Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

К УДИВЛЕНИЮ УДИВЛЁННОГО

По­след­ний но­мер «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» уди­вил чи­та­те­лей удив­ле­ни­ем Ильи Ко­ло­дяж­но­го, ос­ве­тив­ше­го со­бы­тия куль­тур­ной жиз­ни се­вер­ной сто­ли­цы. Че­му же удив­ля­ет­ся удив­лён­ный? Ка­мер­но­му ха­рак­те­ру па­мят­ни­ка осе­тин­ско­му по­эту Ко­с­та Хе­та­гу­ро­ву? Воз­мож­но, что это так, не спо­рю. Вре­мя всё рас­ста­вит на свои ме­с­та. Вот и скульп­ту­ра А.Т. Мат­ве­е­ва «Ок­тябрь» пе­ред Ок­тябрь­ским кон­церт­ным за­лом то­же весь­ма да­ле­ка от мо­ну­мен­таль­но­с­ти, а сто­ит се­бе уже не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий и дав­но уже ни­ко­го не удив­ля­ет, хо­тя скульп­тор счи­тал её сво­ей про­грамм­ной ра­бо­той.

Книж­ная лав­ка пи­са­те­лей на Нев­ском про­спек­те, 66 – это дей­ст­ви­тель­но до­сто­я­ние пе­тер­бург­ской ин­тел­ли­ген­ции ещё со вре­мён лав­ки Смир­ди­на. Тут есть че­му уди­вить­ся, ав­тор прав. Но не то­му, что она за­не­се­на в Крас­ную кни­гу Санкт-Пе­тер­бур­га, а дру­го­му – что от­сто­я­ла-та­ки её об­ще­ст­вен­ность, не от­да­ла в ру­ки пред­при­им­чи­во­му биз­нес-жу­лью на съе­де­ние. Вот это­му дей­ст­ви­тель­но сто­ит удив­лять­ся в на­ше ры­ноч­ное вре­мя: книж­ная лав­ка пи­са­те­лей вы­жи­ла на Нев­ском про­спек­те! А вот что в ней пи­са­те­ли не бы­ва­ют, – оши­ба­ет­ся Илья Ко­ло­дяж­ный. Бы­ва­ют, и кни­ги свои при­но­сят, и с чи­та­те­ля­ми встре­ча­ют­ся. Это рань­ше, ког­да её воз­глав­ля­ла М.Под­ряд­чи­ко­ва, ту­да «пу­с­ка­ли» не всех. На юби­лее лав­ки Илья Штем­лер вспом­нил эпи­зод, что у не­го су­ро­вая М.Под­ряд­чи­ко­ва не при­ня­ла пер­вую кни­гу, по­сколь­ку он ещё не был при­нят в Со­юз пи­са­те­лей. Но всё из­ме­ня­ет­ся на бе­ре­гу Фон­тан­ки, кро­ме од­но­го: пи­са­те­ли по-преж­не­му строй­ны­ми ря­да­ми или по­оди­ноч­ке, но по­сто­ян­но идут в свою Книж­ную лав­ку, где их все­гда при­вет­ли­во встре­ча­ет Ни­на Бал­бу­ко­ва не­за­ви­си­мо от то­го, к ка­кой пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции вы при­над­ле­жи­те или не при­над­ле­жи­те по­ка ни к од­ной из них.

А вот идут ли они столь же друж­но в ре­с­то­ран «Ве­на», так уди­вив­ший ав­то­ра ста­тьи, за­труд­ня­юсь ска­зать. Бо­юсь, что нет: на пи­са­тель­скую сти­пен­дию вряд ли раз­гу­ля­ешь­ся, ну, раз­ве что в ка­кой-ни­будь рю­моч­ной в ок­ра­ин­ных рай­о­нах хва­тит на рюм­ку-дру­гую ко­нь­я­ка или вод­ки. В воз­ро­див­шей­ся же «Бро­дя­чей со­ба­ке», дей­ст­ви­тель­но, уди­вишь­ся вме­с­те с Иль­ёй Ко­ло­дяж­ным, уви­дев не­ко­то­рых пи­са­те­лей. Но ведь пи­са­тель пи­са­те­лю рознь. Эта тер­ри­то­рия ок­ку­пи­ро­ва­на пре­иму­ще­ст­вен­но ан­де­г­ра­ун­дом, здесь «са­мо­го Мя­ки­ше­ва» мож­но по­слу­шать с уди­ви­тель­ны­ми ше­де­в­раль­ны­ми при­зна­ни­я­ми вро­де:

 

Ча­с­то те­кут у ме­ня соп­ли из но­су,

Слю­ни из про­чих ча­с­тей го­ло­вы.

 

Вот та­кие уди­ви­тель­ные сти­хи удив­ля­ют на­дол­го и все­рьёз.

При­ят­но ви­деть, что не пе­ре­ве­лись ещё лю­ди, спо­соб­ные удив­лять­ся со­бы­ти­ям куль­тур­ной жиз­ни се­вер­ной сто­ли­цы. Пе­тер­бурж­цев дав­но уже труд­но уди­вить чем-ли­бо. А вот ав­то­ра за­ме­ток уди­ви­ло всё, а осо­бен­но уди­ви­ла пре­мье­ра в Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре! Не толь­ко уди­ви­ла, но да­же воз­му­ти­ла, чуть ли не ос­кор­би­ла по­ста­нов­ка опе­ры Ри­хар­да Штра­у­са «Жен­щи­на без те­ни». Воз­му­ти­тель­но, ува­жа­е­мые чи­та­те­ли, Гер­ги­ев вклю­чил эту опе­ру в ре­пер­ту­ар впер­вые в Рос­сии, да ещё и «без те­ни сму­ще­ния». Ка­кую-то сказ­ку про­дол­жи­тель­но­с­тью поч­ти пять ча­сов! Да ещё и не­мец­ко­го ком­по­зи­то­ра, ко­то­ро­го, го­во­рят, вы­де­лял из чис­ла дру­гих да­же Гит­лер. Да к то­му же в Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре, как от­ме­тил г-н Ко­ло­дяж­ный, боль­шие про­бле­мы с со­пра­но, и пре­мьер­ши за­ме­ня­ют пе­ние виз­гом, пы­та­ясь пе­ре­кри­чать гро­мы­ха­нье ор­ке­с­т­ра. Ну, сто­ит ли удив­лять­ся в та­ком слу­чае удив­ле­нию ав­то­ра то ли за­ме­ток, то ли па­ск­ви­ля?

Бо­юсь, что он ещё не всё зна­ет об этой «уди­ви­тель­ной Ма­ри­ин­ке». Тог­да бы от удив­ле­ния про­сто гла­за бы на лоб по­лез­ли. Ле­том на фе­с­ти­ва­ле «Бе­лые но­чи» этот же са­мый Гер­ги­ев не толь­ко по­ста­вил в ре­пер­ту­ар всю те­т­ра­ло­гию Ваг­не­ра «Коль­цо Ни­бе­лун­гов», но да­же сам и ди­ри­жи­ро­вал че­ты­ре дня под­ряд. Воз­му­ти­тель­но! Че­ты­ре дня под­ряд в Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре од­на не­мец­кая му­зы­ка, да ещё лю­би­мо­го ком­по­зи­то­ра Гит­ле­ра. И это в пред­две­рии 65-й го­дов­щи­ны ве­ли­кой По­бе­ды!

А как он по­смел от­ме­тить юби­лей Сер­гея Про­ко­фь­е­ва? Да ещё как от­ме­тить! Раз­ве мож­но бы­ло по­ка­зы­вать со­вре­мен­но­му зри­те­лю «Иг­ро­ка»? Пра­ви­тель­ст­во бо­рет­ся с ка­зи­но, пы­та­ет­ся вы­ве­с­ти их в спе­ци­аль­ные зо­ны, а тут пря­мо на сце­не на сто­ле с зе­лё­ным лом­бер­ным сук­ном идёт иг­ра. Про­па­ган­ди­ру­ет ка­зи­но, ви­ди­те ли! А «Вой­ну и мир» вклю­чить в ре­пер­ту­ар юби­лей­но­го го­да в по­ста­нов­ке Ан­д­рея Кон­ча­лов­ско­го!!! Ма­ло то­го, что там Ку­ту­зов не по­ёт на со­ве­те в Фи­лях, а го­во­рит «че­ло­ве­че­с­ким» го­ло­сом (это в опе­ре-то!), так там ещё и Моск­ва го­рит! Да как го­рит! Это что, на­мёк для на­ших тер­ро­ри­с­тов? А ведь вы­бо­ры на но­су, мож­но ска­зать. А в но­я­б­ре, не ле­том, не зи­мой, а поч­ти к свя­то­му ре­во­лю­ци­он­но­му дню по­ста­вить «един­ст­вен­ную со­вет­скую опе­ру», как по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся она в про­грам­ме, Про­ко­фь­е­ва – «Се­мён Кот­ко». И хо­тя её по­ста­вил Ю.Алек­сан­д­ров (бы­ва­ют ино­гда и рус­ские по­ста­нов­щи­ки опер!), где же тут «со­вет­ское», где прав­да жиз­ни? Ук­ра­ин­ские се­ля­не хо­дят в бу­дё­нов­ках, а в по­след­нем дей­ст­вии так во­об­ще оде­ты под Мао Цзэ­ду­на! Что за на­мё­ки! Или про­гно­зы? Вид­но, не до­ве­лось г-ну Ко­ло­дяж­но­му по­слу­шать эту опе­ру. Вот где бы он удив­лял­ся!

И что уж тог­да го­во­рить о по­след­ней пре­мье­ре – «Ог­нен­ном ан­ге­ле» по ро­ма­ну В.Я. Брю­со­ва? По всей сце­не ви­сят ка­кие-то при­ви­де­ния, да ещё и бе­га­ют по­рой, сму­щая по­кой мо­на­ше­нок, сры­ва­ют с них одеж­ды, вы­ры­вая их из ми­ра бла­го­че­с­тия и люб­ви к гос­по­ду на­ше­му, в мир су­мас­ше­ст­вия на поч­ве воз­дер­жа­ния. Что ка­са­ет­ся Брю­со­ва, тут удив­лять­ся не­че­му – сим­во­лист он и есть сим­во­лист. Но что­бы эта опе­ра про­зву­ча­ла на сце­не Ма­ри­ин­ско­го те­а­т­ра, не­ког­да Им­пе­ра­тор­ско­го, а по­зд­нее име­ни Сер­гея Ми­ро­но­ви­ча Ки­ро­ва, как тут не удив­лять­ся ве­ли­ко­му ма­э­с­т­ро Ва­ле­рию Гер­ги­е­ву!

А то, ви­ди­те ли, уди­вил­ся Илья Ко­ло­дяж­ный за­пу­тан­но­му ли­б­рет­то Гоф­ман­ста­ля! Не уда­лось про­грамм­ку ку­пить? Там по­дроб­но из­ло­жен весь сю­жет на рус­ском язы­ке, всё по­дроб­но опи­са­но, да и ти­т­ры на рус­ском шли без еди­но­го сбоя, впро­чем, как все­гда в этом ве­ли­ко­леп­ном те­а­т­ре. И сам ма­э­с­т­ро Гер­ги­ев, и вся его бли­с­та­тель­ная труп­па не толь­ко удив­ля­ет, но все­гда вос­хи­ща­ет! Раз­ве не вос­хи­ти­тель­но, что в те­а­т­ре с весь­ма до­ро­ги­ми би­ле­та­ми (прав­да, да­же их це­на не со­по­с­та­ви­ма с це­ной на би­ле­ты на ка­кую-ни­будь без­го­ло­сую и хри­пя­щую ди­ву, так на­зы­ва­е­мую «звез­ду» эс­т­ра­ды с ка­кой-ни­будь «Фа­б­ри­ки» или из ка­ко­го-ли­бо «До­ма», прав­да, ещё не жёл­то­го) все­гда есть би­ле­ты, до­ступ­ные по це­не, оп­ла­чи­ва­е­мые спон­со­ра­ми? Здесь, дей­ст­ви­тель­но, есть че­му уди­вить­ся! Вот, на­при­мер, Ми­хай­лов­ский те­атр (быв­ший им­пе­ра­тор­ский или Ма­лый опер­ный со­вет­ско­го вре­ме­ни) идёт дру­гим пу­тём – по­ка­зом ми­ро­вых пре­мьер, но… КИ­НО! Как-то це­лый день там шла пре­мье­ра филь­ма «Ан­на Ка­ре­ни­на» с Оле­гом Ян­ков­ским в ро­ли Ка­ре­ни­на. Ми­ро­вой пре­мье­ре со­от­вет­ст­во­ва­ли и ми­ро­вые це­ны (в рай­о­не 2000 руб­лей за би­лет!). Ка­жет­ся, это­го Ан­на не вы­дер­жа­ла и бро­си­лась под по­езд, по­сколь­ку по­том этот фильм не по­явил­ся ни в од­ном ки­но­те­а­т­ре Пе­тер­бур­га, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но.

А ка­ких ве­ли­ко­леп­ных ар­ти­с­тов и му­зы­кан­тов со­брал ма­э­с­т­ро под кры­шей те­а­т­ра и сво­им кры­лом! Прак­ти­че­с­ки в каж­дом спек­так­ле ви­дишь но­вых ис­пол­ни­те­лей, а в про­грам­ме чи­та­ешь: «пер­вое вы­ступ­ле­ние».

Так что, ре­зю­ми­руя, хо­чет­ся ска­зать: пусть се­вер­ная сто­ли­ца удив­ля­ет и даль­ше! Толь­ко удив­ля­ет не сбо­ри­ща­ми ан­де­г­ра­ун­да, не вы­ступ­ле­ни­я­ми по­псы в са­мых боль­ших кон­церт­ных за­лах го­ро­да, а но­вы­ми по­ста­нов­ка­ми в Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре не­из­ве­ст­ной опер­ной и ба­лет­ной клас­си­ки или со­вре­мен­ных тво­ре­ний. Про­дол­жим удив­лять­ся (с Иль­ёй Ко­ло­дяж­ным или без) и вос­хи­щать­ся, вос­хи­щать­ся, вос­хи­щать­ся… Тем бо­лее, что гря­дёт оче­ред­ная пре­мье­ра – «Тро­ян­цы» Гек­то­ра Бер­ли­о­за. Зво­ню в те­атр, что­бы ус­петь за­ка­зать би­ле­ты.


Татьяна ЛЕСТЕВА,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования