Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

Нужны ли бонусы для литературного молодняка?

Андрей РУДАЛЁВ
Андрей РУДАЛЁВ

 Ан­д­рей Ру­да­лёв. Сер­гей, ты не­дав­но вер­нул­ся с 9 Фо­ру­ма мо­ло­дых пи­са­те­лей в Лип­ках? За­ря­дил­ся ка­ки­ми-то впе­чат­ле­ни­я­ми, эмо­ци­я­ми? Мо­жет, чем-то он от­ли­ча­ет­ся от пре­ды­ду­щих?

Сер­гей Бе­ля­ков. Мно­гие жа­ло­ва­лись, что Лип­ки ста­ли скуч­нее. Но я эти жа­ло­бы слы­шу не пер­вый год. Всё бы­ло как все­гда. За од­ним ис­клю­че­ни­ем. Преж­де ор­га­ни­за­то­ры ста­ра­лись быть по­лит­кор­рект­ны­ми и со­блю­дать па­ри­тет меж­ду «ли­бе­ра­ла­ми» и «поч­вен­ни­ка­ми». Преж­де сло­во пре­до­став­ля­ли хо­тя бы од­но­му «па­т­ри­о­ту». В этот раз ли­бе­ра­лы пре­об­ла­да­ли. Гос­под­ст­во­вал один взгляд, од­на точ­ка зре­ния. В ре­зуль­та­те обо­ст­ри­лась на­ша ли­те­ра­тур­ная «граж­дан­ская вой­на». По­сле из­ве­ст­но­го филь­ма о скин­хе­дах. Сей­час нам опять на­до на­по­ми­нать, что поч­вен­ни­ки важ­ны для на­шей ли­те­ра­ту­ры не мень­ше, чем ли­бе­ра­лы, а дис­кус­сию нель­зя пре­вра­щать в пе­ре­пал­ку. А уж кри­чать на весь зал: «Я вас не­на­ви­жу!» и во­все не­при­лич­но.

А.Р. Ты уже со­сто­яв­ший­ся кри­тик, не на­до­ело ез­дить на ма­с­тер-клас­сы, за­чем они те­бе?

Сергей БЕЛЯКОВ
Сергей БЕЛЯКОВ

С.Б. Я же не ви­жу се­бя со сто­ро­ны. Об­рат­ная связь ра­бо­та­ет пло­хо. А мне на­до знать мне­ние чи­та­те­ля. И «мас­со­во­го», и ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го. Мне­ние «масс» я ху­до-бед­но знаю по ре­ак­ции на мои ко­лон­ки в «Ча­ст­ном кор­ре­с­пон­ден­те», а вот мне­ние про­фес­си­о­на­ла уз­наю от слу­чая к слу­чаю. На се­ми­на­ре в Лип­ках я мо­гу ус­лы­шать мне­ние вось­ми-де­ся­ти-две­над­ца­ти че­ло­век, в том чис­ле пя­ти-ше­с­ти весь­ма ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных. Кро­ме то­го, я каж­дый год на­хо­жу для «Ура­ла», где ра­бо­таю за­ме­с­ти­те­лем глав­но­го ре­дак­то­ра, про­за­и­ков, кри­ти­ков, по­этов. По­сле Ли­пок ав­то­ра­ми на­ше­го жур­на­ла ста­ли две­над­цать или пят­над­цать че­ло­век, в том чис­ле На­та­лья Ру­ба­но­ва, Еле­на Са­ф­ро­но­ва, Ва­си­лий Ши­ря­ев, Гри­го­рий Аро­сев, Мак­сим Ка­ли­нин и, меж­ду про­чим, Ан­д­рей Ру­да­лёв.

А.Р. На твой взгляд, про­ект по при­вле­че­нию но­вых ре­к­ру­тов в ли­те­ра­ту­ру че­рез пре­мию «Де­бют», лип­кин­ский фо­рум ока­зал­ся удач­ным? Мог­ли бы про­бить­ся мо­ло­дые но­вые име­на, ко­то­рые сей­час на слу­ху, без этих ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур? Что бы ты из­ме­нил, ес­ли б в на­ча­ле «ну­ле­вых» раз­ра­ба­ты­вал их кон­цеп­цию?

С.Б. «Де­бют» – это од­но, фо­рум – сов­сем дру­гое. Кон­цеп­цию Ли­пок я ме­нять не стал бы. Это во всех от­но­ше­ни­ях удач­ный про­ект. До­б­рая по­ло­ви­на мо­ло­дых ав­то­ров тол­стых жур­на­лов про­шла че­рез Лип­ки. Не все они про­би­лись бы без Ли­пок. При­ле­пин про­бил­ся бы, Гуц­ко всё рав­но стал бы жур­наль­ным ав­то­ром, но «Бу­ке­ра» вряд ли бы по­лу­чил. А глав­ное, не бы­ло бы той за­ме­ча­тель­ной ат­мо­сфе­ры, ко­то­рую со­здал фо­рум. Для со­вре­мен­но­го мо­ло­до­го пи­са­те­ля из про­вин­ции бес­цен­на са­ма воз­мож­ность при­ехать в Моск­ву, по­слу­шать лек­ции Ан­д­рея Нем­зе­ра, На­та­льи Ива­но­вой, Ан­д­рея Тур­ко­ва, прий­ти ут­ром на ма­с­тер-класс к Ле­о­ни­ду Юзе­фо­ви­чу, Оле­гу Ер­ма­ко­ву, Ан­д­рею Ва­си­лев­ско­му, а ве­че­ром на твор­че­с­кий ве­чер Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на или Оле­си Ни­ко­ла­е­вой. Об­ще­ние с ин­те­рес­ны­ми, ум­ны­ми людь­ми важ­нее иной ли­те­ра­тур­ной пре­мии.

А.Р. На мой взгляд, во­об­ще ес­ли обо­зре­вать и под­во­дить ито­ги ли­те­ра­тур­ных «ну­ле­вых», то на­до при­знать­ся, что осо­бую и до­ста­точ­но су­ще­ст­вен­ную роль в них сы­г­ра­ли но­вые ор­га­ни­за­ци­он­ные струк­ту­ры по при­вле­че­нию све­жих мо­ло­дых ре­к­ру­тов. И здесь я бы рас­сма­т­ри­вал и «Де­бют», и фо­рум в од­ном кон­тек­с­те. Это две раз­ные струк­ту­ры, два раз­ных не­во­да, но це­ли и ко­неч­ный «вы­хлоп» у них один. «Де­бют» и лип­кин­ский фо­рум – это от­лич­ный ли­те­ра­тур­ный лифт. Че­рез не­го про­ис­хо­дит со­би­ра­ние ли­те­ра­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва стра­ны, вы­ст­ра­и­ва­ние его кри­с­тал­ли­че­с­кой ре­шёт­ки.

По­ка­за­тель­но, что один из ли­де­ров мо­ло­до­го по­ко­ле­ния «ну­ле­вых», че­ло­век, по су­ти, за­явив­ший о «но­вом ре­а­лиз­ме», Сер­гей Шар­гу­нов в 2001 го­ду взял «Де­бют» и па­рал­лель­но по­ехал на фо­рум в Лип­ки.

С.Б. Ор­га­ни­за­то­ры «Де­бю­та» вве­ли очень жё­ст­кое ог­ра­ни­че­ние: до 25 лет. Но мно­го ли со­вре­мен­ных ав­то­ров, ко­то­рые до 25 лет ус­пе­ли на­пи­сать хоть что-то до­стой­ное вни­ма­ния? Осо­бен­но со­мни­тель­на но­ми­на­ция «круп­ная про­за». Толь­ко два про­за­и­ка (из вось­ми ла­у­ре­а­тов пре­мии!), на мой взгляд, ста­ли за­мет­ны­ми и, мож­но ска­зать, «по­лу­со­сто­яв­ши­ми­ся» пи­са­те­ля­ми – Сер­гей Шар­гу­нов и Вла­ди­мир Лор­чен­ков. А где ос­таль­ные? С по­эзи­ей, «ма­лой» про­зой и дра­ма­тур­ги­ей де­ла об­сто­ят луч­ше. Но мне всё рав­но идея «Де­бю­та» не нра­вит­ся. За­чем со­зда­вать пре­мию для «ма­лы­шей»? Не ра­но ли? Всё-та­ки ли­те­ра­ту­ра не спорт, про­во­дить мо­ло­дёж­ный чем­пи­о­нат Рос­сии по ли­те­ра­ту­ре ин­те­рес­но, но ра­ди че­го его про­во­дить? По­ощ­рять и без то­го про­цве­та­ю­щую пе­до­кра­тию?

А.Р. Ну, а как же про­за­и­ки Игорь Са­ве­ль­ев и На­та­лья Клю­ча­ре­ва, дра­ма­тург Ва­си­лий Си­га­рев, а так­же бле­с­тя­щий кри­тик Ва­ле­рия Пу­с­то­вая? Они так­же про­хо­ди­ли че­рез де­бю­тов­ское си­то…

Но, на са­мом де­ле, ко­ли­че­ст­во звёзд не глав­ный по­ка­за­тель. Как бы па­те­тич­но ни зву­ча­ло: это не фа­б­ри­ка штам­по­ван­ных звёзд, а шко­ла ин­ди­ви­ду­аль­но­с­тей. Этот ли­те­ра­тур­ный лифт, о ко­то­ром я го­во­рю, вы­ст­ра­и­ва­ет не ка­кую-то ие­рар­хи­че­с­кую струк­ту­ру, а осо­бую го­ри­зон­таль, из ко­то­рой со­зи­да­ет­ся по­ко­ле­ние. В этом пла­не тот же «Де­бют» сво­им со­би­ра­ни­ем ты­сяч ру­ко­пи­сей, при­зы­ва­ни­ем к сло­ву де­ла­ет мно­гим боль­ше, чем все­воз­мож­ные мо­ло­дёж­ные дви­же­ния, пар­тии, столь мод­ные сей­час у нас. Ко­неч­но, это толь­ко пер­вый этап, да­лее бу­дет – ор­га­ни­за­ция при­ори­те­тов, ие­рар­хия ка­че­ст­ва, вку­сов, со­рев­но­ва­ние в ма­с­тер­ст­ве.

И Лип­ки, и «Де­бют» – это ведь не толь­ко ли­те­ра­тур­ное яв­ле­ние, но и во мно­гом – со­ци­аль­ное. Раз­ве пло­хо, что это по­ко­ле­ние вхо­дит в «боль­шую» жизнь че­рез ли­те­ра­ту­ру, че­рез своё, мо­жет быть, не все­гда ори­ги­наль­ное, но прак­ти­че­с­ки все­гда уни­каль­ное сло­во? Даль­ше сло­во долж­но стать ли­те­ра­ту­рой. Из то­го, что я ви­жу, мож­но сде­лать вы­вод, что эти лю­ди про­бу­ют се­бя в ли­те­ра­ту­ре не по при­ка­зу, не ра­ди иг­ры в би­сер. Им важ­но ска­зать это своё сло­во, важ­но по­де­лить­ся сво­им, не­смо­т­ря на юный воз­раст, уни­каль­ным опы­том. Это до­ро­го­го сто­ит.

С.Б. Я го­во­рил о круп­ной про­зе, а не о кри­ти­ке, по­эзии и дра­ма­тур­гии. Впро­чем, Ва­сю Си­га­ре­ва от­крыл Ни­ко­лай Ко­ля­да. Ва­ле­рию Пу­с­то­вую, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, Ири­на Род­нян­ская и Ев­ге­ний Ер­мо­лин. Жю­ри «Де­бю­та» на­граж­да­ло уже да­ле­ко не без­ве­ст­ных ав­то­ров. Клю­ча­ре­ва по­лу­чи­ла пре­мию за сти­хи, но про­сла­ви­лась-то по­зд­нее как про­за­ик.

«Блед­ный го­род» – сла­бей­шая вещь Иго­ря Са­ве­ль­е­ва. К сча­с­тью, шорт-лист «Де­бю­та» его не ис­пор­тил. Игорь ста­но­вит­ся (толь­ко ста­но­вит­ся!) се­рь­ёз­ным про­за­и­ком и кри­ти­ком.

Я не про­тив со­ци­аль­ных лиф­тов для мо­ло­дё­жи. Я про­тив слиш­ком ран­ней и не­за­слу­жен­ной сла­вы.

До­б­рые дя­ди и тё­ти да­ют пре­мию юно­ше блед­но­му, ко­то­рый ед­ва-ед­ва под­нял­ся над обыч­ным сред­не­гра­фо­ман­ским уров­нем. И тут же с ним на­чи­на­ют но­сить­ся, как с пи­са­ной тор­бой. Пи­са­тель! Но­вый пи­са­тель явил­ся!

Я не слу­чай­но за­го­во­рил о пе­до­кра­тии. Я во­об­ще про­тив лю­бых форм дис­кри­ми­на­ции. В том чис­ле и про­тив дис­кри­ми­на­ции по воз­ра­с­ту. Вот есть пре­крас­ный пи­са­тель Ев­ге­ний Ка­мин­ский. Его ро­ман «Лег­че кры­ла му­хи» ма­ло кто про­чи­тал. Ни­ка­ких пре­мий он не по­лу­чил. А вот пи­шет Ка­мин­ский на­мно­го луч­ше, чем ам­би­ци­оз­ные, но ма­ло­гра­мот­ные мо­ло­дые ла­у­ре­а­ты.

А.Р. Ста­ло уже тра­ди­ци­ей, что по­сле каж­до­го фо­ру­ма или объ­яв­ле­ния оче­ред­но­го «Де­бю­та» раз­ра­с­та­ет­ся ан­ти­лип­кин­ский, ан­ти­де­бю­тов­ский фронт, как это обо­зна­чи­ла Али­са Га­ни­е­ва в од­ной из сво­их за­ме­ток. Идут од­ни и те же раз­го­во­ры, буд­то пе­с­ту­ют без­да­рей, вну­ша­ют не­за­слу­жен­ные на­деж­ды и т.п. Но ведь это как в жиз­ни, жи­вой бур­ля­щий про­цесс, и там воз­мож­но вся­че­с­кое.

Хо­ро­шо, да­вай пред­по­ло­жим, что по­став­лен крест на всём этом. Не­рен­та­бель­но, бес­пер­спек­тив­но, обой­дём­ся и без это­го, та­лант про­бьёт­ся сам… Ку­да, в та­ком слу­чае, по­дать­ся мо­ло­до­му и пи­шу­ще­му из ка­ко­го-ни­будь глу­хо­го го­род­ка? В ме­ст­ную пи­са­тель­скую ор­га­ни­за­цию, про­вин­ци­аль­ный жур­нал или мно­го­ти­раж­ку? Или мы пол­но­стью от­ка­зы­ва­ем­ся от не­го?.. За­чем нам эти «са­мо­род­ки», ког­да есть из­да­тель­ские мон­ст­ры, ко­то­рые по прин­ци­пу шоу-биз­не­са за­ни­ма­ют­ся про­дю­си­ро­ва­ни­ем и на­зна­че­ни­ем в пи­са­те­ли?

С.Б. Я за Лип­ки обе­и­ми ру­ка­ми, но вот в не­об­хо­ди­мо­с­ти, по­лез­но­с­ти и пер­спек­тив­но­с­ти «Де­бю­та» со­мне­ва­юсь. Пусть учат­ся пи­сать, кри­ти­ку­ют друг дру­га, пи­а­рят­ся, за­во­дят по­лез­ные зна­ком­ст­ва, но сто­ит ли на­граж­дать так ра­но? Плод ещё не со­зрел, а мы его уже сры­ва­ем, объ­яв­ля­ем спе­лым, а ему бы ещё на ве­точ­ке по­ви­сеть.

А.Р. Ва­жен не факт по­лу­че­ния пре­мии. Дей­ст­ви­тель­но, ран­няя сла­ва ча­с­то ло­ма­ет че­ло­ве­ка. Всё долж­но быть во­вре­мя. Клю­че­вую роль иг­ра­ет по­па­да­ние в лонг, шорт-­ли­с­ты. По­яв­ля­ет­ся мо­мент при­об­ще­ния. Па­ру лет на­зад в лонг-лист «Де­бю­та» со сво­и­ми рас­ска­за­ми во­шёл мой зем­ляк Мо­ше Ша­нин, по­сле че­го его стал пе­ча­тать жур­нал «Ок­тябрь», в из­да­тель­ст­ве «Книж­но­го обо­зре­ния» вы­шел сбор­ник про­зы. Ша­нин уже три го­да под­ряд ез­дит в Лип­ки, че­ло­век по­сте­пен­но рас­тёт. Я твёр­до уве­рен, что здесь его ок­ры­лил «Де­бют». Че­ло­век по­нял, что он то­же на что-то спо­со­бен.

И фо­рум, и пре­мия – это, в пер­вую оче­редь, яв­ле­ние со­ци­аль­ное, и, по боль­шо­му счё­ту, они до­пол­ня­ют друг дру­га. Та же ог­ром­ная ба­за из ты­сяч ру­ко­пи­сей, со­бран­ная «Де­бю­том», со­дер­жит по-на­сто­я­ще­му бо­га­тый опыт ос­мыс­ле­ния по­ко­ле­ни­ем сво­е­го вре­ме­ни. Хо­тя, ес­те­ст­вен­но, все до­ста­точ­но здра­во­мыс­ля­щие лю­ди объ­ек­тив­но вос­при­ни­ма­ют, что из со­тен ав­то­ров в ли­те­ра­ту­ре ос­та­нут­ся два-три име­ни. Всё ос­таль­ное дви­же­ние на­прав­ле­но в ка­кой-то ме­ре на под­го­тов­ку вспле­с­ка этих имён, но по боль­шей ча­с­ти – на со­зда­ние ду­хов­но­го пор­т­ре­та вре­ме­ни, эпо­хи.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования