Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

Прощай, племя младое, но знакомое…

Пись­мо Ро­ма­ну Сен­чи­ну

 

 Ува­жа­е­мый Ро­ман Ва­ле­рь­е­вич!

При­зна­юсь, про­чи­тав две ва­ши за­мет­ки в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» от 27 но­я­б­ря се­го го­да, ис­пы­тал я це­лую гам­му чувств. От вос­тор­га… до опу­с­то­ше­ния ду­ши. Пусть я че­ло­век впе­чат­ли­тель­ный, но, ка­жет­ся, ра­зум ещё не ос­та­вил ме­ня. По­это­му, по­мо­лясь, ре­шил­ся я по­раз­мы­ш­лять на те­мы, ко­то­рые вы и за­тро­ну­ли в сво­их за­мет­ках.

Рис. М.Златковского
Рис. М.Златковского

Нач­ну, ко­неч­но, с «Сем­над­ца­ти из со­ро­ка ты­сяч». Толь­ко из кон­тек­с­та мо­гу до­га­дать­ся, что 40 ты­сяч – это ру­ко­пи­си на пре­мию «Де­бют». Вот эта-то ци­ф­ра по­на­ча­лу и при­ве­ла ме­ня в пол­ный вос­торг. Не­уже­ли, ду­мал я, толь­ко в один год со­рок ты­сяч (!) пре­тен­ден­тов на зва­ние… ну, не пи­са­те­ля, хо­тя бы ли­те­ра­то­ра! Как го­во­рят мои уче­ни­ки, очу­меть и не вста­вать с ме­с­та…

Но за­пал вос­тор­га как-то бы­с­т­ро со­шёл на нет. И ста­ло мне гру­ст­но до ужа­са. Де­ло в том, что всё это ка­кой-то чуд­ный об­ман, со­вер­шен­но рас­хо­дя­щий­ся с мо­и­ми пред­став­ле­ни­я­ми (за­ме­чу – тра­ди­ци­он­ны­ми) о ро­ли ли­те­ра­ту­ры и зва­нии пи­са­те­ля в об­ще­ст­ве. Есть до­воль­но силь­ный «ми­нус», ко­то­рый сра­зу по­уме­рил мои вос­тор­ги – это… пре­мия! Я не знаю, мо­жет быть, впол­не сим­во­ли­че­с­кая, но сум­ма! В руб­лях или в СКВ (сво­бод­но кон­вер­ти­ру­е­мая ва­лю­та), как мы ещё не­дав­но все го­во­ри­ли. И сра­зу от всей за­теи с по­ис­ком мо­ло­дых та­лан­тов от­да­ёт мер­кан­тиль­ным душ­ком, сра­зу она ду­хов­но-эс­те­ти­че­с­кое пе­ре­во­дит в пло­с­кость «ма­те­ри­аль­но­го», а это (для ме­ня) и есть са­мая боль­шая ми­на в хо­ро­шем, ка­за­лось бы, на­чи­на­нии.

Я охот­но ве­рю вам, Ро­ман, что на кон­курс по­сту­па­ет пре­мно­го та­лант­ли­вых про­из­ве­де­ний. Хо­тя бы в по­эзии. Де­ло в том, что в на­шей об­ла­с­ти (на­вер­ное, и в дру­гих то­же) про­во­дят­ся кон­кур­сы сти­хов для школь­ни­ков. По их ито­гам из­да­ют­ся со­лид­ные по объ­ё­му сбор­ни­ки. Чи­таю их с не­скры­ва­е­мым на­слаж­де­ни­ем. Сколь­ко в этих не­по­сред­ст­вен­ных сти­хах бы­ва­ет му­зы­каль­но­с­ти, не­о­жи­дан­ных об­ра­зов, я бы да­же ска­зал, «тех­ни­че­с­кой» не­за­уряд­но­с­ти сти­ха, но я по­ни­маю, что это толь­ко «про­ба пе­ра»: по­эта­ми из этой сот­ни ав­то­ров (как и из ва­ших ты­сяч) бу­дут еди­ни­цы, а все­го ско­рее – ни­кто! (Я, ко­неч­но, не толь­ко о по­эзии, но и о про­зе.)

На на­ших об­ла­ст­ных кон­кур­сах, по край­ней ме­ре, всё бес­ко­ры­ст­но, без «де­неж­но­го эк­ви­ва­лен­та», а тут ещё и – «сум­ма»! Я убеж­дён: для вхож­де­ния в ли­те­ра­ту­ру не нуж­ны ма­те­ри­аль­ные сти­му­лы! Как толь­ко по­яв­ля­ет­ся на­мёк на них – жди под­во­ха. И бо­лее то­го – сло­ман­ной судь­бы! Я в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се (где уча­ст­ни­ком, где на­блю­да­те­лем) лет трид­цать, по­жа­луй, и сколь­ко на мо­ей па­мя­ти та­ких по­ка­ле­чен­ных жиз­ней…

А вы, ува­жа­е­мый Ро­ман Ва­ле­рь­е­вич, слов­но под­бра­сы­ва­е­те хво­ро­с­та в мой ко­с­тёр гру­ст­ных мыс­лей. Сво­им пам­ф­ле­том «Но­вые склоч­ни­ки». Я тол­ком не знаю, ка­кое «но­вое по­ко­ле­ние пи­са­те­лей» вы име­ли в ви­ду. Име­на мне ма­ло что го­во­рят, но, ско­рее все­го, все они про­шли че­рез «Де­бют» или по­доб­ные «пре­мии», или пре­сло­ву­тые «Лип­ки». Раз у них не бы­ло иде­о­ло­ги­че­с­ких или иму­ще­ст­вен­ных кон­флик­тов, что-то их на ны­неш­ний раз­драй спо­двиг­ло. Уве­рен на де­вя­но­с­то де­вять про­цен­тов – кон­ку­рен­ция… за пре­мии! Или – за «Лип­ки»! Сло­вом, за «кор­муш­ки». Ска­зать вам по че­с­ти, не­на­ви­жу я это сло­во (и всё, что сто­ит за этим яв­ле­ни­ем) – кон­ку­рен­ция! Но, к ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, имен­но ей, этой зло­сча­ст­ной кон­ку­рен­ци­ей, про­пи­та­на вся ат­мо­сфе­ра на­шей жиз­ни. Ли­те­ра­ту­ра – не ис­клю­че­ние, как ни при­скорб­но это осо­зна­вать. От­сю­да и «но­вые», и «ста­рые» склоч­ни­ки. Всё это шло и идёт от фа­на­бе­рии, что в ли­те­ра­ту­ре все­гда тес­но, ме­с­та всем не хва­та­ет, что кто-то от неё «по­лу­ча­ет» боль­ше, а кто-то мень­ше. Но это и есть грань, ко­то­рая от­ли­ча­ет пи­са­те­ля от не-пи­са­те­ля, ка­ким бы чи­с­то ли­те­ра­тур­ным та­лан­том об­ла­да­тель его ни яв­лял­ся. Вы и са­ми, Ро­ман, от­ка­зы­ва­е­те в зва­нии «пи­са­те­ля» то­му же Оле­гу Лу­ко­ши­ну, и ду­маю, что у вас есть для это­го ве­с­кие ос­но­ва­ния. Все­го ско­рее, что я на ва­шем ме­с­те (и на сво­ём то­же) так бы и по­сту­пил.

Ска­жем, я бы сде­лал это по от­но­ше­нию к то­му же Илье Сто­го­ву (ка­жет­ся, пи­са­лось рань­ше – Сто­гоff), «ге­рою» пись­ма Дми­т­рия Ко­лес­ни­ко­ва в этом же но­ме­ре «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». За од­но толь­ко вы­ска­зы­ва­ние о Льве Ни­ко­ла­е­ви­че… Твар­дов­ский вспо­ми­нал, как в его мо­ло­дые го­ды ре­ша­лись та­кие кон­флик­ты про­сто: ах, те­бе Тол­стой не нра­вит­ся – и по ли­цу (Твар­дов­ский гру­бее го­во­рил), и с ле­ст­ни­цы ку­выр­ком… Вот и это­го Сто­го­ва, будь у нас кор­по­ра­тив­ная честь рус­ских ли­те­ра­то­ров и из­да­те­лей, ува­жа­ю­щая се­бя ре­дак­ция на по­рог бы не пу­с­ти­ла, а ува­жа­ю­щий се­бя чи­та­тель ему ру­ки бы не по­дал, и пра­виль­но бы сде­лал.

Кста­ти, есть та­кое мне­ние, что пи­са­тель­ские скло­ки от­тор­га­ют на­ше со­об­ще­ст­во ли­те­ра­то­ров от чи­та­те­лей. Чушь всё это! Ес­ли бу­дут до­стой­ные все­об­ще­го вни­ма­ния про­из­ве­де­ния, на­ши меж­ду­со­бой­чи­ки на мне­ние чи­та­те­ля не по­вли­я­ют. За­то мы, и прав­да, бу­дем, на­вер­ное, чи­ще и тре­бо­ва­тель­нее к са­мим се­бе.

По по­во­ду «Ли­пок»… Как мне пред­став­ля­ет­ся, а тут я ве­рю Ка­пи­то­ли­не Кок­ше­нё­вой, дав­но и проч­но за­слу­жив­шей ува­же­ние рус­ских чи­та­те­лей сво­ей граж­дан­ской и ли­те­ра­тур­ной ре­пу­та­ци­ей, «фо­рум» этот но­сит пре­иму­ще­ст­вен­но иде­о­ло­ги­че­с­кий ха­рак­тер, от­но­ше­ния к ли­те­ра­ту­ре прак­ти­че­с­ки не име­ю­щий. А вот ре­пу­та­ция Сер­гея Фи­ла­то­ва, это­го при­хво­ст­ня ель­цин­ской «се­мьи» 1990-х го­дов и как, по­нят­но, ор­га­ни­за­то­ра этих «Ли­пок», мне слиш­ком мно­гое го­во­рит о на­прав­лен­но­с­ти се­го «со­бра­ния». С ещё боль­шим удив­ле­ни­ем я уз­нал, что в Лип­ки эти ез­дят по три-че­ты­ре ра­за под­ряд. Спра­ши­ва­ет­ся – за­чем? «Се­бя по­ка­зать, на дру­гих по­смо­т­реть»? Дак, для это­го и од­но­го ра­за за гла­за.

К че­му я это? Поч­ти все пи­са­те­ли мо­е­го по­ко­ле­ния бы­ли уча­ст­ни­ка­ми об­ла­ст­ных или все­со­юз­ных (все­рос­сий­ских) Со­ве­ща­ний мо­ло­дых пи­са­те­лей. Со­би­ра­ли нас на день, на два в Моск­ве, «об­суж­да­ли», вы­но­си­ли «ре­зю­ме», при­ни­ма­ли или не при­ни­ма­ли в Со­ю­зы пи­са­те­лей. Ну, и это­го бы­ло до­ста­точ­но. Ни­кто ни­ког­да на та­кие со­ве­ща­ния по два ра­за не ез­дил. За­чем? Каж­дый из нас про «се­бя» всё и так зна­ет: и твор­че­с­кие воз­мож­но­с­ти, и здо­ро­вье (очень важ­но для пи­са­те­ля), и пла­ны на бу­ду­щее. Ни­ка­кое «со­ве­ща­ние» тут не по­мо­жет. А по­пить порт­вей­на мож­но и в по­сёл­ке Вол­ка­ный на Кам­чат­ке, ес­ли кто ту­да до­бе­рёт­ся (это я в ад­рес Ва­си­лия Ши­ря­е­ва). Впро­чем, в лю­бом дру­гом ме­с­те то­же.

Так, а как же быть? Вы­хо­дит, что и «Де­бют» не в ду­гу, и «Лип­ки» не к ме­с­ту… Как же на­хо­дить мо­ло­дых пи­са­те­лей, не­со­мнен­но, бу­ду­щее рус­ской ли­те­ра­ту­ры? Ну, есть же твор­че­с­кие со­ю­зы! Они обес­си­ле­ны сей­час вну­т­рен­ни­ми дряз­га­ми, но «вос­пи­ты­вать» сме­ну долж­ны бы в си­лу сво­их за­дач и жиз­не­спо­соб­но­с­ти в бу­ду­щем.

Дав­но по­ра по­ду­мать и о се­рь­ёз­ном го­су­дар­ст­вен­ном из­да­тель­ст­ве ис­клю­чи­тель­но для мо­ло­дых. Не­заб­вен­ная «Мо­ло­дая гвар­дия» (имею в ви­ду из­да­тель­ст­во), как я по­ни­маю, бла­го­по­луч­но «при­ва­ти­зи­ро­ва­на» и вряд ли спо­соб­на вы­пол­нять эти функ­ции. И жур­на­лы, ко­неч­но, нуж­ны. В ка­ком там со­сто­я­нии «Юно­с­ти», но­вая и ста­рая, «Сель­ская мо­ло­дёжь», «Ро­вес­ник»?.. Уве­рен, что ну­жен ка­кой-то очень ав­то­ри­тет­ный «ор­ган» пе­ча­ти для мо­ло­дых и на­чи­на­ю­щих.

И все­рос­сий­ские со­ве­ща­ния мо­ло­дых пи­са­те­лей на­до про­во­дить хо­тя бы раз в два-три го­да! Мо­жет быть, на ба­зе Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та, мо­жет быть, ИМ­ЛИ им. Горь­ко­го… При раз­но­шёр­ст­но­с­ти на­ших твор­че­с­ких со­ю­зов пусть эту функ­цию возь­мёт на се­бя Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры, как внеш­ний ар­битр, как, ес­ли мож­но так ска­зать, за­каз­чик от го­су­дар­ст­ва на бу­ду­щие та­лан­ты род­ной сло­вес­но­с­ти. Сло­вом, нуж­на ка­кая-то со­лид­ная ос­но­ва для та­ко­вых фо­ру­мов, а не фон­ды, ти­па фи­ла­тов­ско­го.

Ува­жа­е­мый Ро­ман, я, как быв­ший га­зет­чик, по­ни­маю, что на­до за­кан­чи­вать. Как мы го­во­ри­ли рань­ше: га­зе­та – не ре­зи­на, не рас­тя­нешь. Про­бле­мы, ко­то­рые мы за­тро­ну­ли, ко­неч­но, не ре­шат­ся од­ним днём. Лишь бы в них бы­ло за­ин­те­ре­со­ва­но хо­тя бы – для на­ча­ла (!) – пи­са­тель­ское со­об­ще­ст­во. Мо­жет быть, тог­да на бу­ду­щую встре­чу с В.В. Пу­ти­ным пой­дё­те вы, а не Та­ть­я­на Ус­ти­но­ва (что она там во­об­ще де­ла­ла, ка­кой же это пи­са­тель?). Тог­да и раз­го­вор пой­дёт не о соб­ст­вен­но­с­ти ПЕН-клу­ба, и не о пе­ре­дел­кин­ских да­чах, и да­же не о фи­нан­си­ро­ва­нии пре­мии «Де­бют», а о том, чем пи­са­те­ли смо­гут по­мочь на­ше­му, к со­жа­ле­нию, боль­но­му об­ще­ст­ву.

На­счёт то­го «пле­ме­ни», ко­то­рое про­щай – к со­жа­ле­нию, опыт по­след­них де­ся­ти­ле­тий под­ска­зы­ва­ет, что ис­тин­ных пи­са­те­лей сре­ди них бу­дет ма­ло, да­же ес­ли каж­дый год у «Де­бю­та» бу­дет по со­рок ты­сяч уча­ст­ни­ков, всё рав­но это ре­зуль­та­та не даст. Чем-то они из­на­чаль­но ду­хов­но вы­мо­ро­че­ны, что-то не­до­по­ни­ма­ют в вы­со­ком пред­наз­на­че­нии пи­са­те­ля. На­вер­ное, тут вли­я­ние об­щей, кон­ку­рент­ной, ат­мо­сфе­ры в об­ще­ст­ве. Та­ко­во моё ус­той­чи­вое мне­ние. Я лич­но ве­рю толь­ко в сти­хий­ное по­яв­ле­ние та­лан­тов, рав­ных «са­мо­уч­кам» Тол­сто­му, Бу­ни­ну, Горь­ко­му или Шо­ло­хо­ву, но это уже дру­гая те­ма для раз­го­во­ра!

За сим от­кла­ни­ва­юсь, жму ру­ку.


Андрей СМОЛИН,
г. ВОЛОГДА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования