Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Жанна Агузарова рядом не стояла

Юби­лей­ная оче­редь за де­бю­том

 

Начну с анекдота. Ректор института печально смотрит из окна своего кабинета на группу абитуриентов во дворе. И грустно про себя: «Ну, вот ещё одна толпа записалась в очередь за дипломом».

В этот понедельник «Дебют» в десятый раз выдал свои дипломы и щедрые чеки на 200 тысяч. Тысячу раз прав критик из Екатеринбурга Сергей Беляков – премиальный «аванс» чересчур щедрый для юных дарований, мигнувших порой одноразово на литературном небосклоне. И этому феномену имеется объяснение. Это как посуда: есть одноразового употребления, дешёвая, пластиковая, которую выбрасываешь в мусор не задумываясь, и есть качественная, фарфоровая, для постоянного употребления пищи.

И соглашусь с гонимым в Северодвинске критиком Андреем Рудалёвым, что «Дебют» может стать «литературным лифтом» для истинно талантливых.

Не хочется лишний раз пережёвывать имена бывших «дебютовцев», признанных литературным сообществом, но есть и такие, которые заслуженно вошли в «лифт» и так и застряли на первом этаже вместо того, чтобы подыматься с каждым разом этажом выше. К примеру, Катя Репина, прошлогодний финалист, написавшая удивительную повесть с интересной и яркой историей и бережным отношением к русскому языку, не опоганившая его ненужным сквернословием. Ей бы помочь с публикацией повести, посоветовать критикам обратить внимание на девушку, и, глядишь, двери журналов и открылись бы. Вот здесь бы руку помощи «Дебюта». Вспоминается, как на прошлогодней церемонии батюшка, перечисляя номинантов и их творения, и споткнулся на «Сучьей крови», и перекрестился.

 

Те­перь по­смо­т­рим, из ка­ко­го «со­ра» вы­би­ра­ли по­бе­ди­те­лей «Де­бю­та» в 2009 го­ду. Кто про­бил­ся в фи­нал?

Нач­нём с «ма­лой про­зы». Эду­ард Лу­ко­я­нов из го­ро­да Губ­ки­на Бел­го­род­ской об­ла­с­ти пред­ста­вил три рас­ска­за: «Май», «Смерть ге­роя» и «Ста­рый со­вет­ский бу­диль­ник». Рас­ска­зы меж­ду со­бой ни­как не свя­за­ны, как ле­бедь, рак и щу­ка из из­ве­ст­ной бас­ни. Не в оби­ду фи­на­ли­с­ту, оси­лил толь­ко два рас­ска­за, тре­тий про­сто не за­хо­тел чи­тать, хо­тя на­зва­ние ин­три­го­ва­ло, но та­ким же бы­ла и «Смерть ге­роя». Ге­роя вы там днём с ог­нём не сы­ще­те. Труд­но най­ти чёр­ную кош­ку в тём­ной ком­на­те. Так и у Эду­ар­да. Три­ви­аль­ный и скуч­ный рас­сказ о по­хо­ро­нах ста­руш­ки не цеп­ля­ет ду­шу. Да­же «Май» ка­жет­ся бо­лее свет­лым и ос­мыс­лен­ным, осо­бен­но ког­да внук Ми­тя в кон­це спра­ши­ва­ет у де­да: «А ког­да ты на солн­це жить уе­дешь». Воз­мож­но, ра­ди этой са­к­раль­ной фра­зы и был на­пи­сан весь рас­сказ, но в нём, в от­ли­чие от «Смер­ти ге­роя», чув­ст­ву­ет­ся ду­шев­ное дви­же­ние. В рас­ска­зах Лу­ко­я­но­ва, к со­жа­ле­нию, от­сут­ст­ву­ет ху­до­же­ст­вен­ная фик­са­ция, ав­тор­ские на­блю­де­ния край­не блед­ны и при­ми­тив­ны. Мно­го сло­вес­ных по­вто­ров, от ко­то­рых по­яв­ля­ет­ся ос­ко­ми­на. Кое-где Лу­ко­я­нов стре­мил­ся со­ри­ги­наль­ни­чать, что из это­го вы­шло, ре­шать вам.

«Ми­тя улыб­нул­ся смуг­лой ха­ре де­да», чув­ст­ву­е­те, как ма­лень­кий маль­чик Ми­тя обо­жал лю­би­мо­го де­да, срав­ни­вая его ли­цо с ха­рей.

«Ши­ро­ко над­ку­сы­вал яй­цо до желт­ка» – упо­и­тель­ная фра­за, по­том не спра­ши­вай­те, от­ку­да не­сва­ре­ние же­луд­ка.

Ещё один ку­со­чек на де­серт из «Смер­ти ге­роя».

«Дождь всё сту­чал и сту­чал. Илья лю­бил та­кую по­го­ду за её чи­с­то­ту и очи­ще­ние. Дождь – уро­ки ге­о­ме­т­рии, ког­да мож­но бы­ло ку­пать­ся в за­дан­ных про­ст­ран­ст­вах, при этом не вы­хо­дя за от­ве­дён­ные гра­ни­цы. Эти бе­лые ров­ные про­ст­ран­ст­ва меж­ду гра­ня­ми приз­мы или усе­чён­ной пи­ра­ми­ды – иде­ал пу­с­то­ты, ко­с­мос, не­на­пи­сан­ные сло­ва, мо­ло­ко. Но за­да­ча ни­как не ре­ша­лась, уг­лы не шли ему в го­ло­ву, пе­ре­кри­ки­вая друг дру­га, они за­ст­ре­ва­ли меж­ду стра­ни­цей и его со­зна­ни­ем. Че­рез чет­верть ча­са он по­смо­т­рел от­вет в кон­це учеб­ни­ка и под­вёл ход за­да­чи под не­го».

От сло­вес­ных вы­кру­та­сов Эду­ар­да Лу­ко­я­но­ва ста­но­вит­ся пе­чаль­но.

Из да­лё­ко­го Мо­зам­би­ка на «Де­бют» при­сла­ла два сво­их рас­ска­за Юна Летц. «Ко­мод» ин­те­рес­ная и за­нят­ная ис­то­рия в сти­ле Ниц­ше. «Рас­ска­жи ме­ня» – боль­ше сма­хи­ва­ет на фи­ло­соф­скую прит­чу, не­же­ли рас­сказ.

Гри­го­рий Де­ря­бин из Зе­ле­но­гра­да по­де­лил­ся в сво­их рас­ска­зах за­мор­ской жиз­нью. Эф­фек­та на ме­ня они не про­из­ве­ли – это как ки­тай­ский шир­по­треб. Смо­т­рит­ся кра­си­во, но ка­че­ст­во зна­е­те са­ми ка­кое…

То, что Юна и Гри­го­рий стре­мят­ся мно­гое вме­с­тить в рас­сказ – пра­виль­но, сей­час это нор­ма. Дру­гое де­ло, что это мно­гое на­до по­ка­зы­вать, от­ра­жать в ма­лом. Не пе­ре­гру­жать по­дроб­но­с­тя­ми, не увя­зать в ба­наль­но­с­тях. Мно­гое долж­но быть не в оби­лии де­та­лей, а в смыс­ло­вой ём­ко­с­ти точ­но най­ден­ных вы­ра­зи­тель­ных де­та­лей, сцен, в ми­ро­по­ни­ма­нии, ко­то­рое долж­но вы­ра­жать­ся пре­дель­но крат­ко.

Полина КЛЮКИНА
Полина КЛЮКИНА

По­ли­ну Клю­ки­ну на­звать де­бю­тант­кой мож­но раз­ве что с боль­шим на­пря­гом. Она про­шло­год­ний фи­на­лист, к то­му же бла­го­по­луч­но учит­ся в двух ин­сти­ту­тах: Ли­тин­сти­ту­те и МГУ на жур­фа­ке. В 10-м но­ме­ре «Но­во­го ми­ра» опуб­ли­ко­ва­ны её не­сколь­ко не са­мых луч­ших рас­ска­зов, но уже са­ма пуб­ли­ка­ция в «Но­вом ми­ре» – это как ат­те­с­тат с от­ли­чи­ем, но мы-то зна­ем, что не всё то зо­ло­то, что бле­с­тит, но к По­ли­не по­след­ний пас­саж не от­но­сит­ся. «Осен­няя жи­гал­ка» вме­с­те с дру­ги­ми рас­ска­за­ми бы­ла пред­став­ле­на на юби­лей­ный «Де­бют». Как «Бу­кер» оце­нил трой­ной за­ход Еле­ны Чи­жо­вой, так, уве­рен, и «Де­бют» оце­нит ста­ра­ния По­ли­ны, ну и про­сто бу­дет не­при­лич­но не дать ей «Птич­ки» в этой но­ми­на­ции, так как ос­таль­ным «та­лан­там» ещё тя­нуть­ся и тя­нуть­ся до Клю­ки­ной, как до Ки­тая пеш­ком.

Ма­лая про­за По­ли­ны из весь­ма ред­ко­го в на­ше вре­мя раз­ря­да про­из­ве­де­ний, ко­то­рые не ос­тав­ля­ют чи­та­те­ля (ко­неч­но, не по­те­ряв­ше­го спо­соб­ность со­пе­ре­жи­вать) рав­но­душ­ным. Это про­ис­хо­дит, ви­ди­мо, по­то­му, что ав­тор и сам про­пу­с­ка­ет то, что пи­шет, че­рез серд­це. Рас­ска­зы на­пи­са­ны ру­кой впол­не сло­жив­ше­го­ся ху­дож­ни­ка, ко­то­рый идёт не от стан­дарт­ных, ожи­да­е­мых схем, а от са­мой жиз­ни, от под­лин­ной на­шей рос­сий­ской, глу­бин­ной ре­аль­но­с­ти.

Ес­ли под­ве­с­ти про­ме­жу­точ­ный анам­нез «ма­лой про­зы», то в пред­став­лен­ных в шорт-ли­с­те рас­ска­зах, к со­жа­ле­нию, нет изю­мин­ки, вы­ра­зи­тель­ных де­та­лей, слов – всё ус­ред­нён­ное. Не пер­со­на­жи – функ­ции. А над язы­ком, над сло­гом на­до ра­бо­тать, учить­ся. От­хо­дить от школь­но­го син­так­си­са, от штам­пов, ка­зён­щи­ны, ба­наль­ных или «ли­те­ра­тур­ных» вы­ра­же­ний – про­ска­ки­ва­ют. Хо­чет­ся по­со­ве­то­вать мо­ло­дым ав­то­рам «вы­жи­мать» из тек­с­та все не­о­бя­за­тель­ные сло­ва – это при­даст лёг­ко­с­ти сти­лю. И глав­ное – вы­ра­бо­тать свой ин­ди­ви­ду­аль­ный язык, на­и­бо­лее ор­га­нич­ный для Ва­ше­го мы­ш­ле­ния. Толь­ко без «ук­ра­ша­тельств», без ис­кус­ст­вен­ных «кра­си­во­с­тей». Ори­ги­наль­ность долж­на быть в глу­би­не мыс­ли, в об­раз­но­с­ти – при мак­си­маль­ной яс­но­с­ти и про­сто­те сло­га. Ма­лая про­за ра­зо­ча­ро­ва­ла, но, как го­во­рит­ся, на без­ры­бье и По­ли­на Клю­ки­на ры­ба.

Алиса ГАНИЕВА –  тот самый Гулла ХИРАЧЕВ
Алиса ГАНИЕВА –
тот самый Гулла ХИРАЧЕВ

С пре­ду­беж­де­ни­ем чи­тал по­весть Гул­лы Хи­ра­че­ва «Са­лам те­бе, Дал­гат!». Пой­ми­те пра­виль­но. Та­ко­го вос­тор­жен­но­го пресс-ре­ли­за чи­тать мне не при­хо­ди­лось. «…Че­ло­век-за­гад­ка: Гул­ла Хи­ра­чев из Да­ге­с­та­на. По­весть «Са­лам те­бе, Дал­гат!» по­ст­ро­е­на на глу­бо­ком по­гру­же­нии в на­ци­о­наль­ную пси­хо­ло­гию, и од­но­вре­мен­но у ав­то­ра, по­жа­луй, луч­ший рус­ский язык из всей про­зы кон­кур­са».

Я тоже двумя ру­ками за то, что­бы «Птич­ку» по­лу­чил имен­но Гул­ла Хи­ра­чев! Он на­пи­сал очень силь­ную вещь. И я как кри­тик и чи­та­тель сра­зу ощу­тил (и это ощу­ще­ние ме­ня не по­ки­да­ет уже про­дол­жи­тель­ное вре­мя), что это вещь на­сто­я­щая (да­же при оп­ре­де­лён­ных ча­ст­ных из­держ­ках). Есть чер­ты, не­по­вто­ри­мые в твор­че­ст­ве каж­до­го пи­са­те­ля. Для Гул­лы Хи­ра­че­ва – это мяг­кий ли­ри­че­с­кий юмор, с ко­то­рым всма­т­ри­ва­ет­ся он в ха­рак­те­ры сво­их ге­ро­ев че­рез вос­при­я­тие их Дал­га­том.

По­сле Гул­лы Хи­ра­че­ва чи­тать Ни­ки­ту Бе­гу­на бы­ло не ко­миль­фо. По­ве­с­ти яв­но не хва­та­ет ди­на­мич­но­с­ти. Слиш­ком за­тя­ну­то. Се­бя за­став­ля­ешь чи­тать или хо­тя бы про­бе­гать гла­за­ми для бле­зи­ра уже по­сле вто­рой стра­ни­цы.

Круп­ная про­за, в от­ли­чие от ма­лой, по­ра­до­ва­ла. Тек­с­ты Ни­ки­ты Бе­гу­на и Вик­то­рии Чи­кар­не­е­вой не­пло­хие, в них есть плю­сы и ми­ну­сы, но Гул­ла Хи­ра­чев – это имен­но та жем­чу­жи­на, ко­то­рую Оль­га Слав­ни­ко­ва ис­кус­но су­ме­ла вы­ло­вить из мно­го­ты­сяч­но­го бу­маж­но­го ому­та.

В про­шлом го­ду «Де­бют» в но­ми­на­ции «эс­се» по­лу­чил Алек­сандр Монт­ле­вич, при­кид ко­то­ро­го про­сто по­тря­сал – Жан­на Агу­за­ро­ва ря­дом не сто­я­ла. Я не сра­зу про­чи­тал «Кри­ми­но­ло­гию при­сут­ст­вия», бы­ло не до неё, но, про­чи­тав, мгно­вен­но из­ме­нил мне­ние об Алек­сан­д­ре. Его «Кри­ми­но­ло­гия» – это глу­бо­ко фи­ло­со­фи­че­с­кая вещь, срав­ни­вав­шая Биб­лию с порт­мо­не, на­би­тым ас­сиг­на­ци­я­ми. «Кри­ми­но­ло­гия» бы­ла пол­на не­пред­ска­зу­е­мых вы­во­дов, не­о­жи­дан­ных по­во­ро­тов, ин­те­рес­ных сцеп­ле­ний, в ней бы­ла яр­ко вы­ра­же­на ав­тор­ская по­зи­ция.

«По­ко­ле­ние – Я» Ев­ге­ния Та­бач­ни­ко­ва из Моск­вы чи­та­ет­ся лег­ко, слов­но пьёшь но­во­год­нее шам­пан­ское. В го­ло­ве шу­мит, ут­ром про­снёшь­ся, таб­лет­ку «Пен­тал­ги­на» за­пьёшь и че­рез пол­ча­са те­бе уже хо­ро­шо, ни­че­го не бо­лит, и ни­че­го не по­мнишь.

«Аль­бом вос­по­ми­на­ний» Ека­те­ри­ны Ко­че­то­вой о вы­жи­ва­нии рус­ской де­рев­ни в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях боль­ше по­хож на школь­ное со­чи­не­ние ше­с­ти­класс­ни­цы, чем на эс­се. Оно ба­наль­ное, как охи и вздо­хи ба­ры­шень XIX ве­ка.

Чи­тая «Вер­сию дей­ст­ви­тель­но­с­ти» и дру­гие ста­тьи Еле­ны По­го­ре­лой, да­же ес­ли бы не знать, что она ре­дак­тор от­де­ла со­вре­мен­ной про­зы жур­на­ла «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры», сра­зу по­ни­ма­ешь – это наш че­ло­век, ко­то­рый точ­но зна­ет, о чём пи­шет. Не по­ки­да­ет чув­ст­во, что при­сут­ст­ву­ешь на про­из­вод­ст­вен­ном со­ве­ща­нии или пла­нёр­ке. Всё точ­но, ла­ко­нич­но, и, глав­ное, не мо­жешь воз­ра­зить.

Кто луч­ше: Ев­ге­ний Та­бач­ни­ков или Еле­на По­го­ре­лая?! Вось­ми­де­ся­ти­с­т­ра­нич­ные рас­суж­де­ния об аб­ст­ракт­ном или про­фес­си­о­наль­ный раз­бор по­лё­тов?! Каж­до­му ово­щу свой фрукт. Мне боль­ше им­по­ни­ру­ет «Эро­ти­че­с­кое чув­ст­во Ро­ди­ны» Еле­ны По­го­ре­лой.

Ес­ли под­ве­с­ти ито­ги по трём но­ми­на­ци­ям, скла­ды­ва­ет­ся стран­ное чув­ст­во, что яр­ко­с­ти, не­о­рди­нар­но­с­ти и все­го ос­таль­но­го, что про­пи­са­но в де­бю­тов­ском пресс-ре­ли­зе, нет и в по­ми­не. Воз­мож­но, очень хо­те­ли, что­бы оно бы­ло. Яр­кая звез­да юби­лей­но­го «Де­бю­та», его па­ро­воз, как лю­бит вы­ра­жать­ся Ми­ха­ил Бу­тов, ес­те­ст­вен­но, Гул­ла Хи­ра­чев, и ес­ли он вдруг не по­лу­чит «Птич­ку», пусть не рас­ст­ра­и­ва­ет­ся. Не прой­дёт в од­ном ме­с­те, прой­дёт в дру­гом.

А в об­щем, всё су­е­та су­ет, глав­ное в этой жиз­ни – это здо­ро­вье. Уж по­верь­те мне на сло­во.

P.S. Моё от­но­ше­ние к по­ве­с­ти «Са­лам те­бе, Дал­гат», по­лу­чив­шей, как я и пред­ска­зы­вал, «Птич­ку», по­то­му что это бы­ло бы сов­сем смеш­но – не по­лу­чить её, не из­ме­ни­лось. Это очень та­лант­ли­вая по­весть. Те­перь вы­яс­ня­ет­ся, что Гул­ла не Гул­ла на са­мом де­ле – это Али­са Га­ни­е­ва. Тог­да я не Егор Мол­да­нов, а Марк Са­ф­ро­нов, дав­но хо­тел се­бе взять та­кой пи­са­тель­ский псев­до­ним, чем я ху­же Али­сы Га­ни­е­вой. Ес­ли вчи­тать­ся в де­бю­тов­ский пресс-ре­лиз – «за­га­доч­ный ав­тор» и про­чая ми­шу­ра, – ста­но­вит­ся по­нят­но, что от­цы-ос­но­ва­те­ли зна­ли про Штир­ли­ца в юб­ке. За­чем, прав­да, та­кой ма­с­ка­рад?! Ну, а ес­ли се­рь­ёз­но, ос­тал­ся оса­док, что «Де­бют» об­ма­нул. Од­но де­ло по­весть очень та­лант­ли­вую на­пи­сал на­чи­на­ю­щий ав­тор, дру­гое – про­фес­си­о­наль­ный кри­тик, пусть да­же и не до­стиг­ший двад­ца­ти­пя­ти­лет­не­го ру­бе­жа. Это как смо­т­реть на под­лин­ную «Ма­дон­ну» Ра­фа­э­ля в му­зее и на её ре­про­дук­цию. В пер­вом слу­чае те­бя ох­ва­ты­ва­ет вол­не­ние и чув­ст­ва, во вто­ром – аб­со­лют­но ни­че­го, по­ни­ма­ешь, что это про­сто ко­пия.


Марк Сафронов, нет, всё-таки –
Егор МОЛДАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования