Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

Правильный путь

 30 но­я­б­ря на во­семь­де­сят пер­вом го­ду жиз­ни ушёл от нас серб­ский клас­сик Ми­ло­рад Па­вич. На про­тя­же­нии всей сво­ей жиз­ни он на­но­сил Юго­сла­вию, по­том – Сер­бию на ли­те­ра­тур­ную кар­ту ми­ра, вво­дил её в си­с­те­му ми­ро­вых куль­тур­ных ко­ор­ди­нат. У Па­ви­ча на этом пу­ти бы­ли ве­ли­кие пред­ше­ст­вен­ни­ки и по­пут­чи­ки – Иво Ан­д­рич, Да­ни­ло Киш, Го­ран Пе­т­ро­вич, Мо­мо Ка­пор, – но ни­кто не го­во­рил о сво­ей зем­ле та­ким уни­вер­саль­ным, по­нят­ным каж­до­му язы­ком, как Па­вич.

С твор­че­ст­вом ве­ли­ко­го сер­ба я, как и мно­гие, по­зна­ко­ми­лась на стра­ни­цах жур­на­ла «Ино­ст­ран­ная ли­те­ра­ту­ра», раз­гля­дев­ше­го Па­ви­ча, как обыч­но, на­мно­го рань­ше кни­го­из­да­те­лей. А ведь уже про­гре­мел его «Ха­зар­ский сло­варь», и бы­ло по­нят­но, что Па­ви­ча ни­ку­да не де­нешь из ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Он был глот­ком све­же­го воз­ду­ха, чем-то но­вым, но в то же вре­мя уз­на­ва­е­мым. Он по­доб­но сво­им ге­ро­ям Ки­рил­лу и Ме­фо­дию со­зда­вал но­вую пись­мен­ность, пе­ре­кла­ды­вая тра­ди­цию ла­ти­но­а­ме­ри­кан­ско­го «ма­ги­че­с­ко­го» ро­ма­на на ка­кой-то но­вый, не­ве­до­мый до­се­ле язык.

«Ха­зар­ский сло­варь» по­тря­сал сво­ей фор­маль­ной и вну­т­рен­ней сво­бо­дой. Бы­ло по­нят­но, что по­сле не­го ли­те­ра­ту­ра уже не бу­дет преж­ней. Но я ду­маю, что «Ха­зар­ский сло­варь» на­зы­ва­ют луч­шей кни­гой Па­ви­ча ис­клю­чи­тель­но по пра­ву пер­во­род­ст­ва. Ро­ман «По­след­няя лю­бовь в Кон­стан­ти­но­по­ле» не ус­ту­па­ет ему ни в чём; и имен­но этот ро­ман на­всег­да втя­нул ме­ня в по­ле при­тя­же­ния Ми­ло­ра­да Па­ви­ча. «По­след­няя лю­бовь в Кон­стан­ти­но­по­ле» по объ­ё­му не боль­ше по­ве­с­ти. И всё-та­ки это ро­ман: в нём уме­ща­ет­ся це­лая жизнь с за­пу­тан­ным клуб­ком род­ст­вен­ных свя­зей, стран­ст­вий, за­мыс­ло­ва­то пе­ре­се­ка­ю­щих­ся пу­тей. Это сти­хи в про­зе, сво­е­об­раз­ное, ни на что не по­хо­жее ма­лень­кое со­вер­шен­ст­во.

Се­к­рет твор­че­с­ко­го ус­пе­ха Па­ви­ча – в сжа­то­с­ти, кон­цен­т­ра­ции мыс­лей, об­ра­зов и слов. Каж­дое сло­во на сво­ём ме­с­те, и каж­дое – на вес зо­ло­та. И всё в ро­ма­не яр­ко, не­о­бык­но­вен­но: при­чуд­ли­вые об­ра­зы, от­то­чен­ные ди­а­ло­ги, стран­но­ва­тый юмор. А глав­ное – кни­га на­пол­не­на за­па­хом и цве­том. Я и за­пом­ни­ла её как сплош­ной ка­лей­до­скоп кра­сок: бе­лые ро­зы, крас­ный цвет кро­ви, мед­но-ры­жие жен­ские ко­сы, жёл­тые ка­ва­ле­рий­ские са­по­ги по­ру­чи­ка Опу­и­ча. «По­след­нюю лю­бовь в Кон­стан­ти­но­по­ле» вспо­ми­на­ешь как чу­дес­ный сон, как пир и пра­зд­ник фан­та­зии. И ещё вспо­ми­на­ют­ся зна­ме­ни­тые сло­ва из это­го ро­ма­на: «Ес­ли дви­жешь­ся в том на­прав­ле­нии, в ко­то­ром твой страх рас­тёт, ты на пра­виль­ном пу­ти».

Ми­ро­вой пи­са­тель и па­т­ри­от сво­ей стра­ны Ми­ло­рад Па­вич все­гда чув­ст­во­вал, где ле­жит пра­виль­ный путь.


Дарья МЕЛЬНИК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования