ст­во он схва­ты­вал и пе­ре­да­вал на ле­ту.

Внеш­ность Офе­лии и об­лик Гам­ле­та ус­лов­ны. За­то их чув­ст­ва и мыс­ли из­ве­ст­ны до тон­чай­ших от­тен­ков. Их мож­но до бес­ко­неч­но­с­ти во­пло­щать на сце­не и все­гда на­хо­дить что-то но­вое. Ро­ман­ти­че­с­ко­го Гам­ле­та Мо­ча­ло­ва зна­ем по ста­ть­ям Бе­лин­ско­го. Ин­тел­ли­гент­но­го Гам­ле­та Смок­ту­нов­ско­го Ко­зин­цев за­пе­чат­лел на эк­ра­не. Та­ган­ка про­сла­ви­лась хри­пя­щим, стра­да­ю­щим Гам­ле­том Вы­соц­ко­го. Три ра­за, идя за дви­жу­щим­ся за­на­ве­сом, по­вто­рял Вы­соц­кий зна­ме­ни­тый мо­но­лог «быть или не быть», а за­гад­ка так и ос­та­ёт­ся не­раз­га­дан­ной.

Тон­ны за­пи­сок и пи­сем от влюб­лён­ных все­го ми­ра сте­ка­ют­ся в Ра­вен­ну. Есть да­же бал­кон, на ко­то­рый вы­хо­ди­ла Джу­ль­ет­та, что­бы уви­деть Ро­мео. Это при том, что Шек­с­пир в Ита­лии ни­ког­да не был.

В стран­ные вре­ме­на мы жи­вём. Чи­та­ют не Шек­с­пи­ра, а раз­но­го ро­да мар­ги­наль­ные тру­ды о том, что Шек­с­пи­ра не бы­ло. Или о том, что пье­сы за не­го пи­са­ли дру­гие ав­то­ры. Ви­ди­мо, и че­рез это на­до прой­ти Шек­с­пи­ру в Рос­сии, где Ста­лин лич­но за­пре­тил ста­вить «Гам­ле­та». А по­том за­пре­ща­ли Гам­ле­та Вы­соц­ко­го. Че­го толь­ко не бы­ва­ет. «Есть мно­гое на све­те, друг Го­ра­цио, что и не сни­лось на­шим му­д­ре­цам». В кон­це кон­цов, лю­бые фан­та­зии на те­мы Шек­с­пи­ра – это то­же Шек­с­пир. Он до­стиг та­кой сла­вы, что мно­гие да­же усом­ни­лись в его ре­аль­но­с­ти. И пра­виль­но. В эпо­ху пост­мо­дер­низ­ма быть ре­аль­ным – всё рав­но что не быть. Ведь «мы сот­ка­ны из той же ма­те­рии, что и на­ши сны».

Или

(cон о Гам­ле­те)

 

Быть или не быть?

Са­мое глав­ное в этой фор­му­ле –

«или».

Ес­ли я ска­жу «быть»,

то уже не смо­гу за­да­вать во­про­сов.

Ска­жу «не быть»,

тем бо­лее – ни­ка­ких во­про­сов.

«Или» – это сво­бо­да.

Вы­бе­рем зо­ло­тую сре­ди­ну.

Жизнь не луч­ше смер­ти.

Смерть не луч­ше жиз­ни.

Най­дём в се­бе сме­лость

не под­чи­нять­ся.

Или – про­ме­жу­ток

меж­ду вспыш­кой мол­нии

и гро­мом.

Вон как по­лых­ну­ло

в пол­не­ба –

ИЛИ

 


Константин КЕДРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования