Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Болящий дух врачует песнопенье

 Я при­еха­ла к Юрию и Ма­рии Мам­ле­е­вым в Пе­ре­дел­ки­но. В этот день при­шла зи­ма, а по­то­му ста­ло как-то сра­зу ве­се­лее, свет­лее, ра­до­ст­нее. Го­во­рить хо­те­лось о зна­чи­тель­ном и глав­ном. В гос­ти­ной бы­ло мно­го по­да­рен­ных Юрию Ви­та­ль­е­ви­чу книг. И по­ка на­ст­ра­и­вал­ся наш раз­го­вор, я по­смо­т­ре­ла на ко­реш­ки: Вла­ди­мир Кру­пин, Вик­тор Ка­лу­гин, Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко, эн­цик­ло­пе­дия «Кто де­ла­ет се­го­дня рус­скую фи­ло­со­фию» (со ста­ть­ёй о Мам­ле­е­ве), Ми­ха­ил Ели­за­ров, Лев Да­нил­кин и мно­го книг мо­ло­дых пи­са­те­лей и по­этов. Соб­ст­вен­но, эти кни­ги и оп­ре­де­ли­ли на­ча­ло бе­се­ды.

 

Юрий МАМЛЕЕВ
Юрий МАМЛЕЕВ (Фото Sasha Krasnov)

– Юрий Ви­та­ль­е­вич, Вы яв­ля­е­тесь клю­че­вой фи­гу­рой той груп­пы пи­са­те­лей, са­мо­на­зва­ние ко­то­рой «ме­та­фи­зи­че­с­кие ре­а­ли­с­ты». Как ви­ди­те Вы своё на­прав­ле­ние в про­ст­ран­ст­ве со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры и на­сколь­ко вам важ­ны дру­гие пи­са­те­ли?

– Я бо­лею за всю со­вре­мен­ную рус­скую ли­те­ра­ту­ру. Имея по­за­ди та­кую ве­ли­чай­шую клас­си­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру, как-то хо­чет­ся, что­бы на­ша ли­те­ра­ту­ра то­же про­дол­жи­ла её мощь, но, ес­те­ст­вен­но, на дру­гом, со­вре­мен­ном уров­не. Да, мы так из­ме­ни­лись, что пи­сать, как пи­са­ли клас­си­ки, уже не­воз­мож­но. У нас есть и пост­мо­дер­низм. Это те­че­ние, ко­то­рое мне бо­лее-ме­нее чуж­до – от­чуж­дать­ся от ре­аль­но­с­ти и всё вре­мя иро­ни­зи­ро­вать над ней мож­но, но сто­ит и по­мнить, что ре­аль­ность бу­дет мстить нам и в жиз­ни, и в ли­те­ра­ту­ре. Я всё же счи­таю, что за­пас нор­маль­но­го тра­ди­ци­он­но­го ре­а­лиз­ма ещё не ис­чер­пан. И не ис­чер­пан по­то­му, что жизнь – та­кая бо­га­тая. Она пол­на та­ких яв­ле­ний, ко­то­рых рань­ше не бы­ло в ми­ре. По­это­му зер­каль­ная сущ­ность ли­те­ра­ту­ры про­дол­жа­ет об­ла­дать оп­ре­де­лён­ным зна­че­ни­ем. Есть ещё та­кое те­че­ние, ко­то­рое на­зы­ва­ют «но­вым ре­а­лиз­мом». Он, на мой взгляд, бли­зок в ме­то­дах опи­са­ния ре­аль­но­с­ти к сюр­ре­а­лиз­му – и это то­же воз­мож­но, по­сколь­ку са­ма ре­аль­ность сюр­ре­а­ли­с­тич­на. Что ка­са­ет­ся мо­е­го на­прав­ле­ния – ме­та­ре­а­лиз­ма или ме­та­фи­зи­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма, то это на­прав­ле­ние воз­ник­ло до­ста­точ­но не­дав­но.

– Ког­да воз­ник тер­мин ме­та­фи­зи­че­с­кий ре­а­лизм? Вы мо­же­те на­звать точ­ную «да­ту рож­де­ния»?

– Тер­мин воз­ник имен­но в 60-е го­ды, ког­да я пи­сал од­ну из ча­с­тей ос­нов­ной сво­ей фи­ло­соф­ской кни­ги «Судь­ба бы­тия». Она бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в Рос­сии в 1993 го­ду. Там, в ча­ст­но­с­ти, бы­ла гла­ва «Ме­та­фи­зи­ка и ис­кус­ст­во». В этой гла­ве впер­вые был вве­дён тер­мин и да­но оп­ре­де­ле­ние ме­та­фи­зи­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма. Сло­во «ре­а­лизм» здесь не про­сто на­и­ме­но­ва­ние, а вклю­ча­ет в се­бя обыч­ное изо­б­ра­же­ние, до­пол­нен­ное про­ник­но­ве­ни­ем в ту ре­аль­ность, ко­то­рая при­сут­ст­ву­ет, но не­ви­ди­ма, и при­сут­ст­ву­ет ду­хов­ным об­ра­зом. Сло­во «ме­та­фи­зи­ка» оз­на­ча­ет то, что за пре­де­ла­ми фи­зи­че­с­ко­го ми­ра. Па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что са­мое глав­ное в нас как раз и ле­жит за пре­де­ла­ми фи­зи­че­с­ко­го ми­ра. Ме­та­фи­зи­ка ре­аль­но при­сут­ст­ву­ет в нас са­мих – это об­ласть со­зна­ния и мыс­ли, то­го, что на­зы­ва­ет­ся об­щим тер­ми­ном «ду­ша». Они – не­ма­те­ри­аль­ные сви­де­те­ли (при­шли от­ту­да и уй­дут в тон­кий мир). Ме­та­фи­зи­че­с­кая ре­аль­ность не про­сто при­сут­ст­ву­ет в на­шей жиз­ни, но она её и оп­ре­де­ля­ет: имен­но жизнь со­зна­ния – это то, что де­ла­ет че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Но са­ма ме­та­фи­зи­ка в твор­че­ст­ве при­сут­ст­ву­ет по-раз­но­му. Го­голь, на­при­мер, об­ра­щал­ся к те­мам на­род­ных пре­да­ний.

– Но для Го­го­ля ду­ша хри­с­ти­ан­ская то­же бы­ла до­ро­га. Рус­ские клас­си­ки ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка от­ра­зи­ли с не­о­бык­но­вен­ной ху­до­же­ст­вен­ной си­лой и глу­би­ной. Но хо­те­лось бы пе­ре­ве­с­ти раз­го­вор в со­вре­мен­ную пло­с­кость. Ин­те­рес­ны ли вам те пи­са­те­ли, ко­то­рым важ­ны, как Алек­сан­д­ру По­тём­ки­ну, «иг­ры ра­зу­ма», про­ст­ран­ст­во со­зна­ния че­ло­ве­ка, в ко­то­ром ра­зы­г­ры­ва­ют­ся его глав­ные дра­мы?

– Из-за про­бле­мы со зре­ни­ем мне труд­но чи­тать во­об­ще. Ис­точ­ни­ком зна­ния о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре ча­ще слу­жит об­ще­ние с пи­са­те­ля­ми. Вот и с Алек­сан­д­ром По­тём­ки­ным мы встре­ча­лись, бе­се­до­ва­ли, и он про­из­вёл на ме­ня яр­кое впе­чат­ле­ние. Его кни­ги мне, бе­зус­лов­но, ин­те­рес­ны. В круг на­ших мо­ло­дых дру­зей вхо­дят Сер­гей Шар­гу­нов, Ан­д­рей Быч­ков, На­та­лья Ма­ке­е­ва, Сер­гей Си­бир­цев, Оль­га Слав­ни­ко­ва. Ана­то­лий Ким име­ет от­но­ше­ние к ме­та­фи­зи­че­с­ко­му на­прав­ле­нию са­мое яв­ное. К нам при­со­е­ди­нил­ся и Вла­ди­мир Ма­ка­нин – его ста­ли ин­те­ре­со­вать про­бле­мы ме­та­фи­зи­ки. А во­об­ще-то я не хо­тел на­зы­вать име­на – или оби­дишь, или не на­зо­вёшь ко­го-ни­будь не­ча­ян­но…

– Вы, эми­г­ри­ро­вав из Рос­сии, жи­ли в Аме­ри­ке, Фран­ции. А по­том вер­ну­лись, в 90-е го­ды. Ска­жи­те, со­от­но­сят­ся ли ны­неш­ние про­цес­сы в Рос­сии с те­ми ли­те­ра­тур­ны­ми тен­ден­ци­я­ми, что вам бы­ли из­ве­ст­ны в Ев­ро­пе? А то нам ча­с­то го­во­рят, что мы – ев­ро­пей­ская про­вин­ция. Есть ли от­ли­чия?

– На­ша ли­те­ра­ту­ра до­воль­но силь­но от­ли­ча­ет­ся от за­пад­ной ли­те­ра­ту­ры – от­ли­ча­ет­ся об­щи­ми под­хо­да­ми. Ко­неч­но, есть и на За­па­де пи­са­те­ли, ко­то­рые вы­па­да­ют из об­ще­го те­че­ния. Но за­пад­ная ли­те­ра­ту­ра слиш­ком свя­за­на с ра­ци­о­на­лиз­мом и ра­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ки­ми под­хо­да­ми. В на­шей ли­те­ра­ту­ре при­сут­ст­ву­ет вну­т­рен­няя тре­во­га – боль­шая склон­ность к «свя­щен­но­му бе­зу­мию». В 2003 го­ду мы бы­ли во Франк­фур­те, и там не­мец­кий про­фес­сор го­во­ри­ла так: «Су­дя по со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре, Рос­сия со­шла с ума». В на­ча­ле ве­ка, от­ве­чал я ей, ев­ро­пей­ская ли­те­ра­ту­ра то­же «схо­ди­ла с ума» – ре­зуль­та­том че­го ста­ло рож­де­ние сюр­ре­а­лиз­ма, по­яви­лись Каф­ка и Джойс (я уж не го­во­рю о по­эзии). Да, се­го­дня и За­пад стал дру­гим – хо­тя мы про­дол­жа­ем о нём су­дить ча­с­то по ли­те­ра­ту­ре про­шло­го ве­ка. За­пад окон­ча­тель­но раз­вёр­нут в сто­ро­ну ма­те­ри­а­лиз­ма и ра­ци­о­на­лиз­ма – он ста­ра­ет­ся не за­да­вать во­про­сов, на ко­то­рые нет от­ве­тов. Во­про­сы, ко­то­рые вы­хо­дят за пре­де­лы прак­ти­че­с­кой ре­ша­е­мо­с­ти – про­сто от­бро­ше­ны.

– А в на­шей ли­те­ра­ту­ре, по-мо­е­му, всё на­обо­рот.

– Да, на­обо­рот. Мы за­ня­ты во­про­са­ми, на ко­то­рые от­ве­та нет, но дол­жен быть.

– Да, но се­го­дня в Рос­сии веч­ны­ми или иде­аль­ны­ми во­про­са­ми за­ни­ма­ют­ся то­же не­мно­гие. Да, вот что лю­бо­пыт­но: мод­но быть де­ло­вым и прак­тич­ным, мод­ным ста­ло сло­во «ре­аль­ный», то есть, мы ви­дим бес­ко­неч­ную оци­ф­ров­ку ми­ра, вы­со­кую тех­но­ло­гич­ность, но, с дру­гой сто­ро­ны, во­круг так мно­го де­шё­во­го ми­с­ти­циз­ма. Не ка­жет­ся ли Вам, что ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ма­гов, во­ро­жей, пред­ска­за­те­лей су­деб сви­де­тель­ст­ву­ет о страш­ной тя­ге к не­ра­ци­о­наль­но­му, да и са­ма ли­те­ра­ту­ра этим гре­шит?

Юрий и Мария МАМЛЕЕВЫ. Ноябрь 2009г.
Юрий и Мария МАМЛЕЕВЫ. Ноябрь 2009г.

– Как бы ни ста­рал­ся че­ло­век стать де­ло­вым и прак­тич­ным, как это­го тре­бу­ет дух вре­ме­ни и ка­пи­та­лизм, – он ни­ког­да не мо­жет вы­тес­нить до кон­ца вто­рой че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Нуж­на очень боль­шая на­стой­чи­вая об­ра­бот­ка, что­бы ка­че­ст­ва ир­ра­ци­о­наль­ные уш­ли из че­ло­ве­ка. Че­ло­век во все вре­ме­на чув­ст­ву­ет, что он смер­тен, что его пре­сле­ду­ют бо­лез­ни, не­уда­чи, а жизнь не ук­ла­ды­ва­ет­ся в уз­кие рам­ки. Вы­тес­нить ир­ра­ци­о­наль­ное в че­ло­ве­ке труд­но, тем бо­лее в Рос­сии, в ко­то­рой все­гда бы­ли силь­ны ми­с­ти­че­с­кие пе­ре­жи­ва­ния. Ин­стинк­ты стра­ха за­став­ля­ют че­ло­ве­ка ис­кать за­щи­ты в пред­ска­за­нии судь­бы. Лю­ди чув­ст­ву­ют, что мир ус­т­ро­ен го­раз­до слож­нее, чем это им ка­жет­ся.

– Для ме­ня ме­та­фи­зи­ка свя­за­на с хри­с­ти­ан­ским ос­но­ва­ни­ем, с век­то­ром пра­во­слав­но­го ми­ро­ощу­ще­ния. А для вас это важ­но? В та­ком слу­чае мы мо­жем го­во­рить не о ме­та­фи­зи­ке для из­бран­ных, по­сколь­ку рус­ский че­ло­век всё же дол­го был хо­ро­шим хри­с­ти­а­ни­ном. Да, сей­час нуж­ны не­ма­лые уси­лия, что­бы ос­та­вать­ся в хри­с­ти­ан­ском жиз­нен­ном по­ле, но всё же хри­с­ти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка от­кры­та для всех.

– Для Рос­сии имен­но хри­с­ти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка яв­ля­ет­ся ос­но­вой. Мы – пра­во­слав­ная стра­на, и для нас важ­на имен­но хри­с­ти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка. Уче­ние о Тро­и­це – глу­бо­чай­шее, ко­то­рое не встре­ча­ет­ся ни в од­ной ре­ли­гии. Да, хри­с­ти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка мо­жет ох­ва­тить боль­шой круг лю­дей, но важ­но, что­бы она не ста­ла бы­то­вым и толь­ко об­ря­до­вым яв­ле­ни­ем, а со­хра­ня­ла бы тре­бу­е­мую глу­би­ну.

– Вы чи­та­е­те ко­го-ли­бо из со­вре­мен­ных бо­го­сло­вов?

– Мне из­ве­ст­но имя про­фес­со­ра Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии А.И. Оси­по­ва. Я це­ню кни­ги Та­ть­я­ны Го­ри­че­вой, ко­то­рые пред­став­ля­ют имен­но опыт хри­с­ти­ан­ской ме­та­фи­зи­ки.

– Я хо­чу Вас спро­сить о люб­ви. Для пи­са­те­ля, ко­то­рый пи­шет и ду­ма­ет о смыс­ле судь­бы Рос­сии и жиз­ни че­ло­ве­ка, лю­бовь, на­вер­ное, это фун­да­мент?

– О люб­ви ста­ли ред­ко спра­ши­вать пи­са­те­лей. Ве­ли­кая хри­с­ти­ан­ская за­по­ведь люб­ви яв­ля­ет­ся и са­мым ес­те­ст­вен­ным чув­ст­вом че­ло­ве­ка. Люб­ви сей­час очень не хва­та­ет – лю­бить дру­гих имен­но как се­бе по­доб­ных, близ­ких друг дру­гу тем, что со­зда­ны по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии жи­ла ещё моя мать, и она, и род­ст­вен­ни­ки рас­ска­зы­ва­ли мне, что лю­ди бы­ли го­раз­до бо­лее жиз­не­ра­до­ст­ны, чем в со­вет­ское вре­мя.

– А сей­час лю­ди ещё ме­нее жиз­не­ра­до­ст­ны, чем в со­вет­ское вре­мя. Ра­дость ис­че­за­ет из ми­ра. А меж­ду тем ве­ли­кий наш по­эт Ба­ра­тын­ский ска­зал, что «бо­ля­щий дух вра­чу­ет пес­но­пе­нье». И пес­но­пе­нье…

– Я ду­маю, что жизнь бы­ла на­пол­не­на имен­но лю­бо­вью – пра­зд­ни­ки пра­во­слав­ные все­гда пра­зд­ни­ки люб­ви. Вспом­ни­те, сколь­ко бы­ло пра­зд­ни­ков, пра­зд­но­го сво­бод­но­го вре­ме­ни, на­прав­лен­но­го на об­ще­ние друг с дру­гом?! В се­ре­ди­не XIX ве­ка убийств (за­фик­си­ро­ван­ных) в Рос­сий­ской им­пе­рии бы­ло 5–7 в го­ду. Чем боль­ше люб­ви – тем мень­ше злоб­ст­во­ва­ния. Но кро­ме люб­ви долж­на быть му­д­рость. Вот со­че­та­ние люб­ви и му­д­ро­с­ти – ча­е­мое со­сто­я­ние для че­ло­ве­че­ст­ва. Не хва­та­ет и ве­ры в Бо­га – под­лин­ной и ис­крен­ней. В со­вет­ское вре­мя то­же ве­ры вро­де бы уже не бы­ло, но лю­ди всё ещё жи­ли по-хри­с­ти­ан­ски, да­же не на­зы­вая се­бя хри­с­ти­а­на­ми. Да и клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра то­же де­ла­ла жизнь лю­дей бо­лее ра­до­ст­ной. Я счи­таю, что пре­по­да­ва­ние рус­ской ли­те­ра­ту­ры по школь­ным стан­дар­там – это над­ру­га­тель­ст­во над рус­ской куль­ту­рой. Но это и удар по лю­дям – по­то­му как тех­ни­че­с­кие дис­цип­ли­ны де­ла­ют спе­ци­а­ли­с­та, а че­ло­ве­ка де­ла­ют че­ло­ве­ком гу­ма­ни­тар­ные пред­ме­ты и ре­ли­гия. Са­мое глав­ное в рус­ской ли­те­ра­ту­ре не со­ци­аль­ные да­же во­про­сы – а во­про­сы о че­ло­ве­ке. Нуж­но учить по­ни­мать имен­но че­ло­ве­че­с­кое со­дер­жа­ние клас­си­ки. На тот свет мы ухо­дим не с тех­но­ло­ги­я­ми, а со сво­ей ду­шой.

– А про зем­ную лю­бовь?

– Вы зна­е­те, это очень тон­кое, ин­тим­ное, глу­бо­кое чув­ст­во. И ещё… ра­ни­мое чув­ст­во. Оно не на­по­каз.

– Хо­ро­шо. Поз­воль­те тог­да по­же­лать со­хра­нять ещё дол­го-дол­го тай­ну ва­шей су­пру­же­с­кой люб­ви… А я за­дам слож­ный, но не­из­беж­ный во­прос. Се­го­дня есть не­ма­ло пи­са­те­лей, ко­то­рые пре­тен­ду­ют на вос­про­из­ве­де­ние вто­рой ре­аль­но­с­ти, по­ла­га­ю­щие её ме­та­фи­зи­че­с­кой, но ча­с­то ока­зы­ва­ют­ся в про­ст­ран­ст­ве ок­куль­тиз­ма. Но ху­до­же­ст­вен­ным ре­зуль­та­том та­ко­го про­цес­са ста­но­вит­ся ги­пер­тро­фи­ро­ван­ный фи­зи­о­ло­гизм, лож­ная та­ин­ст­вен­ность. Фи­зи­ка пре­об­ла­да­ет, на­груз­ка на фи­зи­че­с­кий мир под дав­ле­ни­ем «ме­та­фи­зи­че­с­кой за­да­чи» та­ко­ва, что мир ис­ка­жа­ет­ся… В «Ша­ту­нах» на пер­вой же стра­ни­це по­яв­ля­ет­ся стран­ный и не­о­бык­но­вен­ный ге­рой Фё­дор, ко­то­рый фи­зи­че­с­ки до­воль­но не­при­ятен.

– Мы жи­вём в фи­зи­че­с­ком ми­ре, а по­то­му лю­бые идеи, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в со­зна­нии, бы­ва­ют ча­с­то и раз­ру­ши­тель­ны. Они втор­га­ют­ся в фи­зи­че­с­кий мир и про­из­во­дят жут­кое впе­чат­ле­ние, про­ис­хо­дит де­фор­ма­ция, и она фик­си­ру­ет­ся пи­са­те­лем. Пи­са­тель опи­сы­ва­ет имен­но бе­зум­ную фи­зи­че­с­кую ре­ак­цию. Мой по­след­ний ро­ман «Рус­ские по­хо­ды в тон­кий мир» – это аб­со­лют­но не­о­быч­ный ро­ман. Ве­ду­щий ра­дио «Куль­ту­ра» на­зы­вал его опи­са­ни­ем рус­ско­го рая. Он от­ли­чен от всех дру­гих ро­ма­нов. В «Ша­ту­нах» был ад, а здесь – рай. В «Рус­ских по­хо­дах» нет от­ри­ца­тель­ных ге­ро­ев. И пи­сать та­кой ро­ман бы­ло слож­но, очень слож­но.

 

А быть мо­жет, се­го­дня го­раз­до важ­нее не от­дать на от­куп гла­му­ру, не уте­рять в ли­те­ра­ту­ре под­лин­ную кра­со­ту имен­но как ху­до­же­ст­вен­ную, иде­аль­ную? Ведь сти­хо­твор­ная стро­ка Ба­ра­тын­ско­го за­вер­ша­ет­ся мыс­лью, что «гар­мо­нии та­ин­ст­вен­ная власть // Тя­жё­лое ис­ку­пит за­блуж­де­нье // И ук­ро­тит бун­ту­ю­щую страсть»…


Беседовала Капитолина КОКШЕНЁВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования