Архив : №48. 04.12.2009
Правильный путь
30 ноября на восемьдесят первом году жизни ушёл от нас сербский классик Милорад Павич. На протяжении всей своей жизни он наносил Югославию, потом – Сербию на литературную карту мира, вводил её в систему мировых культурных координат. У Павича на этом пути были великие предшественники и попутчики – Иво Андрич, Данило Киш, Горан Петрович, Момо Капор, – но никто не говорил о своей земле таким универсальным, понятным каждому языком, как Павич.
С творчеством великого серба я, как и многие, познакомилась на страницах журнала «Иностранная литература», разглядевшего Павича, как обычно, намного раньше книгоиздателей. А ведь уже прогремел его «Хазарский словарь», и было понятно, что Павича никуда не денешь из мировой литературы. Он был глотком свежего воздуха, чем-то новым, но в то же время узнаваемым. Он подобно своим героям Кириллу и Мефодию создавал новую письменность, перекладывая традицию латиноамериканского «магического» романа на какой-то новый, неведомый доселе язык.
«Хазарский словарь» потрясал своей формальной и внутренней свободой. Было понятно, что после него литература уже не будет прежней. Но я думаю, что «Хазарский словарь» называют лучшей книгой Павича исключительно по праву первородства. Роман «Последняя любовь в Константинополе» не уступает ему ни в чём; и именно этот роман навсегда втянул меня в поле притяжения Милорада Павича. «Последняя любовь в Константинополе» по объёму не больше повести. И всё-таки это роман: в нём умещается целая жизнь с запутанным клубком родственных связей, странствий, замысловато пересекающихся путей. Это стихи в прозе, своеобразное, ни на что не похожее маленькое совершенство.
Секрет творческого успеха Павича – в сжатости, концентрации мыслей, образов и слов. Каждое слово на своём месте, и каждое – на вес золота. И всё в романе ярко, необыкновенно: причудливые образы, отточенные диалоги, странноватый юмор. А главное – книга наполнена запахом и цветом. Я и запомнила её как сплошной калейдоскоп красок: белые розы, красный цвет крови, медно-рыжие женские косы, жёлтые кавалерийские сапоги поручика Опуича. «Последнюю любовь в Константинополе» вспоминаешь как чудесный сон, как пир и праздник фантазии. И ещё вспоминаются знаменитые слова из этого романа: «Если движешься в том направлении, в котором твой страх растёт, ты на правильном пути».
Мировой писатель и патриот своей страны Милорад Павич всегда чувствовал, где лежит правильный путь.
Дарья МЕЛЬНИК